Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общности, выделяемые на основе особей культуры
Эти общности иногда также называют этническими[155]. Мы относим к ним племена, народности, нации. Эволюционисты создали теорию развития этнических общностей, согласно которой началом их была семья; более обширным союзом был род, насчитывающий несколько или много семей; роды объединялись в тотемические кланы, связанные уже не кровным родством, а верой в происхождение от общего предка; несколько кланов, объединившись, составляли племя. Племена в ходе дальнейшего культурного развития образовывали народности, а те на высших стадиях развития 'превращались в нации. Эта теория подверглась многим обсуждениям и преобразованиям. Нас здесь интересуют лишь определенные типы общностей, поэтому мы не будем вдаваться в проблемы их развития и генетических связей. Кланы — это группы, выступающие в разных формах во многих обществах. В Европе лучше всего известны шотландские кланы, представлявшие собою родовые союзы, политически институционализированные и игравшие политическую роль вплоть до середины XVIII века. Привлечение внимания к кланам было заслугой Л. Г. Моргана, который описал кланы в римском обществе, подчеркнул и документально обосновал их существование также в других обществах, обстоятельно исследовал кланы индейских племен Северной Америки. С некоторым упрощением мы можем выделить кланы как родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов, я кланы тотемические, имеющие характер семейных союзов на религиозной почве. Тотемизм — это религия, основанная на культе животных или растений, считающихся первыми предками клана, на вере в кровное родство между членами клана и данным животным или растени- [176] ем[156]. Члена клана признают себя кровными родственниками. С кланами также связаны явления экзо- или эндогамии, то есть запреты заключения браков внутри или вне клана. Кланы — это группы, характерные для первобытных обществ, но в некоторых формах они могут играть важную роль и в современных обществах, как, например, в Японии или в Китае. Племя — это более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Уже тотемический клан можно назвать общностью, выделенной на основе культурных особенностей, ибо в основе его выделения лежат религиозные верования. Племена обосабливаются прежде всего на основе обладания собственным языком пли диалектом, собственными обычаями, характерными именами, выражающими их чувство обособленности[157]. Племя имеет уже определенный контур внутренней формальной организации, вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всего племени вопросы, организующие некоторые совместные действия, например охоту, военные походы, религиозные обряды и т. п. Племена также больше или меньше связаны с определенной территорией; даже если они ведут кочевую жизнь, то область их кочевок ограничена территорией, которую они защищают от вторжения других кочевников. Некоторые племена, состоящие из родов и кланов или других видов, известную часть года живут разобщенно, но один раз в год или чаще собираются для общих церемоний (например, танец солнца у индейцев прерий или большая совместная охота на бизонов). Очень трудно установить численность первобытных племен[158], однако некоторые известные племена могли состоять из нескольких десятков тысяч членов. В племенах также формируются уже контуры хозяйст- [ 177 ] венного уклада, особенно с переходом к пастушеству иземледелию. Народ. Термин «народ» многозначен. В обиходном языке народом называются обычно жители деревни (отсюда, например, народная партия—«Stronnictwo Ludowe», объединяющая крестьян). На языке политических доктрин народом называют также трудящиеся слои и классы города и деревни (отсюда—народная демократия, обозначающая такой строй, в котором власть принадлежит трудящимся).На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, под народом подразумеваются те общности, которые на лестнице общественного развития занимают место между племенем и нацией. Они уже устойчивым образом связаны с определенной территорией, имеют собственный язык и отчетливо сформировавшуюся и развившуюся культуру, политический строй и сложившуюся систему власти. Однако главным образом народы различаются на основе их культур. Для обозначения этих культур Уильям Томе создал в 1846 году термин «фольклор», охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, магические формулы, суеверия, обычаи и т. д.,— народные, то есть характерные для отдельных народов[159]. Но народ отличается не только фольклором, он имеет также собственную характерную материальную культуру — орудия труда, жилища, одежду,— а на ее основе построены формы общественных отношений. Исследованием этих элементов материальной культуры, их связей с фольклором и формами социальной жизни занимается этнография[160]. Как видно из вышеизложенного, термин «народ» относится к очень различным типам общностей, и в учебниках социологии чаще говорится о различных более четко очерченных группах, находящихся в их рамках. Нация. В научной и политической литературе термин «нация» употребляется в двух основных значениях: 1) в литературе стран Западной Европы, особенно англо- [178] сакской, преобладает взгляд, что нация — это совокупность граждан государства, а следовательно — это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с общим языком и культурой, но объединенный основной связью государственной организации; 2) в литературе стран Центральной и Восточной Европы преобладает взгляд, что нация — это общность, сформированная общей культурой, уже превзошедшей уровень народной культуры (фольклора), создавшая собственную литературу, искусство символическую культуру) и, кроме того, объединенная традицией истории и общего происхождения. Чаще всего в качестве основы выделения нации принимается язык, проживание на общей территории, экономический уклад (народное хозяйство), национальный характер (психический склад), собственная культура. Некоторые авторы добавляют еще общие политические институты, а иногда и религию. «Нация — это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры»[161]. Указывается, однако, что нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственной организации, как, например, Польша в период разделов. Но следует подчеркнуть, что политические функции выполняли тогда институты государств-завоевателей, а поляки сохраняли некоторые суррогаты собственных политических институтов или их замену в виде объединений и добровольных организаций, выполнявших существенные политические задачи. Указывается также, что существуют многонациональные государства, образующие, однако, характерный национальный тип, например Соединенные Штаты, в которых нация идентифицируется с государством, и термин «nation» относится здесь как к государству, так и к совокупности его граждан. Выражение «советский народ» также относится ко всем гражданам СССР независимо от того, русские они, украинцы, латыши или литовцы. [179] Термин «национальность» употребляется также в двух значениях: 1) как обозначение принадлежности к нации (рубрика в паспорте обозначает, собственно, принадлежность к нации); 2) как обозначение определенного этапа в развитии народа, который поднялся уже над положением, характерным для народов, но еще не достиг ступени вполне сформировавшейся нации. Национальность в этом втором значении — это общность людей, которые создали уже собственную, особую культуру, но не имеют еще за собой традиций независимого политического бытия. Во всяком случае, способность к образованию собственного государства, его укреплению и развитию, так же как и способность внести вклад в общечеловеческую культуру, признана основным признаком обособления нации, пли же создания основ для ее обособления. Процесс превращения племен в современные нации мы наблюдаем в настоящее время в Африке, после завоевания политической независимости колониями, которые на основе прежних племенных связей и традиций создают в рамках государства новые нации[162]. Значение нации основано на том, что: а) нации—это очень устойчивая форма общности, нередко существующая тысячелетия; б) они создают устойчивое культурное наследие; в) формируют сильное чувство идентификации индивидов с общностями; принадлежность к нации, которая дает индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений,— это основа самоопределения индивидов; г) создают очень сильное чувство солидарности между членами общности и антагонизм по отношению к чужим. Эти черты приводят к тому, что нации становятся источником сильных общественных движений и крайних идеологий. Среди них особого внимания социологов заслуживает национализм. Под национализмом мы понимаем: а) определенный комплекс установок, б) систему политических идей, в) общественное движение. Национализм может выступать в различных формах, начиная от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя собственной [180] нации в целом, до крайней, экстремистской формы, тесно связанной с милитаризмом и империализмом. Основные идеи национализма — это признание индивидуальности и особенности собственной нации в качестве наивысшей ценности, преувеличенное подчеркивание ценности собственной нации и приписывание ей особой исторической миссии (избранная нация), иррациональность аргументации, обосновывающей превосходство своей нации, и склонность к мистицизму, нетерпимость к другим нациям и стремление к их подчинению себе, эксклюзивизм, или стремление не смешиваться с другими нациями. Часто национализм смыкается с расизмом, считая, что избранная нация в силу расового превосходства предназначена для выполнения особой миссии. Примером национализма, обоснованного расистской доктриной, был гитлеризм. Но национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии[163]. Националистические движения сыграли очень важную роль в XIX и XX веках, они в значительной мере содействовали освобождению колоний.
Date: 2015-09-22; view: 402; Нарушение авторских прав |