Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды групп. В социологической литературе можно встретить много различных классификаций групп
В социологической литературе можно встретить много различных классификаций групп. Американский социолог Юбэнк (Е. Е. Eubank), который собрал и проанализировал способы классификации групп, встречающиеся в американской литературе, приводит семь принципов, на которые эти классификации опирались: 1) классификации на основе этнической или расовой принадлежности; 2) на основе уровня культурного развития; 3) на основе типов структуры, существующих в группах; 4) на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях; 5) на основе преобладающих типов контактов между членами; 6) на основе различных видов связи, существующих в группах; 7) различные классификации, основанные на других принципах[124]. Все эти классификации каким-либо образом обоснованы. Ведь классификация — процедура произвольная, и о ее правильности свидетельствуют познавательная ценность, ясность и полнота. Система классификации должна давать четкие и исчерпывающие подразделения. Мы здесь не намерены решать, в какой степени системы классификации, рассмотренные Юбэнком, удовлетворяют этим условиям правильности. Мы не будем здесь также предлагать собственную систему классификации. Это задача специального исследования по теории групп. Мы производим здесь обзор видов групп, не слишком заботясь о правильности классификации. До сих пор в ходе рассмотрения проблем группмычасто подразделяли группы на малые и большие. Малые группы — это группы немногочисленные, насчитывающие самое большее несколько десятков членов. Они обычно связаны дружескими отношениями, в них преоб- [135] ладают непосредственные яичные контакты, отношения между членами регулируются неформальными институтами. Но могут также существовать и высоко формализованные малые целевые группы, призванные выполнять специальные задачи, группы, в которых отношения между членами регулируются строгими служебными предписаниями, например небольшая войсковая группа («commandos»), действующая на территории врага, ячейка политической партии, действующая в подполье, и т. д. Об этом необходимо помнить, ибо очень часто малые группы отождествляются с первичными группами, что не всегда правильно, и не всякая малая группа — это первичная группа. Но даже в таких формализованных малых группах преобладают непосредственные контакты, и даже вещественные контакты между членами в принципе могут быть непосредственными контактами. Вследствие этого в них создается образец взаимодействий, основанный на непосредственном знакомстве членов. Иначе говоря, во всех отношениях между членами выступает элемент личного знакомства, близости, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга совершенно анонимны. Поэтому в малых группах независимо от того, являются они первичными группами или нет, создается особый вид связи, близости между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах[125]. Мы не располагаем точным определением большой группы. В принципе мы называем большой такую группу, которая слишком многочисленна, чтобы все члены могли знать друг друга лично, чтобы все контакты между ними могли осуществляться непосредственно. Описывая большие группы, мы обычно представляем себе массовые объединения, охватывающие десятки тысяч членов, большие классовые, этнические, религиозные и [136] т. п. группы, включающие большие массы членов, разбросанных на обширных пространствах. Между малыми группами и группами больших размеров существуют группы, заслуживающие названия средних. Однако многие, социологи, занимающиеся группами, считают, что эти средние группы, их структура и связь, происходящие в них явления и процессы по своей сущности сходны с крупными группами и поэтому не следует специально заниматься средними группами. Различие между малыми и большими группами можно обнаружить лучше всего, если мы попытаемся представить себе, что изменяется в процессе разрастания малой группы и превращения ее в большую группу. Например, политическая партия, основанная несколькими членами, объединившимися вокруг одного или более выдающихся руководителей, — это малая группа, которая, правда, создает уже определенную формальную связь, институционализированное разделение функций и т. д., но личное знакомство всех членов придает ей все черты малой группы. Увеличение числа членов вызывает наплыв новых людей, личные черты которых известны лишь поверхностно. Партия разрастается также территориально. Новые контакты являются прежде всего опосредованными. Становится невозможным решать все вопросы путем непосредственных контактов и контролировать поведение членов в непосредственных личных отношениях. Возникает необходимость создания институционализированных форм деятельности, точной регламентации деятельности, введения системы институциональной зависимости, иерархии положений и служебной иерархии, системы социального контроля, устанавливающего внутреннюю дисциплину. Вследствие увеличения числа членов взаимопонимание между ними достигается с помощью прессы, циркуляров, директив, массовых собраний, радио; руководители не имеют возможности непосредственного контакта со всеми членами, и создается система ступеней и барьеров между ними и массами членов и т. д. Словом, в большой группе должна существовать развитая формальная связь, система формализованного контроля, система средств массовой коммуникации, поддерживающая ее внутреннюю сплоченность, система массового воздействия, формирующая установки и стремления членов. [137] Группы разделяютсятакже на первичные и вторичные. Первичные группы — это особая разновидность малых групп. Связь в этих труппах также опирается на непосредственные личные контакты, на высоко эмоциональное вовлечение членов в дела группы, обеспечивающее высокую ступень идентификации членов с группой. Первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из родителей и детей, а также дедушек и бабушек. Группу связывают прежде всего личные интересы ее членов. Кули подчеркивал однородный характер взаимодействий, происходящих в семьях во всех цивилизациях и вытекающих из союза, основанного на чувствах и личной ответственности за судьбы других членов[126]. Сходным характером обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодости[127]. Соседские круги также могут превратиться в первичные группы. Значение первичных групп социологи усматривают в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, является результатом сходства организации и структуры этих первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. Первичные группы чаще всего не обладают формальной связью, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль, то это значит, что семья распалась как первичная группа и превратилась в формализованную малую группу. Вторичные группы — это всякого рода группы, организованные для реализации определенной цели, в которых преобладают или, скажем, иначе, в которых особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Они опираются на институционализированную и схематизированную систему отношений, их деятельность регулируется правилами. Вторичные группы — это, как правило, большие группы, но малые группы тоже могут быть вторичными группами. Мы также часто употребляли термины «неформаль- [138] ная группа» и «формальная группа». Некоторые социологи считают, что это деление покрывается делением на группы малые и большие или же на группы первичные и вторичные. Это не совсем точно. Часто можно встретить точку зрения, согласно которой к неформальным группам причисляют то, что мы выше назвали Кругами, то есть все свободные социальные образования, связанные хотя бы пространственными контактами. Мы резервируем здесь термин «группа» для обозначения только таких объединений, которые обладают уже сформировавшейся связью и принципом обособления, определяющим границы группы. Поэтому неформальными группами мы будем называть те группы, внутренняя связь которых основана лишь на неформальных институтах, организации и контроле. Это могут быть малые группы, могут быть и первичные. Можно, однако, представить себе более широкие неформальные общности — они встречаются также и на практике, — формирующиеся на основе принадлежности к определенной территории, объединенные только неформальной соседской связью, например жители какого-либо района города или местечка, которые еще не организовались, а лишь создали тесную сеть соседских отношений. Соответственно формальными группами мы называем все те группы, в которых уже развились формальные институты, формальная система контроля и организации. Продолжая обзор типов групп, мы выделяем: целевые группы,' созданные для реализации каких-либо целей, которые иногда называют также объединениями (associations); территориальные группы, например село, город, основанные на принадлежности к определенной местности; классовые группы, созданные на основе стратификационного деления в более широких, общностях. Рассмотрим их по порядку, но сначала рассмотрим группу, имеющую особое значение, а именно семью. Семья Особое значение семьи вытекает из двух ее основных функций, которые она выполняет в рамках более широкого общества: семья — единственная группа, увели- [139] чивающаяся, разрастающаяся не благодаря приему новых членов извне, а благодаря рождению детей (очевидно, могут существовать семьи, разрастающиеся благодаря усыновлению или приему чужих детей, но это скорее исключение), а следовательно, это группа, поддерживающая биологическую непрерывность общества (благодаря рождению новых членов и передаче им биологических черт); другая ее основная функция заключается в передаче культурного наследия более широких общностей в его главных чертах. Очевидно, существует ряд других групп и институтов, осуществляющих воспитание, но роль воспитания в семье для сформирования основных элементов личности, особенно в первый период до пятого года жизни, особенно важна. Попутно одно небольшое замечание. Мы говорим не о задачах, а о функциях семьи. Ибо под задачами чаще всего понимаются определенные действия, которые должны вызвать желаемые следствия, действия, заданные группе более широкими общностями или же сознательно предпринятые самой группой. Говоря о функциях, мы имеем в виду следствия, вызываемые действиями или поведением членов группы в более широкой общности независимо от того, были ли они преднамеренными или желательными. Поэтому мы говорим о функциях семьи, поскольку многие существенные следствия жизни семьи вытекают просто из стремления к удовлетворению сугубо личных влечений и потребностей, а не из ощущения выполнения задач, навязанных более широкими общностями. После этих вводных замечаний перейдем к общей характеристике семьи. Семья — это группа, состоящая из лиц, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и детьми. Это два основных отношения, существующих в семье,— супружество, а также родство или усыновление. Члены семьи обычно живут под одной кровлей и ведут одно домашнее хозяйство, которое может охватывать два, но часто охватывает и три поколения. Объем домашнего хозяйства определяет экономические функции семьи в более широких общностях. Семья опирается на устойчивые образцы поведения и образцы взаимодействий. Роль членов семьи определена не только взаимным чувственным влечением, но также и более широкими общностями: государст- [140] вом, церковью, локальным сообществом и различными другими специальными институтами опеки над детьми пли над матерями, заботящимися о выполнении роли мужа, жены, отца, матери, детей и т. д. Таким образом, взаимные отношения между членами семьи определяются чувством и положением членов (любовь, уважение), традицией, переданной воспитанием, правом, заповедями религии. Все эти формы внешнего контроля являются силами и факторами, поддерживающими сплоченность семьи извне. Но семья развивает и могучие внутренние силы, возникающие из личных потребностей, склонностей, стремлений, чувств, которые, очевидно, не всегда и не при всех условиях могут успешно противостоять давлению извне. Семья создает также собственную культурную среду в рамках общей культуры более широкой общности (нации, церкви, государства), и эта среда формирует личность ребенка. Она может создавать также определенные индивидуальные способы поведения, придавать повсеместно принятым образцам известное своеобразие. Семья выступает во всех известных исторических типах общества и цивилизаций. Перечисленные выше общие ее черты приводят к серьезным последствиям в политике, экономике, культуре, религии, а следовательно, во всех важных областях общественной жизни, поэтому семья постоянно окружена вниманием всех основных институтов. Функции, выполняемые семьей в этих более широких общностях, могут быть охвачены в следующих пунктах: а) поддержание биологической непрерывности общества. Семья разрастается «изнутри» путем удовлетворения сексуальных потребностей и родительских стремлений; поэтому многие общества считают внебрачные сексуальные отношения преступлением, нарушением моральных норм или табу; семья обеспечивает биологическое существование (пищу, одежду, жилье) своим членам, и во многих цивилизациях изгнание из семьи равнозначно смертной казни; б) семья поддерживает культурную непрерывность общества путем передачи культурного наследства следующим поколениям; она осуществляет социализацию молодого поколения, то есть вводит его в нормы совместной жизни и в механизм конформизма общественной жизни; в) семья дает социальное положение своим детям. [141] В некоторых обществах, например кастовых, феодальных, факт рождения предопределял на всю жизнь положение индивида. В любой обществе социальное положение, занимаемое родителями, их образование, материальное положение и т. д. нередко являются фактором, определяющим жизненную карьеру ребенка; г) семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребностей интимной совместной жизни, дает ощущение безопасности, обеспечивает эмоциональное равновесие, а поэтому предотвращает дезинтеграцию личности; д) семья — это также институт социального контроля, особенно для молодого поколения. Кроме того, она — мощный фактор контроля сексуального поведения. Сплоченная, уравновешенная семья успешно противодействует отклонениям от норм поведения почти во всех областях общественной жизни, ибо эти отклонения могут иметь последствия для всех членов семьи. Итак, как мы видим, эти функции очень важны для многих более широких групп, и это объясняет, почему семья окружена таким всеобщим вниманием и почему столько различных более широких общностей вмешиваются в ход ее внутренней жизни. Структура семьи и ее внутренняя организация зависят от многих факторов. Выделим различные виды структур и внутренней организации семьи. Структура может зависеть от типа супружества. Известны супружества моногамные и полигамные. Моногамия — это союз между одним мужчиной и одной женщиной. Она имеет место также в семьях животных. Полигиния может выступать в виде полигамии, то есть брака одного мужчины с несколькими женщинами, или в виде полиандрии, то есть брака одной женщины с несколькими мужчинами. Полигиния в человеческих обществах проявляется значительно чаще, чем моногамия. Мердок доказывает проявление моногамии в 43 известных обществах, полигамии — в 193 и полиандрии — в 2[128]. С точки зрения сферы выбора супруга браки подразделяются на эндогамные, то есть заключаемые в рамках собственной, но более широкой общности, например в рамках социального класса или касты, и на экзогамные, то есть такие, которые в силу необходимости должны за- [142] ключаться между партнерами, принадлежащими к разным группам. С точки зрения иерархии престижа и власти в семье мы выделяем патриархальные семьи, где отец осуществляет власть и пользуется наивысшим авторитетом, и матриархальные семьи, где власть в семье принадлежит матери. Существуют также семьи эгалитарные, преобладающие в современных обществах. Кроме того, семьи делятся на патрилинеальные, в которых наследование фамилии, имущества, престижа и социального положения происходит по линии отца, и на матрилинеальные, в которых наследование происходит по линии матери. Наконец, мы различаем браки патрилокальные, характеризующиеся тем, что молодые супруги после заключения союза переходят в дом отца мужа, и матрилокальные, когда молодые супруги должны осесть в доме родителей жены. Типы структур семьи изменяются со временем. Они зависят от исторической эпохи, от принятого вероисповедания, от законодательства, от уровня развития цивилизации. Известно и хорошо описано влияние промышленной революции на превращение прежней патриархальной европейской семьи в современную эгалитарную семью с очень ограниченными экономическими, религиозными, политическими функциями и даже с ограниченными воспитательными функциями[129]. Теперь несколько слов о факторах и фазах развития семьи. Она имеет свои четкие биологические основы, как это ясно видно в семьях животных, и прежде всего в моногамных семьях, сохраняющихся исключительно на основе удовлетворения биологических влечений. Таким образом, биологические основы семьи составляют удовлетворение сексуального влечения, стремление самца к господству, а также биологическая зависимость ребенка от матери, проявляющаяся прежде всего у млекопитающих, хотя и не только у них. Одно удовлетворение сексуального влечения не составляет еще биологической основы семьи, ибо оно может быть удовлетворено различными способами и вне семьи (отношения коллег, проституция, онанизм). Постоянство [143] сексуального влечения у человека, различные формы его сублимации, эмоциональное обрамление, возникающее вокруг его удовлетворения,— вот биопсихические факторы, стабилизующе действующие на супружество. Однако во многих обществах существуют допустимые и даже институционализованные формы добрачных отношений. Цитированный выше Мердок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что добрачные отношения (за исключением кровосмесительных) вполне дозволены в 65 обществах, допустимы в определенных условиях в 43, осуждаются в 6, запрещены в 44, а о 92 обществах нет точных данных, позволяющих высказать точное суждение[130]. Зато запрещение кровосмешения имеет всеобщий характер, и лишь в двух обществах такие отношения признавались допустимыми при очень специфических условиях[131]. Любой культуре известен широкий комплекс средств, возбуждающих действие сексуального влечения, наряду с целым комплексом средств, ограничивающих его действие. Это специальная область исследования, в которую мы здесь не будем входить. Биологические силы, действующие в семье, охвачены, однако, строгими рамками обычая, предписаний права, религии, давления мнения местного общества и т. д. Результатом их действия являются определенные фазы развития семьи, которыми мы сейчас займемся. Первым явлением, ведущим к браку, становится выбор партнера и обручение. Обручение выступает в различных видах: ухаживание друг за другом, формальная помолвка, формальное оглашение, выкуп, похищение, зависимость брака от приданого и т. д. Ухаживание — это более или менее установленный комплекс поведения, направленного на получение согласия партнера на брак (или отношения). Ухаживание определяется традицией, обычаями, религиозными предписаниями, влиянием литературы и кино и т. д. Ухаживание может быть периодом возникновения любви или комплекса чувств, который может складываться из физического влечения, сексуального желания, чувственной привязанности и ощущения [144] исключительности этой привязанности, взаимной эмоциональной зависимости, симпатии, идеализации партнера, интимности, стимуляции активности и т. п. (Анализ любви — это задача психологов.) Типы любви, например любовь, в которой доминирует вожделение, идеализация партнера (романтическая любовь), любовь платоническая, или интеллектуализированная, товарищеская, или любовь, ищущая общих радостей жизни, и т. д., являются важными факторами, определяющими позже ход супружеской жизни. Но любовь все же не единственный фактор выбора партнера, и нам известно много обществ, где молодые супруги впервые видят друг друга в день свадьбы. Факторы выбора партнера, наблюдаемые в различных типах обществ, можно расположить следующим образом: 1) Фактором выбора партнера может быть пространственная близость, даже дальнее родство, соседство, принадлежность к одному и тому же местному обществу. В обществах больших и малых городов мы часто встречаем такого рода бракосочетания только между знакомыми и дальними родственниками. 2) Далее назовем представления об идеальном партнере, которые проявляются у молодых людей в период приближения возраста, позволяющего вступить в брак; это может быть представление об идеальном муже, о чертах, которыми он должен обладать, чтобы супружеская жизнь сложилась в соответствии с мечтами. 3) Психологи во многих исследованиях отмечали, что на выбор очень часто оказывает влияние пример собственных родителей и желание найти партнера, отвечающего тому образцу, который был бы похож на отца или мать. 4) Черты личности и стремление к самоутверждению, означающее стремление к созданию собственной самостоятельной жизни, формирует также представление о партнере, который позволил бы их реализовать. Это не мечты о сказочном принце, но трезвая оценка жизненных возможностей партнера. 5) Стремление к гомогамии, то есть к поискам партнера, подобного себе, со сходными психическими или социальными чертами, либо стремление к гетерогамии, то есть к поискам партнера с совершенно отличными психическими или социальными чертами[132]. [145] Супружество — это общественно нормированное социальное отношение, в котором происходит превращение чисто личного чувственного влечения в устойчивое взаимное приспособление и совместную деятельность по выполнению задач супружества. Очевидно, что в тех обществах, где супруги не знакомы друг с другом до свадьбы, система прав, обязанностей, привилегий, связанных с браком, выдвигается на первый план. Переход от обручения к супружеству во всех культурах связан с обрядовой санкцией: религиозной или государственной, магической или социальной. Акт заключения брачного союза — это акт признания общественной зрелости, признание способности к выполнению обязанностей супруга, способности содержать семью, воспитывать детей. Период взаимного приспособления личностей супругов — это в то же время период получения новых социальных ролей, выполняемых под контролем более широких общностей. Приспособление может происходить успешно, и супружество, особенно после рождения детей, превратится в гармоническую и спаянную группу; оно может перейти и в состояние постоянного антагонизма и вынужденного сотрудничества в выполнении родительских обязанностей, в заботе о детях и о домашнем хозяйстве; оно может превратиться в состояние постоянного напряжения, прерываемое вспышками конфликтов; оно может, наконец, закончиться разрывом и разводом супругов. Каждая супружеская пара, которая не распалась и имеет детей, проходит через три фазы развития: период до рождения первого ребенка, период воспитания детей, период после отделения ставших самостоятельными детей. Достичь успеха в браке, избежать распада семьи и устойчивого антагонизма в отношениях между супругами — это важная социальная проблема. Внутренняя сплоченность супружества и семьи поддерживается воздействием как внутренних, так и внешних сил. К внутренним силам относятся: 1) взаимная любовь там, где она является решающей в выборе супруга; 2) чувство долга по отношению к супругу и детям; 3) взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности; 4) забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях, разделение труда в этой сфере; [146] 5) осознанное или неосознанное стремление оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп; 6) стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обручения; 7) возможность гармонического развития личности и использование брака как средства реализации экспансивных стремлений личности. Внешние силы — это: 1) магические санкции, делающие иногда невозможным развод; 2) давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей; 3) давление экономических условий; 4) предъявляемые средой требования заботы о детях. Следовательно, успех в супружестве — это результат действия сил, обусловленных личностями партнеров, их умением приспособиться, давлением возникающих в ходе совместной жизни внутренних сил, а также сил внешних. Под успехом в супружестве в различных обществах понимаются разные вещи: 1) достижение личного счастья, то есть полного приспособления супругов друг к другу, сексуальное удовлетворение, гармонизация личности, эмоциональное равновесие и чувственное удовлетворение, удовлетворение от успешной совместной реализации целей; 2) иногда же подразумеваются иные мерила успеха супружества, а именно: выполнение супружеских задач, то есть наличие детей и воспитание их полноценными гражданами; достижение экономического успеха, то есть накопление имущества; выполнение ожиданий религиозных институтов, полное участие супругов в общественной жизни, общественная и культурная деятельность в местной среде и достижение успеха в этой деятельности. Разумеется, можно также измерять успех супружества мерами, объединяющими те и другие элементы. Проблема критериев успешности супружества — вопрос сложный. Можно считать критерием успеха: 1) прочность брака; 2) субъективное ощущение счастья у обоих супругов; 3) исполнение ожиданий более широких групп; 4) полное развитие личности супругов, развитие их способностей и активности, воспитание способных и активных детей; 5) достижение полного приспособления, внутренней интеграции супругов, отсутствие конфликтов и кризисов, вызванных антагонизмами между членами семьи. [147] Полный успех супружества независимо от того, какими критериями он измерен, имеет место довольно редко. Но отсутствие полного успеха не должно с необходимостью означать дезорганизацию и распад семьи. Сейчас мы остановимся на проблеме конфликтов, напряженности, дезорганизации и распада семьи. Конфликт — это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации. Конфликты неизбежны, но они могут быть бесследно ликвидированы и разрешены. Напряженность же — это конфликт устойчивый и неразрешенный. Она может выражаться открыто, на нее можно воздействовать определенными репрессиями, и тогда она накапливается и набирает эмоциональную силу. Открытые конфликты — явление частное, но не угрожающее взаимному приспособлению. Накопившаяся напряженность ведет к постоянному раздражению, к агрессивности и может привести к дезорганизации семьи, то есть к пренебрежению своими обязанностями со стороны одного или обоих супругов, супружеской неверности, пьянству и т. д., либо к распаду семьи. Напряженность в супружестве может быть психогенной, возникающей из несходства характеров, психических черт, несоответствия стремлений и запросов и т. п. Она может возникать из противоположности культурных образцов, привнесенных в семью супругами из различных классов или различной среды. Напряженность возникает также тогда, когда изменяется установленная социальная роль, например, когда муж теряет работу и жена становится единственным кормильцем или когда муж заканчивает учебу и занимает высокое положение, к которому жена не может приспособиться. Она может возникать из невозможности чувственного и сексуального приспособления. Наконец, напряженность может возникать на экономической почве и на почве ведения домашнего хозяйства. До сих пор мы говорили о напряженности между супругами. Но конфликты и напряженность могут возникать также между родителями и детьми. Они возникают из разницы возрастов и различия характеров, обусловленного возрастом, когда разница в возрасте между родителями и детьми велика и затрудняет взаимопонимание.Но чаще они возникают из разницы культурных [148] образцов, ибо дети уже воспитываются в иной цивилизации, то есть значительно изменившейся по сравнению с той, в которой воспитаны родители. На этой почве возникает конфликт ценностей, конфликт между образцами поведения. Эти конфликты более трудны для разрешения, чем конфликты между супругами, и часто ведут к устойчивой напряженности, если родители и дети не примиряются на основе снисходительной терпимости. Родители склонны трактовать свое отношение к детям так, как будто существует какой-то договор между ними и родившимся ребенком, который накладывает на них ряд обязанностей, забывая, что дети появились на свет в результате односторонних действий родителей, по воле родителей и их желанию иметь детей, а потому их обязанности также односторонни. Конфликт может возникать также на почве установки родителей, рассматривающих детей как игрушки. Родители также склонны считать, что та система ценностей, в которой они воспитаны, лучше той, которую вместе с современной культурой принимают дети. Конфликт возникает также вследствие того, что под влиянием иллюстрированных изданий, кино, телевидения в молодом поколении зарождаются стремления и запросы, которых семья не может удовлетворить и которые вследствие этого подвергаются репрессии. Какие созданы образцы и способы аккомодации при конфликтах и напряженности в семье? Фактором аккомодации может быть воля к достижению счастья и успеха семьи; аккомодация может происходить под влиянием романтической любви, которая, будучи сохранена, облегчает приспособление; под влиянием установкинатерпимость, снисходительность, вникания в положение и стремления партнера; под влиянием страха перед распадом семьи и утратой ценностей, добытых совместно; под влиянием давления социального контроля. Аккомодация значительно облегчена в тех семьях, которые рассматривают совместную жизнь как продолжение периода ухаживания, как завоевание партнера заново. Устранение же конфликтов между поколениями возможно лишь при терпимости и терпеливом управлении биопсихическими импульсами детей, устранении грубой репрессии и раннем налаживании товарищеских отношений с детьми. [149] Если устранение напряженности и конфликтов не удается, то мы имеем дело с явлением кризиса семьи. Под кризисом мы понимаем возникновение какой-то новой ситуации, в которой неприемлемы известные и применявшиеся до тех пор образцы деятельности, которая не может быть разрешена при помощи этих способов деятельности, и существенные потребности индивидов или всей группы остаются неудовлетворенными. Какие виды кризисов могут возникать в семье? 1) Супружеский треугольник, вступление одного из супругов в отношения с третьим лицом, когда другой супруг знает об этом, 2) Отказ от надежд периода обручения или же крушение надежд в отношении детей. 3) Клеймо позора на одном из супругов, которое влечет за собой для него и для семьи социальную деградацию: например, пьянство, совершенное преступление, внебрачный ребенок или другой факт, признанный неприемлемым. 4) Экономический кризис, подрывающий экономические основы семьи. 5) Житейские катастрофы и несчастья, такие, как пожар, эпидемия и т. п. 6) Война, долгая разлука сопутствующая войне деморализация. Эти кризисы могут привести к дезорганизации семьи, то есть к невыполнению обязанностей супругов по отношению друг к другу и по отношению к детям. Дезорганизация может привести к распаду семьи. Распад семьи принимает форму ухода одного из супругов, отделения и развода. Наконец, каждое супружество, даже самое счастливое, распадается из-за смерти. Жизнь семьи, фазы ее развития, ее структура и изменения во внутренней жизни зависят от изменений в развитии цивилизации, более широких общностей и глобального общества. Промышленная революция повлекла за собою ряд процессов, которые путем эмансипации женщин, доступа женщин к образованию и к профессиональному труду изменили их роль в семье, привели к ограничению многих функций, прежде всего экономических, и т. д. Развитие индустриального общества, изменения в демографической структуре, преобразования, происходящие в общественных классах, социальные и политические революции всегда вызывают определенные изменения в жизни семьи. Однако настойчиво повторяющиеся на протяжении 150 лет теории о повсеместном и принципиальном кризисе семьи, утверждающие, что в [150] современной промышленной цивилизации семья перестает выполнять свои социальные функции, что она становится разлагающемся институтом, институтом в упадке, — словом, различные катастрофические теории разложения семьи фактами не подтверждаются. Семья изменяет структуру и функции, приспосабливается к изменившемуся глобальному обществу. Эти изменения вызывают различные явления, неизвестные прежде. Однако число заключенных браков не падает ни в одной стране. Внутренние силы семьи достаточно могучи, чтобы какое-либо внешнее давление могло «уничтожить» ее как институт[133]. Date: 2015-09-22; view: 339; Нарушение авторских прав |