Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика общности





После этих вступительных замечаний и после введения основных терминов перейдем к более подробной характеристике отдельных типов общности.

[121]

Пара или, двойка. Это форма совместной жизни с наименьшим числом составляющих это объединение, включающее двух лиц разного или одного пола. Эта форма совместной жизни многими исследователями выдавалась за основную во многих отношениях, так как они считали, что отношения и контакты между двумя лицами являются наиболее элементарным компонентом общественной жизни, поскольку они наиболее часты, наиболее непосредственны. Очевидно, что всю общественную жизнь нельзя разложить только на отношения и взаимодействия между двумя индивидами, да и анализ того, что происходит между ними, не может стать клю­чом к объяснению всех явлений, происходящих в обществе; тем не менее исследования взаимодействий и свя­зи, какая может возникать между двумя лицами, важны для изучения многих процессов[116].

Пары можно разделить на несколько типов: 1) Пары, связанные сексуальными или гетеросексуальными отношениями: добрачными, брачными и внебрачными, либо гомосексуальными. 2) Пары, связанные родственными отношениями: отец — сын, отец —дочь, мать — сын, мать — дочь, брат — сестра, брат — брат, сестра — сестра, или иная пара, связанная любыми близкими отношениями (взрослый—ребенок). 3) Пары друзей. 4) Пары, связанные отношением руководства. 5) Пары, связанные отношением помощи: помогающий и тот, кому по­могают. 6) Пары, связанные отношением воспитания. 7) Пары, возникающие на основе преходящих обстоя­тельств, например проводник и турист и т. п.

Пары как устойчивые связи возникают, следовательно, либо на почве личных контактов, либо на почве вещественных контактов. Однако черты личности играют в них всегда решающую роль, так как контакты всегда являются непосредственными, взаимодействия определяются непосредственными реакциями на личные особенности, в любой паре с течением времени возникает в большем или меньшем объеме чувство интимности, Это чувство может стать основой сети отношений (друзья наших друзей — также наши друзья), связывающих

[122]

более широкие круги, состоящие из нескольких лиц, или образующих основу неформальных групп в формализованных группах. Некоторые отношения, связывающие пары, например супружеские, опираются на церковные санкции или формальные санкции более широких групп, подлежащие институционализации. Как мы увидим да­лее, при рассмотрении семьи, несмотря на эти институ­циональные санкции, интимная связь между супругами становится, однако, решающей внутренней силой, укрепляющей супружество. В парах проявляется, таким образом, наиболее глубоко выраженная идентификация двух личностей, и на этом основывается их значение для укрепления более широких форм общности.

Социальный круг. Как мы уже говорили выше, социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабой институциональной связью, лишенные устойчивых отношений между чле­нами. Несмотря на это, они важный элемент общественной жизни. Круги могут быть контактными, когда определенное количество лиц постоянно встречается, например, в поезде или автобусе, вместе добираясь на работу, и на почве этого чисто пространственного контак­та завязываются знакомства, происходит обмен взглядами, сведениями и комментариями о спортивных, культурных и политических событиях. Далее, они могут быть кругами коллег, например круг коллег, работаю­щих на одном предприятии, обучающихся на одном кур­се или в одном учебном заведении, принадлежащих к одному спортивному клубу и т. п. Здесь контакты могут быть более частными, более личными, приводящими к более частным и близким взаимодействиям. Такие круги могут возникать в рамках групп, между членами од­ной группы, когда в рамках формализованных групп создаются свободные круги, связанные интересами или возможностью удовлетворения каких-либо потребностей или стремлений. Структура кругов коллег уже более компактна, круг уже осуществляет в определенном объеме контроль над взглядами и поведением участников, требует известного конформизма. Это результат близких личных контактов и интереса к личным свойствам, какие редко возникают в контактных кругах. Принадлежность к кругу, так же как и выход из него, — де-

[123]

ло неформализованное. Круг может дать почувствовать кому-либо, что он является нежелательным, но круг не имеет устойчивой организации, и состав его участников текуч. Еще более компактны дружеские круги, объединяющие пары друзей. Правда, между этими парами друзей возникают устойчивые социальные отношения, но круг как целое связан только систематическими контактами, не имеет устойчивой связи, состав его изменчив, у него нет ни четко выраженного принципа обособления, ни установленной системы собственных ценностей. Такой круг может легко превратиться в группу друзей и выработать элементы, необходимые для возникновения группы, однако эти две различные стадии развития необходимо четко разграничивать.


Круги коллег и друзей, а в некоторой степени и контактные круги имеют определенный центр объединения и определенную доминирующую индивидуаль­ность, которая в этом кругу является самой выдающейся личностью, формирующей установки и взгляды. Ос­новная функция кругов заключается всегда в обмене взглядами, сведениями, комментариями и аргументами. Можно сказать метафорически, что круги — это общности дискутирующих людей. Круги не действуют, не принимают решений, не располагают исполнительным аппаратом. Их значение в обществе основывается на том, что они формируют мнение или же создают и доставляют индивидам материал для выработки взглядов на обсуждаемые в круге вопросы. Поэтому круги всегда играли важную роль в интеллектуальной, художественной, а отчасти также и в политической жизни. Каждый круг всегда имеет в центре выдающуюся личность, выполняющую роль лидера, который каким-либо более или менее четко выраженным образом подводит итоги дис­куссии, формулирует высказанные мысли, дает матери­ал для установления устного мнения. Американские социологи назвают их opinion, leaders [117].

[124]

Круги легко и часто превращаются в неформальные группы, первичные группы, о которых мы будем говорить ниже. Это происходит часто тогда, когда круги ставят перед собой определенную цель: организацию игр и развлечений. Игровой круг по необходимости должен быстро создавать определенные институты и формы организации, превращающие его в группу.

Группа

Начнем с рассмотрения формализованных групп, полностью развившихся и сформировавшихся, чтобы лучше показать их составные части, структуру и функции, а затем перейдем к характеристике групп различных типов.

Приходится начать с трюизма, что основным составным элементом группы являются ее члены. Это положение утратит свой комический характер, когда мы уясним себе, что группа построена также и из многих дру­гих элементов, не являющихся ни людьми, ни членами. Индивид входит в группу не всей своей личностью, а лишь с точки зрения социальной роли, выполняемой в этой группе[118]. Некоторые группы, как, например, монашеские ордена, некоторые политические группы, военные и т. п., почти целиком поглощают личность членов, оставляя им весьма малую личную сферу либо подчиняя себе также роли, выполняемые в других группах. В общем, однако, принадлежность к группе захватывает только некоторые черты личности, и лишь определенная часть всей жизненной активности человека появляется в рамках одной группы. Каждая группа в большей или меньшей степени определяет физический образец члена, то есть его внешний вид. В армии и некоторых других группах физический эталон определен весьма точно, в других группах ограничиваются только негативным определением: как член группы не должен одеваться или как он должен заботиться о своем внешнем виде. Далее, группа определяет моральный образец чле-


[125]

на, или комплекс моральных черт, каковые он должен проявлять в своем поведении. Например, студент должен вести себя так, как это «достойно студента Народной Польши». И наконец, группа определяет также и функции члена, или объем функций, которые он должен выполнять для группы в рамках реализации ее задач. В группах с сильной внутренней сплоченностью и с сильной дисциплиной, физической и моральной, образцы и функции члена строго определены и требуют безусловной реализации. Обычно это группы, осуществляющие важные задачи. Сила группы как целого пропорциональна требованиям, предъявляемым ее членам.

Группы могут ограничивать число членов, и на этой основе их можно разделить на замкнутые (ekskluzywne), то есть применяющие очень четкие критерии приема новых членов; ограниченные группы, в которых критерии приема менее строги, и группы открытые (inkluzywne), свободные для всех, кто только захочет в них вступить, и не предъявляющие членам никаких особых требований. Группы обычно также устанавливают способ приема новых членов и способы выхода из группы, обеспечивая таким образом идентичность группы и сферу своего влияния. Идентификация членов обеспечивается физическим образцом, который может предусматривать, например, ношение значка.

Мы должны посвятить еще несколько слов принципу обособления. Как уже говорилось выше, принцип обособления — это основа возникновения чувства солидарности, чувства «мы», а вместе с тем и основа идентичности группы. Состав групп всегда текучий. Члены покидают группу, умирают, вступают новые, но, несмотря на эти изменения в составе членов, группа сохраняет свою идентичность и продолжает существовать как одно и то же целое, нередко в течение столетий. Группы могут обособляться на основе своей цели, которую они реализуют, на основе принадлежности к одной и той же территории, признаваемой идеологии, религии, языка и т. п. Принцип обособления определяет также критерии приема новых членов, а следовательно, и внутреннюю однородность групп. Эта однородность может быть определена возрастными границами (например, молодежные группы), однородностью классовой принадлежности

[126]

членов (рабочие союзы, Организации ремесленников), расы, религии, национальности и т. д. Однородность относительно принятых критериев — важная черта групп, влияющая па отношения между членами и внутреннюю стратификацию.

Следующим составным элементом группы являются центры ее объединения. Мы называем так все те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. Сюда мы относим помещение или местопребывание властей, если группа формализована, или место постоянных встреч неформализованных групп, знаки, печати, знамена, названия групп, имущество, которым они располагают, библиотеки и т. п. Центром объединения являются также органы управления, личности лидеров, нередко приобретающие символическое значение. К центрам объединения или, как иногда говорят, централизации относятся все те составные элементы группы, которые не являются людьми, а образуют как бы материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения — территории, символов, лозунгов, имущества и т. д. — мощный фактор устойчивости групп во времени. Многие социологи, увлеченные поисками факторов устойчивости группы во взаимодействиях и в организации деятельности членов, в психосоциальных установках и факторах, не обращают внимания на те «внечеловеческие» факторы, материальные и символические, которые оказывают необычайно сильное влияние на социальную жизнь групп, особенно больших целевых групп, объединений, культурных и территориальных групп[119].


Указанные центры обеспечивают прежде всего ме­ханизмы укрепления группы и средства для реализации ее задач. Следовательно, взносы, имущество груп­пы и способы его умножения, возможность поставок в пользу, членов, возможность воздействовать на другие группы, защита интересов членов и группы, защита ин-

[127]

тересов как целого от любого вида агрессии извне, предотвращение различного рода внутренних кризисов, проведение внутренних реорганизаций и исследование положения группы — вот комплекс функций и мер, осуществляемых на основе материального оснащения группы.

Задачи группы как целого — это следующий состав­ной элемент в каждой вполне развитой группе. Мы говорили выше, что круг друзей может превратиться в группу, если поставит перед собой общую задачу или цель, хотя бы этой целью и была лишь организация совместных развлечений. Появление общей задачи с необходимостью влечет за собою появление средств для ее реализации, институционализированного способа распоряжения средствами, формы контроля и расчетов в распоряжении средствами, общей оценки выполнения задачи, новой системы отношений между членами и необходимость их институционального регулирования. Таким образом, задача группы становится фактором раз­вития системы контроля и внутренней организации. Далее, задача группы влияет на принцип обособления, на критерии приема членов и прежде всего на функции членов, выполняемые в группе и от ее имени. На приведенном выше примере появления задачи организации развлечений мы показали, как в такой группе происхо­дит разделение труда, разделение ответственности, опре­деляются урегулированным образом функции членов группы и надзор за ними, в результате чего задача группы как целого оказывается достигнутой.

Здесь необходимо подчеркнуть, что задача группы как целого не разлагается только на сумму функций отдельных членов. Задача группы — это скорее синтез, ко­торый может возникнуть в результате выполнения функ­ций отдельных членов. Но задачи групп обычно опреде­лены так, что никогда не могут реализоваться полно­стью, что их реализация обнаруживает в свою очередь новые задачи. Даже группы, созданные на определенный срок, какие-либо комитеты или комиссии, призванные выполнить четко очерченные задачи, имеют тенденцию существовать дольше, чем это требует выполнение зада­чи, и часто существуют и дальше как неформальные группы либо стараются продлить свое формальное суще­ствование, находя новые аспекты задачи. Это явление,

[128]

называемое стремлением групп к устойчивости, имеет сво­им источником как механизмы личности, так и механиз­мы отношений, возникших между членами группы в ходе реализации задач. Очевидно, это не относится к груп­пам, возникшим вследствие внешнего давления, не отве­чающего никаким стремлениям членов.

Задачи группы составляют смысл ее существования в глазах других групп и общностей. Поэтому рефлексия над выполнением задач в прошлом становится сущест­венным элементом традиции групп. Причем в каждой группе развивается естественная склонность к идеали­зации своего прошлого и способа выполнения своих за­дач в прошлом. С одной стороны, эта тенденция возни­кает из необходимости воспитания новых членов, кото­рым в качестве эталона приводят идеализированную деятельность членов группы в прошлом. С другой сторо­ны, идеализированная традиция является также факто­ром повышения внутреннего сплочения группы, укреп­ления морали членов, то есть готовности к интенсивно­му выполнению своих групповых функций. История групп, писанная по случаю различных годовщин, и прежде всего история любого государства или нации, писанная для молодого поколения,— это всегда история идеализированная, возвеличивающая заслуги и превос­ходство, показывающая «величие» данной нации, ее сла­ву и могущество в прошлом. Писанная таким образом история — это не совокупность описаний, а совокупность представлений о том, что следует написать, чтобы пред­ставить историю группы в возможно более выгодном свете.

Некогда задачи группы понимались как особая мис­сия группы, возложенная провидением, историей, воз­никающая из особых черт группы (например, миссия немецкой нации, вытекающая из ее расовых черт) и т. д. Понимание задач группы как миссии всегда предпо­лагает определение группы и ее членов как достигших определенного совершенства и поэтому призванных пе­редать это совершенство и другим общностям. Реализа­ция миссии всегда сопровождалась стремлением к до­стижению личного совершенства в чертах, необходимых для членов, чтобы они могли совершенство своей груп­пы передать другим. Приверженцы же религии, проводя миссионерскою деятельность, должны были отличаться

[129]

особым рвением в Практике и фанатизмом в вере. По­добные явления рвения и фанатизма можно наблюдать также в политических и социальных движениях, орга­низованных для реализации какой-либо миссии.

Но не только группы, реализующие какую-либо мис­сию, имеют чувство превосходства над другими общностями. Чувством собственного совершенства, по крайней мере в определенной области, чувством превосходства над другими общностями должна обладать каждая груп­па. Так же как индивид в своем субъективном «я» об­ладает комплексом выгодных представлений о себе и своей ценности, что помогает ему устранять противоре­чия и компенсировать унижения, не теряя равновесия личности, так и каждая группа тоже обладает каким-то комплексом представлений о собственном превосходстве, хотя бы только в какой-либо ограниченной области. Без этого чувства группа быстро дезорганизуется. Принад­лежность к группам служит поводом для гордости и для отличия. Принадлежность к группам, ничем не отли­чающимся, не обладающим ни красивыми традициями, ни высоко оцениваемыми чертами и достижениями, не является привлекательной. Поэтому каждая группа стремится отличиться, приобрести некоторый блеск, дающий превосходство над другими. Отсюда, между прочим, проистекает большая привлекательность, пабли­сити (publicity) спортивных побед и международных ус­пехов в различных конкурсах: таким образом все граж­дане государства могут разделять это чувство превосход­ства и черпать отсюда ощущение гордости, что они при­надлежат к нации, которая имеет такие выдающиеся до­стижения и так превосходит других.

Реализация задач вызывает явление, кратко называемое коллективной волей группы. Это, конечно, мета­фора, поскольку не существует никакой психики группы и никакой коллективной воли, которая была бы надиндивидуальным психическим фактором, присущим груп­пе. Коллективная воля — это просто сумма стремлений членов группы к реализации коллективной задачи. Воля эта может проявляться в институционализированных действиях, порученных отдельным институтам, или в частных действиях членов, реализующих свои функции. В коллективной воле проявляется также солидарность группы иди готовность к совместному осуществлению

[130]

трудов, усилий и ответственности в реализации задач группы.

Мы не рассматриваем здесь механизм возникновения коллективной воли, то есть явления, складывающиеся в последовательное стремление к реализации задач груп­пы. Она зависит от внутренней организации, от самой задачи, от степени внутренней сплоченности группы, от черт членов, личности лидеров, осознания миссии и важности самой задачи, от средств, которыми группа располагает.

Все эти составные элементы группы можно класси­фицировать следующим образом: члены, их черты и принципы, определяющие идентичность и непрерыв­ность существования группы; задачи группы, средства, служащие реализации задач, психосоциальпые механиз­мы, созданные для реализации задач; факторы, поддер­живающие внутреннюю сплоченность группы, институты и система социального контроля, образцы взаимодейст­вий, образцы доведения и нормы, регулирующие отно­шения между членами группы; институты и средства ре­гулирования контактов и отношений с другими груп­пами[120].







Date: 2015-09-22; view: 311; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию