Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 3. Модель социализации как особый тип взаимодействий общества и личности
1. Основные проблемы взаимодействия индивида и общества. 2. Индивидуализм и конформизм 3. Современная индивидуализация.
Рассматривая личность в качестве объекта и субъекта социальных отношений мы можем связать воедино действие внешних факторов (ценности и нормы общества) с внутренними (ценностные ориентации, мотивы, цели и.т.д.), ибо внешние усваиваются человеком в процессе его социализации, выступая в качестве внутренних побудительных мотивов поведения. Социальная адаптация и интериоризация как основные фазы процесса социализации личности характеризует уровень приспособленности личности к требованиям социальной среды и проявления ее индивидуальных качеств. В первой фазе социализации социальной адаптации взаимодействия личности и общества может характеризоваться согласованностью требований и ожиданий обеих сторон, или наоборот. Исходя из этого, социальная адаптация подразделяется на добровольную или вынужденную. При добровольной адаптации личность без особого труда воспринимает новые декларируемые ценности общества, а при вынужденной наоборот ее вхождение в общество затруднено, поскольку обнаруживается сильное расхождение между старыми и новыми ценностями, требованиями, приводящие к различного рода социальным деформациям в поведении личности. Как полностью адаптированный, так и не адаптированный человек становится жертвой социальной адаптации, в первом случае став конформистом, а во втором случае девиантом, или маргинальным типом. Выход на личностный уровень обеспечивается на фазе интериоризации, где человек усваивает новые ценности критически, выражая свое определенное отношение к ним. Значит, не все что он воспринимает становится частью его жизненной позиции. То, что интериоризовано человеком в процессе социальной адаптации должно выйти наружу, в качестве, сформированных социальных качеств, способностей, и это называется экстериоризацией. Это качественно новый уровень социализации личности, позволяющей к формированию индивидуальности личности. Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью. Рассматривая личность в качестве объекта и субъекта социальных взаимодействий, попытаемся проанализировать о сущностях понятий “идентификация” и “конформизм”. Идентификация как психологический механизм социализации характеризует сознательное действие индивида, где в большей степени проявляется его субъективная особенность. Идентификация, есть способ интеграции людей через индивидуализацию. В настоящее время идентификация индивида с общностью становится все более сложной. Группа выступает для человека социальной нишей, обеспечивающей ему определенный уровень комфортного существования. Индивид отторгнутый в той или иной социальной группе и подгоняемый ожиданием отрицательных поступков со стороны окружающих идентифицируется с ценностями деликвентной группы (полупреступной или преступной), принятие которых обеспечит ему самореализацию, но в процессе такой самореализации происходит деградация личностных свойств и деперсонализация личности. На феномен идентификации обратил внимание Э. Фромм. В истории он выделил формы клановой идентичности, идентичности с различными историческими общностями (классом, профсоюзом и.т.д.) и в современном отчужденном обществе - стадную идентичность, в которой статусная идентичность подменяется чувством конформности. Как отмечают американские ученые, противоречия индустриального общества в психологическом плане заключается, во-первых, в сверхрационализме (рациональном управлении телесной, биологической жизнью индивида, механизации его образа жизни), во-вторых, в сверхиндивидуализации - в поисках людьми полноты удовольствия, невзирая ни на правовые ограничения, ни на нравственные нормы. В обществах с колоссальной специализацией, разделенных на иерархически выстроенные страты, индивиды обречены на постоянные поиски идентичности. Специфика конформизма состоит в том, что здесь индивид отождествляет себя с нормами мышления, поведения и даже чувств, руководствуясь мнением массового сознания, играет по его правилам. Поэтому следует признать правым Н.К. Ковалева, который характеризует конформизм как несамостоятельное, непродуманное отношение к ценностям, а идентификацию - как сознательное отношение к ним и их принятие. Он пишет: “ Идентификация - не только внешнее, но и внутреннее принятие ценностей, а конформизм - только внешнее”. Что касается конформизма, каждый интеллектуально полноценный и психически вменяемый индивид, в какой то степени принимая требования, поведенческие стереотипы, систему ценностей своего социального окружения показывает определенную долю конформного поведения. Можно говорить о максимальной и минимальной уровнях конформизма. Максимальный уровень конформизма характеризует безоговорочное принятие человеком всех требований социума, не возражая, не конфликтуя ни с кем, даже не обращая внимание на внутренний голос. А, наоборот минимальный уровень конформизма характеризует постоянное конфликтное поведение личности. Конформное поведение должно присутствовать в деятельности каждого человека, но в разумных пределах. Поэтому необходимо говорить не о максимальном и не о минимальном, а оптимальном уровне конформизма. Максимальный конформизм уничтожает момент критицизма в поведении личности, превращает человека в послушный объект. Минимальный конформизм или полное его отсутствие также далеко не всегда содействуют поступательному движению общества: его сторонники конфликтны, деструктивны, неудобны в общежитии. Современная индивидуализация не означает фатального и необратимого распада социально-психологических связей индивидов с обществом. Она лишь изменяет мотивационную основу этих связей. Одно из ее важнейших последствий - распад психологии групповой исключительности, порождается ли она общностью социального положения или общими верованиями. На место жесткому другим - “Они” - приходит более или менее нейтральное и терпимое отношение индивида ко всем другим индивидам, относительно свободное как от позитивной, так и от негативной предвзятости.
Date: 2015-09-24; view: 523; Нарушение авторских прав |