Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В развитии фотографии можно выделить несколько этапов
Этап дагерротипии (1839-1860 гг.) - это единственный фотографический процесс, позволявший получать достаточно совершенные по качеству изображения, но не позволявший их размножать. Научная заслуга Дагерра состояла в том, что он открыл способность паров ртути усиливать (проявлять) слабовидимое (скрытое) изображение. Оказалось, что обработка пластинки парами ртути дает хорошо видимое изображение при гораздо меньшем времени экспонирования в камере-обскуре, сокращая его до 3-4 мин. Проявленное изображение подвергалось закреплению (сначала в растворе поваренной соли, а затем и в растворе тиосульфата натрия). Этап мокрого коллоидного процесса (1851-1882 гг.), вытеснивший дагерротипию и позволявший получать вначале негатив, а с него печатать позитивные изображения на альбуминовой бумаге. Этот метод разработал английский исследователь Фредерик Скотт Арчер. Этап сухих желатиновых галоидосеребряных фотографических слоев (1878-1882), которые до настоящего времени являются основным видом светочувствительных материалов. Если в гелиографических опытах Ньепса выдержка при съемке в камере-обскуре составляла 6-8 ч (при контактной печати 2-3 ч), то для процесса дагерротипии (1839 г.) она сократилась до 30 мин, а при мокром коллоидном процессе (1851 г.) съемку можно было проводить за 10 с. С появлением сухих броможелатиновых фотопластинок (1879 г.) выдержка сократилась для несенсибилизированных слоев до 1-1/50 с; для ортохроматических слоев (1900 г.) -до 1/1000 с; а для панхроматических слоев (1937 г.) -до 1/25 000 с. Значительный вклад в развитие фотографии внесли изобретатели и ученые России. Изобретатель-самоучка И.В. Болдырев разработал метод изготовления прозрачной гибкой пленки (1880 г.). Причем случилось это за несколько лет до того, как такую же пленку стала выпускать американская фирма "Кодак". С.А. Юрковский изобрел шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций (1882 г.). С.Л. Левицкий сконструировал камеру с мягким мехом для наводки на резкость, впервые применил фотографическую ретушь, предложил использовать электрическое освещение при фотосъемке в неблагоприятных условиях (1842 - 1851 гг.). Л.В. Варнерке создал первый в мире катушечный фотоаппарат (1880 г.). Первые сведения о фотографировании арестантов перед их освобождением из тюрьмы датируются 1841 годом в Бельгии. В Швейцарии судебным властям уже в 1854 году удалось по фотографии разыскать скрывшегося преступника. Для этого из Лозанны фотографии были разосланы во все кантоны страны и в соседние государства. По одной из этих фотографий преступник был опознан и арестован. Достоверные сведения об использовании фотографии русской полицией относятся к 1896 году. Тогда в "Юридической газете" было опубликовано сообщение о розыске двух арестантов, бежавших из Ярославского острога: "... Смотритель острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоколамский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а затем возвращены в острог". Формирование судебной (криминалистической) фотографии неразрывно связано с такими выдающимися именами, как Евгений Федорович Буринский в России и Альфонс Бертильон во Франции. Работая над проблемой уголовной регистрации, французский криминалист А. Бертильон заложил основы судебно-оперативной фотографии. Он предложил фотографировать преступников по строго определенным правилам; сконструировал несколько типов крупноформатных камер и разработал приемы их применения при фиксации обстановки мест происшествий и трупов. Ему принадлежит приоритет изобретения способов измерительной фотографии. Становлению и развитию судебно-оперативной фотографии способствовали труды ученых-криминалистов Г. Гросса, Э. Локара, А. Рейса и др. Е.Ф. Буринского является творцом судебной фотографии. В результате кропотливого пятнадцатилетнего труда он разработал метод цветоделения, при помощи которого в 90-е годы XIX столетия восстановил невидимые (угасшие) письмена грамот XIV в. на сыромятных кожах, считавшиеся безнадежно утраченными. Данный метод исследования по значению считается равным изобретению микроскопа. За эту работу Российская академия наук удостоила Е. Ф. Буринского премии им. М. В. Ломоносова. В 1905 г., теоретические основы судебной фотографии и технологию восстановления невидимых текстов он изложил в своей книге «Судебная экспертиза документов». В 1889 г. при непосредственном участии Е. Ф. Буринского создается первая судебно-фотографическая лаборатория при Петербургском окружном суде. За короткий срок ее существования, несмотря на сложность и трудоемкость мокрого коллоидного процесса, ограниченность в средствах, Е. Ф. Буринский провел в ней ряд талантливых фотографических экспертиз по судебным делам, связанным с исследованием документов. Зарубежный и отечественный опыт использования фотографии для решения криминалистических задач обобщался в печатных трудах. В 1908 г. В. И. Лебедев издал пособие «Судебно-полицейская фотография». В 1912 г. вышла в свет книга А. А. Громова «О судебной фотографии» В январе 1893 г. по постановлению Государственного Совета был; учреждена новая судебно-фотографическая лаборатория, преобразованная в 1912 г. в кабинет научно-судебной экспертизы. С 1913 по 1914 гг. кабинеты научно-судебной экспертизы создаются в Москве, Киеве, Одессе. В 1927 г. по инициативе С. М. Потапова были организованы курсы подготовки экспертов-криминалистов для научно-технических отделов (НТО) милиции. 2. Понятие криминалистической фотографии и ее основные элементы
Криминалистическая (судебная) фотография - это раздел криминалистической техники, объединяющий систему научных знаний и разрабатывающий на их основе фотографические средства, приемы и методы, которые предназначены для фиксации и исследования материальных объектов, являющихся носителями криминалистически значимой информации. Субъектами применения средств и методов криминалистической фотографии могут быть: - следователь, дознаватель, прокурор; - оперативный работник; - эксперт, специалист; - иные сотрудники правоохранительных органов. Формы применения средств и методов криминалистической фотографии различают две: - процессуальную (в том случае, если эти средства и методы применяются при проведении экспертиз и следственных действий); - непроцессуальную (в том случае, если эти средства и методы используются при проведении оперативно-розыскных мероприятий). По сферам применения, криминалистическая фотография делится на три вида: - следственную; - оперативно-розыскную; - экспертную (исследовательскую). Первая применяется при производстве следственных действий в ходе расследования, вторая - при проведении оперативно-розыскных мероприятий и чаще всего вне рамок расследования, третья - при производстве судебных экспертиз (главным образом криминалистических). Указанное деление несколько условно, ибо все эти виды имеют много общего и тесно связаны между собой. К основным системообразующим элементам криминалистической фотографии относятся: - объекты криминалистической фотографии; - средства криминалистической фотографии; - методы криминалистической фотографии; - приемы криминалистической фотографии. Объектами криминалистической фотографии являются любые материальные объекты и их совокупности, свойства и признаки которых возникает необходимость з афиксировать с помощью фотосъемки при проведении следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий или экспертных исследований. Это могут быть: живые лица (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие), трупы и их части, места проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (участки местности, здания и помещения), различные вещественные доказательства (следы, отдельные предметы и документы) и другие материальные носители криминалистически значимой информации. К средствам криминалистической фотографии относятся съемочная и проекционная аппаратура, фотопринадлежности, специальные приспособления, созданные криминалистами, фотоматериалы и химические реактивы для их обработки. Перечень и наличие средств криминалистической фотографии в подразделениях органов внутренних дел регламентируются рядом ведомственных нормативных актов, определяющих их ассортимент и нормы положенности. Методы криминалистической фотографии - это разнообразные совокупности правил и рекомендаций по выбору фотоаппаратуры, условий съемки и обработки отснятых материалов, способствующих получению качественных фотоизображений с предварительно заданными характеристиками. Методы криминалистической фотографии в зависимости от задач съемки и специфики фиксируемых объектов подразделяются на две группы: - методы запечатлевающей фотографии; - методы исследовательской фотографии. Методы запечатлевающей криминалистической фотографии - это методы, с помощью которых фиксируют свойства и признаки материальных объектов, видимые невооруженным глазом. Эти методы представляют собой описание технологий производства таких фотосъемок, как: - панорамная; - измерительная; - стереоскопическая; - опознавательная. Панорамная фотосъемка - это метод фотографирования по частям объекта (или сюжета), изображение которого в заданном масштабе не помещается в стандартном кадре. Панорамная съемка может быть выполнена двумя способами: линейным и круговым. Применяя способ линейной панорамы, съемку производят с нескольких различный точек, одинаково удаленных от объекта. Аппарат перемещается по линии, параллельной ориентировочной линии съемки. Особенность способа круговой панорамы заключается в том, что фотоаппарат при съемке располагается на одном месте, а каждый последующий кадр фиксируется после поворота камеры на определенный угол, как правило, в горизонтальной плоскости. Не исключаются случаи, когда такая съемка может проводиться и в вертикальной плоскости. Для круговой панорамной съемки рекомендуется использовать штативы, снабженные специальными головками с градуированной шкалой. Измерительная фотосъемка - это метод фотографирования объекта (или сюжета), обеспечивающий возможность установления его действительных геометрических параметров по фотоснимкам. По снимкам, выполненным измерительным методом, можно составить масштабный план места происшествия, определить расстояния между объектами и размеры любого из них. В зависимости от целей и задач измерительной съемки в практике раскрытия и расследования преступлений применяются следующие способы ее осуществления: - фотосъемка с глубинным масштабом; - фотосъемка с квадратным масштабом; - фотосъемка с линейным масштабом. Стереоскопическая фотосъемка - это метод получения снимков, обеспечивающих объемное (трехмерное) восприятие сфотографированных предметов и их взаимного расположения. Опознавательная (иногда ее называют сигналетической или приметоописательной ) фотосъемка живых лиц и трупов в криминалистической литературе всегда выделяется в качестве самостоятельного метода, поскольку предполагает следование специально разработанным правилам съемки и выполнение ряда специфических требований, предъявляемых к фотоснимкам. Методы исследовательской криминалистической фотографии - это методы, с помощью которых фиксируют свойства и признаки материальных объектов, недоступные обычному зрению. По своему содержанию они являются основой экспертной (исследовательской) фотографии и применяются преимущественно в экспертно-криминалистической практике. В зависимости от особенностей объектов и конечных целей фиксации их свойств и признаков различают следующие три группы методов исследовательской фотографии: - репродукционная; - макросъемка; - микрофотосъемка; - фотографическое изменение контрастов; -цветоразличительная фотография; - фотосъемка в невидимых лучах спектра. Репродукционная фотосъемка - это метод получения фотокопий текстов, чертежей, схем, таблиц, картин, рисунков, фотокарточек и других подобных плоских объектов. В практике раскрытия и расследования преступлений с применением этого метода фиксируют общий вид документов, получают иллюстративный материал к протоколам следственных действий и заключениям экспертов, размножают снимки (для розыска и опознания скрывшихся преступников) и т.д. Фотографирование плоских объектов, аналогичных выше перечисленным, с целью получения их копий, может быть осуществлено двумя способами: - с помощью фотоаппарата; - контактной печатью (без применения фотоаппарата). Макросъемка применяется для получения фотографического изображения мелких объектов в натуральную величину или с увеличением в 20-30 раз, но без применения микроскопа. Микрофотографией называют метод получения увеличенного фотографического изображения при помощи микроскопа, соединенного с фотокамерой. Основными задачами микрофотографии являются получение увеличенного изображения в заданном масштабе и четкая передача в нем наиболее важных признаков, не воспринимаемых зрением. Так, если на расстоянии наилучшего видения (250 мм) человек с нормальным зрением способен различать в натуре детали диаметром до 0,1 мм, то на микрофотоснимках, полученных при наиболее употребительных в криминалистической практике масштабах съемки с увеличением до 30-50 крат, выявляются и передаются детали объекта диаметром до 0,002-0,003 мм. Группу фотографических методов изменения контрастов - методов исследовательской фотографии, результатами применения которых являются фотографические изображения (негативы, снимки, диапозитивы) с измененными по отношению к объектам яркостными или цветовыми характеристиками - образуют: - метод изменения теневого контраста, основанный на выявлении неровностей рельефа поверхности в результате их освещения (например, при прочтении вдавленного текста, установлении подчистки в документе, изучении микроскопического рельефа в следе); - метод изменения яркостного контраста, способствующий усилению яркости одних деталей исследуемого объекта и ослаблению яркости других с тем, чтобы они больше отличались друг от друга (например, при выявлении трудноразличимых следов рук, восстановлении содержания документов, установлении факта внесения изменений в их содержание путем дописки или дорисовки); - метод изменения цветового контраста, который предоставляет возможность усилить на фотографическом изображении яркость (оптическую плотность) цветовых различий объекта съемки. Наглядная фиксация даже незначительных цветовых различий исследуемого объекта достигается цветоделением или цветоразличением. При цветоделительной фотосъемке один какой-либо цвет выделяется за счет удаления (гашения) всех остальных. Так, например, при исследовании документов цветоделение позволяет устанавливать дописки и исправления, выполненные красителем, отличным по цвету от красителя основного текста, и прочесть залитые и зачеркнутые тексты. Цветоразличительная фотография представляет метод съемки, позволяющий преобразовывать цветовые оттенки исследуемого объекта в различия яркостей или оптических плотностей при съемке на черно-белые фотоматериалы. С ее помощью удается выявлять слабовидимые окрашенные следы и записи в документах, различать полезные детали за счет ослабления мешающей окраски фона и других помех, выявлять различия в окраске отдельных криминалистически значимых деталей. Группу методов фотосъемки в невидимых лучах спектра - методов, основанных на способности этих лучей проникать через некоторые объекты, непрозрачные при наблюдении с обычным освещением, а также по-иному, чем видимые лучи, отражаться и поглощаться многими веществами - образуют: - фотосъемка в инфракрасных лучах; - фотосъемка в ультрафиолетовых лучах; - фотосъемка в рентгеновских лучах.
3. Приемы криминалистической фотографии Приемы криминалистической фотографии - это объединенные конкретными задачами фотографирования системы правил и рекомендаций, касающиеся выбора направления и дистанции съемки объектов или сюжетов, имеющих криминалистическое значение. В число приемов криминалистической фотографии входят: - ориентирующая съемка; - обзорная съемка; - узловая съемка; - детальная съемка. В отдельных учебниках и учебных пособиях по криминалистической фотографии эти приемы называют видами судебно-следственной фотосъемки, а иногда их определяют и как частные методы. Ориентирующая съёмка применяется для запечатления места проведения следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия на фоне окружающей обстановки. Сущность обзорной съёмки состоит в том, что при композиционном построении кадра ключевой криминалистический объект (сюжет) в нём воспринимается как самое главное, существенное. Обзорным является фотографирование непосредственно самого места происшествия, т.е. участка местности (помещения), на котором происходило расследуемое событие и остались материальные следы, содержащие информацию о происшедшем. Обзорной съёмкой фиксируется вся территория места происшествия. Основной целью обзорного фотографирования является запечатление размещения объекта, против которого были направлены действия, последствий происшедшего, следов, вещественных доказательств и размещения предметов обстановки места происшествия относительно друг друга. Узловая съёмка представляет собой фотографирование группы предметов, отдельного предмета или участка территории места происшествия, содержащих наибольшее количество признаков и материальных следов происшедшего. Узловые снимки фиксируют фрагменты обстановки на месте происшествия. Объектами съёмки могут являться взломанная дверь при краже из помещения, повреждённые вещи при уничтожении имущества, столкнувшиеся автомашины на месте аварии и т.п. В композицию кадра включают форму, состояние, положение, размещение этих объектов на месте происшествия и относительно друг друга. Отдельный предмет (взломанный сейф, кассовый аппарат и т.п.) фотографируют не изолированно, а с частью окружающей обстановки. Детальная фотосъёмка предназначена для запечатления изолировано от окружающей обстановки криминалистически значимых отдельных относительно небольших, а также мелких предметов (орудий взлома, оружия, пуль, гильз, внедрившихся дробинок, порошинок и т.п.) и следов (пальцев, обуви, орудий взлома и т.п.). В ходе детальной съёмки фиксируются форма, состояние, структура и другие характерные особенности этих объектов. Масштаб и направление при детальной съемке должны обеспечить узнавание и сохранение на фотоснимке всех признаков и особенностей запечатлеваемого объекта. Если детальный снимок предмета, полученный при съемке с одной точки, не передает все особенности и характерные признаки объекта, его необходимо сфотографировать с других точек. Для того чтобы по фотографии можно было определить размеры сфотографированного предмета, его особенности, точное размещение на нем мелких признаков, применяют технологии макро- и масштабной съемки. При запечатлении яркостно-цветовых свойств предметов используют фотографические методы изменения контрастов. Фотографирование на месте обнаружения трупа. При расследовании убийств основу фотографической фиксации места происшествия составляют те же закономерности. Однако особое внимание уделяют воспроизведению всех признаков и обстоятельств, характерных для данного узлового элемента - места обнаружения трупа либо его частей. При осмотре места происшествия методами и средствами фотографии фиксируют: - место обнаружения трупа на фоне окружающей местности; - положение трупа, его позу и состояние участка, на котором он находится на период осмотра до его транспортировки; - состояние одежды, повреждения, положение предметов, которые могут указать на причину смерти; - следы крови, выделений человеческого организма, связанные с трупом; - орудия убийства или средства, которые могут являться причиной смерти;- предметы, вещи, оставленные преступником или принадлежащие потерпевшему; - следы рук, обуви, частей тела или одежды, оставленные преступником, произведенные им изменения в окружающей обстановке; - возможные или установленные пути следования на это место погибшего, преступника, пути ухода с него. Общее положение трупа фиксируют на фоне окружающей обстановки. Направления съемки и их число определяют особенности рельефа местности, условия обзора места обнаружения трупа. Максимально точную взаимосвязь всех элементов на месте обнаружения трупа дает съемка с четырех сторон под углами, близкими к 45° к оси трупа (крестообразная съемка). В случаях, когда условия съемки не позволяют выполнить эти рекомендации, положение трупа фотографируют со стороны головы или ног, обеспечивая минимально возможные искажения его позы. Съемку проводят с более высоких и удаленных точек. Дистанция до объекта несколько превышает расстояние, необходимое для узловой съемки. Съемка трупа производится без изменения его положения. Признаки, свидетельствующие об ином положении трупа к моменту осмотра, в процессе съемки следует подчеркнуть. Например, следы волочения отображают с фронтальной точки, передавая на снимке начало волочения и положение трупа. Если эту информацию невозможно передать на одном снимке, применяют круговое или линейное панорамирование. Трупы, засыпанные землей, снегом, закрытые различными предметами, фотографируют в том виде, в каком они были обнаружены. После извлечения и освобождения от посторонних предметов фиксируют их положение и состояние. Съемку можно вести и по мере освобождения трупа от маскирующих элементов. Фотографируют и предметы, использованные для сокрытия трупа. Иногда для съемки возможна лишь одна точка, например, при обнаружении трупа в шкафу, ящике и т. п. В этом случае дополнительную информацию о позе трупа дают снимки, получаемые после извлечения, особенно если его состояние осталось неизменным. Обязательна после извлечения трупа съемка места, где он находился. Позу сидящего трупа по возможности фиксируют с трех-четырех сторон. Например, труп у стены фотографируют спереди и с двух боковых сторон. Уяснению обстоятельств расследуемого события способствует съемка с верхней точки, с которой отображается расположение предметов вблизи трупа. Позу висящего трупа фотографируют спереди и сзади. Направления съемки выбирают на уровне его пояса. Возможно применение вертикального панорамирования. При съемке с небольшим наклоном фотоаппарата от вертикали получаемые искажения компенсирует трансформация изображения. При съемке отображают место крепления веревки, характер расположения петли на шее трупа, особенности и форму узла петли. После снятия петли фотографируют странгуляционную борозду, показывая ее расположение и особенности. На отдельном снимке фиксируют особенности формы и вязки узла петли. Характерные особенности позы трупа, например, согнутые и касающиеся пола ноги, связанные руки, расстояние до пола или ближайшей опоры, передают в более крупном масштабе с боковых, верхних, нижних точек. Положение оставшихся в ранах ножей и других предметов фиксируют относительно участков тела, на которых они находятся. После извлечения предмета из раны фотографируют и само повреждение, и предмет. Небольшие по размерам повреждения (пулевые и ножевые) фотографируют при увеличении, достаточном для отображения их особенностей.
4. Криминалистическая видео- и звукозапись как средства Простота и технологичность средств видеомагнитофонной записи, получивших развитие во второй половине ХХ века, предопределили их широкое использование во всех сферах жизни общества, в том числе и в борьбе с преступностью. В нашей стране практическое применение видеозаписи для фиксации объектов и сюжетов, имеющих криминалистическое значение, началось в семидесятых годах прошлого столетия. Тогда МВД СССР закупило в Японии несколько комплектов видеоаппаратуры марки "Националь" NV- 3082Е и распределило их по МВД союзных республик европейской части страны. Яблоков Н.П., который считает, что "криминалистическая видеозапись представляет собой систему научно-разработанных методических рекомендаций видеозаписи с помощью современных видеозаписывающих средств при различных видах криминалистической деятельности, используемых при собирании и фиксации доказательств". В качестве технических средств видеозаписи используются любительские видеокамеры формата "видео 8" (например, марки ССД-ТR 323Е фирмы "Sоny") и значительно реже - профессиональные камеры (VHS). Все эти видеокамеры оснащены цветным электронным видоискателем с диоптрийной регулировкой, одновременно служащим монитором для просмотра отснятого материала. В них встроены весьма чувствительные микрофоны, хорошо реагирующие как на близкие, так и на отдаленные источники звуков. Светосила объективов такова, что хорошее качество фиксируемого изображения гарантировано даже в условиях плохой освещенности. Переменное фокусное расстояние объективов обеспечивает многократное приближение удаленных объектов. Date: 2015-09-24; view: 1669; Нарушение авторских прав |