Самостоятельная работа имеет главной целью приобщение студентов к изучению нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, и научной литературы по данной тематике и предполагает подготовку к лекционным и семинарским занятиям, к текущему контролю, написания реферата и зачету.
Темы занятий
| Количество часов
|
Содержание
самостоятельной
работы
|
Формы
контроля СРС
|
Всего
| Аудит.
| Само
стоят.
|
|
1. Общая характеристика правового регулирования образовательных отношений.
|
|
|
|
|
|
1.1. Источники образовательного права. Входной контроль.
|
|
|
| Подготовка к лекционному занятию.
| Входной контроль на лекционном занятии.
|
1.2. Применение нормативных правовых актов при регулировании образовательных отношений.
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию:
- раскрыть понятие «нормативный правовой акт», охарактеризовать виды НПА.
- охарактеризовать пределы действия нормативных правовых актов по времени, в пространстве, по кругу лиц.
- найти нормативные правовые акты по заданной теме, используя официальные источники опубликования и электронные поисковые системы.
| 1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии.
2. Проверка выполненного задания.
|
1.3. Законодательная база образования Российской Федерации.
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию:
- охарактеризовать проблемы и перспективы развития законодательной базы образования (использовать статьи ученых, руководителей образовательных учреждений).
- сравнить Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» (применить также проект нового закона об образовании) и закон Свердловской области от 16 июля 1998 г. № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
- проанализировать систему программных документов в сфере образования, определить основные направления, перспективы развития образования в РФ.
| На семинарском занятии обсуждение вопросов (организация дискуссии).
|
2. Нормативно-правовое определение системы образования
|
|
|
|
|
|
2.1.Органы управления образованием в Российской Федерации.
|
|
|
| Подготовка к лекционному занятию:
- используя официальные сайты, охарактеризовать орган управления любого уровня (структура, руководитель, полномочия)
| Проверка выполненного задания.
|
2.2.Государственные образовательные стандарты и образовательные программы
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию:
- охарактеризовать государственный образовательный стандарт: структура, значение для организации образовательного процесса (любой по выбору студента)
- найти примерную основную образовательную программу (соответствующую выбранному стандарту): рассказать о ее структуре, назначении.
| 1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии.
2. Проверка выполненного задания.
|
2.3.Нормативно-правовое регулирование статуса образовательного учреждения
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию:
- охарактеризовать нормативно-правовое регулирование порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
- составить схему, отражающую порядок лицензирования деятельности образовательного учреждения и аккредитации;
- рассмотреть нормативные акты, закрепляющие компетенции образовательного учреждения в различных сферах деятельности и ответственность, представить краткую характеристику, выделить проблемы.
| 1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии.
2. Проверка выполненного задания в группах.
|
3. Правовой статус субъектов учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
3.1. Правовой статус учащихся, студентов в нормативных актах Российской Федерации
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию:
- охарактеризовать нормативную базу, регулирующую правовой статус учащихся, студентов;
- проанализировать содержание прав, обязанностей и ответственности учащихся, студентов и способы их защиты, определить существующие проблемы.
| Обсуждение вопросов на семинарском занятии.
|
3.2.Нормативное закрепление прав и обязанностей родителей в сфере образования
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию:
- найти, проанализировать нормативные правовые акты, закрепляющие права и обязанности родителей в сфере образования;
- охарактеризовать содержание прав и обязанностей родителей в сфере образования, сформулировать проблемы реализации;
- решить предложенные задачи.
| Проверка выполненного задания на семинарском занятии.
|
3.3.Особенности правового статуса педагогических работников
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию:
- сформулировать особенности заключения и расторжения трудового договора с педагогическими работниками;
- подобрать нормативные акты, регулирующие вопросы нормирования труда, времени отдыха педагогических работников, привести примеры их применения;
- охарактеризовать особенности новой системы оплаты труда;
- смоделировать правовую ситуацию по одному из вопросов семинарского занятия и предложить алгоритм ее решения.
| 1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии.
2. Проверка выполненного задания.
|
4. Обобщающее занятие
|
|
|
| Подготовка к семинарскому занятию:
- подготовить защиту-презентацию реферата по одной из предложенных преподавателем тем.
| Проверка выполненного задания на семинарском занятии.
|
Реферат
|
|
|
|
| |
Зачет
|
|
|
| | |
Итого:
|
|
|
| | |
| | | | | | |