Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная политика ФРН на начальном этапе





Обретение независимости было встречено населением страны в большинстве своём весьма позитивно, но при этом страна имела множество внутренних проблем, которые требовали незамедлительных решений со стороны правительства. Данные проблемы носили фундаментальный характер и касались наследия колониального режима. Эти проблемы стали движущей силой, которая привела к независимости федерации, но без предложения путей их решения они могли стать причиной её распада, так как внутренние противостояния и социальные вопросы использовались для дестабилизации положения в стране и достижения своих целей как внутренними, так и внешними силами желающими распада федерации.

Одной из основных подобных фундаментальных проблем в социальной сфере являлось расслоение в обществе. Оно заключалось в колониальном наследии, когда большую часть населения составляли коренные африканские народы, уровень жизни которых характеризовался низким уровнем доходов, высоким уровнем неграмотности, отсутствием доступа ко многим социально-значимым услугам. Несмотря на подавление националистических движений и принятие законов жёстко наказывающих за разжигание межрасовой и межнациональной розни, в среде коренного населения росло недовольство своим положением, что потенциально создавало выгодные условия для проникновения радикальных националистических настроений. Европейское и т.н. «цветное» (индийцы, креолы-мулаты) население имели более высокий социальный статус, но их численность составляла около 10% от общего населения. Ситуацию усугублялась сохранением системы сегрегации населения, при которой различия в уровне жизни сохранялись при практическом отсутствии возможностей изменения своего положения для африканского населения. Одним из главных препятствий в социальном взаимодействии между представителями разных рас являлось наличие у африканского населения племенной принадлежности, что значительно снижало социальную мобильность, а также тормозило формирование национального самосознания у банту-язычных народностей, которых насчитывалось более 100 по состоянию на 1964 г. Между тем напряжение между различными группами населения нарастало из-за сильных различий в уровне жизни и убеждений (особенно среди африканского населения) в собственном праве распоряжаться национальным богатством, как коренного населения. Сразу после получения независимости вопрос о коренном населении был одним из главных дестабилизирующих в социальной сфере, так как многие активисты из числа представителей африканского населения требовали передела собственности не только покинувших страну белых переселенцев, но и оставшихся.

Основным препятствием для решения социального вопроса являлось нежелание разных групп населения менять своё положение в общественной системе: представители европейского населения препятствовали допуску к власти представителей африканского населения, среди представителей африканского населения после поражения радикальных националистически настроенных движений отсутствовал консолидирующий элемент, место которого заняли отдельные племенные вожди, стремившиеся укрепить свою власть на отдельных территориях. Для предотвращения потенциально опасного положения в социальной сфере руководство ФРН разработало стратегию в социальной и национальной политике, основными целями которых являлись: 1) снятие вопроса о статусе коренного населения для снижения социальной напряжённости и гарантии конституционных прав для населения 2) постепенный переход от сегрегации к полной интеграции всех групп населения; 3) разработка единого национального движения среди представителей африканского населения страны с последующим формированием единой нации банту-язычного населения.

22 декабря 1966 г. на II Съезде партии «Союз Замбези и Ньяса» президент страны, Гарри Нкамбула в своём докладе о социально-экономическом положении страны и перспективах развития акцентировал внимание на межрасовом примирении, как устойчивой основы модернизации социальной сферы. Особая роль в данном вопросе отводилась статусу коренного населения. После этого президент поручил Министерству социальной политики сформировать рабочую группу по разработке, принятию, развитию и контролю за выполнением Федерального Закона «О коренном населении». В мае 1967 г. законопроект был внесён на рассмотрение Совета представителей и был принят в первом чтении. С 1968 г. закон вступил в силу. Данный закон был направлен на решение вопросов о статусе коренного населения и, соответственно, передела собственности. Согласно пункту 2.1 все проживающие на определённой территории более двух поколений, имеющих гражданство ФРН считаются коренным населением независимо от расовой, национальной, языковой, религиозной и иной принадлежности. Относительно собственности коренного населения применяются все нормы прописанные в Конституции и другой законодательной базе страны. Таким образом, представители белого населения, получив статус коренного населения, получали гарантии сохранности своего имущества от различного рода захватов со стороны африканского населения. В дальнейшем вопрос о статусе коренного населения не переходил в острую форму, так как любые попытки публично поставить под сомнение законности права собственности из-за наличия/отсутствия статуса коренного населения европейцев или «цветных» расценивались, как разжигание межрасовой розни, что подразумевало под собой жёсткие уголовные наказания.

Проблема сегрегации населения давала о себе знать ещё до получения независимости ФРН, так как уровень жизни в т.н. «белых» районах («The White Districts») находился на высоком уровне относительно районов проживания африканского населения, а доступ последних в «белые» районы был максимально ограничен. Особенно активно подобная система действовала в Южной Родезии, где белые переселенцы после получения независимости ФРН начали массово эмигрировать из крупных городов, в которых снимались административные барьеры на передвижение лиц независимо от рас и национальности, в пригороды. Руководство муниципалитетов пригородов состоящие из представителей белого населения принимало распоряжения по ограничению доступа и передвижения африканцев в своих юрисдикциях. Одним из таких распоряжений являлось введение в 1969 г. регистрирующих пропусков в ряде пригородов г. Хараре, в частности, г. Нортон и Эпворт, которые были необходимы для всех въезжающих в город. Официально целью введения данных пропусков являлось «создание стимулов для населения остаться в месте своего текущего проживания». Но фактически данные пропуска являлись основным инструментов для ограничения въезда/передвижения африканского населения, так как муниципалитеты с преобладающим белым населением заключали специальные соглашения, по которых жителям данных муниципалитетов не требовалось получения регистрирующих пропусков для передвижения между муниципалитетами. Введение вызывало негодование африканского населения, так как они являлись основой трудового класса в местах компактного проживания белого населения, но при это они не только не могли приобретать/снимать недвижимость поблизости от места работы, но даже находится где либо в городе, кроме места работы. Кроме того, африканское население ФРН тревожила ситуация в соседней ЮАР, где права африканского населения были максимально ограничены, а сами африканцы были помещены в специальные резервации. Официальная позиция правительства ФРН заключалась в резкой критике режима апартеида в ЮАР, но при этом африканское население Родезии и Ньясаленда опасалось введение подобных мер на территории своей страны.

Накал социального напряжения произошёл в 1971 г., когда 19 сентября работника универмага в г. Нортон, Джона Мзусу задержали сотрудники полиции по причине «нарушения режима передвижения для приезжих». Причиной задержания и последующего ареста послужило нахождение Джона Мзусы в соседнем торговом центре, где тот хотел приобрести лекарства для своих детей. После попытки оказать сопротивление сотрудникам полиции, которые со слов очевидцев вели себя очень грубо по отношению к задержанному, Джон был помещён под арест сроком полтора года. Данный инцидент вызвал социальный протест со стороны сочувствующих судьбе Мзусы африканцев, работающих в «белых» районах. 21 сентября была организована акция протеста возле здания Муниципалитета г. Нортон, которая собрала более 1500 человек. Люди скандировали: «Арестуй меня! Я вместе с Джоном!», «Расисты были и будут побеждены!», «Для свободы мы должны сложить свои жизни! Борьба продолжается!». Полиция города оцепила митингующих, но предпринимать какие-либо активные действия не стала. Неофициально отказ от разгона митингующих был обоснован приказом со стороны регионального правительства муниципалитету. 23 сентября митингующих собралось уже более 2000, была парализована работа многих предприятий торговли, общественного транспорта других служб. Аналогичные акции были организованы в г. Эпворт. 24 сентября президент Южной Родезии, Абель Музарева провёл переговоры с руководством муниципалитета г. Нортон, результатами которых стало освобождение Джона Мзусы, публичное извинение со стороны начальника полицейского управления и дисциплинарное наказание со стороны сотрудников полиции задержавших Мзусу. Но главное, это было проведение реформ в системе регистрирующих пропусков, согласно которой получение пропуска позволяло свободное передвижение въезжающего по территории муниципального образования в течение срока указанного в пропуске. На территории других федеральных республик сегрегация населения не происходила в столь явной форме. Сказывалось более низкая численности белого населения и более значительные успехи пропаганды правительства, основной целью которой было создание мультирасового и мультикультурного общества. Сегрегация населения в Северной Родезии сохранялась только в отдельных частных учреждениях (кафе, бары, гостиницы, гольф-клубы, дома для престарелых и др.) и не имела явного выражения. После получения независимости были сняты всякие ограничения на пользование государственными и муниципальными услугами (образование, здравоохранение, транспорт, культура и др.) для всех категорий населения. Среди молодёжи, представителей европейского населения, благодаря успехам пропаганды росла заинтересованность в более тесной интеграции в общество с преодолением расовых и других предрассудков, так как это позволяло создать весьма успешную карьеру, особенно в системе образования, здравоохранения и культуры. Вместе с тем в некоторых городских образованиях с преобладанием африканеров как в управлении, так и в общей численности населения сохранялись определённые механизмы ограничения передвижения населения направленных на поддержание режима сегрегации. В частности, подобный режим действует в г. Энкельдорн и его пригородах, а также в сельских общинах буров, но не принимает характер дискриминации.

Рис. 6 Митинг в поддержку Джона Мзусы в г. Нортон, 1971 г.

Наиболее существенный импульс для дальнейшей интеграции всех категорий граждан оказала проводимая политика федеральными и региональными властями в 1970-1980-ые «Родезийское Просвещение» («The Rhodesian Enlightenment»), которая сопровождалась повсеместным развитием образования, здравоохранения, культуры, искусства. Одним из основных главных преимуществ политики «Родезийское Просвещение» - это активное развитие сельских районов через создание учреждений образования, здравоохранения и культуры. На начальном этапе (1973-1980 гг.) родезийское руководство прибегало к поддержанию британского наследства, на последующих этапах (1980-1995 гг.) был проведён «монтаж» собственной модели. Особенно это было выражено в изменении системы образования, где с 1970-ых годов стала применяться новая система образования (10-летняя) с различными адаптациями. Введение собственной системы образования растянулось на 6 лет, за этот период было подготовлено более 100 тыс. специалистов в сфере образования, 350 тыс. специалистов в сфере здравоохранения (по этой линии сотрудничество осуществлялось с ФРГ, Швейцарией, США и Францией), более 50 тыс. специалистов в сфере светского искусства, более 70 тыс. деятелей культуры и т.д. Главным достижением данной политики заключалось в том, что если в 1973-1980 гг. среди дипломированных специалистов в среднем только 25% составляли представители африканского населения, то в 1980-1995 гг. их доля составила более 60%. Общая стоимость программы за 1973-1995 гг. составила около 1,8 млрд. дол. (без учёта сотрудничества с иностранными партнёрами).

Активное развитие образования и здравоохранения, в которых основная часть специалистов были представителями европейского и смешанного населения страны, стала главным условием консолидации общества. Африканское население получало доступ к услугам, их уровень жизни увеличивался, что снижало уровень социальной напряжённости. Большая роль в этом отводилась пропаганде. Основным препятствием на пути реализации задач программы «Родезийского Просвещения» было ограничение вождей, которые не позволяли своим соплеменникам принимать «подачки от белых и других предателей». Многие из вождей, координируя сотрудничество между собой в рамках «Федерации народов ФРН», открыто подвергали критики политику правительства и призывали своих соплеменников отказываться от государственных услуг. Дополнительным фактором, усиливающим социальную нестабильность, и которым оперировали представители «Федерации народов ФРН» являлся вопрос иммиграционной политики, который вызывал опасения среди африканского населения, опасавшихся не столько потери своих рабочих мест, сколько возвращения колониального режима «белого меньшинства». Причиной противостояния местных вождей с правительством была боязнь вождей потерять власть, так как увеличение уровня жизни и официальная пропаганда правительства, относящая межплеменные отношения к «колониальному наследию», которое «Британская колониальная администрация целенаправленно культивировало для поддержания разделения, необразованности и бесправности африканского населения» (из заявления президента Гарри Нкамбулы на II Съезде партии «Союз Замбези и Ньяса»). Это создало противоречия между официальным руководством страны и «Федерацией народов ФРН», которая к тому же выступала против концепции единой африканской нации.

Противоречие перешло в острую фазу после объявления расследования в отношении членов «Федерации народов ФРН», в частности, в отношении Пола Киниембо Лутаба – короля народа лунда, председательствующего в «Федерации народов ФРН», подозреваемого в коррупционных делах и государственной измене из-за связи с британскими диверсантами. Данное расследование не только широко обсуждалось в СМИ, но и было использовано для критики членов федерации народов, особенно племенных вождей. Попытка П.К. Лутаба организовать вооружённое восстание против федеральных властей в провинции Баротселенд потерпела неудачи, так как король народа лунда был задержан 29 декабря 1971 г. Но правительство недооценило влияние местного правителя, среди сподвижников которого оказались также сотрудники администрации провинции Луапула. Провинциальная администрация во главе с префектом Джозефом Мазомбе 4 января 1972 г. объявила ультиматум федеральным и республиканским властям, условия которого заключались в освобождении короля народа лунда. Иначе провинциальная администрация угрожало поднять восстание. Глава военного округа «North-East» Годфри Сингулума отказался сотрудничать с провинциальной администрацией, по этой причине восстание было невозможно. Попытка сторонников администрации во главе с принцем Мунона Чиньята захватить гарнизон в г. Манса закончилась гибелью 4 человек со стороны бунтовщиков. 6 января федеральные силы обороны заняли здание провинциальной администрации, где префект принял капитуляцию. 10 января П.К. Лутуба во время судебного заседания признал все обвинения в свой адрес (одна из версий после пыток и угроз). После этого бывший король сделал официальные заявления о признании вины и своём низложении перед своими «поданными». После этого другие вожди племён были дискредитированы, а Пола Лутуба 12 января нашли убитым в аэропорту Лусаки.

Рис. 7 П. К. Лутуба, король народа лунда, 1971 г.

Устранение внутренних препятствий для объединения разделённого племенными союзами африканского населения было обусловлено особенностью идеологии правящей партии ФРН, что выражалось через соединение идей африканского социализма и представительной демократии. Данные идеи являются совместимыми, благодаря мультикультурному направлению развития. В рамках концепций африканского социализма, описанных Гарри Нкамбула на II Съезде партии «Союза Замбези и Ньяса», было обосновано создание единой африканской нации на базе единого языка и культуры. После отказа от племенного общества африканским населением правительство, используя идеологический (в т.ч. инструмент пропаганды) механизм, приступило к реализации концепции «Создание единой нации бантунизийцев на основе единого языка и мультикультурного подхода». Реализация данной концепции проходила в образовании и культуре. Созданный в 1973 г. на основе английского алфавита с использованием языков основных африканских народов – бемба, шона, ньянджа, тонга, лунда, ндебеле и чичева бантунизийский язык обязателен был для изучения всеми гражданами страны с 1980 г. в соответствии с принятым федеральным законом №432 от 11.05.1980 «Об официальном языке Федерации Родезия и Ньясаленд», который установил статус бантунизийского языка, как официального государственного языка ФРН. Проводимые мероприятия в рамках культурной политики правительства при активной пропаганде позволили сформировать единую нацию бантунизийцев, что отражалось в увеличении доли бантунизийцев в общей численности с 13,7% в 1980 г. до 59,3% в 1998 г.

С 1980-ых гг. начинает активно развиваться культурное направление национального движения «бантунизийство», которое постепенно принимает вид нового философского течения в Африке развивающиеся в рамках концепций африканского социализма и мультикультурного подхода. Принятие единого языка повлияло на развитие литературы, что оказало большое влияние на национальное сознание представителей новой нации. Видные деятели культуры и науки – Чаймен Вьяс, Питер Муленга, Майкл Касесе, Стэнли Фишер стали основными представителями интеллигенции, что вкупе с мощным пропагандистским ресурсов, увеличением уровня жизни и нестабильной внешнеполитической обстановкой значительно сплотило африканское население в рамках единой национальной концепции.

Философское учение бантунизийства стало основой «африканского мультикультурного подхода» («The African multicultural way»), нашедшее отражение в идеологии национальных режимов Мозамбика, Анголы, Танзании, частично в ДР Конго, Намибии, Республике Конго, Габоне и Экваториальной Гвинеи. Идейным вдохновителем данного учения стали Питер Муленга, который являлся наиболее активным сторонником идей бантунизийства среди деятелей культуры, и Гарри Нкамбула, который фактически сформировал данное течение, как основу государственной идеологии в своих трудах «Пути создания африканской нации», «Мультикультурный подход – способ модернизации колониального наследия». Основная концепция философского течения «бантунизийства» заключается в сохранении исторического (в т.ч. колониального) наследия в социальной, экономической и политической сферах при модернизации под новые потребности общества. При этом философское движение под главной ценностью накопленное знание, которое независимо от носителя является абсолютной ценностью в обществе. По этой причине, поскольку независимо от кого данное знание получено, оно является наиболее важной ценностью, общество должно принимать любой опыт, в т.ч. иностранный. Эта концепция легла в основу не только национальной идеологии, но также и ментальности населения, которое стало более предрасположено к иностранному опыту и менее к собственным традициям. Данное течение впоследствии противопоставлялось южноафриканскому философского учению «Убунту» в качестве основы национальной идеологии в 1990-ых гг., когда вопрос о направлениях развития африканских государств принял наибольшую актуальность после кризиса моделей африканского социализма и апартеида. В сравнении с «Убунту» «бантунизийство» оказалось более пригодным для практического применения в качестве основы национальной идеологии, так как он имел практическое значение и создавался, как идеологическая основа в рамках национального движения. Но при этом, движение «бантунизийства» проходившее весьма интенсивно стимулировало неконтролируемый переход от традиций и обычаев к новому национально-философскому движению, что поставило культуру, традиции и язык представителей малых банту-язычных народов на грань вымирания, а культурное наследие более крупных банту-язычных народов (бемба, шона, ндебеле, чичева) игнорировалось. Это объясняет появление значительной оппозиции данному движению не только в среде интеллектуалов-маргиналов, но и в сельской среде наиболее слаборазвитых регионов страны, которые оказались не готовы в моральном плане из-за более сильных позиций национальной идентичности.

Также для национальной политики ФРН в 1970-ые характерно активное стимулирование иммиграции квалифицированной рабочей силы, в основном европейцев. Данное направление национальной политики было обосновано, с одной стороны, необходимостью национальной экономики в квалифицированных кадрах, а, с другой стороны, активными процессами эмиграции европейского населения из соседних стран, в следствии реакционной политики африканских националистических правительств в Анголе, Мозамбике, ещё ранее в Демократической Республике Конго и Танзании. В следствии, данных процессов к 1970-ым годам правительство ФРН сформировало механизмы иммиграционной политики, через которые происходило размещение семей иммигрантов. По первоначальному плану планировалось принять около 1,5 млн. чел. за 10 лет, для чего были готовы целые жилые кварталы с готовой инфраструктурой построенные при поддержке СССР. При этом каждая республика получала специальные квоты на приём иммигрантов, которые сложились в процентном соотношении следующим образом: 45% - Северная Родезия, 35% - Ньясаленд, 20% - Южная Родезия. Данное соотношение было обусловлено не только потребностью в квалифицированной рабочей силе, но и установление некоторого баланса между африканским и европейским населением. Так как в Южной Родезии белое население составляло более 20% от общей численности, то республика получила наименьшее количество квот.

По результатам первой иммиграционной «волны» в период с 1971 по 1981 гг. было принято 721,2 тыс. чел., этнический состав которых был весьма пёстрым: британцы (англичане, шотландцы, ирландцы), португальцы, немцы, африканеры и др. К тому же с начала 1960-ых по 1980-ые года в ФРН сформировались значительная греческая (155 тыс. чел.) и фламандская (83 тыс. чел.) общины, представители которой вынуждено переселились из ДР Конго из-за нестабильной политической ситуации. Но даже с учётом ранних иммигрантов их количество явно недоставало. Правительство ФРН также привлекала к поселению индийцев (из соседних стран и Южной Азии), мулатов (в т.ч. афроазиатов из ДР Конго) и малайцев (из ЮАР). В период с 1980 по 1990 гг. в ФРН переселились также около 350 тыс. чел. из ЮАР и Намибии, в основном британцы, африканеры и немцы. Также проводилось привлечение иммигрантов из стран Южной Европы, особенно из Италии, где из-за хронически высокого уровня безработицы и наплыва вынужденных переселенцев из бывших колоний сформировалось большое количество незанятых специалистов в самых разных сферах. Из Италии в ФРН иммигрировало более 50 тыс. чел. в период с 1980 по 2000-ые годы, большая их часть компактно поселилось в провинции Южная Замбия неподалёку от Лусаки, в частности, в Италвиле (анг. Итальянская деревня).

С конца 1980-ых по 2000-ые численность иммигрантов значительно снизилась, а также изменилась география иммиграционных потоков: после распада социалистической системы и кризиса в странах Восточной Европы и бывшего СССР в ФРН сформировались общины венгров (4032 чел.), болгар (1711 чел.), румын (1203 чел.), македонцев (1173 чел.), сербов (816 чел.). Значительно выросли общины поляков (11 542 чел.) и хорватов (8 543 чел.). Иммиграции населения из стран бывшего социалистического лагеря была обусловлена тесными торгово-экономическими и другими связями, в рамках чего специалисты из этих стран занимались строительство различных объектов инфраструктуры и промышленности в ФРН. С целью поддержания данных объектов в рабочем состоянии и осуществления передачи опыта правительство ФРН привлекало специалистов из стран бывшего соц. лагеря.

Также после ликвидации режима апартеида в ЮАР значительное количество европейского, азиатского и смешанного населения иммигрировало в ФРН. Как и всех других иммигрантов из африканских стран, из ЮАР в ФРН переезжали из-за стабильного государственного режима, который в социальной политике руководствовался мультикультурным подходом, поддержке правительства, которое решало многие вопросы обустройства иммигрантов, а главное – наличие рабочих мест и стабильный рост экономики.

Благодаря результатам иммиграционной политики, ФРН стала ведущей африканской страной по численности европейского населения, к 2006 г. его доля составило 16,6% от общей численности или 8749,9 тыс. чел. При этом ФРН является фактически единственной страной в Африке, где европейское население имеет естественный рост. В ФРН также самая высокая численность «азиатского» населения, к которых относятся индийцы (тамилы, пенджабцы, хиндустанцы), численность населения которых составила около 1 млн. чел., арабы (египтяне-копты, сирийцы-алавиты, тунисцы) – 210,6 тыс. чел.; малайцы – 89,3 тыс. чел.; персы – 17,3 тыс. чел.; китайцы – 12,1 тыс. чел.; японцы – 4,2 тыс. чел. Максимальная численность в ФРН и смешанного населения, которая составила в 2006 г. более 5 млн. чел. Правительство ФРН активно способствовало многим представителям смешанного населения из ДР Конго (афроазиаты), Анголы, Намибии и ЮАР в получении высшего образования и переезду на постоянное место жительство в ФРН. Учитывая, что во многих из этих стран ситуация на рынке труда намного хуже, а в некоторых из данных стран имелись серьёзные угрозы жизни, то количество желающих к середине 1990-ых превысило возможности экономики ФРН, что привело к сокращению иммиграционных квот. В 2000-ые года процесс иммиграции значительно снизился не только для смешанного населения, но и для всех остальных категорий населения.

Активная миграционная политика правительства ФРН, в результате которой многие африканцы посчитали, что правительство преследует цели установить новый расистский режим, а также формирование оппозиции новому идеологическому движению «бантунизийству» среди африканского населения в определённых регионах, где племенная и национальная идентификация оказалась более сильная, чем в большинстве регионов страны (преимущественно население слаборазвитых регионов Северо-востока Замбии, Северного Ньясаленда, Западного Зимбабве), породили новые виды социальные возмущения в обществе. Возмущения населения в некоторых регионах поддерживались не только отдельными активистами-маргиналами, но и политическими деятелями, особенно в провинции Северный Ньясаленд. 26 мая 1978 г. губернатор провинции Северный Ньясаленд, Брайтсон Уэбстер Райсон инициировал «народные слушания» по вопросам национальной политики в Родезии и Ньясаленде и вверенной ему провинции, в частности. На этих слушаниях губернатор подверг острой критики федеральную миграционную политику, которая, по его словам, ущемляет интересы африканского населения, а также проводимую политику по созданию единой бантунизийской нации, цели которой, по словам губернатора, заключаются в ликвидации культурного и языкового наследия африканского населения. Федеральный советник по национальной политики при президенте ФРН, Кристон Тембо осудил губернатора и обвинил его в «превышении полномочий и несоблюдении профессиональной субординации». 1 июня 1977 г. Кристон Тембо посетил административный центр провинции Северного Ньясаленда, г. Мзусу, но доступ на заседание провинциальной администрации не получил, что было воспринято федеральным чиновником, как акт неповиновения. На специальном заседании федерального правительства ФРН, участие в котором приняли Кристон Тембо, федеральный президент, Фредерик Чилуба и президент Республики Ньясаленд, Хастингс Банда, на котором обсуждалась ситуация в Северном Ньясаленде. В тот же день в г. Мзусу была проведена акция в поддержку Брайтсона Уэбстера, которая собрала более 2500 тыс. чел. Причиной проведения акции поддержки являлось приведение специальных сил безопасности в боевую готовность в Мзусе ещё перед началом специального заседания.

Рис. 8 Губернатор провинции Северный Ньясаленд
Брайтсон Уэбстер Райсон

По результатам заседания правительство постановило объявить чрезвычайное положение в Северном Ньясаленде снять с занимаемой должности Брайтсона Уэбстера в соответствии с Указом правительства ФРН от 01.06.1977 и назначением и.о. губернатора провинции Элсон Мулузи до очередного заседания правительства Ньясаленда по назначению губернатора провинции. После отказа Брайтсона выполнить указ правительства к зданию администрации провинции были стянуты полицейские силы специального назначения. Протестующие не расходились и отказывались расступиться перед спецназовцами и грозились выступить против последних. Постепенное увеличение остроты конфликта вызвало широкий резонанс как в обществе, так и международном сообществе. Акции протеста в поддержку губернатора были организованы в других городах Северного Ньясаленда, заявления о необходимости мирного решения конфликта заявили губернаторы Северо-востока Замбии и Западного Зимбабве, где руководство также не высказывало сомнения в правильности выбранного курса федерального руководства в национальной политике. Племенные общины в г. Чипата и г. Масвинго также организовали акции протеста. На международном уровне дипломатическую поддержку восставшим оказало руководство США. Госсекретарь США, Сайрус Вэнс заявил о необходимости мирного разрешения конфликта, нарушении правительством ФРН демократических норм и пренебрежении интересами населения страны. Позиция США обосновывалась напряжёнными отношениями между ФРН и капиталистическими странами, желанием обрести инструмент влияния на политику руководства федерации, а также дружескими связями посла США и губернатора Северного Ньясаленда. После данного заявления руководство ФРН решилось провести переговоры с провинциальной администрацией, по результатам которых чрезвычайное положение было снято, а прежний губернатор остался у власти. Взамен федеральное правительство принимало закон о федеральных представителях в провинциях, функции которых ограничивались установлением контактов между властью на местах и федеральным правительством и контролем за соблюдением конституционных норм и федерального законодательства и реализацией федеральных государственных программ, особенно данные функции касались вопроса национальной политики. Таким образом, руководство страны повысило контроль над местными властными структурами. Во многом на позицию правительства ФРН повлияла политика руководства США, так как ухудшение и без того напряжённых отношений с американским руководством могло негативно сказаться не только на развивающимся торгово-экономическом сотрудничестве ФРН и капиталистических стран, но и угрожать национальной безопасности страны из-за поддержки американским руководством вооружённой группировки «РЕНАМО» в Мозамбике, базирующийся в непосредственно граничащей с Северным Ньясалендом провинции Ньяса. Вместе с тем, федеральное правительство препятствовало проникновению во властные структуры политиков из племенных общин провинций Северо-востока Замбии и Западного Зимбабве для не допущения сценария в Северном Ньясаленде.

Главными результатами восстания в Северном Ньясаленде стали оставление на посту губернатора Брайтсона Уэбстера, а также фактическая остановка механизма интеграции в общество африканского населения Северного Ньясаленда из-за сохранения племенных общин, вожди которых были заинтересованы в «консервации» традиционного уклада жизни и заявляли (хотя и не публично) о «провальности» федеральной национальной политики. Таким образом, в Северном Ньясаленде проблема африканского населения стала основной проблемой национальной проблемы, так как из-за разногласий провинциальной администрации и республиканского правительства значительно снизились бюджетные трансферты в провинциальный бюджет, что отразилось на социально-экономическом положении провинции. А это в конечном итоге привело к социальной напряжённости среди населения, внутренней эмиграции и популярности националистических идей среди африканского населения (особенно молодёжи). Но из-за авторитета Брайтсона Уэбстера среди населения Северного Ньясаленда положение в Северном Ньясаленде оставалось на прежнем уровне и провинция стала наименее развитой в стране (ВРП на д/н. 5500 дол., при среднем уровне в 13 860 дол.).

Date: 2015-09-24; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию