Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь некоторых психологических терминов





Агорафобия – боязнь открытых пространств.

Агрессия – действие, наносящее физическую или психическую травму окружающим людям, связанное с сильными негативными эмоциями - гневом, ненавистью, враждебностью. Агрессивное поведение может проявляться от демонстрации неприязни до словесных оскорблений (вербальная агрессия), применения грубой физической силы.

Адаптация (приспособление) – это изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя. Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные (прикосновение) анализаторы. Медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы.

Ажитация – состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных ситуациях, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение способности к рассудочной деятельности – аномальное психическое состояние.

Амнезия – нарушение памяти.

Аморальность - непринятие моральных устоев общества, нигилистическое отношение к нравственным нормам, духовный распад личности и социальных групп.

Апатия – это наиболее низкий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства: ослабленность побуждений и интересов, безразличие к событиям окружающей действительности, эмоциональная пассивность.

Аффект (душевное волнение, страсть) - это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужение) и крайней активизации импульсивных реакций.

Внушение – внедрение в психическую сферу индивида помимо его воли, процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности.

Галлюцинации – это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

Гипноз – состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушенного содержания.

Девиация (отклонение) - отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

Дисфория - негативное эмоциональное состояние раздражительности, озлобленности, готовности к агрессивным проявлениям.

Депрессия – аффективное эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, подавленностью, пессимизмом, угнетенностью духовных сил. Человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелое мучительное переживания тоски и отчаяния.

Задача – цель деятельности, которая может быть достигнута путем преобразования исходных условий.

Интеллект – устойчивая структура умственных способностей индивида.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

Испуг – форма страха. Возникает на основе инстинкта самосохранения при прямом столкновении с опасностью или резком неблагоприятном изменении среды. Эмоция испуга прямо не связана с ожиданием опасности или подготовкой к каким-либо действиям, она захватывает человека врасплох и может сразу же нарушить течение психических процессов и деятельности в целом.

Клаустрофобия - боязнь закрытых помещений.

Конфабуляции - ложные воспоминания.

Комплексы – это нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии.

Ксенофобия – боязнь всего чужого.

Лидер – признание группой за одним из её членов преимущественного права принимать решения в определенных ситуациях.

Метод в психологии – это способ получения фактов о психике и способ их интерпретации.

Мотивация – потребность индивида добиваться успеха и избегания неудачи, субъективная оценка вероятности успеха в определенных видах деятельности; побуждения (осознанные и неосознанные), вызывающие активность организма в определенном направлении (пищевая, половая, защитная, агрессивная и другие разновидности мотивации).

Напряженность психическая – психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта.

Напряженность психическая – психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта.

Неврозы – это психогенные нервно-психические расстройства – неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

Нерешительность – психическое состояние неспособности быстро принимать решения. Оно может быть проявлением особой психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности.


Нозофобия – страх различных заболеваний.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма.

Одиночество – психическое состояние индивида, находящегося в социально- коммуникативной изоляции, характеризующееся тревожностью и депрессией.

Патопсихология – это психологическая дисциплина, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Педагогическая психология - это психологическая дисциплина, которая изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Профессиография – описание системы требований, предъявляемых определенной профессии к психофизиологическим и психическим качествам индивида, основа профессиональной психодиагностики.

Психика человека – субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой.

Психические процессы – совокупность актов психической деятельности.

Психические свойства личности – типичные для человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

Психические состояния – это временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Релаксация – расслабление, состояние покоя, достигаемое путем принятия свободной позы, актуализации приятных, успокаивающих образов, которые создают ощущение тепла, приятного света и т.п.

Состояние депрессии (подавление) – отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью.

Состояние сдержанности – это торможение нежелательных действий, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

Синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей.

Страсть – сильное и очень стойкое чувство приверженности к какому-либо объекту, слияние волевых и эмоциональных компонентов психической регуляции, движущая сила как низменных, так и великих дел.

Страх - острая негативная эмоция, возникающая в обстановке угрозы биологическому или социальному благополучию индивида; имеет различные степени интенсивности: опасение, боязнь, испуг, ужас (аффект).

Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях опасности, неуверенности в завтрашнем дне, в победе и т.д. и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Толерантность (терпение) – это устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей.

Ужас – это наивысшая степень страха, сопровождающаяся резкой дезорганизацией сознания, оцепенением или беспорядочным мышечным перевозбуждением.

Фобии – категория тревожных расстройств, характеризуемая настойчивым беспричинным страхом перед объектами или ситуациями.

Феномен «зомби» - поведение, которое проявляется в виде определенной реакции на серию слов, фраз, очевидно, неизвестных человеку в его нормальном состоянии. В состоянии «зомби» человек может вставать с постели во время сна, передвигаться, нажимать на курок пистолета.

Фрустрация (неудача, обман) – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения определенных целей.


Целеустремленность – это психическое состояние, которое характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целей.

Экстремальная психология - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека в крайне усложненных условиях.

Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека, эмоциональная рефлексивность индивида.

Литература

Федеральный закон от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Федеральный закон от 22 августа 1995г № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».

Закон города Москвы от 12 марта 2008г. № 12 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы».

Закон города Москвы от 07.10.2009г.№ 43 «О психологической помощи населению в городе Москве»

Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям.- М.: Издат. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002;

Гостюшин А.В. Человек в экстремальной ситуации. М.: Армада –Пресс,2001;

Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Издат. ЭКСМО-ПРЕСС, 2001;

Методические рекомендации по оценке психологической готовности спасателей к действиям в экстремальных условиях.- М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС,2003;

Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник нового века. – С. Пб.: Питер,2000;

Матафонова Т.Ю., Елисеева И.Н.и др. Приемы психологической саморегуляции для спасателей и пожарных МЧС России. Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. Методические рекомендации. – М.:2006 г.

Тренинговый курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований. - М.: ВЦЭРМ – ЦЭПП МЧС России, 2002г.

Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия, составители А.Е.Тарас, К.В.Сельченок.-Мин.:АСТ,2000;

Учебник спасателя (С.К.Шойгу, М.И.Фалеев, Г.Н.Кириллов и др. под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. –2изд.- Краснодар: «Сов. Кубань»,2002;

Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. - М.:1995г.

Шульц И.Г. Аутогенная тренировка: перевод с нем.-М.:Медицина,1985;

 


[1] См.: Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993г. Статья 72.

[2] См.: Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Изд. 3-е. - Ростов н /Д.: Феникс, 2007, с. 451.

[3]См.: Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983, с. 1074.

[4] См.: Приказы МЧС России от 25.04.2003г. № 218 «О создании психологической службы МЧС России» и от 23.12.2003 г. № 754 «О центре экстренной психологической помощи МЧС России».

[5] См.: Гражданская защита: энциклопедический словарь. Под общей ред. С.К.Шойгу. – М.: ДЭКС – Пресс, 2005, с. 376.


[6] См.: Тренинговый курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований. – М.: ВЦЭРМ – ЦЭПП МЧС России, 2002, с.4.

[7] См.: Федеральный закон от 21.12.94г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[8] См.: Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И.Фалеев, Г.Н.Кириллов и др. под общ. ред. Ю.Л. Воробьева.-2-е изд. – Краснодар: «Советская Кубань», 2002, с.149 – 150.

[9] См. Мы спасатели. Газета «Спасатель МЧС России», №27, 27.12. 2007г.

[10] См.: Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007, с.432.

[11] См. Журнал «Гражданская защита» №9, 2002 г.

[12] См. Тренинговый курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований. –М.: ВЦЭРМ – ЦЭПП МЧС России, 2002, с.92.

[13] См. Ю.С. Шойгу. Экстренная психологическая помощь. М.: ЦЭПП МЧС России, 2007 г.

[14] См. Е.М. Черепанова. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. –М.: 1995г. с.12-13.

[15] См. Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. – М.: 1995г, с. 14-16.

[16] См.: Гражданская защита: энциклопедический словарь, под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. - М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005, с. 411.

[17] См. Тренинговый курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований. –М.: ВЦЭРМ- ЦЭПП МЧС России, с.56-92.

[18][18] См. Матафонова Т.Ю.,Елисеева И.Н., Лернер Т.В.,Жукова Ю.Л., Хабердия К.О. Приемы психологической саморегуляции для спасателей и пожарных МЧС России. Методические рекомендации. Под общей редакцией Шойгу Ю.С. - М.: ГУ ЦЭПП, 2006г., с.44-46, 86-87







Date: 2015-09-24; view: 892; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию