Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 1. Моделирование социальных процессовСтр 1 из 15Следующая ⇒
Г.О. АБДИКЕРОВА
МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (Учебное пособие)
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АЛЬ-ФАРАБИ
Г.О. АБДИКЕРОВА
МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Алматы " ²àçຠóíèâåðñèòåòi"
Лекция 1. Моделирование социальных процессов 1. Особенность моделирования в общественных науках. 2. Модель, теория, парадигма 3. Синергетика - методология моделирования самоорганизации социальных систем. Метод моделирования не может быть эффективно применен к малоизученным или, наоборот, к досконально исследованным объектам. Модель исследуемого объекта является его улучшенным вариантом, искусственно создаваемой " копией", имитирующей лишь некоторые его свойства. Она служит средством формирования теории. Исследователь, работающая над созданием модели исследуемого объекта, имеет дело не с оригиналом, а с его копией и ставит перед собою цель - перенести полученное знание с ее помощью на оригинал. Таким образом модель помогает исследователю скорректировать проблемные стороны оригинала с помощью качественной теоретической интерпретации. Сама по себе модель - не теория, но она служит фундаментом для теоретических изысканий (различные теории могут проистекать из одной и той же модели, и наоборот). Поэтому модель не может быть ни истинной, ни ложной, но лишь пригодной, и правдоподобной, адекватной в той или иной степени, поскольку ее главной функцией является когнитивная продуктивность. Моделирование как метод научного познания объектов социальной реальности способствует созданию концептуальных моделей, которые со временем должны превращаться в теории, поскольку сам процесс формирования теории в некоторой степени является процессом исследования модели. В отличие от теории содержание модели носит вероятностный характер, позволяя получить вероятностное знание, не гарантирующее к достижению истины. Роль модели в получении нового знания обусловлена тем, что она является вспомогательным средством научного познания (а через него - практической деятельности), включенным в той или иной степени в выполнении функции описания, измерения, обработка эмпирических данных, объяснение, предсказания, координация и оценки теории, интерпретации формализмов. Содержание же теории составляет подтвержденная, внутренне организованная система научных выводов и положений, объединяющая совокупность достоверных знаний относительно определенной области действительности. Роль теории определяется тем, что она представляет собой истинное знание, обеспечивающее потребности общественно-исторической практики, и выход в последнюю зависит не только от "социального заказа", но и от вида теории (фундаментальной или прикладной). Выход в практику является конечной целью теории. Если теория отражает принципы, законы и связи, присущие всем явлениям исследуемой сферы, то модель представляет исследуемый объект в качестве конкретного образа, ее структура сходна со структурой оригинала. Из-за схожести логической структуры часто происходит попытки отождествления научной теории и идеальной модели. Выступая абстрактным отображением действительности, они обе выполняют общую гносеологическую функцию, поэтому такая общность модели и теории предполагает использование в ходе исследования одних и тех же познавательных приемов и методов. В современных условиях мы все чаще опираемся на понятие модели, когда попадаем в трудные жизненные ситуации, представляя выхода из них путем создания аналога, улучшенной формы создавшейся ситуации, в виде теоретической, идеальной конструкции, то есть модели, которая исходя из собственного содержания показала бы средств и методы решения данной проблемы на практике. В современной интерпретации она выступает как познавательная конструкция, которая обладает максимальной степенью конкретности, воспроизводя объект познания в его социокультурной определенности, задаваемой как субъектами, действующими в его рамках, так и субъектами, познающими его извне. В настоящее время очевидно возрастание роли синергетики в качестве методологии моделирования самоорганизации социальных систем. Синергетика привлекает внимания ученых-гуманитариев как теория и методология процессов самоорганизации социальных структур. Синергетическая мировоззренческая парадигма обращает внимание на активную, само организующую сущность человека, тем не менее не отрицая влияния общественных институтов, координирующую его деятельность.
Date: 2015-09-24; view: 457; Нарушение авторских прав |