Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная организация





В этой главе мы остановились на Тим, как возникает и как поддерживается социальная связь, сплачивающая общности. Говоря метафорически, связь эта — как бы система веревок и нитей, оплетающих членов общности, управляющих их действиями, держащих их на поводу или побуждающих к выполнению других действий. Эти нити достаточно глубоко «закреплены».и действуют с различной «силой». Кто же за них тянет и не запутывается ли иногда в их хаотическом переплетении? Говоря далее языком этой метафоры, скажем, что за них тянут другие члены группы, группа как целое, причем мы не совершаем здесь антропоморфизации группы, то есть не воображаем ее себе ни наподобие мыслящего человека или сверхчеловека, ни наподобие особого организма, наделенного групповым сознанием. О природе групп мы будем говорить в следующей главе. Здесь мы отметим только, что эта система веревок и нитей, управляющих поведением членов групп, составлена организованным образом и, если выполнены некоторые условия, она действует исправно, без путаницы.

Но довольно метафор. Они нам послужили для введения понятия социальной организации, и на нем мы сейчас остановимся дольше. Термин «организация» имеет несколько значений.

В первом он означает щелевую группу, объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей организованным образом. Это значение, широко принятое в современной социологии. Некоторые социологи склонны считать массовое возникновение и развитие больших объединений, обладающих сложной и рационализованной внутренней организацией, существенной чертой современных индустриальных обществ. Создано даже название «организованное общество» (organizational society) для обозначения этого типа общества, в котором большие организации придают характерный оттенок общественной жизни, охватывая своим регулирующим влиянием все большую сферу жизни каждого гражданина[104]. Эти большие организации формируют своеобразный тип личности

[109]

«организованного человека»[105]. Под большими организациями в США подразумеваются большие организации предпринимателей, институты федерального правительства, профессиональные союзы, религиозные организации и т. п. (Big Business, Big Government, Big Labor, Big Religion). Но под организациями подразумеваются также всякие объединения, например молодежные организации, культурные организации и т. п.

В другом значении под организациеймы понимаем способы руководства и управления людьми и различными средствами действия, способы координации функций, гармонизации усилий и направления их результатов на до­стижение определенной цели совокупностью людей, выполняющих частные задачи. В этом значении говорится об организации труда, организации транспорта и т. п. И в этом значении говорится сейчас очень много об организации, и даже возникла специальная отрасль науки, названная теорией организации. Она возникла из практических интересов, направленных на обеспечение максимальной эффективности совместно действующих систем. Ее теоретические аспекты вытекают из различных областей знания: кибернетики, теории игр, теории информации, теории мотивации, теории групп, теории решений. Часто она принимает математизированный вид. Теория бюрократии, о.которой будем говорить подробнее при рассмотрении целевых групп, является частью такой широко понятой теории организации[106]. Такая теория организации начинает выходить за пределы социологии, хотя некоторые ее элементы, как, например, изучение роли индивидов в организации, конфликтов между мотивами индиви­дов и мотивами организации, возникновения групп в рамках организованных систем и т. п.,. всегда будут относиться к социологии.

Наконец, в третьем значении говорят о социальной организации общности, имея в виду систему способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную

[110]

жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни,— словом, обеспечивают порядок социальной жизни. Каждый человек стремится к удовлетворению своих эгоистических потребностей, и, несмотря на это, вся общественная жизнь складывается в общем так, что все люди находят возможность удовлетворить свои потребности, что, стремясь к своим личным целям, они вынуждены сотрудничать с другими, должны считаться с законами и обычаями, выполнять функции, необходимые другим, и таким образом в рамках функционирования общности как целого можно удовлетворять свои потребности. Именно это функционирование целых общностей упорядоченным образом мы называем их организацией.


Но необходимо подчеркнуть, что вопрос об определении социальной организации дискуссионный. Она может выступать также и в других значениях. Например, некоторые склонны отождествлять социальную организацию с общественным устройством [107]. Другие отождествляют организацию со структурой, считая, что в обоих случаях речь идет о функциональной системе, упорядочивающей все составные элементы общности, делающей возможным ее существование и развитие. Можно также встретить точку зрения, не делающую различия между организацией во втором, разобранном выше значении и социальной организацией[108].

Я лично склонен полагать, что полезно отличать организацию как систему методов координирования функций и средств (наше второе значение) от социальной организации, которая может быть и очень часто бывает результатом спонтанных процессов, никем не направляемых. Термин «устройство» мы предлагаем сохранить для представителей политических наук — для обозначения принципов организации и деятельности институтов, осуществляющих власть, и для представителей экономических наук — для обозначения системы собственности

[111]

и функционирования средств производства. Под социальным же устройством подразумевается чаще всего стратификационная система общества, то есть расположение классов и слоев по принципу выше- и нижестоящих. Считаем также полезным отличать организацию от структуры, если под структурой будем подразумевать упорядочение составных элементов какого-либо целого в соответствии с определенным принципом, делающее возможным функционирование целого. Структура — это строение какого-то целого, организация — это его функционирование.

Социологи различают формальную и неформальную организацию. Первая слагается из всех тех социальных ролей, которые четко институционализированы, формальных институтов, формальной системы санкций — словом, той формализованной системы предписаний и учреждений, которые установлены правовым путем. Под неформальной организацией мы понимаем ту систему социальных ролей, неформальных институтов и неформальных санкций, образцов действия, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в процессах повседневного взаимодействия[109].

Социальная организация, как формальная, так и неформальная, обеспечивает группе социальный порядок или же определенное состояние равновесия в ходе процессов общественной жизни. Очевидно, это равновесие всегда изменчиво и неустойчиво, однако существуют четкие границы его устойчивости, которые должны быть сохранены, чтобы общественная жизнь могла идти таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей. Если этот оптимум неустойчивости окажется превзойденным, появится комп­лекс явлений социальной дезорганизации, о которой мы будем говорить в другом месте. Социальный порядок основывается, следовательно, на реализации определенного объема ожиданий каждого члена группы, что его по-

[112]

требности и интересы будут удовлетворены в рамках, определенных системой институтов, системой санкций и системой ценностей, принятых в данной группе. Если эти ожидания не исполняются, если процессы функционирования институтов, системы контроля приходят в расстройство, социальный порядок нарушается, и группа вступает в полосу радикальных перемен, как правило связанных с ее распадом.

 







Date: 2015-09-22; view: 281; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию