Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 11 международное космическое право
Это право — результат научно-технических достижений XX в., когда усилия человека проникнуть в космос стали переходить в практическую плоскость. Здесь следует выделить запуск первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и первого человека — Ю.А. Гагарина - в космос 12 апреля 1961 г. Эти события показали, что человечество получило возможность практического использования космического пространства. Для этого необходимы были определенные условия и прежде всего — исключение космического пространства из сферы гонки вооружений. Процесс демилитаризации космического пространства начался подписанием (5 августа 1963 г.) в Москве, Лондоне и Вашингтоне Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Была также достигнута договоренность между СССР и США о неразмещении в космическом пространстве объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения. Эта договоренность была подтверждена 17 октября 1963 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1884 (XVIII). 13 декабря 1963 г. в рамках ООН была принята Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства. В 1967 г. в ООН был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Он тогда же, в 1967 г., вступил в силу. Заложив общие основы демилитаризации космического пространства, ООН перешла к решению других вопросов, связанных с работой людей в этой сфере. 19 декабря 1967 г. Генассамблея ООН единогласно приняла текст Соглашения о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство (вступило в силу 3 декабря 1968 г.). В июне 1971 г. состоялась Всемирная административная конференция радиосвязи по проблемам космической связи. На ней была осуществлена регламентация всех служб радиосвязи, которые используют космические средства. 20 августа 1971 г. в Вашингтоне были подписаны соглашения о создании международной организации спутниковой связи «ИНТЕЛ-CAT» (вступили в силу 12 февраля 1973 г.). 29 ноября 1971 г. ГА ООН приняла Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (вступила в силу 30 августа 1972 г.). 12 июля 1972 г. вступило в силу Соглашение о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник». В 1974 г. была завершена работа над Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. В 1975 г. была заключена Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, а в 1979 г. — Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Так был заложен основной каркас международного космического права, в который, помимо упомянутых, вошли и другие международно-правовые документы. С учетом изложенного возможен вывод, что космическое право — это совокупность международных принципов и норм, регулирующих правовой режим космического пространства и небесных тел, права и обязанности субъектов международного права, занятых исследованием и использованием космического пространства, Луны и небесных тел. Его источниками являются международные и национальные акты, принятые в целях успешного ведения работ в космосе и на естественных космических объектах. Эти источники определяют основные принципы поведения государств мирового сообщества в целом. Основные принципы состоят в следующем: — признается свобода исследований и использования; — признаются частичная демилитаризация космического про — запрещается национальное присвоение космического простран — космическая деятельность осуществляется в соответствии с ос — сохраняются национальные права на объекты, запускаемые в — оказывается всяческая помощь космическим экипажам; — предусматривается международная ответственность за деятель — воспрещаются эксперименты, которые потенциально могут ока — должно оказываться содействие международному сотрудничеству в мирном использовании и исследовании космического пространства. Механизм международного сотрудничества включает в себя ряд органов, созданных, как правило, в рамках ООН. Через полгода после запуска первого искусственного спутника Земли Советский Союз предложил создать в ООН постоянный комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Такой Комитет был создан в конце 1959 г. на XIV сессии ГА ООН. Состав его постепенно увеличивался: 1959 г. — 24 члена; 1960 г. — 28; 1974 г. — 34 и т.п. Вопрос о численности нельзя считать существенным, скорее — чем большее число членов, тем меньшая эффективность Комитета. В рамках упомянутого Комитета были созданы научно-технический и юридический подкомитеты, а также ряд рабочих групп по системе навигационных спутников, дистанционному зондированию Земли с помощью спутников, прямому вещанию со спутников и т.п. Решения в рамках этих органов принимаются единогласно. Ежегодно на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН обсуждается пункт повестки дня «Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства». СССР вносил предложения по всем основным документам, принятым в ООН по вопросам использования космоса. Активна Россия по этим вопросам в отношениях с США и ЕС. По настоянию СССР все принятые документы по своему характеру универсальны. Проблемами космоса занимаются также: неправительственная организация «Международный институт космического права»; Межпарламентский Союз; Ассоциация международного права; Институт международного права и др. Правовой статус космических объектов, т.е. объектов, произведенных руками человека (ибо есть еще естественные космические объекты — планеты, называемые «небесные тела»). К ним относятся космические спутники, корабли, околоземные обитаемые станции, обитаемые станции на планетах Солнечной системы и ракеты вертикального зондирования атмосферы. В Договоре 1967 г. речь идет о космических объектах и их «составных частях» — тех, которые отделяются от космического объекта либо в силу технической необходимости, либо из-за распада самого объекта. Правовой режим космического объекта национальный, но ответственность за него в случае падения вне территории запустившего его государства или при столкновении в космосе с иностранными космическими объектами — международная. Она регулируется Конвенцией 1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Статус космического объекта зависит не от места его нахождения в космосе, а от назначения. К космическим объектам не относятся космодромы, станции слежения и контроля, станции связи и другие наземные объекты, статус которых национальный, но их деятельность подлежит международному космическому регулированию. Спасению и возвращению космических объектов посвящена ст. 5 Договора 1968 г. В ней указывается, что это делается по просьбе заинтересованной стороны с последующей компенсацией. Регистрация космических объектов бывает национальной и международной. Национальная регистрация, порядок которой определяет само государство, — обязательна. Международную регистрацию осуществляет Генеральный секретарь ООН. Запись об этом делается в Центральном регистре. Если имеет место многосторонний запуск космического объекта, то стороны сами договариваются, кто из них осуществит регистрацию. Возможно создание для этих целей международной неправительственной организации. Важность регистрации заключается в том, что она определяет правовое положение космического объекта (его национальность) и субъекта, ответственного за совершенный запуск. Регистрация космических объектов отличается от регистрации морских или воздушных судов, поскольку они в полете не проходят через территорию национальной юрисдикции. Соответственно вопрос идентификации космических объектов возникает только в чрезвычайных случаях: вынужденная посадка на иностранной территории; причиненный ущерб; недозволенная деятельность в космосе и т.п. Опознание имеет место не в силу регистрации (видимые бортовые номера и названия), а через наземные станции слежения. Внешняя маркировка космических объектов и невозможна, и бессмысленна. К тому же о запусках космических объектов делаются публичные заявления, а о воздушных и морских судах — нет. Статус космонавтов и обязанности государств по их спасению детально изложены в ст. 1, 2, 3, 4 Договора 1968 г. о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Под космонавтом понимается человек, совершающий полет в космическом пространстве. В Договоре 1967 г. о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, космонавт (на Западе используется более узкий термин — астронавт, т.е. летящий к звездам) рассматри- вается как посланец человечества в космос. Это не мешает ему полностью и в любых ситуациях сохранять национальный статус. Столь же национальна и ответственность космонавта за деятельность в космосе. Другими словами, он изъят из-под действия иностранной или международной юрисдикции. По нормам международного права космонавтам необходимо оказывать всяческую помощь в случае аварии космического объекта или вынужденной посадки на иностранную территорию или в открытом море. В этих случаях они должны быть незамедлительно и в безопасности возвращены государству, в регистр которого занесен их космический объект. Из этого мы можем сделать выводы, что национальность космонавта также определяется местом регистрации его корабля. Иными словами, иностранные космонавты, временно помещенные в национальный космический объект, приобретают национальный режим государства, в котором такой объект зарегистрирован. К примеру, если французский (немецкий, японский и пр.) космонавт попадает в российский космический корабль, то он приобретает российский национальный статус, и если, не дай Бог,, этот корабль терпит бедствие, то при спасении этот космонавт подлежит возвращению в Россию. О мерах, принимаемых к спасению космонавтов, государства сообщают Генеральному секретарю ООН. Если у страны нет средств спасения, она допускает тех, у кого они есть. Если приземление произойдет в океане или Антарктиде, то помогают те, у кого есть для этого возможность. При работах в космосе или на небесных телах космонавты различных государств должны оказывать друг другу всевозможную помощь. Можно, конечно, предположить, что возможность и эффективность такой помощи будет далека от той, которую моряки оказывают друг другу на море. Статус Луны и других небесных тел. По упомянутому Договору 1967 г. и Соглашению 1979 г. о деятельности государств на Луне и других небесных телах все государства имеют свободный и равный доступ к исследованию и использованию Луны и других небесных тел без какой-либо дискриминации. Указанные естественные космические объекты не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем оккупации, ни любыми другими средствами. Они используются исключительно в мирных целях, т.е. предусмотрена их полная демилитаризация и нейтрализация. Там нельзя создавать военные базы и сооружения, испытывать оружие и проводить маневры. Запрещается их загрязнение. Сами небесные тела и их ресурсы провозглашены общим наследием человечества, что, естественно, предполагает установление соответствующего международно-правового режима в интересах всех государств. На Луне запрещается угроза силой или ее применение. Она нейтрализуется, как и окружающее ее пространство. Некоторые ее районы превращены в научные заповедники. Имеется обязательство принимать все возможные меры в целях охраны жизни и здоровья человека, находящегося на Луне. Допускается создание там обитаемых и необитаемых станций. Признается свобода научных исследований, сбора и вывоза образцов, использования минеральных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности экспедиций. Персонал экспедиций, аппараты, оборудование, станции, сооружения, установки находятся под национальной юрисдикцией. Спорные вопросы решаются путем консультаций. При выработке основных юридических актов главные споры сторон касались: — сферы применения (вести ли речь только о Луне или и о других — информации (извещать до запуска космического объекта или — природных ресурсов (это «общее наследие» или лучше об этом США, кроме того, были против установления моратория на использование природных ресурсов Луны и других небесных тел, если это будет технически возможным, до установления международного режима такой эксплуатации. Международная ответственность за деятельность в космосе регламентируется соответствующей Конвенцией 1972 г. В основном она состоит в следующем: — запуск — это источник повышенной опасности. Ответствен Если запуск был неправомерным, то ответственность увеличивается; — ответственность имеет место за ущерб не только на поверхности — предусматривается ответственность за все виды ущерба, в том — ответственность (международная) не применяется в отношении —если запуск произведен совместно, то и ответственность со —государство, с территории которого запускается иностранный —участники запуска договариваются об удовлетворении претен —если запуск был произведен по линии международной органи Ответственность ограничивается в двух случаях: —если ущерб нанесен космическому объекту вне земли запуском —когда космический объект одного государства повредил косми Разрешение споров связано, как правило, с определением размера компенсации и с вопросом применения того или иного законодательства. Признан общий принцип: компенсация за ущерб должна обеспечить восстановление положения, которое «существовало бы, если бы ущерб не был причинен» (ст. XII). Претензии предъявляются по дипломатическим каналам (ст. IX). Если они не удовлетворены в течение года, создается комиссия по рассмотрению претензии в составе трех членов: представителя государства-истца, ответчика и председателя, выбираемого обоими государствами. Если возникли затруднения с выбором председателя, и если он не избран в течение 4 месяцев, возможно обращение к Генеральному секретарю ООН. Последний назначает председателя в течение двух месяцев. Решения в комиссии принимаются большинством голосов. При коллективном иске или коллективной ответственности все равно назначается один член комиссии. Если одна из сторон в течение двух месяцев не назначила своего представителя в комиссию, другая сторона может поручить председателю принять решение по спору единолично. Возмещение расходов по работе комиссии согласуется сторонами или они делятся поровну. Конвенция предусматривает возможность того, что стороны найдут иные способы разрешения спора (ст. XIII) в соответствии с общими положениями международного права. Помимо прямого физического ущерба в связи с запуском космических объектов возможен ущерб иного рода, который также влечет международно-правовую ответственность. Имеется в виду загрязнение космоса отработанными космическими аппаратами или их частями; или звуковое загрязнение все еще работающими радиопередатчиками; или противоправное непосредственное телевизионное вещание (НТВ). Подобного рода отбросы либо остаточная или противоправная деятельность повышают риск столкновения космических объектов, увеличивают нагрузку на станции слежения или засоряют национальный радио- и телеэфир. Применение ядерных источников энергии (ЯИЭ) на борту космических объектов разрешено. И это несмотря на то, что 24 января 1978 г. подобный объект — советский спутник «Космос-954» потерпел аварию и его остатки упали на территорию Канады. Советская сторона в полном объеме компенсировала причиненный ущерб. В 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН на основе единогласия приняла документ под названием «Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве». Документ установил технические критерии безопасности: обязал государства давать заблаговременно информацию о запуске в космос объектов с ЯИЭ; определил порядок уведомления об опасности падения радиоактивных материалов на землю; урегулировал вопросы оказания помощи пострадавшей стороне и ответственность виновника. Как видим, космический раздел международного права характеризуют конкретность содержания норм и сравнительная прогрессивность. Зависело ли это только от профессионализма юристов, занимавшихся их разработкой? В значительной мере это так. Но были и другие существенные факторы. Дело в том, что в 1960-е, 1970-е и даже в 1980-е годы реально работать в космосе могли только США и СССР. Для других стран космос был своего рода «котом в мешке». К тому же этого «кота», в отличие, скажем, от материка Антарктиды или морского дна, шельфа, рыбных запасов, нельзя было потрогать. Даже твердь Луны не могла быть серьезным стимулом для споров: попробуй до нее добраться. Поэтому международные форумы по проблемам космоса проходили относительно спокойно в характерной для них научной атмосфере. Если бы, к примеру, форумы по работам на дне открытого океана проводить в 1950-х годах, когда о них мечталось только фантастам, можно было бы без труда и быстро достичь необходимого согласия. Но прошло еще 20 лет, и проблема, перейдя научную фазу, сделалась материальной и стала почти нерешаемой: всех привлекли богатства морского дна и их досягаемость. Вывод из этого следует сам собой: юрист должен предвидеть развитие проблемы и связанных с ней обстоятельств, чтобы приступить к ее решению своевременно. А вот чтобы решить ее правильно, нужны широкая образованность и профессионализм. Помочь в этом и другом призваны международные форумы (конференции) и организации, где действует принцип коллективного решения проблем при непосредственном содействии научно-технических специалистов.
Date: 2015-09-24; view: 643; Нарушение авторских прав |