Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что понимается под функциями государства?





Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Его решение позволяет взглянуть на государст­во не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержа­ния, но и функционирования. С помощью функций представляется воз­можным, в частности, определить характер деятельности государства, правильность выбора на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности.

В отечественной и зарубежной научной литературе термин «функ­ция» трактуется по-разному. В философском и общесоциологическом плане функция рассматривается как внешнее проявление свойств ка­кого-либо объекта в данной системе отношений; как совокупность обыч­ных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обу­словленных их природой или необходимостью выживания; как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, кото­рые им предписывается выполнять в процессе осуществления служебной деятельности (функция врача, полисмена и т. п.)1. В данном случае функ-

Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N. Y., 1993. P. 741.


ция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующи­ми правовыми и моральными установками и «в соответствующей мане­ре».

Применительно к государству термин и понятие «функция» приобре­тают несколько иной смысл. Функции государства традиционно определя­ют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями, задачами и социальным назначением.

Существуют различные трактовки функций государства. Что касает­ся нашей страны, то еще в 60-е годы прошлого столетия довольно широ­кое распространение получило представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятель­ности1. Правда, подобное понимание функций государства разделяли не все авторы, но тем не менее в модернизированном виде оно сохраняется и по сей день. В подтверждение можно сослаться на определение поня­тия «функция государства», которым охватываются предмет и содержа­ние деятельности государства, а также способы и средства ее обеспече­ния.

Несколько раньше в западной, а отчасти и в отечественной юридиче­ской литературе допускалось отождествление функций государства с ос­новными направлениями (видами) его деятельности. Наиболее отчетливо это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и своеобразной корпорации2.

Помимо названных, существуют и иные расхождения в понимании и трактовке функций государства. В частности, рамки понятия функций сужаются, когда основные направления деятельности государства ограни­чиваются лишь «управлением обществом» или, наоборот, расширяются за счет включения в них «механизма государственного воздействия на раз­витие общественных процессов». При таком подходе в первом случае упускается из виду возможность воздействия государства на обществен­ные отношения не только по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на между­народные экономические, политические и иные отношения. Во втором случае имеет место ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система государственных органов, как аппарат государства.

Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и опре­делению функций государства вполне понятно ввиду сложности и много-

См.: Денисов А. М. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 9—10; КаскЛ. И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 8—11.

2 Kelsen H. General Theory of Law and State. N. Y., 1984. P. 180-184. 298


гранности рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более конструктивным сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рас­смотрении общих черт и особенностей самих функций государства.







Date: 2015-09-24; view: 419; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию