Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Война мышей и лягушек
Застывший в мертвых формулах героический эпос вызывал даже насмешки, примером чего служит так называемая "Батрахо(мио)махия" - невинная пародия, в которой с комическим пафосом изображается грозная война лягушек с мышами. Этот комический эпос, сочиненный, вероятно, во время персидских войн (может быть, Пигретом из Карии), долгое время пользовался большой популярностью и даже поныне не совсем забыт.
Мышиный царевич Крохобор (Psicharpax), сидя на спине лягушечьего царя Толстщека (Physignathos), решил плыть по волнам и погиб в них.
Мыши, разгневанные этим, снаряжаются на войну под предводительством своего царя Хлебогрыза (Troxartes); их глашатай Горшколаз (Embasichytros) передает вызов лягушкам, и они тоже по-своему вооружаются. Боги решают сначала держаться в стороне от боя, потому что они не могут принять к сердцу дело ни одной из воюющих сторон; разгорается жестокий бой, и лягушки побеждены. Даже молния Зевса не может сдержать кровожадности мышей, пока он не выслал на помощь лягушкам одетых в панцири раков, которые обратили мышей в бегство.
Введение задумано прекрасно; но в описании боя силы изменяют поэту Комический эффект повествования основан на чисто внешних средствах, т. е смело составленных именах и на контрасте между высокопарными фразами и ничтожеством сюжета. Д
емодок в "Одиссее" начинает свою песню обращением к божеству, и его примеру следовали рапсоды, которые странствовали не с лирой, но с посохом в руках и до позднейших времен исполняли гомеровские песнопения при торжественных случаях. Это вступление первоначально состояло только из нескольких стихов; но во время праздников в честь какого-нибудь божества в него естественно вплетались мифы из его культа и культа его святыни, что увеличивало его объем и придавало ему самостоятельное значение.
Собрание 34 подобных вступлений сохранилось под неподходящим именем "гомеровских гимнов": они совсем не гимны в древнем смысле этого слова и не сочинены Гомером. Их значение заключается скорее в том, что они появились после Гомера (700 г. до н. э.) в различных странах греческого мира; они таким образом наглядно представляют нам, как ионийский эпос был разработан даровитыми и бездарными певцами по образцу существовавших уже ранее оригиналов.
Эти гимны различаются между собой как по содержанию, так и по форме. Серьезно и с достоинством описывает слепой певец из Хиоса в первом гимне Аполлону величественное появление бога, его рождение на острове Делос и веселое празднество, ежегодно наполнявшее оживлением маленький остров.
Во втором гимне, который по характеру приближается к поэзии Гесиода, описывается торжественно, хотя и несколько однообразно, основание дельфийской святыни. Печальный основной тон, напоминающий точно так же мировоззрение Гесиода, господствует и в гимне Деметре, сюжет которого - похищение Персефоны (Прозерпины) Плутоном, появление горюющей богини в Элевсине, где она основала свои таинства, и горестно-сладкое воссоединение дочери с матерью. Напротив, в третьем и четвертом гимнах почти исчезает серьезное отношение к религии, которое заменяется чисто человеческим представлением о мире богов, так хорошо известном нам из многих гомеровских сцен. С наивным, местами даже грубоватым юмором изображает гимн Гермесу дивные дела новорожденного бога, который, выскользнув из колыбели, тотчас же блестяще обнаруживает свои талант изобретательности и свою воровскую хитрость. С ионийским реализм напоминающим гомеровский эпизод с Аресом и Афродитой, автор гимна Афродите изображает ее любовное соединение с Анхисом на горе Иде. В седьмом стихотворении прелестными стихами описывается победа Диониса над морскими разбойниками. Что касается более коротких гимнов, то многие из них представляют собой только с трудом сколоченные стихотворные изделия без самостоятельного значения, подобные которым мы снова встречаем в виде вставок в стихотворениях Гесиода.
Гесиод
" Труды и дни".
Между тем как на берегах Малой Азии расцветала новая Греция при деятельном соревновании племен, а стремление к совершению великих дел и к творчеству окрыляло шаги музы - в это время старая Греция совершенно изменила свой облик. Большая часть территории наполнилась новым населением, и новый порядок вещей мог только мало-помалу утвердиться после переселений. Но при этом совершенно недоставало поводов и побуждений к большим общенародным предприятиям, ибо каждый из маленьких городов-государств, так же как и каждый их гражданин, боролись, озабоченные лишь своим собственным благосостоянием или собственной невзгодой. На этой почве выросла поэзия Гесиода. Поэтому она ведет нас из мира гомеровских героев сразу в трезвый мир действительности, который прежде всего ставит человеку задачу старательно упорядочить свое отношение к соседям и богам. Потому-то Гесиод и является первым поэтом, который выступает в своих произведениях как живая личность. Его отец выселился из эолийской Кимы в бедное беотийское местечко Аскру. Там Гесиод жил около 700 года как простой земледелец, а в молодые годы пас стада на Геликоне, этой горе муз. При этом богини сами явились ему и посвятили его в поэты, чтобы он воспевал вечных богов. Печальные опыты с братом Персом, который, подкупив судий, обманул его при разделе наследства, а потом попытался сделать то же самое еще раз, и наконец, растратив в праздности все свое имущество, пришел к нему просителем, направили его на другой путь. К брату обращены песни порицания и увещания, сочиненные в разное время и без всякой внутренней связи и собранные со многими вставками и добавлениями под названием "Труды и дни" в одно произведение, которое, по местному преданию, считалось единственным подлинным творением Гесиода.
Все вместе можно назвать песнью о добросовестном труде и честной наживе; как руководящей мотив постоянно повторяются увещания: "работай, неразумный Перс!" и "делай дело за делом!". Но содержание необыкновенно разнообразно, потому что поэт различными путями приближается к своей цели - доказать необходимость труда и то, что настоящий труд приносит людям благословение. Кроме злой Эриды, которая сеет между людьми несогласия, есть еще другая, которая пробуждает между ними благородное соревнование. Повинуясь ей, Перс должен мирно уладить спор с братом. Только трудом можно приобретать блага жизни; на работу Зевс обрек людей в наказание за обман Прометея. Тогда же он послал Пандору, созданную по его повелению женщину, неразумному Эпиметею, который принял ее, несмотря на предостережения своего предусмотрительного брата Прометея, а из принесенного ею сосуда распространились на человечество все бедствия.
То, что на свете все идет к худшему, становится очевидным из рассказа о четырех веках, следовавших один за другим. Здесь в первый раз появляется прекрасная мечта о золотом веке младенчества людей, для которой у жизнерадостных гомеровских героев не хватало времени. Каждая следующая ступень приносит упадок, сравнительно с предшествующей; но между медным и железным веком, по временем которого вздыхает он сам, он должен вставить блестящую эпоху героев чтобы согласовать свой мрачный взгляд на вещи с ходячими воззрениями своего времени.
Басня из жизни животных, первая в греческой литературе, предостерегает "царей" от насилия над слабым; как они, так и Перс должны слушаться голоса справедливости и не зазнаваться из страха перед богиней Правдой, являющейся могущественной помощницей Зевса в суде и его всевидящим оком. Крута дорога к добродетели, но она сулит награду; путем серьезного труда ведет она к продолжительному счастью. Целый ряд метких пословиц - "простой народный катехизис древнеэллинской морали" (как его называет Кирхгоф) - указывает истинные нормы полезной деятельности.
За этими общими правилами жизни непосредственно следует связное поучение о земледелии, обращенное также к брату, которому он вместо денег предлагает добрый совет. По положению созвездий определяется там деятельность земледельца, начиная с основательного устройства плуга и прочих зимних приготовлений, посева семян весной и кончая уборкой жатвы и сбором винограда осенью. Странно выделяется среди прозаичности этого дела живое описание суровой зимы. Полагаясь на музу, Гесиод решается даже давать предписания относительно мореплавания, хотя всего один раз переправлялся морем в Эвбею на состязание певцов. Как в земледелии, так и во всей жизни важно схватить решающий момент. Эта основная мысль проводится в другой серии изречений, которые указывают также на многочисленные, вообще предосудительные действия. Многие содержащиеся там правила приличия и в современной Греции не считаются так самоочевидными, как в других странах. В заключение перечисляются дни месяца, которые считаются пригодными или не пригодными для разных житейских дел; это перечисление доказывает нам, к какой глубокой древности относится неискоренимый предрассудок, связывающий с известными днями хорошие или дурные предзнаменования.
Свежий запах земли исходит из всего стихотворения, которое заключает в себе бесценную по своей верности картину эллинской культуры того времени. С неприкрашенной правдивостью поэт описывает жизнь и мировоззрение здорового, умеющего выполнять тяжелую работу поколения с ограниченным кругозором, которое по трезвости и практичности можно сравнить с римлянами и которое даже среди трудов и угнетения сохранило в целости веру во всемогущество и всепримиряющую справедливость богов.
Date: 2015-09-24; view: 288; Нарушение авторских прав |