Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Политическая и правовая социализация личности: характерная особенность существующих моделей





 

1. Существующие модели политической и правовой социализации.

2. Т. Гоббса - основоположник теории сильного государства.

3. Дж. Локк-представитель рационалистической школы естественного права.

 

 

Передача из поколения в поколение ценностей, норм, моделей поведения, политических взглядов осуществляется в процессе политической социализации. Политическая социализация граждан существует во всех современных обществах. Внедряя определенные нормы и ценности, правил поведения через институты социализации (семья, школа, вузы, СМИ, партии, общественные организации) политическая социализация выступает как форма социального контроля, обеспечивающей лояльного отношения населения к существующему режиму. Понятие политическая социализация возникла по аналогии с понятием “ социализация”. Начиная с конца 50-х годов понятие социализация стало использоваться для описания включения личности в политику. Она впервые стала широко использоваться в работах Г. Алмонда, С. Вербы, Р. Зигеля, Д.Истона, Р. Хесса, Ф.Гринстайна, Г. Хаймена, П.Шарана.

В целом включения человека в политические отношения общества можно свести к двум моделям. Каждая из моделей политической социализации отражает уровень развития, содержание деятельности, механизмы работы политических институтов, характер взаимоотношений их с личностью. Поскольку все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны между собой, то положительные и негативные изменения в одной сфере приводит адекватным изменениям и в других сферах общественной жизни. В нашем советском прошлом политическая сфера считалась основной сферой общественной жизни, потому что политика определяла все. На современные представления политической социализации личности, предложенные в двух моделях, отражающих особенности политических структур различных государств сильное влияние оказали идеи мыслителей Нового времени. Нужно отметить, что ниже предложенные модели политической социализации отражают и историю развития правовых учений.

Первая модель — “подчинения” — развита в концепции представителя рационалистической школы естественного права, английского политического мыслителя Т. Гоббса. Он был теоретиком сильного государства. Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие. Лучше иметь принудительную власть, которая удержит людей от всякого рода несчастья, спутников безвластья, - говорит он. Естественное состояние по Гоббсу - это состояние войны всех против всех, состояние постоянного страха за свою жизнь. Итак, согласно данной точке зрения, в основе политической социализации лежит модель “подчинения” индивида власти и усвоения им целей и ценностей, декларируемых правящим режимом.

В условиях действия модели подчинения, которое функционирует в обществе или общностях с достаточно высокой степенью регламентации, происходит взаимодействие механизма отбора, механизма предписания и механизма контроля. В пределах модели подчинения общество посредством социальных институтов, ценностей и норм отбирают на ту или иную роль людей, обладающих определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами, которые отвечают социальным требованиям. Затем социальная среда через образец исполнения социальной роли функционально и социокультурно предписывает личности стандартовый набор моральных, трудовых и.т.п. качеств, которыми она должна обладать.

Первая версия политической социализации исходит из модели “подчинения”. К подобной трактовке тяготеют бихевиористы Ч. Мериам и Г. Лассуэл, а также создатели системного подхода к политике Д. Истон, Дж. Деннис, Г. Алмонд, С. Верба, К Дойч.

Вторая, модель “интереса” — связана с именами А. Смита, Г. Спенсера, У. Годвина. Модель интереса характерна для либерально-демократических обществ. Здесь личность выступает в роле активного субъекта, который, соответственно своим потребностям, ценностей, вкусу, психологическим данным самостоятельно выбирает, подходящую позицию, стиль поведения. В условиях действия такой модели участие в политической жизни общества для личности является не актом принуждения, а осознанным действием, на основе, которого лежит интерес реализовать себя через активное поведение в сфере политики. Таким образом интерес является тем социально-политическим механизмом, который приводит в движение политику. При этом человек делает только то, в чем видит свой интерес.

Вторая версия политической социализации разрабатывалась в рамках теорий конфликта (М. Вебер, Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Блау), плюрализма (Р. Даль, В. Харт) и гегемонии (Р. Милибэнд, Р. Даусон, К. Превитт). В этой версии сущность политической социализации трактуется в терминах взаимодействия власти и индивида. Последний не является пассивным объектом воздействия политической системы.

Наиболее ярким представителем рационалистической школы естественного права является Дж. Локк. Он стоял у истока формирования новых взглядов в сфере политики и права, где признается ценность человеческой личности. В отличие от Т. Гоббса, он в числе первых выступает за ограничения государственной власти. Жизнь, свобода и собственность - вот триада естественных и неотчуждаемых прав человека по Локку. Концепция законности у Локка состоит из двух частей:

1.Соотношение закона и свободы. Свобода- это жизнь в соответствии с постоянным законом; законом, общим для каждого в обществе; законом, установленным законодательной властью, созданной в обществе. И наконец, свобода - это возможность следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.

2. Равенство всех перед законом. “Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю”.

Date: 2015-09-24; view: 673; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию