Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и целеполагание





Ситуация преломляется через восприятия, эмоции, все категоризуют ситуацию по-разному. Поэтому она может объективной, и субъективной.

2. Левин: ситуация - система сил, влияющих на поведение.

4.Ситуация это место встречи потребности с его объектом. Он описал встречи предмета с ситуацией – установка (Узнадзе).

Любая ситуация для человека – это тот смысл, который он ей приписывает. Ситуация в большей степени определяет действия человека, чем внутренние убеждения.

Пример:

· Эксперимент Милгрэма. Продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику».

· Стэнфордский тюремный эксперимент Филипп Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни, и на влияние

· Эксперимент на альтруистическое поведение «исследование доброго самаритянина»

Ситуативный фактор – большая роль, более важная.

- чем меньше людей, тем быстрее оказывается помощь и наоборот (диффузия ответственности).

Выводы: недооценка роли ситуации, должна быть поддержка ситуации, чтобы личностные характеристики себя проявили.

Функции ситуативной трансформации мотивации:

1) применительно только к человеку, так как согласование побуждений.

2) когнитивная проработка побуждений – определяются на основе познавательных процессов возможности и целесообразности удовлетворения побуждений.

3) либо удовлетворение потребности, либо не удовлетворение, либо отсрочка.

Формы влияния ситуации: 1) давление – как стимул (структурирование поведения) 2) валентность (соблазн) 3) возможности 4) конкурирующие мотивы

Функциональная автономия мотивов. Оллпорт.

Сдвиг мотива на цель. Цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу. Процесс сдвига мотива подчиняется следующему общему правилу: тот предмет, идея, цель, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив.

Уровни автономии.

1. Персеверативная автономия. Вступает в действие вследствие того, что один мотив продолжает «подпитывать» себя. Участие нервных механизмов.

А) Опыты на крысах, которые ходили по лабиринту «ради развлечения», а не еды.

В) Эффект Зейгарник.

Г) Динамизм рутины (роль привычки). Напр., спать удобнее в знакомой постели, т.к. она – «вторичный подкрепитель» отдыха.

2. Проприативная (собственная) автономия.

А) Способность часто превращается в интерес. Люди любят делать то, что они хорошо умеют. Сначала навык, потом интерес.

Б) Приобретенные интересы и ценности обладают избирательной силой.

В) Образ Я и стиль жизни – организующие факторы.

Ситуационная динамика мотивации:

Психоанализ: есть существование и значение ситуативной мотивационной динамики. Конфликт, защита, вытеснение.

Психодинамика это – процесс трансформации влечений в конкретные действия

Левин: Теория поля Левин указал на то, что предметы вокруг нас обладают определённой эмоциональной окраской, побуждают нас совершать какую-либо деятельность. Существует полезависимое поведение.

Валентность – это положительная или отрицательная ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила.

Поле – это вся совокупность переживаемого субъектом в данный момент, «жизненное пространство индивида».

Психологическое поле – единство индивида и окружения индивида.

В=f(p,E), Е = f(р) свойства окружения зависят от самой личности,р = f(E) свойства личности зависят от окружения

Потребности имеют два уровня:

· Истинные потребности (биологичекие)

· Квази-потребности: потребности социального происхождения, возникающие здесь и сейчас – намерение что-либо сделать

Квазипотребность – некая напряжённая система (намерение), которая возникает в определённой ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремиться к разрядке (удовлетворению). К. Левин не уделяет внимание содержанию потребности; важны динамические характеристики: сильная/слабая напряжённость, коммуникация с другими потребностями.

Запоминание незавершенных действий. Экспекрименты Зейгарник.

Основной результат – количество воспроизведенных заданий, которые не были завершены, превышало количество решенных заданий в 1,9 раз. Н.З. запоминаются лучше, т.к. намерения их выполнить не реализованы, а, следовательно, не удовлетворены и связанные с ними квазипотребности. Нет разрядки.

Факторы, влияющие на степень выраженности эффекта Зейгарник:


1)Истинные потребности испытуемого. Испытуемые были в разной степени мотивированы участвовать в эксперименте.

2)Валентность или привлекательность заданий.

3)Степень близости испытуемых к завершению заданий. Задания, прерванные на завершающей стадии, запоминались в 1,4 раза лучше.

4)Установка на воспроизведение.

5)Неудовлетворенность выполненным заданием,

6)четкость выполнения заданий и др.

2)Исследования замещающих действий в школе Левина.

Забывает. Подобные случаи можно объяснить, используя понятие замещения. Не­удов­ле­тво­рен­ные по­треб­но­сти как по­след­ст­вия не­за­вер­шен­ных дей­ст­вий мо­гут быть удов­ле­тво­ре­ны че­рез дей­ст­вия замещаю­щие, т. е. на­по­ми­наю­щие не­за­вер­шен­ную дея­тель­ность или яв­ляю­щие­ся про­из­вод­ны­ми от нее. На это яв­ле­ние об­ра­тил вни­ма­ние Фрейд, но Ле­вин пер­вым под­верг его экс­пе­ри­мен­таль­но­му ана­ли­зу.

Ле­вин про­ана­ли­зи­ро­вал ус­ло­вия, при ко­то­рых не­за­вер­шен­ное дей­ст­вие не име­ет по­след­ст­вий в свя­зи с за­вер­ше­ни­ем его в дру­гом дей­ст­вии.

Ме­то­ди­ка спон­тан­но­го во­зоб­нов­ле­ния за­да­ния Ов­сян­ки­ной: по­сле его пре­ры­ва­ния и до по­яв­ле­ния удоб­но­го слу­чая для во­зоб­нов­ле­ния ра­бо­ты вво­ди­лось но­вое за­да­ние, и ис­пы­туе­мо­му пре­дос­тав­ля­лась воз­мож­ность его за­вер­шить. По то­му, во­зоб­нов­ля­лась ли по­сле это­го ра­бо­та над пер­во­на­чаль­но пре­рван­ным за­да­ни­ем, су­ди­ли о за­ме­щаю­щем ха­рак­те­ре про­ме­жу­точ­ной дея­тель­но­сти. Нарисовать рисунок и подписать. А потом нарисовать рисунок, замещаюший подпись. И тогда испытуемые забывали подписать.

 

3)Уровень притязаний и его измерение.

Ф. Хоппе.

уро­вень при­тя­за­ний - уро­вень бу­ду­щих дей­ст­вий при ре­ше­нии зна­ко­мой за­да­чи, ко­то­рый ин­ди­вид, знаю­щий свой уро­вень про­шлых дей­ст­вий в этой за­да­че, яв­но пред­по­ла­га­ет дос­тичь.

Уровень притязаний – это ситуативная мотивация – целевая установка. Он пред­по­ла­га­ет цель, имею­щую внут­рен­нюю струк­ту­ру.

Мотивационный конфликт. Левин.

борьбу одновременно актуализированных противоречивых потребностей. Левин выделял следующие типы конфликтов:

  1. Конфликт «стремление-стремление».
  2. Конфликт «избегание-избегание».

3. Конфликт «стремление-избегание».

4. Конфликт «двойных стремления-избегания»

Теория когнитивного диссонанса (Леон Фестингер)

Диссонанс – негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологическими противоречивыми знаниями, мнениями, ценностями, намерениями и т.д. относительно одного и того же объекта.

Типы ситуаций, в которых возникает когнитивный диссонанс:

1) конфликты после принятия решений.

2) вынужденное согласие (действие было навязано)

3) селекция информации

4) несогласие с убеждениями социальной группы

5) неожиданные результаты действий и их последствия

Механизм редукции диссонанса:

· Изменение действия

· Включение новых знаний

· Изменение ценности

Каузальная атрибуция – процесс приписывания причин поведения в ситуации недостатка информации (Ф. Хайдер).

Наиболее существенные результаты экспериментального исследования:

1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;


2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных – внутренними.

Цели и целеполагание.

Шкоал Тихомирова. изучение структурирующей функции мотивации в мышлении. структурирующая функция мотивации оказывает влияние на многочисленные параметры мышления: стратегию целеполагания, устойчивость и разработанность перспективного целеполагания, особенности эмоциональной регуляции, соотношение конкретных и обобщенных компонентов решения задачи, степень эгоцентричности.

- при повышении значимости мотивации время, затрачиваемое испытуемыми на решение творческих задач «открытого» типа, увеличивается в несколько раз,

- при училении мотивации испытуемые ставят новые цели или трансформируют имеющеся.

-Структурирующая функция мотивов проявляется в актуализации скрытых свойств познаваемых объектов, в преодолении шаблонных представлений, активизации поиска решения, выходе за пределы инструкций, стремлении к нестандартным, семантически насыщенным решениям, в повышении гибкости мышления, включении процессов воображения и др.

 

48. Развитие мотивации в онтогенезе. Методы ее изучения и диагностики. Мотивация отдельных видов деятельности, ее экспериментальные исследования.

План:







Date: 2015-09-24; view: 616; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию