Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование ФРН





После Второй Мировой войны в британских колониях – Северная Родезия, Южная Родезия и Ньясаленд, происходила консолидация политических сил. Из-за тенденций в африканских колониях по предоставлению независимости, британское руководство было заинтересовано в удержании власти в наиболее развитых и потому важных для экономики метрополии. В связи с этим, британское руководство постановило об объединении колоний Северная, Южная Родезия и Ньясаленд в единое государство – Федерацию Родезия и Ньясаленд (ФРН) со столицей в г. Солсбери, для защиты белого населения в колониях в 1953 г. Статус ФРН не был приравнен к доминиону, несмотря на аналогичную структуру управления.

Между тем в новом образовании имелись свойственные для африканских колоний в первой половине XX в. тенденции, в частности, это связано с не соответствием интересов африканского бесправного большинства и белым правящим классом. Это заложило неустойчивость политического устройства ФРН на ранней стадии развития, так как к руководители ФРН первоначально были консервативные пробритански настроенные политики. Премьер-министром страны стал Годфри Мартин Хаггинс. Хаггинс проводил политику установления более тесных социально-экономических связей между тремя странами при доминировании Южной Родезии. Данная политика только усиливала противоречия между населением колоний, так как через Южную Родезию централизовано перераспределялись финансовые средства страны, хотя наиболее богатой областью была Северная Родезия, в которой назревала напряжение по этому поводу. В Ньясаленде, как в области с наименьшей долей белого населения, негодование по поводу экономической политики государства угрожало перерасти в полномасштабный социальный протест. В социальной сфере всех республик проводилась сегрегация населения с ограничением прав африканского населения, которая также вызывало напряжённость среди населения федерации.

Тенденции по установлению в ФРН режима аналогичного с режимом в ЮАС стимулировали формирование националистических движений во главе с Кеннет Каунда в Северной Родезии и доктором Хастингсом Банда в Ньясаленде, с одной стороны, и прогрессивных движений в лице «Объединённой Федеративной Партии Родезии и Ньясаленда» («UFP») с сэром Рафаэлем Веленски, премьер-министром Северной Родезии, во главе. После прихода к власти Рафаэля Веленски в 1956 г., прогрессивная партия «UFP» инициировала включение в свой состав представителей африканского населения, которые в том числе назначались на государственные должности в республиканских и федеральных органах власти, что позволило несколько снизить напряжение между разными расовыми группами населения.

Первоначально Рафаэль Веленски поддерживающий сохранение ФРН в составе Британской империи, из-за разногласий с метрополией в экономической политике, в частности, увеличение фискального бремени при одновременном снижении доли бюджетных средств, остающихся в бюджете колонии, вынужден был изменить свои взгляды из-за недовольства со стороны в т.ч. европейского населения. Это вынудило «UFP» перейти к более самостоятельной внутренней политике для сохранения политической стабильности. Изменения коснулись экономической (особенно, фискальной) политики, межрасовых отношений и бюджетной системы.

Для изменений в сфере фискальной политики, что бы большая часть собираемых налогов оставались в федеральном бюджете, правительству требовалось заручиться поддержкой республиканского правительства Северной Родезии, как самой богатой части страны. Для достижения согласия между федеральными и республиканскими властями, которые к концу 1950-ых гг. были настроены на реформирование колониальной системы, требовались взаимные уступки. От федеральных властей требовалось усиление республиканской власти, а от республиканских властей – принятие новых конституционных норм, передача в ведение федеральных органов власти вопросы перераспределения государственных финансов, обороны, правоохранительных органов, внешней политики и внешнеэкономической деятельности. Конституционные реформы заключались также в предоставлении избирательного права среди африканского населения, установления паритета в политической системе между президентской и парламентской властью.

Рис. 3 Рафаэль Веленски, первый премьер-министр независимой
Федерации Родезия и Ньясаленд

Усиление союза республиканских властей Северной Родезии и федеральных властей вызвало недовольство правительства Южной Родезии, на территории которой находилась столица федерации. Разногласия между федеральными властями и республиканских властей Южной Родезии были вызваны увеличением численности африканцев в политической системе страны, что вызывало недовольство со стороны южнородезийских политиков во главе с Яном Смитом, председатель партии «Родезийский фронт». Противоречия между федеральными властями и южнородезийскими политиками вылилось в восстание последних 19 июля 1959 г. Сподвижники Яна Смита недовольные политикой федеральных властей организовали вооружённое восстание в г. Солсбери, оцепив здание федерального правительства, которое вошло в историю страны под названием «Расистское восстание» («The Racist rebellion»). Выдвинутые требования восставшими включали в себя ультиматум: отмену конституционных реформ и смену руководства ФРН, или выход из его состава федерации Южной Родезии. Руководство Великобритании недовольное независимой федерального руководства поддержало восставших, при чём британское руководство через генерал-губернатора официально переподчинило республиканскому руководству Южной Родезии силы национальной обороны.

Понимая опасность своего положения, после этих событий федеральное руководство ФРН приняло решение о начале наступления в Солсбери и о подготовке получения независимости в одностороннем порядке, так как парламент Великобритании лишил всех членов правительства ФРН британского гражданства. Федеральные власти ориентировалось на поддержку широких слоёв населения проводимой Рафаэля Веленски. 24 июля федеральное руководство инициировало переговорный процесс с республиканскими властями, что бы примирить позиции. После их провала и заявления Яна Смита о наступлении национальных сил обороны на основной оплот федеральных властей в Южной Родезии – г. Булавайо, где размещался штаб уполномоченного вице-министра по делам обороны, федеральное руководство пошло на опережение и ввело в Солсбери войска, в результате уличных боёв республиканские силы потерпели поражение, а руководство во главе с Яном Смитом попали в плен.

На тот момент ФРН оказалась на пороге гражданской войны, так как сторонники Яна Смита стремились оказать сопротивление и взять реванш. Для установления политической стабильности были депортированы из страны большинство политических деятелей (кроме Смита), что вызвало волну эмиграции, в основном белых переселенцев. Впоследствии, данный процесс был также спровоцирован назначением на пост премьер-министра Южной Родезии Абеля Музарева – представителя африканского населения, члена «UFP», переносом столицы ФРН из г. Солсбери в г. Лусаку и переименованием первого в г. Хараре (на языке шона «тот, кто не спит). Многие белые переселенцы боялись за свою безопасность при переходе к власти представителей африканского населения.

Сотрудничество федерального руководства с представителями африканского населения было значительно расширено за счёт заключения соглашения о взаимопонимании и сотрудничестве с партией «The Congress of Malawi» («Конгрессом Малави») в результате переговоров 2 февраля 1959 г. Данное соглашение шло в разрез с политикой регионального правительства Ньясаленда во главе с губернатором Робертом Персивалем Армитиджом, который не только выступал за сохранение федерации в составе Великобритании и саботировал решения федерального руководства, но и отвергал всякую возможность проведения конструктивных переговоров с представителями африканского населения. После ареста лидера «The Congress of Malawi», Хастингса Банда 3 марта 1959 г. в Ньясаленде вспыхнули вооружённые восстания, которые подавить своими силами региональное правительство не могло. Федеральное руководство не только не выделило на подавление восстаний вооружённые силы, но и настаивало на освобождении Доктора Банда. 5 июля 1959 г. губернатор Армитидж освободить Хастингса Банда, а сам не получив поддержки со стороны британского руководства сложил с себя полномочия губернатора. Федеральное руководство назначив на пост исполняющего обязанности губернатора Глина Смолвуд Джонса, который предложил пакет реформ направленных на изменение властной структуры Ньясаленда. 6 декабря был принят закон «О избирательном праве в Ньясаленде» (который стал основой для принятия аналогичного федерального закона), согласно которому все жители республики независимо от расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности старше 21 года получили право выбирать и быть избранными в государственные представительские органы, а также назначение даты выборов в парламент Ньясаленда на 19 июля 1960 г. Также были учреждены должность президента, а Ньясаленд был объявлен федеральном республикой, входящей в состав Федерации Родезия и Ньясаленд. Данные изменения символизировали объединение основных политических сил на федеральном масштабе – прогрессивной партии, представляющих интересы белого и смешанного (цветного) населения, и умеренно-либеральной партии, представляющих интересы африканского населения. «UFP» также удалось заключить соглашение о политическом сотрудничестве с «The Congress of Malawi» («Конгрессом Малави») в результате переговоров 22 февраля 1960 г. После соглашения 1 мая 1960 г. был подписан акт объединения двух партий в одну – «Союз Замбези и Ньяса» («The Union of Zambezi & Nyasa»). Основой новой партии выступила патриотически настроенная интеллигенция федерации, этнический и расовый состав которой был достаточной пёстрым. Именно новая партия участвовала в выборах в парламент республики и заняла на них 89,7% от всех голосов. Назначенные на 17 июля выборы президента были признаны состоявшимися федеральным правительством. На них победителем стал Хастингс Банда, набравший 95,1% голосов. Премьер-министром республики был назначен Глин Смолвуд Джонс, который на тот момент лишился британского гражданства и принял подданство Родезии и Ньясаленда 25 февраля 1960 г., став одним из первых официальных граждан Федерации Родезии и Ньясаленда.

Другим важным политическим движением, ориентированным на африканское большинство стал «Африканский Национальный Конгресс Замбии», имевший 38 мест в парламенте Северной Родезии, во главе с Кеннетом Каунда. Основная политическая деятельность партии была направлена на преодоление межплеменных барьеров, но на сохранение племенной принадлежности, как таковой, что вызвало дистанцирование между федеральной властью и «ЗАНК». Но после событий в г. Солсбери руководство «ЗАНК» обвинило федеральные власти в превышении полномочий, пренебрежении демократическими нормами, а также вызвало сомнения в состоятельности федерации, как государственного проекта. После событий в г. Солсбери (Хараре) руководство «ЗАНК» инициировало митинги в Лусаке 6 августа 1959 г. направленных против политики федеральных властей и призывающих к роспуску федерации. Митинги перешли в вооружённый бунт, основной целью которого являлся роспуск федерации и приход к власти африканских националистов. Во время вооружённой борьбы руководством «ЗАНК» устанавливались контакты с различными племенами и народностями, с целью включения их вождей, как уполномоченных представителей в «Союз народов Замбези» («The Union people’s of Zambezi»).

Рис. 4 президенты республик в составе ФРН (слева направо): Хастингс Банда, Абель Музарева, Гарри Нкамбула

Беспорядки на улицах Лусаки, которые быстро распространились по близлежащим городам, угрожали перейти в полномасштабное восстание по всей Северной Родезии. Слаженные действия республиканской власти Северной Родезии и федералов не позволили выйти бунту за пределы Северной Родезии. Между тем провалившиеся переговоры Кеннета Каунды с представителями белых переселенцев-сподвижников Яна Смита и отсутствие контактов с националистическими движениями в Южной Родезии, способствовали ограниченности поддержки бунта. Между членами «Союза народов Замбези» также начались разногласия, так как многие наиболее радикально настроенные лидеры были недовольны попытками руководства «ЗАНК» установить контакты с белыми переселенцами, также недостаточными по их мнению усилиями по достижению независимости от Великобритании. Наиболее умеренно настроенные участники восстания во главе с Гарри Нкамбулой призывали к переговорному процессу других участников, а позже из-за увеличивающихся разногласий относительно дальнейших действий, умеренное крыло «ЗАНК» прекратило участие в восстании и перешло на сторону федеральной власти. После поражений восставших в городах Силвер Рест и Кафуэ, руководство «ЗАНК» согласилось на переговоры с федеральной властью. Представителем «ЗАНК» был назначен Гарри Нкамбула, а Кеннет Каунда смещён и позже передан федеральным властям своими же сторонниками. По результатам переговоров федеральная власть расширило представительство представителей африканского населения в Федеральном Собрании, гарантировало включение в редакции новой конституции статей, касающихся разграничения республиканской и федеральной власти, свободы слова и самовыражения независимо от расовой, национальной или языковой принадлежности. После заключения мирного соглашения между федеральными и республиканскими властями с руководством «ЗАНК» националистические силы среди представителей африканского населения оказались в меньшинстве, что обусловило непопулярность данных политических течений, особенно после случаев насилия в отношении гражданского населения представителями левого радикального крыла «ЗАНК». Умеренное крыло «ЗАНК» от 19 мая 1960 г. объединилось с партией «Союз Замбези и Ньяса». В том же году, 11 июня после введения федерального закона «О избирательном праве в Федерации Родезия и Ньясаленд» (от 22 марта 1960 г.) были проведены выборы в парламенты Северной и Южной Родезии, в которых «Союз Замбези и Ньяса» получила 86,71% и 80,55% голосов, соответственно. 24 и 27 июля были проведены президентские выборы в обеих республиках Северная и Южная Родезия, по результатам которых президентами были выбраны Гарри Нкамбула и Абель Музарева, соответственно.

Рис. 5 Ян Смит, предводитель «Расистского восстания» 1959 г.

Несмотря на утрату фактического контроля над правительством ФРН, а также на поражение поддерживаемых британским правительством политических сил, Великобритания не оставляла надежду установить контроль над колонией. Попытки консолидировать в начале 1960-ых гг. силы противников федерации – белых переселенцев и африканских националистов по отдельности провалились из-за отказа метрополии выполнить основные требования данных политических сил – передать широкие функции внутреннему самоуправлению и предоставить независимость, соответственно. Британские дипломаты пыталась в короткие сроки договориться с режимом А. Салазара о военной помощи с территорий португальских колоний, но переговоры оказались провальными. Руководство Франции – главный союзник Королевства Бельгия, смогло настоять на бездействии последних относительно событий в британских колониях. Главный союзник Великобритании – США были заинтересованы в получении независимости ФРН, так как американское руководство планировало установить тесные контакты с правительством ФРН. Это обуславливалось тем фактом, что свою активную деятельность в охваченных подъёмом национально-освободительных движений британских колониях вели СССР и Китай, что обуславливало важность для американского руководства ФРН, как оплота капиталистического движения в регионе. Таким образом, правительство Великобритании, осознавая безысходность своего положения и невозможности сохранить контроль над колониями, было вынуждено пойти на переговоры с руководством партии «Союз Замбези и Ньяса». К тому же, несмотря на подавления восстаний политическая система страны была неустойчивой, что порождало надежды британского руководства на дальнейшие успехи подрывной деятельности с целью распада федерации.

29 октября 1962 г. между правительством Великобритании и руководством партии «Союз Замбези и Ньяса» было заключёно соглашение, по условиям которого родезийско-ньясалендской администрации передавались широкие права в области управления, экономики, внутренней политики, идеологии, культуры и социальной политики. Но главным условием получения независимости было полный контроль африканского большинства в политической системе страны. На двухсторонних переговорах было решено учредить должность президента и провести выборы. 2 февраля 1963 г. президентом страны по результатам голосования был объявлен президент Северной Родезии - Гарри Нкамбула, которого сменил на посту президента республики Александр Скотт. Также были объявлены выборы в нижнюю палату Федеральной Ассамблеи – Совет представителей. После этого 1 января 1964 г. Федерация Родезия и Ньясаленд официально получила независимость. По результатам выборов в Совет представителей ФРН победила партия «Союз Замбези и Ньяса», набрав 82,81% голосов, получив таким образом, 206 мест из 250. Премьер-министром стал председатель партии - Рафаэль Веленски.

В 1965 г. была принята Конституция Федерации Родезия и Ньясаленд, которая закрепила федеративный строй, демократическое устройство, парламетско-президентскую форму правления а также основные принципы национального, социального и идеологического единства. Конституция установила административно-территориальную структуру страны – 3 республики, 23 провинций (в т.ч. провинция с особым статусом национального значения – Баротселенд), 242 муниципалитета, сроки пребывания у власти президента федерации (5 лет), глав республик (5 лет), глав администраций провинций (3 года) и глав муниципалитетов (3 года), максимальное количество сроков (3), механизм выборов в федеральный парламент (Двухпалатную Федеральную Ассамблею), региональные законодательные органы (Республиканская Ассамблея Северной Родезии, Республиканское Собрание Южной Родезии, Законодательный Совет Ньясаленда), провинциальные и муниципальные законодательные органы, назначение правительства на всех уровнях власти, судебных органов и т.д. В конституции также оговаривалось, что ФРН является федеративным государством, но при этом руководство ставит задачу «Создание единой нации бантунизийцев на основе единого языка и мультикультурного подхода». Для сохранения политической и социальной устойчивости в стране, руководство ФРН оговорило в конституции роль «Союза Народов Замбези» (был переименован в «Федерацию народов ФРН» в 1965 г.), как совещательного органа при правительстве страны, который имеет право предоставлять свои рекомендации и комментарии к законопроектам, касающихся определённой юрисдикции (социальная политика, межнациональные отношения, язык и культура).

Date: 2015-09-24; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию