Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Фрейд, Юнг
ii. Гуманисты – Роджерс, Маслоу, Франкл(экзистенциализм), Олпрот e. Поведенческо-интеракционистская f. Стратегия анализа личности по элементам и по единицам Проблемы изучения структуры личности: элементы личности теряют свойства целого. Стратегии изучения строения личности:
1. Конституционально-антропометрическая. Объект изучения – врождённые предрасположенности к реагированию, отождествляемые с темпераментом как ядром личности. Методические процедуры: «прямые методики» диагностики (опросники, антропометрические измерения и измерение других объективных проявлений организма). Поиск корреляции между субъективными и объективными переменными. Выявление типов характера, характер приравнивается к темпераменту. Кречмер, Шелдон, Конрад.
2. “Факторная” стратегия. Получила своё название из-за применения факторного анализа. Объект анализа: черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Структура личности как набор черт. Кеттелл, Айзенк, Гилфорд.
Структура личности – набор черт. Модальные формы личности.
Кеттел. Категории черт личности. А) Поверхностные черты – исходные черты. Это более глубокий уровень личности.
Б) Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой Конституциональные и средовые
В) Способность, темперамент и динамические черты.
Г) Общие и уникальные черты.
Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях.
Айзенк. Интроверсия-экстроверсия * нейротизм-стабильность. Это суперчерты (типы). Эти супер черты построены из составных черт, они формируются из специфических
3. “Блочная” стратегия. Сбор структуры личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков». По вертикали степень выраженности биологического или социального в качестве критерия выделения подструктур личности. 1) Индивидные свойства – темперамент, половозрастные особенности, органические патологии 2) Блок психических процессов – охватывает индивидуальные особенности восприятия, мышления и т.д. 3) Блок прошлого опыта – память, навыки, знания. 4) Блок направленности – отношение личности к миру, ее моральные черты (почти нет биологического). Личность – вместилище блоков. Джемс: физическая личность, социальная и духовная.
4. Мотивационно-динамическая. В данный момент ведущая. Возникла в русле психоанализа. (Фрейд, Юнг) Фрейд: ид, эго, суперЭго, сознательное, предсознательное, бессознательное. Юнг: Эго, индивидульное бессознательное, коллективное бессознательное. Архетипы: аниме, анимус, тень, самость. Развитие личности – обретение самости. Итог индивидуализации – самореализация.
- гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс), - персонологическая теория индивидуальных черт (диспозиций) личности Оллпорта, - когнитивные подходы к личности, опирающиеся на Левина, и др. Методы изучения: прямые методы (опросники) и проективные методы диагностики мотивации (неопределенность стимуляции, отсутствие ограничений в выборе ответов, отсутствие их деления на правильные и неправильные). Гуманистическая психология. Маслоу – пирамида потребностей. 1) Физиологич., 2) в безопасности; 3) в принятии; 4)в уважении, 5) в самоактуализации. Ориентация на изучение смысловых структур человека. Предметы анализа: высшие ценности, самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье. - у человека – заданные позитивные потенции - нужно только помочь развиваться. Самоактуализация – самоцель.
К. Роджерс – клиент-центрированная психотерапия. Я-концепция: Я-реальное, Я-идеальное. Под влияние общества – деформация → самость не может себя реализовать → неврозы. Базовая потребность – быть самим собой, самореализация. Без диагноза; не пациент, а клиент; методы эмпатийного слушания, сопереживания; у человека – большой потенциал, о котором он не знает → психотерапия – создание условий для изменения человека.
Экзистенциальная психология. Сущность человека не предзадана, человек то, что он сам из себя делает в результате совершаемых им в течение жизни личностных выборов. В.Франкл – логотерапия, терапия смысла.
Теория Олпорта Понятие черт личности как устойчивых тенденций поведения. Психометрика и личностные опросники Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. стабильность во времени и стабильность в разных ситуациях
1. Широкий набор черт Личности, постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. 2. Проблема индивидуальных различий. Г.Олпорт: каждая личность уникальна. Темперамент+умственные способности+конституция = материал для построения личности.
2 вида черт: 1. Общие черты – характеристики в пределах данной культуры. Люди одной культуры сравнимы по этим параметрам. (более вежливы и тп) 2. Индивидуальные черты (диспозиции) - уникально у каждого, наиболее точно отражают его структуру Личности. (пунктуальность, ответственность, внимательность)
Концепция функциональной автономии мотивов: Связи старых и новых мотивов исторические, не функциональные.
Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, это организующая оценки, мотивы и др., и объединяющая сила Личности. Олпорт отстаивал подход к изучению Личности, направленный на раскрытие уникальности каждого человека.
Психометрика — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности Например MMPI Или 16PF
5. Поведенческо-интеракционистская. Элементы организации личности являются - компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Бихевиоризм – реакции, навыки; Интеракционистские социально-психологические подходы – роли, социальные установки, поступки.
ИТОГ: общая тенденция - «индивидные» свойства человека в основе организации личности, базовый или базальный уровень организации человека. 6. Стратегия анализа личности по элементам и по единицам. Выделение «единиц» анализа как системообразующих характеристик описания личности. Для раскрытия структуры личности – анализ не по элементам, а по единицам. Единица – это часть целого. Это: мотивы деятельности, личностные смыслы, установки, поступки и деяния Леонтьев А.Н.: единица - деятельности субъекта. Божович Л.И. Личность- уровень психического развития, когда человек управляет обстоятельствами и самим собой. Личность не равно индивид. Единица исследования личности как целостной иерархической системы - поступок (связь с мотивами). Курт Левин: теория поля, квазипотребность, напряжение, разрядка. В моделях личности Асмолова и Братуся 3 уровня: -Высший уровень, личность в узком смысле этого слова. План содержания - личностные смыслы. -личность в широком смысле слова – характер, способности. Асмолов: план выражения – то, как содержание проявляется вовне. Характеристики стиля, средств для выражения цели. -психофизиологические механизмы. Асмолов не относит это к личности, а рассматривает их как предпосылки.
Смысловая регуляция личности Значение представляет собою отражение действительности независимо от индивидуального личностного отношения к ней человека". Значение является обобщением действительности, фиксированным в слове Понятие «личностный смысл» ввели А.Н. Леонтьев и Гальперин – это отражение в сознании личности отношения мотива деятельности к цели деятельности. Личностные смыслы – характеристика личности. Л.С. представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. - изменение Л.с. и смысловых установок всегда опосредовано изменением деятельности, реализующей объективное отношение субъекта к миру. – смыслы часто не осознаются. Смыслообразующий мотив - «динамическая смысловая система». Большое значение А.Г.Асмолов придает процессу развития личности, то есть процессу осознания динамических смысловых систем. Процесс осознания начинается с вопроса "Ради чего я живу?", это есть процесс решения "задачи на смысл", результатом которого является осознание личностного смысла.
43. Самосознание личности. Проблема «Я» в психологии. План. Date: 2015-09-24; view: 622; Нарушение авторских прав |