Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От Самарканда до Кштута
Щелкнул замок, открылась дверь с прорезанным в ней маленьким оконцем. С залитого ярким солнцем двора мы вошли в небольшую, полутемную комнатку без окон и, сняв с плеч тяжелые альпинистские рюкзаки, с облегчением вздохнули: шесть суток езды в поезде позади, мы в Самарканде, на пороге своей цели. Прохладная комната — это худжра1 бывшего медресе — мусульманской духовной школы. Когда-то здесь жили воспитанники этой школы, теперь это одна из комнат самаркандского Дома туриста, расположенного против знаменитого ансамбля Регистана — центра старого города. Самарканд был исходным пунктом нашего второго путешествия в Фанские горы. На этот раз альпинистов было пятеро: кроме нас — А.С. Мухина и В.Ф. Гусева, в число участников входили: наш сотрудник В.М. Романов, Б.А. Чернышев — инженер-нефтяник, А.Н. Арсеньев — студент. Все были налицо, кроме Чернышева, который вынужден был задержаться у себя на заводе на несколько дней и рассчитывал догнать нас на самолете. Задачей нашего похода было продолжение начатого два года назад альпинистского обследования Фанского массива. В течение прошлого путешествия мы получили ясное представление об орографии массива Ганзы и частично — Чимтарги. Теперь нас интересовали районы северной горной группы во главе с вершинами-«пятитысячниками» — Чапдарой и пиком «5304», расположенными к северу от главного хребта Фанских гор, и юго-западной группы, во главе с пиком «5183» в южном отрезке западного меридионального хребта. Условно мы наметили себе для восхождения Чапдару и пик «5304». После этого мы должны были перебраться в район юго-западной группы и там произвести аналогичное альпинистское обследование с попыткой восхождения на пик «5183». Исходным пунктом маршрутов должен был стать кишлак Кштут. Отсюда одной части нашей группы надлежало по кратчайшему пути — вверх по долине реки Артучь, мимо Куликалонских озер, через перевал Лаудан — доставить груз к Алауди неким озерам и устроить там базу. Другая часть группы, продвигаясь вверх по долине Вору и далее по долине Амшута, доставляет груз в ее верховье и устраивает там вторую базу. После этого группа переходит через три горных хребта, найдя в них перевалы, перебирается к Алаудинским озерам и там соединяется с товарищами для совместной дальнейшей работы. *** Несмотря на ограниченное количество свободного времени, мы не могли упустить возможности ознакомиться с замечательными архитектурными памятниками Самарканда и решили осмотреть все наиболее значительные сооружения города. Самарканд — это большой университетский город, один из крупнейших хозяйственных и культурных центров Узбекистана. На долю Самарканда выпала очень важная роль в истории народов Средней Азии. Кем и когда основан Самарканд — историей не установлено; по одному преданию его основал Александр Македонский, по другому — йеменский царь Шамар. В наше время от древнего города, находящегося севернее современного, осталось очень немного:, холм цитадели, несколько рядов городских стен в виде валов, остатки башен, следы арыков и водоемов, К какому времени относятся эти остатки — не установлено; по найденным монетам начало городища на Афрасиабе1 может быть отнесено к IV-V вв. н.э., но находки сосудов типа трипольской культуры позволяют предположить, что за три-четыре тысячелетия до нашего времени в районе Афрасиаба существовала уже зрелая культура, что уже тогда здесь было оседлое население, занимавшееся земледелием. Таким образом, легенда о постройке города в районе Самарканда Александром Македонским лишена фактического основания. В начале VIII в. н.э. в Среднюю Азию вторглись арабы, насильственно насаждавшие ислам; в 712 г. они захватили сердце Согдианы — Самарканд. После их ухода город быстро оправился и процветал несколько столетий, но в начале XIII в. на Среднюю Азию обрушились монголы. В 1220 г. они разрушили город на Афрасиабе и вырезали большую часть его населения. После монгольского нашествия в XIII в. на месте нынешнего Самарканда возник город, ставший в XIV в. блестящей столицей мировой империи Тимура — «железного хромда», прославившегося своими завоеваниями, сопровождавшимися страшными опустошениями и чудовищными жестокостями. В Самарканд со всех концов тогдашнего мусульманского мира стекались ученые, литераторы, художники. «Самарканд руи заминает» — Самарканд — лицо земли — воспевали его поэты. Большинство населения в нем составляли таджики. Тимур уделял большое внимание строительству Самарканда — при нем возводились дворцы, мечети, медресе, каравансараи, роскошные мавзолеи. Часть этих построек дошла до наших дней. Грандиозные развалины мечети Биби-Ханым возвышаются в северной части старого города по дороге «а Афрасиаб. Эта мечеть была когда-то самым мощным архитектурным сооружением во всей Средней Азии. В нескольких минутах ходьбы от Биби-Ханым, на северной окраине Самарканда расположена группа мавзолеев Шах-и-Зинда («Живой царь»). Название этого архитектурного ансамбля связано с именем Куссама, племянника пророка Мухаммеда. Легенда гласит следующее: «Куосам, сын Аббаса, явился в Самарканд ради исполнения воли пророка, который, умирая, завещал ему проповедовать и распространять ислам в Мавераннахре среди неверных. Он поселился в пещере близ Самарканда в том самом месте, где теперь находится его мазар, и с большим успехом стал проводить истины новой религии среди кафиров. Благодаря проповедям Куссама население Самарканда приняло ислам. Исполнив миссию, возложенную на него пророком, Куосам однажды по окончании своей проповеди на глазах своих слушателей снял с себя голову и, держа ее в правой руке, живым скрылся в свою пещеру; с этого времени он оттуда не показывался. Вот почему он и называется «живым царем»1. Прекрасный ансамбль Шах-и-Зинда из живописно расположенных усыпальниц сановников и родственников Тимура хорошо сохранился. Великолепные фасады гробниц, стройные купола, ажурные решетки окон и резные двери — все говорит о высоком мастерстве и замечательном художественном вкусе узбекского и таджикского народов. Менее других пострадал от времени мавзолей одной из жен Тимура — Туркан-Ака. Его как бы кружевной фасад, украшенный изразцами бирюзовых, голубых и зеленых тонов, и внутренние стены, сплошь покрытые изразцами и майоликой, производят чарующее впечатление. В рамке вокруг дверей надпись: «Это есть райский сад, в котором погребена звезда счастья, и это есть гробница, в которой утрачена драгоценная жемчужина; в ней в блаженстве возлежит кипарисовостанная; поэтому приличествует месту сему иметь изразцовое украшение. С этой земляной насыпи даже Соломон унесен ветром, несмотря на то, что в его перстне заключался камень счастья». Эти строки посвятил своей жене один из самых свирепых завоевателей в истории человечества. Главная святыня — могила Шах-и-Зинда — находится в купольном помещении с изразцовой панелью и белыми стенами. Это — большое, в пять последовательно уменьшающихся ярусов, надгробие, покрытое майоликовыми плитками с молитвенными текстами и надписью, гласящей, что здесь покоится Куссам сын Аббаса, умерший в 56 г. хиджры (678 году н.э.). Таинственный, прохладный полумрак окружает эти древние камни. К числу построенных Тимуром зданий относится мавзолей Гур-Эмир, в котором похоронен сам завоеватель. Это величественное здание дошло до нас далеко не в полном виде: оба минарета его упали, портальная арка уже не связана с главным зданием. Нижняя часть здания закрыта различными позднейшими пристройками, над которыми возвышается величавый купол главного здания, построенного в 1404 г. Портальная арка построена в более позднее время, при внуке Тимура — Улугбеке. Во внутреннем помещении мавзолея, слабо освещенном падающим сверху светом, за сквозной мраморной решеткой чудесной работы находятся надгробные камни самого Тимура, двух его сыновей и двух внуков. Наиболее грандиозное впечатление из всех древних архитектурных памятников Самарканда производит комплекс Регистана — центральной площади старого города. Эта площадь с трех сторон обстроена громадными зданиями медресе. Самое старое из них и наиболее совершенное по своим формам — медресе Улугбека, построенное в 1421-1424 гг., находится на западной стороне площади. Два других — медресе Шир-Дор, заложенное в 1618 г., и медресе Тилля-Кри (частью его является большая мечеть), заложенное в 1630 г., — расположены на восточной и северной сторонах площади. Этот ансамбль сильно пострадал от времени и нередких здесь землетрясений. Значительно пострадала облицовка уцелевших частей зданий. Уже трудно различить в тимпанах1 над аркой Шир-Дора мозаичные изображения льва с косматой гривой и раскрытой пастью, кидающегося на маленькую белую лань, над которыми на цветочном фоне изображено восходящее белое солнце с человеческим лицом и желтыми лучами. Эта композиция представляет собой необычайно редкий в мусульманском искусстве мотив. Мусульмане понимали один из текстов корана («не сотвори себе кумира») буквально и изображения животных в своем искусстве не допускали. Когда смотришь на Шир-Дор, невольно вспоминаешь широко известную картину Верещагина «Торжествуют» и думаешь о драматических эпизодах богатой событиями истории Самарканда — старого города, может быть, одного из старейших городов мира. *** От Самарканда к Пенджикенту на 67 км проложена отличная дорога, по которой автомашины мчатся с большой скоростью. Мы ехали, удобно расположившись на своих погруженных в кузов машины тюках, едва успевая рассмотреть встречающиеся по дороге предметы. Машина мчалась «с ветерком», и этот ветер приятно остужал разгоряченное солнцем тело. Слева время от времени показывалась молочно-серая поверхность реки Зеравшан; впереди возникли горы, все более выраставшие по мере нашего продвижения; мимо нас проносились пышные сады, постройки кишлаков и многочисленные поля посевов. Через два часа мы были уже в Пенджикенте — небольшом зеленом городке. Дальше к Кштуту хорошая дорога пошла широкой зеленой долиной Зеравшана среди колхозных поливных полей, пересекла Магиан-дарью у кишлака Сюжена, живописно расположенного на террасах долины, опять пошла среди полей, «о теперь уже богарных и более пустынных и за кишлаком Гузар вступила в Маргидарскую степь. Километров двадцать машина шла по выжженной солнцем долине, поднимая за собой густое облако лёссовой пыли. После длинного и пологого подъема на водораздел начался такой же спуск в долину чистой и прозрачной реки Кштут-дарья. Из-за ближайших склонов на короткое время показалась Чимтарга. Еще несколько километров вверх по долине, скалы вплотную подходят к дороге, потом сразу расступаются, и мы въезжаем в зеленый кишлак, один из группы кишлаков, объединенных под общим названием Кштут. Знакомый мост через реку Вору, подъем на широкое оголенное плато, и машина останавливается у гидрометеорологической станции. Пятьдесят три километра от Пенджикента до Кштута мы проехали за два часа. Нас встретил Вадим Иванович Васьковский и так же, как и два года назад, гостеприимно раскрыл перед нами двери своего дома. *** Итак, автомобильная дорога окончена, впереди путь по горным вьючным тропам. Здесь мы должны разделиться на две группы: алаудинскую и амшутскую; каждая группа имела свой маршрут и свои задачи. В первую группу вошли еще не догнавший нас Чернышев и я, во вторую — Мухин, Арсеньев и Романов. Так как путь второй группы был длиннее и сложнее и требовал времени на два-три дня 'больше, чем это нужно было для первой группы, решено было ее отправить раньше с таким расчетом, чтобы к Алаудинским озерам подойти обеим группам одновременно. Это решение позволяло использовать одних и тех же ишаков для обоих маршрутов. В тот же вечер мы договорились с председателем сельсовета Бабаевым о вьючном транспорте. Он обещал на другой же день рано утром предоставить в наше распоряжение ишаков. Слово его было твердо: с утра погонщик Фазиев с тремя ишаками уже стоял у нашего крыльца. Трудны и длительны первые сборы. Только потому, что мы заранее отобрали груз для амшутской группы и упаковали его в компактные вьюки, нам удалось сравнительно быстро управиться с погрузкой. В путь! Караван амшутской группы пошел вниз к реке. «До встречи на Алаудинских озерах!». Итак, лишних два-три дня были в моем распоряжении. Их я намерен был использовать для изучения народной таджикской архитектуры; мне хотелось сделать несколько рисунков домиков горного кишлака. Ночи в Кштуте холодные — впору спать в теплом спальном мешке, но после восхода солнца сразу наступает жара и держится до заката. И вот в такое пекло я отправился к 'ближайшему кишлаку Куль-Али, чтобы там зарисовать наиболее интересные домики. Кишлак разместился на гребне и склонах обнаженного конгломератового вала. Домики кишлака, как бы вросшие в каменистый склон, лепятся один к другому и висят друг над другом. Крутые тропочки вьются между ними, забегая в крохотные дворики, выбираясь на плоские крыши, протискиваясь в узкие переулочки. Кишлак Кштут при слиянии рек Артучь и Вору Фото В.М. Романова
Поражает уменье, с каким люди построили свои жилища в этих труднейших природных условиях: кишлак и скала — неотделимы друг от друга, они срослись в одно целое. Каждый домик очень прост и по своим формам и по деталям, его архитектура отражает конструктивные и климатические особенности; непременной принадлежностью каждого домика является терраса. Отдельные детали — кровля с резными концами балок, опирающихся «а архитрав1, тонкие колонны с резными подбалками придают домику неизъяснимую привлекательность, уют и интимность. Жаль только, что в кишлаке почти нет зелени и воды: сады с фруктовыми деревьями, виноградники, пирамидальные тополя — все это внизу, на дне долины, у реки. На фоне серых скал этот очаг жизни кажется исключительно ярким. Но горные таджики там почти не живут — у них плодородной земли мало, им особенно дорог каждый ее клочок, и они, используя ее для насаждений, строят свое жилье на скалистом грунте. В это время кишлак был почти, пустым: все люди и животные были в «духане» — на летовках. На дверях висели замки. Производя зарисовки, я переходил с места на место и, наконец, добрался до кишлачной мечети. Как хорошо стоит эта мечеть на выпуклости крутого склона, своим айваном как бы паря в воздухе над домиками кишлака, над расстилающимися по дну долины изумрудно-зелеными полями клевера и кудрявыми абрикосовыми садами! Какой великолепный образец народного мастерства: тонкая резьба стройных деревянных колонн, рельефный алебастровый орнамент, смелые яркие краски росписи потолка, резные двери, точеные решетки в окнах. Нельзя было не преклониться перед талантливым народом, умеющим издавать такие прекрасные художественные произведения. Над кишлаком Куль-Али возвышается гора, с которой, мне казалось, можно было бы увидеть основные вершины главного хребта Фанских гор. Я решил взобраться на эту гору, чтобы потренироваться и заодно зарисовать Чимтаргу. К вершине горы вела тропочка, извивающаяся среди арчевого кустарника. Больше двух часов поднимался я по ней, а до вершины горы было еще далеко. Я сел на камешек передохнуть и вдруг, обернувшись, увидел Чимтаргу. Сколько раз видел я ее с разных сторон, и каждый раз она вызывала восхищение своей красотой. И сейчас она стояла, как бы облитая расплавленным серебром, высоко подняв вверх свою острую сверкающую вершину. Отсюда отлично был виден весь путь нашего восхождения на вершину в 1937 г. — и снежный карниз, и ледяная стена, и узкий кулуар в скалах. Взобравшись на ближайший утес, я открыл альбом и принялся за рисунок. Айван мечети в Кштуте
Я долго еще сидел на скале, любуясь открывшимся пейзажем; теплый ветерок ласкал тело, я дышал и не мог надышаться чудесным горным воздухом. Но солнце склонялось к закату, снег на далеких горах начал розоветь, стало прохладно; пришлось распрощаться с Чимтаргой и начать спуск. Дома Вадим Иванович угостил меня жареным кабаном, убитым только вчера в каких-нибудь 4-5 км от Кштута. Вадим Иванович — по существу единственный работник на Кштутской гидрометеостанции. Он производит наблюдения, следит за режимом рек, делает анализ воды, пишет отчеты. Здесь на своем посту Вадим Иванович работает один уже более двух лет. До этого он работал во многих районах Средней Азии: и в Киргизии близ Джамбула, и на Памире на Пяндже, близ Хорога, и на озере Искандер-куль. *** Сегодня пошел уже четвертый день, как мои товарищи ушли к верховьям Амшута. И вот, когда я утром поднимался от речки с двумя ведрами воды, чайханщик передал мне пакет, в нем было письмо от Мухина. Стало быть, Фазиев вернулся. Где же он? Где ишаки? Ведь по плану на этих же ишаках я должен перебросить оставшийся груз к Алаудинским озерам. Мухин пишет, что на другой же день по выходе из Кштута они к вечеру подошли к подножью пика «5183» и там перед подъемом на Амшутский перевал на высоте 3600 м устроили базу. Значит все идет прекрасно; сейчас мои товарищи уже, наверное, штурмуют первый из трех перевалов на пути к Алаудинским озерам. Мне надо было бы сегодня же выступить им навстречу. Но где же Фазиев? Чайханщик сказал, что Фазиев ушел в свой кишлак Якка-Хана — это в восьми километрах от Кштута — и что завтра утром ишаки непременно будут здесь. В этот день я продолжал заниматься изучением таджикской архитектуры. Мне нужно было для музея Всесоюзной академии архитектуры снять замеры с одного из наиболее характерных жилых домиков кишлака.
Озеро Алаудин малое с юга (панорама) Обжигаемый солнцем, я долго бродил по кишлаку, пробираясь в тесных переулочках по запутанным тропочкам и, наконец, нашел то, что искал: образцовый домик с приветливым хозяином — колхозником Барокаевым. Я начал снимать замеры. Хозяин, польщенный тем, что его домик попадет в музей, в Москву, ревностно мне помогал в работе: держал метровку, переносил с места на место уровень и тетрадь и давал разъяснения по устройству дома. С большим интересом я знакомился с домиком. Он был очень простеньким и состоял всего из двух комнат: одной более просторной, светлой, с окнами, выходящими на террасу, — в ней обычно живут летом, другой — полутемной, несколько более высокой, с большим очагом, установленным у наружной стены, — здесь живут зимой. Вход в обе (Комнаты устроен из сеней с террасы. Свои дома таджики строят довольно быстро из местного подручного материала: камня, глины, дерева; стены обычно кладутся из необожженного, а лишь высушенного на жгучем солнце кирпича-сырца. Дом Барокаева был как бы типовым среди выстроенных за последнее время. Впоследствии мне удалось осмотреть другие, недавно выстроенные и строящиеся жилые дома. Все они были чище, просторнее, светлее старых домов, и в большинстве из них в виде нововведения были установлены обогревательные печи. Закончив работу, я, поблагодарив хозяина, пошел было к себе на метеостанцию, но Барокаев задержал меня. Он считал меня своим гостем и без угощения не мог отпустить. Проводив меня на террасу и усадив на полог, покрытый ковриком, он постелил скатерть и принес очень вкусно приготовленную баранину и чай. К нам присоединился его старший брат, оказавшийся учителем кштутской школы. Он хорошо говорил по-русски, и у нас завязалась беседа. Барокаев-старший немало попутешествовал по стране, побывал в Москве, Ленинграде, Одессе, на Кавказе, в Крыму. Тихо, неторопливо лилась беседа за кок-чаем, который пили из одной пиалы по очереди, наливая меньше половины — в знак уважения сочаевников друг к другу: Говорили о Москве и метро, о Дворце советов и Сельскохозяйственной выставке, о горах Кавказа и Кухистана... С террасы открывался чудесный вид на реку и зеленый массив садов и поселков, позолоченных лучами вечернего солнца. Я вдруг позавидовал тем, кто живет в этом месте — прекрасном горном курорте.
Date: 2015-09-24; view: 695; Нарушение авторских прав |