Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотив. Классификация мотивов
Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Хекхаузен делил всю психологию мотиваций на 3 раздела: 1) мотив, 2) мотивация 3) волевые процессы Мотивация человека. Мотивация – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Структура мотивации Асмолова. 3 уровня мотивации: 1. источники деятельности, ее конечные причины 2. факторы выбора направленности деятельности в конкретной ситуации. 3. факторы, обеспечивающие регуляцию, направленность действия на реализацию мотива. 2 ф-и мотива: 1. Побуждающая, мотив направляет деятельность. Связывает мотив с потребностью. 2. Образование смысла. Связывает мотив с деятельностью. Направленная активность. Хекхаузен. Мотив – это родовое понятие, которое иногда отражается в других понятиях – потребность, влечение, склонность, интерес и т.д. Его характеристики: 1. Направленность действия на определенное целевое состояние - динамический момент; 2. Ценность, эмоциональная привлекательность, 3. Стремление его достичь. Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. У человека: биологические потребности и высшие духовные потребности. В ысшие потребности человека. Они детерминированы не биологически, а социально. 1. У животных это — приспособительная в широком смысле слова, деятельность, и это — натурные объекты. Б иологическая природу. 2. У человека это – объекты, составляемые процессом общественного производства и распределения, поэтому мы говорим, что потребности человека имеют общественную природу. У человека потребности вступают в такие иерархические соотношения друг с другом. I. Специфика человеческой мотивации. социальное происхождение; предметы потребностей – продукты общественного производства; отвечает нуждам общества; является основным содержанием воспитания человека; функциональная автономность от состояний организма; направленность на отдалённые жизненные цели; иерархическая соподчинённость мотивов (иерархичность); полимотивированность; взаимозаменяемость мотивов; опосредованность речью, сознанием и интеллектом; историчность. имеет волевые характеристики; устойчивость; надситуативность (следствие устойчивости); разнообразие; изменчивость; Вилюнас - биологическую мотивацию. Отвечает нуждам рода, индивида, вида. - мотивации человека имеют социальное происхождение. Предметы его потребностей – продукты общественного производства. Человеческая мотивация обладает иерархичностью соподчинение мотивов. Процесс удовлетворения опосредованный → общественная природа поТ (и высшие, и элементарные). Понятие инстинкта. Теория У.Макдауголла. Дарвин: инстинкт – влечение, импульс, побуждающий животное стремится к определенной цели. Фрейд. Внутренние побуждения заставляют человека преследовать определенные цели. Инстинкт к жизни и смерти. В основе инстинкта смерти лежит биологический механизм, стремление снизить нервное напряжение. Влечение к смерти проявляется в агрессивном отношении к людям. (как будто нам нужно уничтожить другого чел, чтобы не уничтожить себя) Лоренц – инстинкты врожденные, запускают эндогенными механизмами, а не внешними стимулами. В инстинктивных центрах нервной системы накапливается возбуждение, какое-то вещество, и оно заставляет человека реагировать. Теория макдаугала. Инстинкт - наследуемая или врожденная предрасположенность, воспринимать и обращать внимание на определенный класс объектов, эмоционально возбуждаться конкретным качеством одного из таких объектов и действовать по отношению к еконкретным образом или по крайней мере испытывать побуждение к такому действию. Жесткий инвариант. Три процесса: 1) предрасположенность к селективному восприятию; 2) соответствующий эмоциональный импульс 3) активность инструментального типа, направленная на достижение цели (например, бегство при страхе). Инстинкты они обладают побудительной (энергетический аспект) и управляющей функциями, они содержат в упорядоченной последовательности процессы переработки информации (познавательный аспект), эмоционального возбуждения (эмоциональный аспект) и готовности к моторным действиям (двигательный аспект). Выделяет сначала 12 инстинктов, потом расширяет список. Потом заменяет инстинкт понятием «склонность», которое лишено представления о стереотипном протеканий действия. Выделяет 18 склонностей. Лоренц критиковал теорию макдаугала. Лоренц называл инстинктом только завершающий этап действия, как врожденный пусковой механизм. Начальные же фазы могут быть у всех разные. Потребности:
Источники побуждения: инстинкт. Потребности – порождают какую-либо активность в конечном итоге. Потребность –отношения связывающие индивида с внешним миром. По А.Н.Леонтьеву, потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Первая теория человеческой мотивации маслоу. Базовая потребность имеет инстинктоидную природу. 5 групп базовых потребностей: -физиологические потребности -потребности в безопасности – -в контактах и любви-признании, -самоактуализации Если не удовлетворены низшие потребности, то не могут быть удовлетворены и высшие. Иногда бывают нарушение иерархии. Самоактуализация удовлетворяется без низших потребностей. Здоровый человек удовлетворен во всех потребностях, стремится к самоактуализации. Вторая теория маслоу. Самоактуализация как механизм и процесс развития личности. Нет четкой иерархии. Процессы самоактуализации имеют место в течении всей жизни, обусловлены мотивацией развития, не зависит от удовлетворения базовых потребностей. Самоактуализация – процесс, связанный с мотивацией развития. Пиковые переживания как эпизоды самоактуализации. В пиковых переживаниях люди приобретают черты самоактуализированного человека. Пиковые переживания могут придавать жизни смысл и ценность. Генри Мюррей. Потребности возникают из взаимодействия со средой. Со стороны индивида – потребность, а со стороны мира встречное движение – «пресс». Комбинация потребности и пресса – «тема». Разработанный Мюрреем тематический апперцептивный тест выявляет темы жизни человека. Вариант классификации: · Висцерогенные потребности · Психогенные потребности Вариант классификации: · проактивные потребности –детерминированные внутренним состоянием субъекта (сон после тяжелой работы). · реактивные – активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в темной комнате в полной тишине). Мотивы Мотив деятельности – это предмет потребности, материальный или идеальный, чувственно определяемый, воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане. Мотивы несут в себе содержательную характеристику потребности, их динамику. Мотивировка – объяснение оснований действия, которое не всегда содержит указание на действительный мотив (гипноз, Фрейд, зонтик). Л ичностный смысл – значение отражаемого для самого субъекта. Функции мотивов (2 классификация) 1) смыслообразующая 2) направляющая 3) структурирующая Человеческая деятельность полимотивирована. Мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Смыслообразующие мотивы (ведущие мотивы) – мотивы, которые, побуждая деятельность, придают деятельности личностный смысл. Мотивы-стимулы – положительные или отрицательные факторы, дополнительно побуждающие деятельность. Возможные основания классификации мотивов: 1. По их социальной оценке: мотивы безопасности; мотивы, связанные с социальным успехом и престижем. 2. По месту в иерархии, структуре.. ведущие и подчиненные. 3. По источнику мотивации, делятся на внешнюю или внутреннюю мотивацию. А) Внешняя мотивация. У Леонтьева, внешние - только знаемые мотивы, т.е. я знаю о необходимости действовать в определенном направлении, побуждаться определенным конкретным действием. А когда она присваивается, то становится внутренней, собственной для субъекта.
46. Теории специфичности мотивации человека. План: Date: 2015-09-24; view: 1885; Нарушение авторских прав |