Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Защита населения в чрезвычайных ситуациях





Структура организации пассивной обороны страны. Министерство по делам ГОЧС (МЧС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление Российской системой предупреждения и действий в условиях чрезвычайной ситуации (РСЧС); штабом, координирующим усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил ГО по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. МЧС РФ организует исследования в области науки и техники, интегрирует мировой и отечественный научный опыт.

В Минтопэнерго, Миноборонпроме, Минтрансе, Минсельхозпроде созданы функциональные подсистемы по защите подчиненных ОНХ. Велика роль созданной и функционирующей под руководством МЧС РФ сети наблюдения и лабораторного контроля ГОЧС. РФ в деле защиты населения и территорий и координации деятельности сил ГОЧС.

Не менее эффективной формой государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности техногенной деятельности» должна стать система декларирования безопасности промышленных опасных объектов (Постановление правительства РФ № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» от 01.07.95 г).

Основным элементом обеспечения готовности органов управления и сил РСЧС к действиям является информационно-управляющая автоматизированная система (до городского уровня включительно), предназначенная для сбора, обработки и обмена информацией между всеми подсистемами и звеньями РСЧС, пунктами' управления силами и средствами ликвидации ЧС, а также оповещения об их возникновении. В случае ЧС на всех уровнях управления необходимо своевременно собрать, обработать и передать нужную информацию. Это позволит сократить сроки оценки обстановки, оповещения и принятия обоснованных решений по выполнению спасательных работ в районах бедствия.

В состав программно-технического комплекса (ПТК) по прогнозированию и управлению входят метеостанции, нормирующие преобразователи, оргтехника, локальные сети оповещения. ПТК позволяет прогнозировать глубину и площадь зоны заражения, размеры участков чрезвычайно опасной концентрации, определять время подхода 03 В к определенному рубежу и продолжительность поражающего воздействия конкретного АХОВ. При этом вся информация может быть выведена на экран монитора в кратчайшее время и передана любому потребителю через средства связи. ПТК обеспечивает наглядность информации, позволяет принимать обоснованные решения по проведению защитных мероприятий, осуществлять контроль за развитием обстановки. При необходимости оператор может получить данные о физико-химических и токсических свойствах конкретного АХОВ, его стойкости и возможности взаимодействия с другими веществами, применении средств защиты, способах дегазации и оказания первой помощи.

Всегда известно количество АХОВ на химически опасных объектах и координаты этого места. Поэтому после ввода метеоданных в ПТК (даже автоматически, регулярно и при их изменении) оператор, введя шифр данного объекта, получит информацию об аварии. Если ПТК подключен к специальным сетям (к комплектам оперативной связи), то оповещение населения в районе аварии может произойти автоматически.

 

Рис. 7.1. Структура РСЧС

 

Для предупреждения возникновения ЧС в мирное или военное время, обеспечения безопасности людей при возникновении ЧС, снижения от нее ущерба народному хозяйству и окружающей среде, создана РСЧС (рис. 7.1). Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от Ч С. Основными задачами РСЧС являются:

q разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

q осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования объектов в чрезвычайной ситуации;

q обеспечение готовности органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

q сбор, обработка и выдача информации по вопросам защиты населения и территорий при ЧС;

q подготовка населения к действиям в условиях ЧС;

q прогнозирование и оценка социально-экономических, а также экологических последствий ЧС;

q создание резервных финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий;

q осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий при ЧС;

q ликвидация или локализация последствий чрезвычайных ситуаций;

q осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

q реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС и непосредственно лиц, участвующих в их ликвидации;

q международное сотрудничество в области защиты населения и территории от ЧС.

 

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, решающие задачи по защите населения от ЧС, органы повседневного управления, необходимые силы и средства, материальные и финансовые ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предотвращения и ликвидации последствий ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих их административно-территориальному делению. В подчинении таких подсистем находятся все силы и средства территории, включая специальные учебные заведения и курсы, а также СНЛК.

Территориальная подсистема обеспечивает'.

q разработку и реализацию правовых и экономических норм по защите населения и территорий от ЧС;

q руководство силами и средствами ГОЧС территории;

q проведение единой политики по защите людей, ценностей;

q участие в составлении и проведении в жизнь целевых программ по предупреждению ЧС, снижению ущерба от них;

q осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

q устойчивость функционирования ОНХ при ЧС, готовность систем управления, оповещения и связи;

q организацию и координацию контроля окружающей среды в повседневной жизни, прогнозирование и оценку обстановки в районах ЧС, принятие решений и контроль за их исполнением;

q сбор, обработку, обмен и выдачу информации для защиты населения и территорий от ЧС;

q экономическое, правовое, финансовое, материально-техническое выполнение мероприятий ГОЧС, жизнедеятельность пострадавшего населения, создание необходимых запасов;

q создание, содержание, оснащение невоенизированных формирований ГО, выполнение спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на подведомственной территории, организацию взаимодействия с другими подсистемами, армией;

q ликвидацию ЧС; привлечение к СиДНР населения;

q осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС; реализацию прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;

q обучение, повышение квалификации, комплектование сил ГОЧС, создание группировок сил ГОЧС по направлениям, подготовку населения к действиям при ЧС.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они обеспечивают сбор и обработку необходимых сведений, выполняют углубленное прогнозирование и выдают конкретные рекомендации в области своей компетенции (экология, состояние атмосферы, опасные ОЭ, прогноз стихийных бедствий, охрана общественного порядка, экстренная медицинская помощи, санэпиднадзор).

РСЧС может находиться в одной из степеней готовности:

q повседневная готовность РСЧС (в мирное время);

q в период угрозы нападения (общая готовность РСЧС);

q в период ликвидации ЧС или в период ведения войны;

q в случае внезапного нападения.

Основные вопросы концепции ГО [26].

1. Гражданская оборона является делом особой государственной важности и всенародным. Главные направления в организации ГО определяются руководством страны.

2. Гражданская оборона в стране организуется по территориально-производственному принципу. Территориальный принцип предусматривает организацию ГО на территории (республика, область, город), что в сочетании с инициативой начальников ГО ОЭ обеспечивает централизованное управление. Производственный принцип предусматривает организацию ГО в министерствах, ведомствах, любого рода объединениях, на ОЭ (вплоть до бригады, смены). Это позволяет сохранить целостность коллективов, обеспечить устойчивое управление силами и средствами ГО, используя существующие связи (таким образом, обеспечивается сочетание управления по вертикали и по горизонтали). Принятая система позволяет осуществлять тесную связь территорий, отраслей народного хозяйства, отдельных ОЭ и руководства страны, то есть ГО создается на базе всей экономики и систем управления страны, что позволяет проводить мероприятия ГО в полной мере в минимальные сроки и без дополнительной нагрузки на бюджет.

3. Начальниками ГО на территориях являются руководители органов власти, а на ОЭ - руководители ОЭ, то есть лица, имеющие административную власть и право распоряжаться средствами. Они несут полную ответственность за состояние ГО на подчиненной территории или ОЭ. К участию в мероприятиях ГО привлекаются заинтересованные организации (профсоюз, Красный Крест).

4. Организация ГО по стране дифференцирована, организационные структуры ее зависят от важности (значения, категории) города или ОЭ. Существуют города и объекты 1, 2 или 3-й категории. Остальные являются «некатегорийными». В зависимости от категории городу (ОЭ) планируется отпуск средств на ГО, разрабатывается организационная структура и штатное расписание сил ГО.

 

Рис. 7.2. Схема организации ГО объекта

5. При каждом начальнике ГО создается штаб и службы ГОЧС (рис.7.2). Штаб ГОЧС - это основной орган управления, осуществляющий планирование, организацию и управление проведением мероприятий ГОЧС, а также контроль за их выполнением. Начальник штаба ГОЧС имеет право отдавать распоряжения по вопросам ГО от имени начальника ГО. Служба ГОЧС - структурное звено системы ГОЧС, призванное выполнять специализированные мероприятия, обеспечивающее это выполнение необходимыми силами, средствами и материальными ресурсами, а также постоянную готовность исполнителей. Примеры служб: медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты растений и животных, противорадиационной и противохимической защиты.

6. Система ГО призвана обеспечить подготовку кадров для ГОЧС в постоянно действующих учебных заведениях ГОЧС и подготовку населения по ГОЧС, а также координацию планов ГОЧС с планами развития ОЭ, отрасли.

7. На каждом ОЭ гражданская оборона организуется заблаговременно с учетом его особенностей:

§ в каждой смене создается самостоятельная структура ГОЧС;

§ весь личный состав пунктов управления и формирований, созданных из персонала смены, подчиняется начальнику ГОЧС смены;

§ все формирования ГОЧС создаются на базе цехов и отделов с учетом их специфики, возможностей и численности.

8. Основными задачами ГОЧС являются:

§ защита населения от последствий ЧС в условиях мирного и военного времени (оповещение, готовность ЗС ГО, обеспеченность людей средствами индивидуальной защиты, рассредоточение и эвакуация, защита продовольствия, воды и фуража, организация радиационного, химического и бактериологического контроля, всеобщее обязательное обучение по ГО);

§ подготовка ОЭ к устойчивой работе в условиях ЧС (см. гл. 9);

§ проведение СиДНР в очагах поражения;

§ организация управления в условиях ЧС. Для этого отработан необходимый перечень нормативных и директивных документов, созданы мобильные органы управления, имеющие в своем распоряжении подразделения связи и разведки.

 

К средствам наблюдения и контроля обстановки относятся:

§ организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие анализ воздействия вредных факторов на здоровье людей, наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, за обстановкой на опасных ОЭ;

§ формирования Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзораРФ;

§ организации ветеринарной службы Минсельхоза и продовольствияРФ;

§ организации, осуществляющие наблюдение и лабораторный контроль за качеством пищевого сырья и продуктов питания, Комитета РФ по торговле, а также Минсельхоза и продовольствия РФ;

§ учреждения сети наблюдения и лаборатории контроля (СНЛК);

§ подразделения геодезической службы и по мониторингу окружающей среды РАН;

§ подразделения Министерства по атомной энергииРФ.

 

К силам ликвидации ЧС относятся:

§ военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические формирования организаций;

§ формирования и организации службы медицины катастроф;

§ формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза и продовольствия РФ;

§ формирования сил территориальной подсистемы РСЧС;

§ специально подготовленные силы войск ГО РФ, других войск и военных формирований;

§ восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;

§ аварийно-спасательная служба и формирования федеральной службы речного флотаРФ.

 

Для ликвидации последствий ЧС в помощь войскам ГО создаются невоенизированные формирования ГО - отряды, команды, группы и звенья различного назначения, специально организованные и оснащенные всем необходимым, укомплектованные обученным и работоспособным личным составом. Задачи и возможности формирований ГО определяются их назначением, составом и численностью.

Сводный отряд (команда, группа) предназначен для тушения или локализации пожаров; расчистки завалов и устройства проездов (проходов); обрушения, ограждения или укрепления конструкций, грозящих обвалом; вскрытия заваленных ЗС ГОЧС и спасения из них людей; оказания первой помощи пострадавшим и их эвакуации; ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях.

Спасательный отряд (команда, группа) используется для извлечения и эвакуации людей из завалов, оказания им помощи, локализации аварий на коммунально-энергетических сетях.

Сводный отряд (команда, группа) механизации работ оснащен тяжелой техникой. Обеспечивает расчистку завалов, вскрытие ЗС ГО, устройство проездов, бродов, противопожарных полос аналогичных трудоемких работ.

Специальные формирования ГО - это формирования служб для выполнения задач по профилю службы (ремонт продуктопровод. определенного назначения, восстановление ЛЭП, выполнение работ на зараженной территории и обеззараживание объектов).

Формирования повышенной готовности создаются для ликвидации аварий по узкой специальности в минимальные сроки на потенциально опасных объектах (АХОВ, АЭС, склады ВВ).

Примером такой работы явился подрыв разрушившейся высотной трубы на нефтехимическом комплексе в Уфе (август 1992 г.). Затратив 167 тыс. руб. и израсходовав 345 кг ВВ, группа специалистов-верхолазов спасла комплекс от аварии, способной нанести! ущерб около 0,5 млрд руб.

Применение средств индивидуальной защиты. На многих ОЭ существуют такие виды работ, при которых персонал может получить опасное для здоровья воздействие. Опасные и вредные для людей воздействия могут неизмеримо вырасти при возникновении ЧС, а также при ликвидации их последствий. Во всех этих случаях для защиты человека необходимо применять СИЗ. В настоящее время многие работающие получают спецодежду, спецобувь и другие средства защиты. Их использование должно обеспечите достаточную безопасность, а связанные с их применением неудобства должны быть минимальными. При пользовании СИЗ необходимо строго выполнять требования, изложенные в их сопроводительной документации. Необходимо твердо знать, когда, почему и как следует применять данный конкретный вид СИЗ, каковы правила ухода за ними, их сбережения и эксплуатации. Номенклатура? СИЗ обширна. Выбор определенных СИЗ для данной обстановки зависит от конкретных опасных факторов, что устанавливается разведкой. Часто при развитии ЧС (пожар, аварийный выброс АХОВ или РВ) приходится применять изолирующие СИЗ.

При выборе применяемых СИЗ надо руководствоваться требованиями основных санитарных правил ОСП-72/80. Изолирующие, СИЗ применяются, если фильтрующие средства защиты не обеспечивают достаточную защиту от попадания токсичных веществ через органы дыхания или кожу. Наибольшую опасность представляет первый период ЧС, когда уровни и концентрации наиболее велики, а меры защиты в достаточной мере не принимаются, прогноза и информации нет и могут наблюдаться элементы паники. СИЗ в определенной степени предохраняют от ожогов. Имеется несколько видов классификации СИЗ.

 

По назначению:

§ средства защиты органов дыхания;

§ средства защиты кожи.

По принципу защиты:

§ фильтрующие, очищающие воздух;

§ изолирующие, которые обеспечивают изоляцию от внешней среды (тогда дыхание осуществляется за счет регенерации выдыхаемого воздуха). Защищают от РВ, ОВ, БС, АХОВ в любых концентрациях.

По способу изготовления:

§ изготовленные промышленностью (табельные средства);

§ простейшие (подручные) средства индивидуальной защиты.

 

СИЗ промышленного изготовления накапливаются в расчете на все население территории по соответствующим нормам (на личный состав формирований - 110%, на персонал ОЭ - 105%, на остальное население - 100%), а простейшие СИЗ изготавливаются из расчета полной обеспеченности, то есть по числу недостающих. В первую очередь обеспечиваются категорированные города и ОЭ; личный состав формирований ГО; города и ОЭ, где размещены опасные производства. Во вторую очередь обеспечивается население категорированных городов и ОЭ; в третью - остальное население.

Штаб ГО соответствующего уровня проводит расчет потребности в средствах индивидуальной и медицинской защиты (исходя из норм накопления и финансового обеспечения), заявляет потребности, приобретает СИЗ и организует их хранение с обеспечением своевременной выдачи населению. Раздача производится через заранее созданные пункты выдачи, места расположения которых известны населению и готовы к поступлению СИЗ со складов хранения. Создание пунктов выдачи СИЗ осуществляется по территориально-производственному принципу (ОЭ, РЭУ). На этом же пункте выдают медицинские средства защиты (аптечку индивидуальную АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-10А, перевязочный пакет). При выполнении работ в очагах поражения спасатели могут использовать различные СИЗ.

Фильтрующие противогазы. Гражданский противогаз ГП-5 (рис. 7.3) был разработан для защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. Но при катастрофе на Чернобыльской АЭС оказалось, что РА пыль проникала через коробку ГП-5. Поэтому был разработан противогаз ГП-7, который позволяет даже принимать жидкую пищу (модификация ГП-7В и ГП-7ВМ) без его снятия и не пропускает мельчайшие частицы пыли. Маска типа М-80 (ГП-7ВМ) позволяет без затруднений и искажений работать с оптическими приборами. Но фильтрующий противогаз не защищает от угарного газа, поэтому к его коробке приходится присоединять гопколитовый патрон (обеспечивает защиту в течение 80 мин; он работоспособен, если его вес не превышает на 20 г вес, указанный на патроне). Для обеспечения выполнения работ в условиях задымления или для увеличения времени защитного действия противогаз ГП-7 укомплектован гофриророванной трубкой и дополнительным патроном ДПГ-1 или ДПГ-3 (табл. 7.1).

РядОЭ используют промышленные противогазы (их нельзя применять при недостатке кислорода в воздухе). Коробка по цвету и маркировке указывает, от какого АХОВ она защищает, то есть использовать промышленный противогаз можно, если известен состав газа.

Изолирующие противогазы ИП-4 (см. рис. 7.3), ИП-5 и кислородный изолирующий прибор КИП-5 обеспечивают защиту от АХОВ в любой концентрации. Для обеспечения безопасности работ внутри емкостей, колодцев и других помещений, где возможно скопление вредных газообразных веществ (в концентрации свыше 0,5%) или содержание кислорода менее 16%, применяют шланговые противогазы ПШ-1Б (воздушный шланг 10 м, предохранительный пояс и сигнально-спасательная веревка), ПШ-20РВ (длина шланга 20 м) или ПШ-40РВ (длина шланга 40 м).

Респиратор (рис. 7.4) представляет собой облегченное СИЗ органов дыхания от вредных газов, паров и аэрозолей. Используется для работы при заражении воздуха в незначительной концентрации (РПГ-67, Р-2, РУ-60М, ШБ-1). Очистка воздуха от вредных газов и паров осуществляется за счет физико-химических процессов (абсорбции, хемосорбции, катализа), а от аэрозолей - фильтрацией через волокнистые материалы. Защита от вредных паров и газов (табл. 7.2) осуществляется противогазовым респиратором (РПГ-67), а от газов, паров и аэрозолей - универсальным респиратором (РУ-60М).

 

Рис. 7.3. Фильтрующие противогазы

 

 

Таблица 7.1

Date: 2015-09-22; view: 668; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию