Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж





Налог- это обязательный платеж. Таким образом, платежи, которые не являются обязательными, не являются налоговыми (добровольные взносы, отчисления и выплаты).

Выплата налогов осуществляется безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязательств государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.

К налогам не относятся обязательные платежи, взимаемые в качестве каких-либо санкций (штрафы, пени), а также компенсационные выплаты, например, по возмещению нанесенного ущерба.

1.2. Функции налогов

Основная функция налогов – фискальная – состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством этой функции формируются финансовые ресурсы государства, накапливаемых в бюджете и внебюджетных фондах. Эти средства затем расходуются на социальные и хозяйственные программы, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по гос. долгу.

Социальная функция осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации этой функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки.

Регулирующая функция налогов проявляется в дифференциации условий налогообложения. Определяя систему налогообложения государство может влиять на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц, устанавливая разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его, поэтому для этой функции можно выделить три подфункции:

- стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельхозпроизводителей, предприятий с большим количеством работников-инвалидов и т.п.;

- дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны;

- воспроизводственная подфункция, посредством которой аккумулируются средства на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

1.2. Роль налогов в формировании финансов государства

С момента своего возникновения гос. доходы значительно изменились. Различного рода натуральные повинности и сборы, существовавшие с древнейших времен, с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступили место денежным налогам. Наряду с налоговыми доходами к гос. доходам относятся гос. кредиты и займы, доходы от различного рода гос. монополий, а также доходы от использования гос. имущества и его продажи.

Бюджет:

1. Налоговые доходы;

2. Неналоговые доходы;

3. Доходы целевых бюджетных фондов;

4. Доходы от предпринимательской и другой деятельности (безвозмездные перечисления, дотации, субвенции).

В свою очередь неналоговые доходы бюджета делятся на:

- квазиналоги, т.е. обязательные платежи, которые не входят в налоговую систему. Они регулируются нормативно-законодательными документами других отраслей. К ним относятся доходы от приватизации, от использования объектов гос. собственности, платежи за выдачу лицензий, внутренние займы;

- разовые изъятия, как например, платежи, взимаемые в особом порядке в процессе национализации, взимаемые в чрезвычайных ситуациях и в качестве наказания (конфискации, реквизиции, штрафы).

Современные бюджетные системы включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. В бюджетах центральных правительств налоги составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налогов составляет около половины.

До XX в. в структуре гос. доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и гос. монополии. Однако по мере развития промышленности и торговли основной формой налоговых поступлений становятся косвенные налоги и таможенные пошлины, а также прямые доходы, прежде всего налоги на доходы.

Большая часть налоговых поступлений сосредотачивается в гос. бюджетах, куда поступают акцизы, НДС, НДФЛ и некоторые другие. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги.

1.3. Налоговое право

Это совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Налоговые отношения могут существовать только при наличии соответствующего законодательного или нормативного акта, т.е. в форме правовых отношений. Основным содержанием налогового правоотношения является одностороннее обязательство налогоплательщика внести в гос. бюджет определенную денежную сумму.

Налоговое право содержит специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу отдельные элементы налогообложения: налогоплательщиков, объект налогообложения, ставку налога, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты, льготы по налогу, ответственность плательщиков, порядок обжалования действий налоговых органов.

Систему налогового права в РФ составляет законодательство о налогах и сборах, представляющее собой совокупность нормативных актов, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ. Оно подразделяется на законодательство РФ (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

1.4. Принципы формирования налогового законодательства

Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом в вышедшей в 1776г. Книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», который к ним относил справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.

В конце 18 века они были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в 4 группы:

Финансовые принципы орга-низации налогообложения Достаточность налогообложения Эластичность (подвижность) налогообложения
Народнохозяйственные принципы Надлежащий выбор источника налогообложения Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения
Этические принципы (принципы справедливости) Всеобщность налогообложения Равномерность налогообложения
Административно-техничес-кие принципы (принципы налогового управления) Определенность налогообложения Удобство уплаты налога Максимальное уменьшение издержек взимания

 

В современных условиях хозяйствования правильно организованная система налогообложения должна отвечать следующим принципам:

· Налоговое законодательство должно быть стабильно. Под этим понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с ним изменения в законодательство не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы не должны изменяться или отменяться до того срока, который был первоначально установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны к зонам неблагоприятным для инвестирования и предпринимательства.

· Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер. Этот принцип подразумевает, что издание актов правового характера не может осуществляться отдельными гос. учреждениями, они регулируются только законами. Правительство может лишь предлагать какие-либо изменения, но они принимаются только после их утверждения высшим законодательным органом. Этот принцип предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. Нарушение принципа выражаются в налоговом произволе властей и проявляется в виде как издание актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.

· Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий. Этот принцип не является жестким при построении налоговой системы, однако его несоблюдение или грубые нарушения приводят, как правило, к массовому уклонению от уплаты налогов. Добиться абсолютного справедливого и научно обоснованного распределения налогового бремени не удалось ни одному государству в мире. Но законодатель должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.п., а также не допускать разного уровня налогообложения лиц приблизительно с одинаковыми доходами.

· Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков. Он заключается в том, что после уплаты налогов у налогоплательщика должно остаться достаточно средств как для нормальной жизнедеятельности, так и для расширения экономической деятельности.

· Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика – это не только установление сроков налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства, что заключается в следующем:

- каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

- количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

Законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

- тексты законов должны быть понятны человеку со средним образованием.

· Равенство налогоплательщиков перед законом, т.е. их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права и ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение этого принципа проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, возрастному или иным признакам. К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые определенному лицу или группе лиц.

· Издержки по сбору налогов должны быть минимальны (принцип рентабельности налоговых мероприятий) заключается в том, что не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация возникает, например, при налогообложении отдельных видов недвижимого имущества, когда расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемку в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга налогоплательщиков приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше произведенных затрат. Высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса.

· Доступность и открытость информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Согласно нему не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который бы не был бы доступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов представлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить.

· Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран существует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если их число является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

 

Date: 2015-09-24; view: 506; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию