Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности





 

“Индивидные свойства” - условие развития личности. Термин Ананьева.

Темперамент и задатки определяют аспекты поведения и оказывают влияние на становление личности.

Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности. Когда человеку говорят о его «индивидных свойствах», происходит их символизация. Вследствие возникает образ его ИС и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом.

 

Индивидуально-типические свойства:

  1. Конституция индивида
  2. Нейродинамические свойства мозга
  3. Функциональная асимметрия индивида

 

Выявление типов характера, где он приравнивается к темпераменту (Кречмер, Шелдон, Конрад)

 

2. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.

 

Образ жизни как “социальная ситуация развития”.

Выготский: среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности.

Понятие ССР связано с кризисом. Кризис – фундаментальное изменение всех сторон психики человека.

После кризиса старая ССР распадается и подготавливает в основных чертах новую ССР.

 

В ходе общения ребёнка с взрослым происходит формирование его ВПФ. Роль ССР - интериоризация, ВПФ начинает выполнять функцию внутренней регуляции поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков.

Периодизации

 

А.Н.Леонтьев.
Личность – особое качество, приобретенное человеком в обществе.

2 рождения личности:

  1. 4 года, феномен горькой конфеты
  2. подростковый возраст

 

Д.Б. Эльконин

Развитие на основе ведущей деятельности, определяет формирование психологических достижений ступени развития личности.

Мотивационная и интеллектульно-познавательная стадии попеременно обгоняют друг друга.

 

Эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем - развитие интеллекта. Действие не развивается, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Изменение ССР. НЕТ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВНЕ - НЕТ МОТИВОВ

 

Младенческий возраст: Эмоционально-непосредственное общение, мотивационно-потребностная: МЫ, кризисы мировоззрения

 

Ранний возраст Операционально-техническая: ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый

Противоречие: действия ребенок должен делать самостоятельно, кризисы отношений.

 

Дошкольный: Сюжетно-ролевая игра

Мотивационно-потребностная: отношения с миром взрослых.

Противоречие: ребенок не может жить вне общества, но потребность жить вместе с окружающими осуществить невозможно.

 

Младший школьный: Учеб.деятельность.Операционально-техническая: дифференциация отношений ребенок-взрослый и ребенок-ровесник. Отношения ребенок-учитель становятся моделью отношений ребенка с обществом.

 

Младший подростковый: Личностное общение. Мотивационно-потребностная: переход от детства к взрослости. Чувствует себя взрослым и хочет признания самостоятельности и значимости

 

Старший подростковый: Учебно-профессиональная. Операционально-техническая: изменение отношения к будущему. Выбор профессии, построение жизненных планов. ССР – порог самостоятельной жизни.

 

Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый стабильный психологический возраст на основе следующих критериев:

  1. Социальная ситуация развития.
  2. Ведущая деятельность. Вид и структура.
  3. Основные новообразования развития. Достижения в развитии - противоречие с ССР - кризис.

 

Выготский выделяет особенности кризисных периодов.

Критерий возраста – новообразования, характеризующие сущность каждого возраста.

 

Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности. Определяют сознание ребенка, отношения к среде.

Социальная ситуация развития – специфическое для данного возраста, отношение между ребенком и окружающей действительностью, прежде всего социальной.

Стабильные периоды – микроскопические изменения личности.

Кризис – быстрое изменение в целом. Возникновение новообразований, которые впоследствии отмирают.

1. Границы кризисных периодов размыты.

2. Трудновоспитуемость детей во время кризисных периодов

3. Негативный характер развития.

 

Кризисы:

· Кризис новорожденности

· Кризис 1 года

· 3х лет – строптивость, своеволие. Возникновение характерных черт личности.

· 7-8 лет – неустойчивость воли и настроения. Возрастание самостоятельности.

· 13 лет – “я” и мир разделены ОЧЕНЬ сильно. Изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции.

 

Э.Эриксон психосоциальное/эпигенетическое развитие. Оно складывается из 3 процессов:

  1. соматического развития
  2. развития сознательного “я”
  3. социального развития

 

Переход со стадии на стадию сопровождается кризисом, выбором между прогрессом и регрессом.

Переход на новую фазу – при разрешении противоречия.

 

2 траектории развития: позитивная (далее: +), негативная (далее: -)

 

  1. Раннее младенчество (О - 1 г.) +: базальное доверие; -: базальное недоверие
  2. Позднее младенчество (1 - 3 г.) +: автономия; -: зависимость
  3. Раннее детство (3 - 5 л.) +: инициатива; -: пассивность
  4. Среднее детство (5-11л.) +: достижения, трудолюбие; -: избегание
  5. Половая зрелость, юность – кризис идентичности (11 - 20 л.) +: самоопределение; -: путаница ролей
  6. Ранняя взрослость (20-40л.) +: близость к людям; -: изоляция, отделение.
  7. Средняя взрослость (40-60л.) +: генеративность; -: стагнация
  8. Поздняя взрослость (60 и более) +: полнота жизни, принятие смерти; -: отчаяние, страх смерти.

 

 

Периодизация Фрейда:

Развитие личности – переход от принципа удовольствия к принципу реальности. Конфликт между влечениями личности и культурой, обществом.

Сексуальное влечение характеризуется объектом и сексуальными целями.

Сексуальный объект не предопределен.

Под сексуальными целями Фрейд понимал эрогенные зоны. Это критерий его периодизации личности.

 

Периоды:

  1. оральный (0-1) Формирование Я
  2. анальный (1-3) Развитие Я
  3. фаллический (3-5) Формирование Сверх-Я(преодоление Эдипова комплекса)
  4. латентный (6-12)
  5. генитальный (12-18 лет).

 

Неофрейдизм: Попытки ограничить сферу действия либидозных порывов. К биологическому фактору прибавляется соц-эконом. фактор.

 

Date: 2015-09-24; view: 627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию