Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и целеполагание
Ситуация преломляется через восприятия, эмоции, все категоризуют ситуацию по-разному. Поэтому она может объективной, и субъективной. 2. Левин: ситуация - система сил, влияющих на поведение. 4.Ситуация это место встречи потребности с его объектом. Он описал встречи предмета с ситуацией – установка (Узнадзе). Любая ситуация для человека – это тот смысл, который он ей приписывает. Ситуация в большей степени определяет действия человека, чем внутренние убеждения. Пример: · Эксперимент Милгрэма. Продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику». · Стэнфордский тюремный эксперимент Филипп Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни, и на влияние · Эксперимент на альтруистическое поведение «исследование доброго самаритянина» Ситуативный фактор – большая роль, более важная. - чем меньше людей, тем быстрее оказывается помощь и наоборот (диффузия ответственности). Выводы: недооценка роли ситуации, должна быть поддержка ситуации, чтобы личностные характеристики себя проявили. Функции ситуативной трансформации мотивации: 1) применительно только к человеку, так как согласование побуждений. 2) когнитивная проработка побуждений – определяются на основе познавательных процессов возможности и целесообразности удовлетворения побуждений. 3) либо удовлетворение потребности, либо не удовлетворение, либо отсрочка. Формы влияния ситуации: 1) давление – как стимул (структурирование поведения) 2) валентность (соблазн) 3) возможности 4) конкурирующие мотивы Функциональная автономия мотивов. Оллпорт. Сдвиг мотива на цель. Цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу. Процесс сдвига мотива подчиняется следующему общему правилу: тот предмет, идея, цель, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Уровни автономии. 1. Персеверативная автономия. Вступает в действие вследствие того, что один мотив продолжает «подпитывать» себя. Участие нервных механизмов. А) Опыты на крысах, которые ходили по лабиринту «ради развлечения», а не еды. В) Эффект Зейгарник. Г) Динамизм рутины (роль привычки). Напр., спать удобнее в знакомой постели, т.к. она – «вторичный подкрепитель» отдыха. 2. Проприативная (собственная) автономия. А) Способность часто превращается в интерес. Люди любят делать то, что они хорошо умеют. Сначала навык, потом интерес. Б) Приобретенные интересы и ценности обладают избирательной силой. В) Образ Я и стиль жизни – организующие факторы. Ситуационная динамика мотивации: Психоанализ: есть существование и значение ситуативной мотивационной динамики. Конфликт, защита, вытеснение. Психодинамика это – процесс трансформации влечений в конкретные действия Левин: Теория поля Левин указал на то, что предметы вокруг нас обладают определённой эмоциональной окраской, побуждают нас совершать какую-либо деятельность. Существует полезависимое поведение. Валентность – это положительная или отрицательная ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила. Поле – это вся совокупность переживаемого субъектом в данный момент, «жизненное пространство индивида». Психологическое поле – единство индивида и окружения индивида. В=f(p,E), Е = f(р) свойства окружения зависят от самой личности,р = f(E) свойства личности зависят от окружения Потребности имеют два уровня: · Истинные потребности (биологичекие) · Квази-потребности: потребности социального происхождения, возникающие здесь и сейчас – намерение что-либо сделать Квазипотребность – некая напряжённая система (намерение), которая возникает в определённой ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремиться к разрядке (удовлетворению). К. Левин не уделяет внимание содержанию потребности; важны динамические характеристики: сильная/слабая напряжённость, коммуникация с другими потребностями. Запоминание незавершенных действий. Экспекрименты Зейгарник. Основной результат – количество воспроизведенных заданий, которые не были завершены, превышало количество решенных заданий в 1,9 раз. Н.З. запоминаются лучше, т.к. намерения их выполнить не реализованы, а, следовательно, не удовлетворены и связанные с ними квазипотребности. Нет разрядки. Факторы, влияющие на степень выраженности эффекта Зейгарник: 1)Истинные потребности испытуемого. Испытуемые были в разной степени мотивированы участвовать в эксперименте. 2)Валентность или привлекательность заданий. 3)Степень близости испытуемых к завершению заданий. Задания, прерванные на завершающей стадии, запоминались в 1,4 раза лучше. 4)Установка на воспроизведение. 5)Неудовлетворенность выполненным заданием, 6)четкость выполнения заданий и др. 2)Исследования замещающих действий в школе Левина. Забывает. Подобные случаи можно объяснить, используя понятие замещения. Неудовлетворенные потребности как последствия незавершенных действий могут быть удовлетворены через действия замещающие, т. е. напоминающие незавершенную деятельность или являющиеся производными от нее. На это явление обратил внимание Фрейд, но Левин первым подверг его экспериментальному анализу. Левин проанализировал условия, при которых незавершенное действие не имеет последствий в связи с завершением его в другом действии. Методика спонтанного возобновления задания Овсянкиной: после его прерывания и до появления удобного случая для возобновления работы вводилось новое задание, и испытуемому предоставлялась возможность его завершить. По тому, возобновлялась ли после этого работа над первоначально прерванным заданием, судили о замещающем характере промежуточной деятельности. Нарисовать рисунок и подписать. А потом нарисовать рисунок, замещаюший подпись. И тогда испытуемые забывали подписать.
3)Уровень притязаний и его измерение. Ф. Хоппе. уровень притязаний - уровень будущих действий при решении знакомой задачи, который индивид, знающий свой уровень прошлых действий в этой задаче, явно предполагает достичь. Уровень притязаний – это ситуативная мотивация – целевая установка. Он предполагает цель, имеющую внутреннюю структуру. Мотивационный конфликт. Левин. борьбу одновременно актуализированных противоречивых потребностей. Левин выделял следующие типы конфликтов:
3. Конфликт «стремление-избегание». 4. Конфликт «двойных стремления-избегания» Теория когнитивного диссонанса (Леон Фестингер) Диссонанс – негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологическими противоречивыми знаниями, мнениями, ценностями, намерениями и т.д. относительно одного и того же объекта. Типы ситуаций, в которых возникает когнитивный диссонанс: 1) конфликты после принятия решений. 2) вынужденное согласие (действие было навязано) 3) селекция информации 4) несогласие с убеждениями социальной группы 5) неожиданные результаты действий и их последствия Механизм редукции диссонанса: · Изменение действия · Включение новых знаний · Изменение ценности Каузальная атрибуция – процесс приписывания причин поведения в ситуации недостатка информации (Ф. Хайдер). Наиболее существенные результаты экспериментального исследования: 1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей; 2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов; 3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных – внутренними. Цели и целеполагание. Шкоал Тихомирова. изучение структурирующей функции мотивации в мышлении. структурирующая функция мотивации оказывает влияние на многочисленные параметры мышления: стратегию целеполагания, устойчивость и разработанность перспективного целеполагания, особенности эмоциональной регуляции, соотношение конкретных и обобщенных компонентов решения задачи, степень эгоцентричности. - при повышении значимости мотивации время, затрачиваемое испытуемыми на решение творческих задач «открытого» типа, увеличивается в несколько раз, - при училении мотивации испытуемые ставят новые цели или трансформируют имеющеся. -Структурирующая функция мотивов проявляется в актуализации скрытых свойств познаваемых объектов, в преодолении шаблонных представлений, активизации поиска решения, выходе за пределы инструкций, стремлении к нестандартным, семантически насыщенным решениям, в повышении гибкости мышления, включении процессов воображения и др.
48. Развитие мотивации в онтогенезе. Методы ее изучения и диагностики. Мотивация отдельных видов деятельности, ее экспериментальные исследования. План: Date: 2015-09-24; view: 616; Нарушение авторских прав |