Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные условия развития личности. Личность и общество. Личность в историческом развитии
ПЛАН
Отечественная психология: учение о социальных условиях развития личности. Идеи историко-эволюционного подхода - Асмолов – анализ развития личности на пересечении 3-х координат:
Черты социально-исторического образа жизни (СИОЖ): 1) характер детерминации развития личности; 2) представляет собой пространство выбора (мусульманские страны и европейские); 3) имеет ценностный мотивирующий характер, в социальной программе развития общества.
à Мотивообразующий характер СИОЖ. 1) «Роль-для-всех» (социогенез). 1. социогенетические истоки возникновения личности в истории развития общества; 2. социотипические проявления в развитии и функционировании личности в разных этических общностях 3. закономерности социотипического поведения в группах (семья, работа, досуг). Развитие личности в онтогенезе от социального мира общества к индивидуальному миру личности. СИОЖ – пространство выбора, объективно заданное родившемуся в обществе индивиду. Индивид сразу принадлежит к данной социальной группе и ее экономическим условиям. Это источник развития личности, выбора различных видов деятельности.
СИОЖ определяет развитие личности опосредовано через: А) отношение к типам жизнедеятельности, соц ценностям, нормам участников совместной деятельности; Б) оценку участниками совместной деятельности, и самой личностью ее индивидных свойств (задатков темперамента и т.п.); В) мотивами и целями человека.
3) СИОЖ имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества. деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений в социальной группе (А. В. Петровский) - истинный конструктор индивидуальной мотивации личности. Социальная ситуация развития: Личность как элемент развития социальной системы получает свою содержательную характеристику через общественные функции – роли, которые усваиваются ею в онтогенезе. Через роли – анализ личности, как представителя той или иной группы. Три уровня анализа системных качеств личности в системах роль-для-всех, роль-для-группы, роль-для-себя.
Образ жизни как “социальная ситуация развития” (Выготский): среда - условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Материалом для развития личности служат конкретные общественные отношения при рождении. ССР определяет весь образ жизни ребёнка, она представляет исходный момент для всех динамических преобразованный возраста. Понятие ССР связано с кризисом. Кризис – качественное изменение всех сторон психики человека, разрешение противоречий старой ССР и уровнем новообразований ребёнка. После кризиса старая ССР распадается и подготавливает в основных чертах новую ССР. В ходе общения ребёнка с близким взрослым или общественным взрослым происходит формирование его ВПФ. Роль ССР в общении, социальном окружении ребёнка интериоризация, сначала ВПФ как социальная деятельность, потом индивидуальная. Деятельность становиться преднамеренной.
совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. Основанием этой схемы является совместная деятельность, посредством которой осуществляется развитие личности в социально-исторической системе координат данной эпохи. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности, но личность все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие.
Исследование социального характера (Фромм) - об адаптивных моделях адаптации личности. Основное проявление социального характера этого времени – бегство от принятия решения, от личностного выбора в ситуациях, жестоко регламентируемых командами центра, и непринятие права на выбор у других.
Социализация личности Выготский. Социализация личности включает в себя два момента: · присвоение социальных норм и ценностей и их последующее · воспроизведение Общественные институты. Сотрудничество ребенка со взрослым (содействие) – основа социализации личности (социальное – индивидуальное). Первая форма социальной связи – это психологический симбиоз с матерью. Приобщение к культуре – из содействия. Культурное развитие ребёнка - 3 основные ступени: (жесты …) Всякая функция в культурном развитии ребёнка дважды - в социальном и в психологическом.
Всякая ВПФ проходит через внешнюю стадию развития. Основные характеристики ВПФ: 1.социальны по природе; 2.произвольны; 3.системны; 4.опосредованы.
Три грани социализации личности. (по ЛСВ) · Грань индивидуализации. От интерпсихического – к интрапсихическому. · Переход от “МЫ” к “Я”. Интимизация. · “Интериоризация” как производство внутреннего плана сознания. Понимание мотивов других людей. Внутренняя речь как диалог с самим собой, преобладание смысла над значением, слияние смыслов
Социогенез - происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах. Социотипическое и индивидуальное поведение. Социотипическое поведение для нейтрализации роста вариативности, через подражание и идентификацию. Э то продукт совместной деятельности человечества. Схемы поведения, традиции, нормы. Стереотипы культурные: педантичность немцев, пунктуальность англичан, вспыльчивость итальянцев. Социальный характер. Сталинское время. феномен выученной беспомощности
Социальные роли. Социальные нормы – основа формирования ролей Нормы – это некоторые конкретные ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить. В каждой социальной группе своя система норм, дающая систему ролевых ожиданий. Два класса ролей: 1.Конвенциональные – шаблоны, профессиональные роли, семейные 2. Неформальные – более вариативны –, как именно выполняет роль: заботливой матери и проч. 2 классических эксперимента по ролям: 1. Зимбардо – проблема давления ситуации. 2. Милгрэм – готовность причинять страдания под давлением авторитета(ток) Развитие личности. Личность в общественной истории. Дюркгейм, французская социологическая школа Общество – совокупность общественного (язык, верование). С развитием общества вытеснение коллективного сознания индивидуальным. Условнo 2 типа обществ: 1)Традиционное общество (средневековая община, ремесленный цех; первобытные общества). 2 главных выбора - профессии и создание собственной семьи - нет выбора. По социально-культурным нормам. Личность – особый слой хранителей культуры, шаманы, священники, учителя Отдельный человек не является личностью 2)Современное общество. У человека возможность собственного выбора, смены социальных позиций, самостоятельного осуществления 2 главных выборов. Опора на собственные возможности и способности - человек самостоятелен. Личность выходит за пределы социального индивида. Личность - когда человек - источник собственных действий. Леви-Брюль – исследование первобытного мышления: - мистическое; - пралогическое
42. Различные представления о структуре личности. Смысловая сфера. Устойчивые черты. 1. Стратегии изучения структуры личности: a. Конституционально-антропометрическая b. Факторная(Кеттелл, Айзенк) c. Блочная (Джемс) d. Мотивационно-динамическая Date: 2015-09-24; view: 2825; Нарушение авторских прав |