Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие самосознания (Рубинштейн, Леонтьев)





Самосознание – свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Самосознание – отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения.

Основные психологические понятия, описывающие сферу самосознания личности: самооценка, самоуважение, уровень притязаний, образ «Я», Я- концепция.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Понятие У. п. л. было введено К. Левином.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — система представлений о самом себе, включающих: осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; самооценку; в) субъективное восприятие влияющих внешних факторов.

Структурные компоненты: когнитивный; эмоционально-ценностный; поведенческий.

Бернс рассматривается Я-концепция как совокупность устано­вок, направленных на самого себя.

1. образ «Я» — представления индивида о самом себе;

2. самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3. поведенческая реакция — те действия, которые вызывают­ся образом «Я» и самооценкой.

представляет Я-к. в виде иерархической структуры. 1) реальное Я; 2) идеальное Я; 3) зеркальное Я Аспекты — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, но существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и переживаний.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека.

Я-концепции в разных теориях. источники:

1.Джемс:

Личностное Я - двойственное образование, в нем сочетаются Я-сознающее и Я-как-объект. Это стороны одной целостности, выступающие одновременно. Я-как-объект - все то, что человек может назвать своим. Здесь выделяет - духовное Я, социальное Я, физическое Я.

Ядро личности – активность.

1. Чувства и эмоции, вызываемые ими. Самооценка – успех\неуспех.

2. Поступки, вызываемые ими. Забота о себе и самосохранение.

Самоуважение – успех \ притязание.

«Постулат Джемса»: самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит отправной точкой отсчета в оценке нами собственных успехов и неудач.

2.Символический интеракционизм (Кули, Мид). Рассмотрение индивида в рамках его социального взаимодействия.

Кули. Главный ориентир для Я-концепции - Я другого человека, т.е. представление индивида о том, что думают о нем другие. Значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других - главный источник данных о собственном Я. Теория «зеркального Я»: представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияет на его Я-концепцию.

Мид. Через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как другой предсказывает наше собственное поведение. Возникновение Me как «обобщенного другого». I (импульсивная неупорядоченная тенденция) - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Ме. Совокупность I и Me - интегральное, личностное.

3.Эго-идентичность Эриксона. разрешение кризиса идентичности – сформированная личность/Я

4.Феноменалистическая психология. К Рождерс. Я-концепция возникает на основе взаимодействия со средой.

В структуру личности входят:Я-реальное; Я-идеальное; Самость (Я-концепция)

Движущая сила личности – тенденция к актуализации, сохранению и развитию себя, максимальному выявлению лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы.

САМООЦЕНКА — ценность, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания.

Отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения.

С. характеризуется по след. параметрам: уровню С.; реалистичности С.; особенностям строения.;

С. формируется на базе оценок окружающих, результатов собственной деятельности, на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.


САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком себя как индивидуальности, своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

конструкт самосознания с точки Рубинштейна. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности,

- способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности.

- Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, а является результатом познания, требуещего осознание реальной обусловленности своих переживаний. Включая то или иное отношение к себе, оно тесно связано и с самооценкой и не имеет своей отдельной от личности линии развития, включается как сторона в процесс ее реального развития. Оно не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.

Выготский и Рубинштейн - самосознание - этап в развитии сознания ребенка, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, изменениями взаимоотношений с окружающими. Этап развития - 2-3 года

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Самосознание это продукт развития. Зачаток сознания тождественности появляется у младенца, начинающего различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии развития самосознания:

1. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

2. К 2-м 3-м годам начинает отделять результат своих действий от действий других и осознаёт себя как деятеля.

3. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

4. Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Оценка результатов своей деятельности.

Самосознание по Леонтьеву

Самосознание – осознание себя в мире значений, психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Критерии: природные; социальные; личностные: рефлексия. Уровни: познавательный аспект, эмоциональный и волевой аспекты.

Психоанализ: процесс зарождения самосознания как процесс субъективного отделения от матери. При хорошем уходе матери за ребенком такое отделение возможно к концу первого года жизни.

Кули, Мид: появление самосознания связано с появлением способности ребенка вставать на позицию другого, усвоить иную перспективу в восприятии и оценке собственных свойств.

Проблема «Я».

Кон: “Я” – не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри.

- действующим, субъектным, рефлексирующее, экзистенциальным “Я”,


а второе – “Я-концепцией”. – объект восприятия и внутреннего чувства.

Фрейд: Эго – это Я.

Юнг: Эго, Самость

Эриксон: Эго-идентичность

Г.Олпорт. Проприум — это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство:телесная самость;самоидентичность; самоуважение; расширение самости; образ себя;рациональное управление собой;проприативное стремление.

функции Я-концепции: внутренняя согласованность; интерпретация опыта; источник ожиданий.

стадии развития Я-концепции: выделение себя из окружающего мира; функционирование оценочных представлений; изменение отношения к внешним оценкам.

 

44. Методы диагностики и исследования личности.

План:

1. Метод анамнеза

2. Методд наблюдения

3. Беседа

4. Метлды самотчета

5. Проективные методы.

6. Методы, разработанные в рамках гуманистическй психологии и психоанализа.

Основными подходами к оценке личности являются метод интервью, личностные тесты самоотчета и проективные тесты.

  • Тесты (Айзенк – экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность);
  1. Характер: тесты (Кетелл)
  2. Личность и индивидуальность:

- наблюдение;

- беседа;

- автобиографические методики

- тесты, опросники (Кетелл, СМИЛ, Спилбергер – тревожность – черта личности и т.д., психосемантические методики, тест Куна – «кто я?», СЖО, МИС)

- проективные методики (ТАТ, Роршах, Люшер, ЦТО, рисуночные тесты: РНЖ, Семья, Дом-дерево-человек).

Норма - патология

Есть методики, которые работают только на норме, не показывают напрямую отличия нормы от патологии. Есть методики для диагностики патологии, отличия нормы от патологии: СМИЛ, ТАТ, Роршах, Пиктограммы, методики исключения (на патологию мышления), классификации; есть методики, сочетания показателей по которым свидетельствует о патологии – СМИЛ, Кетелл, МИС, РНЖ, ТАТ, Роршах.

Метод анамнеза.

Он обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности и направлен прежде всего на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидуумов на протяжении многих лет. При описании прошлого пациента используются разные методы, как-то: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от людей, хорошо знающих данного человека. «+»:

· Показывает сложность и уникальность индивидуума.

· Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

«-»:

· Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения; рассматриваемые случаи слишком частные.

· Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

· Не позволяет выделять причинно-следственные отношения между переменными.

1. Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятиефиксация проявлений поведения и суждений, обусловленное задачами деятельности. Фиксация поведения и суждений.


Виды наблюдения:

По характеру контакта с объектом наблюдения: непосредственное и опосредствованное.

По условиям осуществления: полевое и лабораторное

По характеру взаимодействия с объектом наблюдения: открытое и скрытое.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

· определение задачи и цели

· выбор объекта, предмета и ситуации

· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации

· выбор способов регистрации наблюдаемого

2. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед:

  • Анамнезсведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.
  • Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Требования: 1)– непринужденность.. 2) тщательно продумать беседу 3) постановка вопросов обследуемыми.

Интервью - Он делиться на структурированный и неструктурированный. Структурированная форма предпочтительна при проведении научного исследования, а неструктурированная – в терапевтической ситуации.

Методы самоотчета бывают двух типов: тесты, измеряющие единственный показатель и тесты, измеряющие одновременно несколько показателей.

Пример первого. «Шкала самосоознания»: была сконструирована с целью измерения двух самостоятельных параметров самосознания; первая субшкала оценивает личностное самоосознание, определяемое как степень осознания испытуемыми их собственного настроения, установок, мыслей и физического состояния вторая субшкала измеряет общественное само осознание, определяемое как степень озабоченности человека по поводу того, как он выглядит в социальных ситуациях.Пример второго. «Миннесотский многоаспектный личностный опросник»: самый распространенный многомерный тест; это наборы из сотен утверждений, на которые возможен ответ «да» или «нет»; в тест также входят четыре «контрольные шкалы» (например, «Шкала лжи»).

«+»: испытуемым предоставляется минимальная свобода в ответах, а на процедуру подсчета результатов не влияют личные склонности или теоретическая ориентация экспериментатора.

«-»: предумышленный обман, фальсификация ответов в социально желаемом свете и т.п.

Проективные методы пытаются проникнуть в неосознаваемые или очень тонкие аспекты личности. Существует много различных типов. Линдсей подразделяет их на 5 типов:1) ассоциативные методы; 2) конструктивные методы (пример: составить рассказ по картинкам и рассказать о возникающих при этом чувствах); 3) методы завершения; 4) экспрессивные методы; 5) методы выбора или распределения по порядку.

Экспериментальный метод.

Метод дает исследователям возможность устанавливать причинно-следственные связи посредством манипуляции определенной переменной в тщательно контролируемых условиях, что позволяет наблюдать изменения второй переменной, как результат изменений первой переменной.

Группы Независимая переменная Зависимая переменная
Экспериментальная присутствует измеряется
Контрольная отсутствует измеряется

 

«+»:

· Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

· Устанавливает причинно-следственные связи; позволяет делать выводы о причинности.

· Сбор данных, их запись и анализ объективизированны.

«-»:

Круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории, ограничен по этическим соображениям

 

Гуманистическая психология

Применение любых методов опираются на личный опыт человека. Уделяется внимание самоотчетам испытуемых, что позволяет учесть особенности индивидуального восприятия себя. Традиционные методы должны дополнять субъективные. Изучение личности начинают с наблюдения и проективных методик, а затем использовать опросники, эксперимент, тесты и т.д. При исследовании психологических и социально-психологических характеристик личности, выступающих условием готовности к диалогу, используются методики изучения способности к эмпатии и взаимопониманию.

Психоанализ

Методы в психоанализе:

свободное ассоциирование. Он ведущий. В его основе лежит представление о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном человека. Возникшие ассоциации интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств личности.

- толкование сновидений. Во время сна тормозятся функции Я. Считается, что интерпретация сновидений, включая анализ скрытой символики, способствует более глубокому пониманию человеком природы его симптомов и мотивационных конфликтов.

толкование символов, которое осуществляется на основе нахождения связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными словами или предметами. Зная язык символов, можно легко выявить содержание Оно, но этого недостаточно для глубокого понимания личности.

толкование парапраксиса (ошибочных действий: забывание имен и слов, обмолвки, описки, ослышки,несуразные действия, действия невпопад). Им пользуются, когда Я человека чем-то отвлечено, его бдительность ослаблена, и бессознательный импульс внезапно прорывается.

Анализ переноса. Реакция переноса предоставляет возможность обнаружить связи между актуальными проблемами человека и его прошлым. Анализ воспоминаний о прошлом приводит к пониманию человеком своих воспоминаний и прекращение повторений.

Левин: эксперимент.

Деятельностный подход – изучение в деятельности. Эксперимент.

Роджерс – интервью, беседа, эмпатия.

 







Date: 2015-09-24; view: 3384; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию