Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10 Свободный труд как важный фактор развития человека в новой модели экономической социализации





 

1.Потребности и интересы как детерминанты трудового поведения.

2.Ценности и ценностные ориентации в мотивационном процессе.

3.Влияние трудовой этики на экономическую деятельность населения.

4.Творческий характер современного труда.

Стратегическая доктрина современного прогресса базируется на концепции всемерного раскрытия человеческих возможностей. В условиях рынка требуется наиболее полное раскрытие энергии, инициативы, ответственности, способностей, дарований и талантов людей. Необходимо отметить также качественного изменения мотивационной деятельности человека в условиях рынка. Снижение роли материального производства и возрастание значения производства услуг и информации приводит к усилению творческого характера деятельности и сопровождается реализацией стремлений человека к самовыражению.

Коммунистическая идеология патернализма лишала людей права заботиться о своей жизни, реализовать свои потенциальные возможности, бороться за существование, самореализацию и через трудности, кризисы, которые неизбежны в их жизненном пути извлечь полезные уроки для дальнейшего развития. Социальная политика, опирающаяся на такую идеологию уравнительности не могла пробудить социальные энергии населения, поскольку отсутствовали стимулы для плодотворной деятельности. Тоталитарное общество создавало безынициативных потребителей материальных и духовных благ, ограничивая свободы человека, не оставляя пространства для его самореализации, тогда как человек является существом производящим, а не пассивно потребляющим. Социальная ситуация, когда государство обязано предоставить человеку важнейшие составляющие его благосостояния, по сути независимо от его трудового вклада, естественно, не может стимулировать трудовую активность.

Необходимо обратить внимание на то, что переход от социально-идеологического статуса человека к статусу, который зависит от трудовой активности, инициативности - превращение его в собственника, предпринимателя, хозяина, обладающего экономической свободой, добровольностью выбора форм своей жизнедеятельности, - возродил интерес общества к выбору моделей мотивации трудовой деятельности.

Практика тоталитаризма сводила на “нет” индивидуальное своеобразие мотивационных установок, устраняла социальную базу многообразия ценностей общественной жизни. Работник, вступивший на трудовую колею, дальше двигался по ней, в общем-то, равномерно и прямолинейно, если, конечно, не нарушал правил игры, не "высовывался", не пытался кардинально изменить ситуацию. Естественно, такое гарантированное существование от начала трудового пути до пенсии создавало ощущение психологического комфорта и зачастую отождествлялось с преимуществами социализма, в отличие от беспокойного, хотя и гораздо более обеспеченного положения работника в капиталистическом обществе. На подобное ощущение работали и формы стимулирования труда, рассчитанные не столько на поощрение интенсивности и качества, сколько на трудовой стаж и должность, которая тоже "приходила" со стажем.

Менталитет любой нации является ключевым фактором экономического успеха. Индустриальное развитие народов зависит помимо от конкретных обстоятельств развития общества и от национального характера. У любого народа изначально заложены разные способы к познанию и внедрения их на практику. Это связано с его окружающей средой, с языком, духовной культурой, складом характера и мышления. Рыночные структуры в разных странах опираются на разный экономический и трудовой этос. Индивидуализм и предпринимательский дух американцев коренятся в истории этой страны, ее сложной этнической и географической структуре. Другой стиль жизни, который противоречит духу капитализма и выступает в этическом обличье - это тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом.

Как бы мы не игнорировали наша экономическая деятельность обусловлена нашей трудовой этикой, которая отражает нашу ментальную особенность. На трудовую этику казахов большое влияние оказало ислам как относительно молодая мировая религия. В исламе очень сильно выражена вера в божественное предопределение. Удел всех мусульман считается безусловная покорность божественной воле. Мусульмане говорят, благодари Аллаха за то что он тебя создал и все что он тебе дал для твоего существования, довольствуйся тем что имеешь. Умеренность, скромность в своих желаниях характеризует истинного мусульманина. Высказывание Н. Садыкова в журнале Саясат относительно особенности традиционализма, может служить примером такой, на первый взгляд незаметной связи между религиозной этикой и культурой. Он пишет таким образом: “традиционализм - это строй мышления, когда человек “по своей природе” не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег. Он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Можно сказать, что ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей, в том числе экономическое, трудовое поведение.

По мнению М. Вебера у истоков рациональной капиталистической организации свободного труда стоит протестантизм со своей хозяйственной этикой. Вебер показал образ идеального предпринимателя, который “не работает чтобы жить, а живет чтобы работать”. Далее само собой напрашивается вывод: работать, работать, чтобы зарабатывать много, много денег, для достойного, благополучного, комфортного существования. Деньги сделает человека не только богатым в материальном отношений, но и помогает в качестве накопленного капитала для дальнейшего совершенствования его личностных и социальных качеств.

Экономное, бережливое отношение, проявляющееся в сфере экономики капитализма является особенностью американского и западного менталитета, основанного на рационализме, который провозглашается М. Вебером как ключ к успеху.

Современный труд отличается все более возрастающим участием в нем новых аппаратов и машин, компьютеров и ставит перед человеком задачу систематического обновления знаний.

Актуальным становится переход к такому обществу, где материальное производство ускоренно вытесняется созиданием человеческого капитала, где главным ресурсом становится творческий, инновационный потенциал работника. Такое накопление элементов качественно нового социально-экономического состояния условно можно обозначить как переход от “человека для экономики” к “экономике для человека”.

Date: 2015-09-24; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию