Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды групп. В социологической литературе можно встретить мно­го различных классификаций групп





В социологической литературе можно встретить мно­го различных классификаций групп. Американский со­циолог Юбэнк (Е. Е. Eubank), который собрал и проанализировал способы классификации групп, встре­чающиеся в американской литературе, приводит семь принципов, на которые эти классификации опирались:

1) классификации на основе этнической или расовой принадлежности; 2) на основе уровня культурного раз­вития; 3) на основе типов структуры, существующих в группах; 4) на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях; 5) на основе пре­обладающих типов контактов между членами; 6) на ос­нове различных видов связи, существующих в группах; 7) различные классификации, основанные на других принципах[124].

Все эти классификации каким-либо образом обосно­ваны. Ведь классификация — процедура произвольная, и о ее правильности свидетельствуют познавательная ценность, ясность и полнота. Система классификации должна давать четкие и исчерпывающие подразделения. Мы здесь не намерены решать, в какой степени системы классификации, рассмотренные Юбэнком, удовлетворя­ют этим условиям правильности. Мы не будем здесь также предлагать собственную систему классификации. Это задача специального исследования по теории групп. Мы производим здесь обзор видов групп, не слишком заботясь о правильности классификации.

До сих пор в ходе рассмотрения проблем группмычасто подразделяли группы на малые и большие. Малые группы — это группы немногочисленные, насчитываю­щие самое большее несколько десятков членов. Они обычно связаны дружескими отношениями, в них преоб-

[135]

ладают непосредственные яичные контакты, отношения между членами регулируются неформальными институ­тами. Но могут также существовать и высоко формали­зованные малые целевые группы, призванные выполнять специальные задачи, группы, в которых отношения между членами регулируются строгими служебными предписаниями, например небольшая войсковая группа («commandos»), действующая на территории врага, ячейка политической партии, действующая в подполье, и т. д. Об этом необходимо помнить, ибо очень часто малые группы отождествляются с первичными группами, что не всегда правильно, и не всякая малая группа — это первичная группа. Но даже в таких формализованных малых группах преобладают непосредственные контакты, и даже вещественные контакты между членами в принципе могут быть непосредственными контактами. Вследствие этого в них создается образец взаимодействий, основанный на непосредственном знакомстве членов. Иначе говоря, во всех отношениях между членами выступает элемент личного знакомства, близости, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга совершенно анонимны. Поэтому в малых группах независимо от того, являются они первичными группами или нет, создается особый вид связи, близости между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах[125].

Мы не располагаем точным определением большой группы. В принципе мы называем большой такую группу, которая слишком многочисленна, чтобы все члены могли знать друг друга лично, чтобы все контакты между ними могли осуществляться непосредственно. Описывая большие группы, мы обычно представляем себе массовые объединения, охватывающие десятки тысяч членов, большие классовые, этнические, религиозные и

[136]

т. п. группы, включающие большие массы членов, разбросанных на обширных пространствах. Между малыми группами и группами больших размеров существуют группы, заслуживающие названия средних. Однако многие, социологи, занимающиеся группами, считают, что эти средние группы, их структура и связь, проис­ходящие в них явления и процессы по своей сущности сходны с крупными группами и поэтому не следует специально заниматься средними группами. Различие между малыми и большими группами можно обнаружить лучше всего, если мы попытаемся представить себе, что изменяется в процессе разрастания малой группы и превращения ее в большую группу. Например, политическая партия, основанная несколькими членами, объединившимися вокруг одного или более выдающихся руководителей, — это малая группа, которая, правда, создает уже определенную формальную связь, институционализированное разделение функций и т. д., но личное знакомство всех членов придает ей все черты малой группы. Увеличение числа членов вызывает наплыв но­вых людей, личные черты которых известны лишь поверхностно. Партия разрастается также территориально. Новые контакты являются прежде всего опосредованными. Становится невозможным решать все вопросы путем непосредственных контактов и контролировать поведение членов в непосредственных личных отношениях. Возникает необходимость создания институционализированных форм деятельности, точной регламентации деятельности, введения системы институциональной зависимости, иерархии положений и служебной иерархии, системы социального контроля, устанавливающего внутреннюю дисциплину. Вследствие увеличения числа чле­нов взаимопонимание между ними достигается с помощью прессы, циркуляров, директив, массовых собраний, радио; руководители не имеют возможности непосредственного контакта со всеми членами, и создается система ступеней и барьеров между ними и массами членов и т. д. Словом, в большой группе должна существовать развитая формальная связь, система формализованного контроля, система средств массовой коммуникации, поддерживающая ее внутреннюю сплоченность, система массового воздействия, формирующая установки и стремления членов.


[137]

Группы разделяютсятакже на первичные и вторич­ные. Первичные группы — это особая разновидность ма­лых групп. Связь в этих труппах также опирается на непосредственные личные контакты, на высоко эмоцио­нальное вовлечение членов в дела группы, обеспечи­вающее высокую ступень идентификации членов с груп­пой. Первичная группа — это прежде всего семья, со­стоящая из родителей и детей, а также дедушек и бабу­шек. Группу связывают прежде всего личные интересы ее членов. Кули подчеркивал однородный характер взаимодействий, происходящих в семьях во всех циви­лизациях и вытекающих из союза, основанного на чув­ствах и личной ответственности за судьбы других членов[126]. Сходным характером обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ран­ней молодости[127]. Соседские круги также могут превра­титься в первичные группы. Значение первичных групп социологи усматривают в том, что в них создаются еди­нообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические перио­ды и в разных культурах, является результатом сходст­ва организации и структуры этих первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. Первичные группы чаще всего не обладают формальной связью, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль, то это значит, что семья распалась как первичная группа и превратилась в формализован­ную малую группу.

Вторичные группы — это всякого рода группы, орга­низованные для реализации определенной цели, в кото­рых преобладают или, скажем, иначе, в которых осо­бое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Они опираются на институционализированную и схематизированную систему отношений, их деятельность регулируется правилами. Вторичные группы — это, как правило, большие группы, но малые группы тоже могут быть вторичными группами.

Мы также часто употребляли термины «неформаль-

[138]

ная группа» и «формальная группа». Некоторые социологи считают, что это деление покрывается делением на группы малые и большие или же на группы первич­ные и вторичные. Это не совсем точно. Часто можно встретить точку зрения, согласно которой к неформаль­ным группам причисляют то, что мы выше назвали Кру­гами, то есть все свободные социальные образования, связанные хотя бы пространственными контактами. Мы резервируем здесь термин «группа» для обозначения только таких объединений, которые обладают уже сфор­мировавшейся связью и принципом обособления, опре­деляющим границы группы. Поэтому неформальными группами мы будем называть те группы, внутренняя связь которых основана лишь на неформальных институ­тах, организации и контроле. Это могут быть малые группы, могут быть и первичные. Можно, однако, пред­ставить себе более широкие неформальные общности — они встречаются также и на практике, — формирующие­ся на основе принадлежности к определенной террито­рии, объединенные только неформальной соседской свя­зью, например жители какого-либо района города или местечка, которые еще не организовались, а лишь созда­ли тесную сеть соседских отношений. Соответственно формальными группами мы называем все те группы, в которых уже развились формальные институты, фор­мальная система контроля и организации.


Продолжая обзор типов групп, мы выделяем: целе­вые группы,' созданные для реализации каких-либо це­лей, которые иногда называют также объединениями (associations); территориальные группы, например се­ло, город, основанные на принадлежности к определен­ной местности; классовые группы, созданные на основе стратификационного деления в более широких, общностях. Рассмотрим их по порядку, но сначала рассмот­рим группу, имеющую особое значение, а именно семью.

Семья

Особое значение семьи вытекает из двух ее основных функций, которые она выполняет в рамках более ши­рокого общества: семья — единственная группа, увели-

[139]

чивающаяся, разрастающаяся не благодаря приему но­вых членов извне, а благодаря рождению детей (оче­видно, могут существовать семьи, разрастающиеся бла­годаря усыновлению или приему чужих детей, но это скорее исключение), а следовательно, это группа, под­держивающая биологическую непрерывность общества (благодаря рождению новых членов и передаче им био­логических черт); другая ее основная функция заклю­чается в передаче культурного наследия более широких общностей в его главных чертах. Очевидно, существует ряд других групп и институтов, осуществляющих воспи­тание, но роль воспитания в семье для сформирования основных элементов личности, особенно в первый пери­од до пятого года жизни, особенно важна.

Попутно одно небольшое замечание. Мы говорим не о задачах, а о функциях семьи. Ибо под задачами чаще всего понимаются определенные действия, которые дол­жны вызвать желаемые следствия, действия, заданные группе более широкими общностями или же сознатель­но предпринятые самой группой. Говоря о функциях, мы имеем в виду следствия, вызываемые действиями или поведением членов группы в более широкой общности независимо от того, были ли они преднамеренными или желательными. Поэтому мы говорим о функциях семьи, поскольку многие существенные следствия жизни семьи вытекают просто из стремления к удовлетворению сугу­бо личных влечений и потребностей, а не из ощущения выполнения задач, навязанных более широкими общно­стями.


После этих вводных замечаний перейдем к общей характеристике семьи. Семья — это группа, состоящая из лиц, связанных отношениями супружества и отноше­ниями между родителями и детьми. Это два основных отношения, существующих в семье,— супружество, а также родство или усыновление. Члены семьи обычно живут под одной кровлей и ведут одно домашнее хозяй­ство, которое может охватывать два, но часто охваты­вает и три поколения. Объем домашнего хозяйства оп­ределяет экономические функции семьи в более широ­ких общностях. Семья опирается на устойчивые образцы поведения и образцы взаимодействий. Роль членов семьи определена не только взаимным чувственным влечени­ем, но также и более широкими общностями: государст-

[140]

вом, церковью, локальным сообществом и различными другими специальными институтами опеки над детьми пли над матерями, заботящимися о выполнении роли мужа, жены, отца, матери, детей и т. д. Таким обра­зом, взаимные отношения между членами семьи опреде­ляются чувством и положением членов (любовь, ува­жение), традицией, переданной воспитанием, правом, заповедями религии. Все эти формы внешнего контроля являются силами и факторами, поддерживающими спло­ченность семьи извне. Но семья развивает и могучие внутренние силы, возникающие из личных потребно­стей, склонностей, стремлений, чувств, которые, оче­видно, не всегда и не при всех условиях могут успеш­но противостоять давлению извне. Семья создает так­же собственную культурную среду в рамках общей культуры более широкой общности (нации, церкви, го­сударства), и эта среда формирует личность ребенка. Она может создавать также определенные индивидуаль­ные способы поведения, придавать повсеместно приня­тым образцам известное своеобразие. Семья выступает во всех известных исторических типах общества и ци­вилизаций. Перечисленные выше общие ее черты при­водят к серьезным последствиям в политике, экономике, культуре, религии, а следовательно, во всех важных об­ластях общественной жизни, поэтому семья постоянно окружена вниманием всех основных институтов.

Функции, выполняемые семьей в этих более широ­ких общностях, могут быть охвачены в следующих пунктах: а) поддержание биологической непрерывно­сти общества. Семья разрастается «изнутри» путем удовлетворения сексуальных потребностей и родитель­ских стремлений; поэтому многие общества считают внебрачные сексуальные отношения преступлением, на­рушением моральных норм или табу; семья обеспечи­вает биологическое существование (пищу, одежду, жи­лье) своим членам, и во многих цивилизациях изгна­ние из семьи равнозначно смертной казни; б) семья поддерживает культурную непрерывность общества пу­тем передачи культурного наследства следующим по­колениям; она осуществляет социализацию молодого поколения, то есть вводит его в нормы совместной жизни и в механизм конформизма общественной жиз­ни; в) семья дает социальное положение своим детям.

[141]

В некоторых обществах, например кастовых, феодаль­ных, факт рождения предопределял на всю жизнь поло­жение индивида. В любой обществе социальное положе­ние, занимаемое родителями, их образование, матери­альное положение и т. д. нередко являются фактором, определяющим жизненную карьеру ребенка; г) семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребностей интимной совместной жиз­ни, дает ощущение безопасности, обеспечивает эмоцио­нальное равновесие, а поэтому предотвращает дезинте­грацию личности; д) семья — это также институт соци­ального контроля, особенно для молодого поколения. Кроме того, она — мощный фактор контроля сексуаль­ного поведения. Сплоченная, уравновешенная семья ус­пешно противодействует отклонениям от норм поведе­ния почти во всех областях общественной жизни, ибо эти отклонения могут иметь последствия для всех чле­нов семьи. Итак, как мы видим, эти функции очень важны для многих более широких групп, и это объяс­няет, почему семья окружена таким всеобщим внимани­ем и почему столько различных более широких общностей вмешиваются в ход ее внутренней жизни.

Структура семьи и ее внутренняя организация за­висят от многих факторов. Выделим различные виды структур и внутренней организации семьи. Структура может зависеть от типа супружества. Известны супру­жества моногамные и полигамные. Моногамия — это союз между одним мужчиной и одной женщиной. Она имеет место также в семьях животных. Полигиния мо­жет выступать в виде полигамии, то есть брака одного мужчины с несколькими женщинами, или в виде поли­андрии, то есть брака одной женщины с несколькими мужчинами. Полигиния в человеческих обществах проявляется значительно чаще, чем моногамия. Мердок доказывает проявление моногамии в 43 известных обще­ствах, полигамии — в 193 и полиандрии — в 2[128]. С точ­ки зрения сферы выбора супруга браки подразделяются на эндогамные, то есть заключаемые в рамках собст­венной, но более широкой общности, например в рам­ках социального класса или касты, и на экзогамные, то есть такие, которые в силу необходимости должны за-

[142]

ключаться между партнерами, принадлежащими к раз­ным группам. С точки зрения иерархии престижа и вла­сти в семье мы выделяем патриархальные семьи, где отец осуществляет власть и пользуется наивысшим ав­торитетом, и матриархальные семьи, где власть в семье принадлежит матери. Существуют также семьи эгалитарные, преобладающие в современных обществах. Кроме того, семьи делятся на патрилинеальные, в кото­рых наследование фамилии, имущества, престижа и со­циального положения происходит по линии отца, и на матрилинеальные, в которых наследование происходит по линии матери. Наконец, мы различаем браки патрилокальные, характеризующиеся тем, что молодые супру­ги после заключения союза переходят в дом отца му­жа, и матрилокальные, когда молодые супруги должны осесть в доме родителей жены.

Типы структур семьи изменяются со временем. Они зависят от исторической эпохи, от принятого вероис­поведания, от законодательства, от уровня развития цивилизации. Известно и хорошо описано влияние про­мышленной революции на превращение прежней пат­риархальной европейской семьи в современную эгали­тарную семью с очень ограниченными экономическими, религиозными, политическими функциями и даже с ог­раниченными воспитательными функциями[129].

Теперь несколько слов о факторах и фазах разви­тия семьи. Она имеет свои четкие биологические осно­вы, как это ясно видно в семьях животных, и прежде всего в моногамных семьях, сохраняющихся исключи­тельно на основе удовлетворения биологических влече­ний. Таким образом, биологические основы семьи со­ставляют удовлетворение сексуального влечения, стремление самца к господству, а также биологическая зави­симость ребенка от матери, проявляющаяся прежде всего у млекопитающих, хотя и не только у них. Одно удовлетворение сексуального влечения не составляет еще биологической основы семьи, ибо оно может быть удовлетворено различными способами и вне семьи (от­ношения коллег, проституция, онанизм). Постоянство

[143]

сексуального влечения у человека, различные формы его сублимации, эмоциональное обрамление, возникающее вокруг его удовлетворения,— вот биопсихические факто­ры, стабилизующе действующие на супружество.

Однако во многих обществах существуют допусти­мые и даже институционализованные формы добрач­ных отношений. Цитированный выше Мердок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что добрачные от­ношения (за исключением кровосмесительных) вполне дозволены в 65 обществах, допустимы в определенных условиях в 43, осуждаются в 6, запрещены в 44, а о 92 обществах нет точных данных, позволяющих высказать точное суждение[130]. Зато запрещение кровосмешения имеет всеобщий характер, и лишь в двух обществах та­кие отношения признавались допустимыми при очень специфических условиях[131]. Любой культуре известен широкий комплекс средств, возбуждающих действие сексуального влечения, наряду с целым комплексом средств, ограничивающих его действие. Это специальная область исследования, в которую мы здесь не будем входить.

Биологические силы, действующие в семье, охваче­ны, однако, строгими рамками обычая, предписаний пра­ва, религии, давления мнения местного общества и т. д. Результатом их действия являются определенные фазы развития семьи, которыми мы сейчас займемся. Первым явлением, ведущим к браку, становится выбор партнера и обручение. Обручение выступает в различных видах: ухаживание друг за другом, формальная помолвка, фор­мальное оглашение, выкуп, похищение, зависимость брака от приданого и т. д. Ухаживание — это более или менее установленный комплекс поведения, направлен­ного на получение согласия партнера на брак (или от­ношения). Ухаживание определяется традицией, обычаями, религиозными предписаниями, влиянием литера­туры и кино и т. д. Ухаживание может быть периодом возникновения любви или комплекса чувств, который может складываться из физического влечения, сексуаль­ного желания, чувственной привязанности и ощущения

[144]

исключительности этой привязанности, взаимной эмо­циональной зависимости, симпатии, идеализации парт­нера, интимности, стимуляции активности и т. п. (Анализ любви — это задача психологов.) Типы любви, например любовь, в которой доминирует вожделение, идеализация партнера (романтическая любовь), лю­бовь платоническая, или интеллектуализированная, то­варищеская, или любовь, ищущая общих радостей жиз­ни, и т. д., являются важными факторами, определяю­щими позже ход супружеской жизни. Но любовь все же не единственный фактор выбора партнера, и нам извест­но много обществ, где молодые супруги впервые видят друг друга в день свадьбы. Факторы выбора партнера, наблюдаемые в различных типах обществ, можно рас­положить следующим образом: 1) Фактором выбора партнера может быть пространственная близость, даже дальнее родство, соседство, принадлежность к одному и тому же местному обществу. В обществах больших и малых городов мы часто встречаем такого рода брако­сочетания только между знакомыми и дальними родст­венниками. 2) Далее назовем представления об идеаль­ном партнере, которые проявляются у молодых людей в период приближения возраста, позволяющего вступить в брак; это может быть представление об идеальном муже, о чертах, которыми он должен обладать, чтобы супружеская жизнь сложилась в соответствии с мечта­ми. 3) Психологи во многих исследованиях отмечали, что на выбор очень часто оказывает влияние пример собственных родителей и желание найти партнера, отве­чающего тому образцу, который был бы похож на отца или мать. 4) Черты личности и стремление к самоут­верждению, означающее стремление к созданию собственной самостоятельной жизни, формирует также представление о партнере, который позволил бы их реализовать. Это не мечты о сказочном принце, но трез­вая оценка жизненных возможностей партнера. 5) Стремление к гомогамии, то есть к поискам партне­ра, подобного себе, со сходными психическими или соци­альными чертами, либо стремление к гетерогамии, то есть к поискам партнера с совершенно отличными психически­ми или социальными чертами[132].

[145]

Супружество — это общественно нормированное со­циальное отношение, в котором происходит превраще­ние чисто личного чувственного влечения в устойчивое взаимное приспособление и совместную деятельность по выполнению задач супружества. Очевидно, что в тех обществах, где супруги не знакомы друг с другом до свадьбы, система прав, обязанностей, привилегий, свя­занных с браком, выдвигается на первый план. Пере­ход от обручения к супружеству во всех культурах связан с обрядовой санкцией: религиозной или государ­ственной, магической или социальной. Акт заключения брачного союза — это акт признания общественной зре­лости, признание способности к выполнению обязанно­стей супруга, способности содержать семью, воспиты­вать детей.

Период взаимного приспособления личностей супру­гов — это в то же время период получения новых со­циальных ролей, выполняемых под контролем более широких общностей. Приспособление может происходить успешно, и супружество, особенно после рождения де­тей, превратится в гармоническую и спаянную группу; оно может перейти и в состояние постоянного антаго­низма и вынужденного сотрудничества в выполнении родительских обязанностей, в заботе о детях и о до­машнем хозяйстве; оно может превратиться в состоя­ние постоянного напряжения, прерываемое вспышками конфликтов; оно может, наконец, закончиться разрывом и разводом супругов. Каждая супружеская пара, кото­рая не распалась и имеет детей, проходит через три фазы развития: период до рождения первого ребенка, период воспитания детей, период после отделения став­ших самостоятельными детей.

Достичь успеха в браке, избежать распада семьи и устойчивого антагонизма в отношениях между супру­гами — это важная социальная проблема. Внутренняя сплоченность супружества и семьи поддерживается воз­действием как внутренних, так и внешних сил. К внут­ренним силам относятся: 1) взаимная любовь там, где она является решающей в выборе супруга; 2) чувство долга по отношению к супругу и детям; 3) взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности; 4) забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяй­стве, забота о детях, разделение труда в этой сфере;

[146]

5) осознанное или неосознанное стремление оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп; 6) стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обручения; 7) воз­можность гармонического развития личности и исполь­зование брака как средства реализации экспансивных стремлений личности. Внешние силы — это: 1) магиче­ские санкции, делающие иногда невозможным развод; 2) давление общественного мнения или системы санк­ций, когда отказывают в признанном положении в об­ществе людям из распавшихся семей; 3) давление эко­номических условий; 4) предъявляемые средой требо­вания заботы о детях.

Следовательно, успех в супружестве — это результат действия сил, обусловленных личностями партнеров, их умением приспособиться, давлением возникающих в хо­де совместной жизни внутренних сил, а также сил внешних. Под успехом в супружестве в различных об­ществах понимаются разные вещи: 1) достижение лич­ного счастья, то есть полного приспособления супругов друг к другу, сексуальное удовлетворение, гармониза­ция личности, эмоциональное равновесие и чувственное удовлетворение, удовлетворение от успешной совмест­ной реализации целей; 2) иногда же подразумеваются иные мерила успеха супружества, а именно: выполне­ние супружеских задач, то есть наличие детей и воспи­тание их полноценными гражданами; достижение эко­номического успеха, то есть накопление имущества; вы­полнение ожиданий религиозных институтов, полное участие супругов в общественной жизни, общественная и культурная деятельность в местной среде и достиже­ние успеха в этой деятельности. Разумеется, можно также измерять успех супружества мерами, объеди­няющими те и другие элементы. Проблема критериев успешности супружества — вопрос сложный. Можно считать критерием успеха: 1) прочность брака; 2) субъ­ективное ощущение счастья у обоих супругов; 3) ис­полнение ожиданий более широких групп; 4) полное развитие личности супругов, развитие их способностей и активности, воспитание способных и активных детей; 5) достижение полного приспособления, внутренней интеграции супругов, отсутствие конфликтов и кризи­сов, вызванных антагонизмами между членами семьи.

[147]

Полный успех супружества независимо от того, какими критериями он измерен, имеет место довольно редко. Но отсутствие полного успеха не должно с необ­ходимостью означать дезорганизацию и распад семьи. Сейчас мы остановимся на проблеме конфликтов, на­пряженности, дезорганизации и распада семьи. Кон­фликт — это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации. Конфликты неиз­бежны, но они могут быть бесследно ликвидированы и разрешены. Напряженность же — это конфликт устойчи­вый и неразрешенный. Она может выражаться открыто, на нее можно воздействовать определенными репрессия­ми, и тогда она накапливается и набирает эмоциональ­ную силу. Открытые конфликты — явление частное, но не угрожающее взаимному приспособлению. Накопив­шаяся напряженность ведет к постоянному раздраже­нию, к агрессивности и может привести к дезорганиза­ции семьи, то есть к пренебрежению своими обязанно­стями со стороны одного или обоих супругов, супруже­ской неверности, пьянству и т. д., либо к распаду семьи. Напряженность в супружестве может быть психогенной, возникающей из несходства характеров, психических черт, несоответствия стремлений и запросов и т. п. Она может возникать из противоположности культурных об­разцов, привнесенных в семью супругами из различных классов или различной среды. Напряженность возникает также тогда, когда изменяется установленная социаль­ная роль, например, когда муж теряет работу и жена становится единственным кормильцем или когда муж заканчивает учебу и занимает высокое положение, к ко­торому жена не может приспособиться. Она может воз­никать из невозможности чувственного и сексуального приспособления. Наконец, напряженность может возни­кать на экономической почве и на почве ведения до­машнего хозяйства.

До сих пор мы говорили о напряженности между супругами. Но конфликты и напряженность могут воз­никать также между родителями и детьми. Они возни­кают из разницы возрастов и различия характеров, обус­ловленного возрастом, когда разница в возрасте между родителями и детьми велика и затрудняет взаимопони­мание.Но чаще они возникают из разницы культурных

[148]

образцов, ибо дети уже воспитываются в иной цивили­зации, то есть значительно изменившейся по сравнению с той, в которой воспитаны родители. На этой почве возникает конфликт ценностей, конфликт между образ­цами поведения. Эти конфликты более трудны для раз­решения, чем конфликты между супругами, и часто ве­дут к устойчивой напряженности, если родители и дети не примиряются на основе снисходительной терпимости. Родители склонны трактовать свое отношение к детям так, как будто существует какой-то договор между ними и родившимся ребенком, который накладывает на них ряд обязанностей, забывая, что дети появились на свет в результате односторонних действий родителей, по во­ле родителей и их желанию иметь детей, а потому их обязанности также односторонни. Конфликт может воз­никать также на почве установки родителей, рассмат­ривающих детей как игрушки. Родители также склонны считать, что та система ценностей, в которой они воспи­таны, лучше той, которую вместе с современной куль­турой принимают дети. Конфликт возникает также вследствие того, что под влиянием иллюстрированных изданий, кино, телевидения в молодом поколении за­рождаются стремления и запросы, которых семья не мо­жет удовлетворить и которые вследствие этого подвер­гаются репрессии.

Какие созданы образцы и способы аккомодации при конфликтах и напряженности в семье? Фактором акко­модации может быть воля к достижению счастья и успе­ха семьи; аккомодация может происходить под влия­нием романтической любви, которая, будучи сохранена, облегчает приспособление; под влиянием установкинатерпимость, снисходительность, вникания в положение и стремления партнера; под влиянием страха перед рас­падом семьи и утратой ценностей, добытых совместно; под влиянием давления социального контроля. Аккомо­дация значительно облегчена в тех семьях, которые рассматривают совместную жизнь как продолжение пе­риода ухаживания, как завоевание партнера заново. Устранение же конфликтов между поколениями воз­можно лишь при терпимости и терпеливом управлении биопсихическими импульсами детей, устранении грубой репрессии и раннем налаживании товарищеских отно­шений с детьми.

[149]

Если устранение напряженности и конфликтов не удается, то мы имеем дело с явлением кризиса семьи. Под кризисом мы понимаем возникновение какой-то но­вой ситуации, в которой неприемлемы известные и при­менявшиеся до тех пор образцы деятельности, которая не может быть разрешена при помощи этих способов деятельности, и существенные потребности индивидов или всей группы остаются неудовлетворенными. Какие виды кризисов могут возникать в семье? 1) Супруже­ский треугольник, вступление одного из супругов в отно­шения с третьим лицом, когда другой супруг знает об этом, 2) Отказ от надежд периода обручения или же крушение надежд в отношении детей. 3) Клеймо позора на одном из супругов, которое влечет за собой для него и для семьи социальную деградацию: например, пьянст­во, совершенное преступление, внебрачный ребенок или другой факт, признанный неприемлемым. 4) Экономиче­ский кризис, подрывающий экономические основы семьи. 5) Житейские катастрофы и несчастья, такие, как пожар, эпидемия и т. п. 6) Война, долгая разлука сопутст­вующая войне деморализация. Эти кризисы могут при­вести к дезорганизации семьи, то есть к невыполнению обязанностей супругов по отношению друг к другу и по отношению к детям.

Дезорганизация может привести к распаду семьи. Распад семьи принимает форму ухода одного из супругов, отделения и развода. Наконец, каждое супружество, даже самое счастливое, распадается из-за смерти.

Жизнь семьи, фазы ее развития, ее структура и изменения во внутренней жизни зависят от изменений в развитии цивилизации, более широких общностей и глобального общества. Промышленная революция повлекла за собою ряд процессов, которые путем эмансипации женщин, доступа женщин к образованию и к профессиональному труду изменили их роль в семье, привели к ограничению многих функций, прежде всего экономических, и т. д. Развитие индустриального общества, изменения в демографической структуре, преобразования, происходящие в общественных классах, социальные и политические революции всегда вызывают определенные изменения в жизни семьи. Однако настойчиво повторяющиеся на протяжении 150 лет теории о повсеместном и принципиальном кризисе семьи, утверждающие, что в

[150]

современной промышленной цивилизации семья переста­ет выполнять свои социальные функции, что она становится разлагающемся институтом, институтом в упадке, — словом, различные катастрофические теории разло­жения семьи фактами не подтверждаются. Семья изменяет структуру и функции, приспосабливается к изменившемуся глобальному обществу. Эти изменения вызывают различные явления, неизвестные прежде. Однако число заключенных браков не падает ни в одной стране. Внутренние силы семьи достаточно могучи, чтобы какое-либо внешнее давление могло «уничтожить» ее как институт[133].







Date: 2015-09-22; view: 339; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию