Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные слои и классы





Говоря о структуре групп и общностей, мы упомина­ли о дифференциации социальных позиций, занимаемых индивидами в рамках группы, о том, что эти позиции могут быть расположены в определенной иерархии, то есть одни признаются высшими, другие — низшими, что эти позиции создаются определенными совокупностями людей, обладающих идентичными или сходными позициями. Мы говорили также о дифференциации слоев и классов, образующих макроструктуру больших групп. Теперь займемся темп формами социальных общностей, которые образуют слои и классы.

Понятие класса в общественных науках употребляется в статистическом значении для обозначения совокупности людей, обладающих определенными чертами. Мы здесь для обозначения таких совокупностей вводим термин «категория». Понятие класса мы сохраняем и употребляем только в его социологическом значении, и под общественными классами мы понимаем «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»[146]. В процессе возникновения и развития общественных классов сущест-

[167]

вует такая фаза, когда люди, находящиеся в положении, определенном выше приведенной дефиницией, еще не связаны внутренней связью сознательных отношений, а лишь связью объективных отношений и объективных за­висимостей, существующих в рамках производственных отношений. Тогда мы говорим, что они образуют «класс в себе», который, правда, не является простой совокуп­ностью, поскольку связан системой объективных отноше­ний, но и не представляет еще «класса для себя», то есть не обладает еще вполне развитым сознанием своих клас­совых экономических и политических интересов.

Возникновение, развитие, общественные черты клас­сов зависят от более широких, исторически сложившихся типов «общественно-экономических формаций», или ти­пов глобального общества, детерминированного системой производственных отношений, в рамках которых они су­ществуют и функционируют. Существуют, однако, неко­торые черты, общие классам и социальным слоям, воз­никающим в «классовых формациях» (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая), и ими прежде всего мы будем здесь заниматься. Сами классы — сложные об­разования, и в их рамках можем выделить социальные слои. Некоторые слои находятся на границе между клас­сами, и поэтому, говоря о классовой структуре какого-либо глобального общества, правильнее говорить о струк­туре слоев и классов.

Как я уже упоминал в разделе, посвященном соци­альной структуре, деление общества на слои и классы — это основное деление, определяющее в широком объеме содержание социальной жизни семьи и других групп и общностей, которые возникают в рамках классов, а также влияющее на явления и процессы, происходящие в груп­пах и общностях, объединяющих членов, принадлежащих к различным социальным слоям и классам. Отсюда выте­кает важность их анализа для социологических исследо­ваний и теорий.

Систематический анализ классов мы начнем с введе­ния понятия социальной дифференциации. Члены общ­ности могут быть дифференцированы на основе различ­ных особенностей: основой дифференциации могут быть

[168]

биологические особенности (пол, возраст, раса); интел­лектуальные особенности, такие, как умственное разви­тие, способности, темперамент, характер н др., также де­лят людей на разные совокупности или категории; далее, люди могут быть дифференцированы по социальным осо­бенностям, таким, как образование, материальное поло­жение, стиль жизни, степень участия в создании ценно­стей группы и др.; наконец, люди могут быть дифферен­цированы на основании исполняемых социальных ролей, то есть функций, осуществляемых в рамках обществен­ного разделения труда в процессе производства, функцио­нирования институтов и т. д.

Имеющиеся особенности дифференцируются в каждом обществе по-разному. Существуют, очевидно, разные спо­собы и критерии оценки биологических особенностей (на­пример, старые люди во многих обществах окружены ува­жением, люди различных рас в некоторых обществах оце­ниваются по-разному), интеллектуальных особенностей (люди, блестяще одаренные, обычно оцениваются высо­ко). Но системы оценок социальных характеристик и со­циальных ролей обычно отличаются от оценки биологиче­ских и интеллектуальных особенностей. Роли и характе­ристики имеют особую значимость в общественной жизни, определяемую либо причастностью к удовлетворению ин­дивидуальных или групповых потребностей, важных для сохранения и развития общности, либо возможностью дея­тельности, какую дает выполнение данной роли в объек­тивной социальной структуре.


Некоторые социальные характеристики, такие, как об­ладание средствами производства в капиталистическом об­ществе, политической властью, некоторые роли, как, на­пример, роль духовника в средневековом обществе, соз­дают возможность действия на других членов общности, либо не имеющих этих характеристик, либо не выполняю­щих этих ролей, и определяют отношения между ними независимо от других социальных или индивидуальных характеристик. Эта возможность действия является осно­вой их объективной значимости, связанной со значимо­стью, признаваемой в данном обществе.

Система оценок, значимости и возможности действия создают в каждом обществе иерархию ценностей и нера­венство ролен, социальных позиций и должностей. Систе­му регулируемого неравенства, при которой члены общест-

[169]

ва располагаются выше или ниже, в соответствии с при­нятыми степенями значимости, мы называем стратификационной системой общества. Социальная дифференциация может быть иерархизированной или неиерархизированной. Люди могут отличаться друг от друга ростом или цветом волос, но нет установленной и урегулированной системы неравенства, определяющей, что блондины луч­ше брюнетов и что только блондины могут пользоваться определенными привилегиями. (Даже в гитлеровской Германии, где был провозглашен принцип расового пре­восходства блондинов, по ироническому стечению обстоя­тельств политическая элита была составлена из брюне­тов.) Итак, будем различать социальную дифференциа­цию, создающую иерархизированные системы, и диффе­ренциацию, создающую неиерархизированные системы.

Социальные общности могут быть стратифицированы, то есть разделены на совокупности или группы людей, располагающийся друг относительно друга выше или ни­же в принятой и признанной иерархии в соответствии с разными критериями. Перечислим некоторые из возмож­ных стратификационных систем, имеющих различное значение в жизни общности, какие встречаются в совре­менных индустриальных обществах. Это следующие си­стемы иерархизированной дифференциации: а) диффе­ренциация внутри отдельных профессий в соответствии с уровнем квалификации — она находит свое выражение, в частности, в квалификационных разрядах в промышлен­ности; б) дифференциация профессиональных званий и иерархия профессий — эта система престижа профессий в последнее время часто исследовалась во многих странах в связи с ее важностью для профессиональной струк­туры и политики ее формирования[147]; в) иерархия слу­жебных должностей в рамках институтов может также стать основой образования определенных категорий лю­дей, занимающих некоторые важные посты, и их выделе­ния — например, профессиональная категория директоров или управляющих (менеджеров), которая в силу своей широкой компетенции в хозяйстве является важной ка­тегорией, влияющей на многие явления общественной

[170]

жизни; г) иерархия институтов в рамках общности — например, бизнес в Соединенных Штатах, политические институты в социалистических странах, хотя основы их значения и влияния совершенно различны, являются при­мером высокого положения, занимаемого институтами, доминирующими в данной общности; д) иерархия соци­альных позиций индивидов на основе значимости, припи­сываемой их ролям, — например, высокий престиж выдаю­щихся индивидов в мире науки, техники, искусства и т. д. может привести к образованию элит, состоящих из та­ких людей; е) иерархии социальных слоев, выделяемых на основе привилегий, стиля жизни, существующих между ними барьеров, состоящих из обычаев, образцов деятель­ности и т. д., — например, интеллигенция, отличающаяся от необразованных слоев культурной активностью, стилем жизни и т. д.[148]; ж) иерархия общественных классов, опре­деленных выше, выделенных на основе объективных кри­териев — места в разделении труда и отношения к сред­ствам производства в капиталистических обществах; з) системы иерархии на основе комбинированных кри­териев, образующих так называемые «синтетические гра­дации»[149], например попытка установить степень неравен­ства отдельных слоев или категории в социалистическом обществе, в котором прежние классы капиталистического общества ликвидированы и критерий отношения к средст­вам производства утратил былое значение. В этом случае мы можем применять комбинированные критерии, напри­мер уровень образования, величину заработка, обществен­ную активность, участие в управлении, и на этой основе устанавливать иерархию уровней определенных профессиональных категорий[150].


Уже с первого взгляда видно, что такие системы иерархизированной дифференциации имеют неодинаковою значение в общественной жизни, что некоторые из них

[171]

более важны, другие — менее. Следует подчеркнуть, что в капиталистическом обществе иерархия системы объек­тивных классов имеет основное значение, другие же стратификационные системы — более ограниченное. Зато в социалистических обществах, где прежнее классовое де­ление утратило свое значение, продолжает существовать определенная иерархия слоев, иерархия институтов и опре­деленные иерархии, основанные на сложных критериях.

Теория общественных классов в марксистском значе­нии этого слова подчеркивает, что различие между клас­сами определяется местом, занимаемым членами классов в системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью, выполняемой в общест­венной организации труда. Следовательно, разделение капиталистического общества на класс капиталистов, то есть владельцев средств производства, которые по этой причине могли выполнять руководящую роль в органи­зации производства и присваивать огромную часть на­ционального дохода, и прежде всего прибыль, приноси­мую производительным трудом в промышленности, на пролетариев, или наемных рабочих, занятых физическим трудом, организованных по воле капиталистов, подвер­гающихся эксплуатации, то есть не получающих стои­мости, эквивалентной стоимости произведенного ими про­дукта, на интеллигенцию, или слой работников умствен­ного труда, большей частью выполняющих работу по най­му, на средние классы, владеющие собственными сред­ствами существования, но не использующие наемных рабочих либо использующие их в незначительном количе­стве,— было разделением, основанным на экономической действительности этого общества. Объективное разделение, будучи осознанным, повлекло за собою дальнейшие след­ствия: стремление к сохранению привилегированного по­ложения со стороны высших классов, стремление к из­менению существующего положения вещей со стороны низших классов привело к конфликту, который, имея свои корни в экономике, распространялся на все осталь­ные области общественной и культурной активности:. Та­ким образом, борьба классов явилась могучим фактором, формирующим всю общественную жизнь[151].


[172]

Общественный класс, особенно когда, он становится классом для себя,— это социальная группа, объединенная многообразными внутренними связями. Главная основа и принцип обособления класса — это его место в процес­се производства и его экономическое положение. Но от­сюда вытекают политические и культурные следствия: для ведения классовой борьбы, для обоснования классо­вого господства или для организации борьбы за его свер­жение классы создают собственные институты, свою собственную внутреннюю организацию, вырабатывают соб­ственную идеологию, существенным компонентом которой является представление о социальном порядке, так или иначе отвечающем классовым интересам[152]. Таким обра­зом, классы сами являются социальными группами, но, кроме того, в их рамках может возникать много других подчиненных им целевых групп, предназначенных для реализации некоторых частичных классовых интересов.

Но классы — это также стратифицированные общно­сти. В рабочем классе в капиталистическом обществе вы­деляется слой рабочей аристократии, состоящей обычно из высококвалифицированных рабочих некоторых приви­легированных отраслей промышленности (например, во­енной промышленности); основное ядро рабочего класса, обладающее высокоразвитым осознанием своих классо­вых интересов, в противоположность аристократии не пользующееся никакими привилегиями; слой новых ра­бочих, приходящих в промышленность либо из нижних слоев мелкой буржуазии, либо из села, не отдающих себе отчета в своих классовых интересах и не интегри­рованных со всем классом. Все другие средние и высшие классы также разделены на различные социальные слои.

Термин «слой» употребляется в рваных значениях. Его используют не только для обозначения социальных слоев. Иногда говорят также об экономических слоях, называя так всех, кто имеет одинаковый доход или одинаковое со­стояние, например, могут быть определены как слои кре-

[173]

стьяне, имеющие от 5 до 10 га, рабочие, зарабатывающий ежемесячно от 2 до 3 тысяч злотых. Но мне кажется, что в этих случаях лучше говорить об экономических кате­гориях, чем об экономических слоях. Говорят также иног­да о культурных слоях и о культурном расслоении обще­ства. В этом случае имеется в виду деление общества по уровню образования и по уровню культурной активности или творчества. Так, например, Т. Гейгер вводит следую­щее деление: на слой интеллигенции, выделяя в ней уче­ных, литераторов, поэтов, композиторов, художников, скульпторов, а следовательно, всех тех, кто создает новые культурные ценности; на слой образованных людей, ко­торые получили знания, позволяющие им иметь причаст­ность к ценностям, созданным творцами, независимо от того, каким образом они приобрели эти знания; и на слой «академиков», или людей, формально имеющих высшее образование, подтвержденное дипломом[153].

Однако термин «социальный слой» имеет другое оп­ределенное значение. Он обозначает некоторую группу людей, более или менее четко отграниченную критерия­ми высокого или низкого общественного положения от других групп, причем основа этого отграничения — не­которая дистанция, опирающаяся на критерии имущест­венного состояния, культурного уровня, стиля жизни, представления о «высоком рождении» или другие дейст­вительные либо мнимые критерии. Таким критерием могла быть, например, «способность к сатисфакции че­сти», которую соответствующие «кодексы чести» припи­сывали членам дворянского слоя или людям, имеющим определенный уровень образования. Таким образом, со­циальные слои — это образования, объединенные опреде­ленной внутренней связью, чувством принадлежности, имеющие приблизительно очерченный принцип обособле­ния, который находит свое выражение в том, что во взаи­модействии между членами слоев в основу кладется вы­сота общественного положения[154].

Подводя итог нашим рассуждениям, остановимся еще

[174]

раз на вопросе, на чем же основана реальность систем со­циальной стратификации, то есть деления на «высшие» и «низшие» труппы в каждой общности? Ответ на этот вопрос можно выразить в четырех пунктах: 1) на объ­ективных отношениях, которые создаются в процессе про­изводства, разделения труда и его общественной органи­зации; 2) на объективных возможностях деятельности, которые имеют люди, занимающие то или иное положение в этой объективной системе отношений; 3) на возникаю­щих в результате этого субъективных представлениях о собственном или чьем-то высшем или низшем положении; 4) на создании идеологии, обосновывающей или рациона­лизирующей разделение на высших и низших, лучших или худшихили придающей субъективным представле­ниям о высоком и низком положении объективированный характер.

Касты

Если общественные классы становятся замкнутыми, то есть ограничиваются только членами, родившимися в семьях, принадлежащих к данному классу, и не прини­мают в свои ряды членов, происходящих из других клас­сов, если, далее, отношения между членами данного клас­са и членами других классов строго регулируются и огра­ничиваются, вплоть до исключения межклассовых браков, тогда общественный класс превращается в касту. Следо­вательно, каста — это замкнутый класс, членом которого становятся в силу рождения, который не допускает за­ключения браков с партнерами, происходящими из дру­гих каст, и который регулирует, иногда даже в ритуаль­ной форме, отношения с другими кастами. Касты могут иметь расовое, религиозное или сословное обоснование. В чистом виде касты выступали в индийском обществе. С образованиями типа расовых каст мы встречаемся на юге Соединенных Штатов Америки. В феодальных евро­пейских или внеевропейских обществах касты создавались на основе представлений о кровных различиях между от­дельными сословиями (слоями феодального общества). В капиталистических обществах некоторые институционализированные профессиональные категории, например прусский офицерский корпус, приобретали определенные

[175]

кастовые черты. Иногда некоторые целевые группы, пре­следуя цели, носящие характер миссии, могут приобре­тать черты каст.

 







Date: 2015-09-22; view: 352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию