Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11 международное космическое право





 

Это право — результат научно-технических достижений XX в., когда усилия человека проникнуть в космос стали переходить в прак­тическую плоскость. Здесь следует выделить запуск первого искусст­венного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и первого человека — Ю.А. Гагарина - в космос 12 апреля 1961 г. Эти события показали, что человечество получило возможность практического использова­ния космического пространства. Для этого необходимы были опреде­ленные условия и прежде всего — исключение космического про­странства из сферы гонки вооружений.

Процесс демилитаризации космического пространства начался подписанием (5 августа 1963 г.) в Москве, Лондоне и Вашингтоне До­говора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, кос­мическом пространстве и под водой. Была также достигнута догово­ренность между СССР и США о неразмещении в космическом пространстве объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения. Эта договоренность была подтверждена 17 октября 1963 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1884 (XVIII).

13 декабря 1963 г. в рамках ООН была принята Декларация пра­вовых принципов, регулирующих деятельность государств по иссле­дованию и использованию космического пространства.

В 1967 г. в ООН был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического про­странства, включая Луну и другие небесные тела. Он тогда же, в 1967 г., вступил в силу.

Заложив общие основы демилитаризации космического простран­ства, ООН перешла к решению других вопросов, связанных с работой людей в этой сфере. 19 декабря 1967 г. Генассамблея ООН единоглас­но приняла текст Соглашения о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство (вступило в силу 3 декабря 1968 г.).

В июне 1971 г. состоялась Всемирная административная конфе­ренция радиосвязи по проблемам космической связи. На ней была осуществлена регламентация всех служб радиосвязи, которые исполь­зуют космические средства.

20 августа 1971 г. в Вашингтоне были подписаны соглашения о создании международной организации спутниковой связи «ИНТЕЛ-CAT» (вступили в силу 12 февраля 1973 г.).

29 ноября 1971 г. ГА ООН приняла Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (вступила в силу 30 августа 1972 г.).

12 июля 1972 г. вступило в силу Соглашение о создании междуна­родной системы и организации космической связи «Интерспутник».

В 1974 г. была завершена работа над Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.

В 1975 г. была заключена Конвенция о регистрации объектов, за­пускаемых в космическое пространство, а в 1979 г. — Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах.

Так был заложен основной каркас международного космического права, в который, помимо упомянутых, вошли и другие международ­но-правовые документы.

С учетом изложенного возможен вывод, что космическое право — это совокупность международных принципов и норм, регулирующих правовой режим космического пространства и небесных тел, права и обязанности субъектов международного права, занятых исследовани­ем и использованием космического пространства, Луны и небесных тел.

Его источниками являются международные и национальные акты, принятые в целях успешного ведения работ в космосе и на естествен­ных космических объектах. Эти источники определяют основные принципы поведения государств мирового сообщества в целом.

Основные принципы состоят в следующем:

— признается свобода исследований и использования;

— признаются частичная демилитаризация космического про­
странства (запрещено любое оружие массового поражения) и полная
демилитаризация небесных тел и Луны;

— запрещается национальное присвоение космического простран­
ства;

— космическая деятельность осуществляется в соответствии с ос­
новными принципами международного права и Устава ООН;

— сохраняются национальные права на объекты, запускаемые в
космическое пространство;

— оказывается всяческая помощь космическим экипажам;

— предусматривается международная ответственность за деятель­
ность в космосе, в том числе за причиненный ущерб:

— воспрещаются эксперименты, которые потенциально могут ока­
зать вредные последствия на космическое пространство или на небес­
ные тела;

— должно оказываться содействие международному сотрудниче­ству в мирном использовании и исследовании космического про­странства.


Механизм международного сотрудничества включает в себя ряд органов, созданных, как правило, в рамках ООН.

Через полгода после запуска первого искусственного спутника Земли Советский Союз предложил создать в ООН постоянный коми­тет по использованию космического пространства в мирных целях. Такой Комитет был создан в конце 1959 г. на XIV сессии ГА ООН. Состав его постепенно увеличивался: 1959 г. — 24 члена; 1960 г. — 28; 1974 г. — 34 и т.п. Вопрос о численности нельзя считать существен­ным, скорее — чем большее число членов, тем меньшая эффектив­ность Комитета.

В рамках упомянутого Комитета были созданы научно-техничес­кий и юридический подкомитеты, а также ряд рабочих групп по сис­теме навигационных спутников, дистанционному зондированию Земли с помощью спутников, прямому вещанию со спутников и т.п. Решения в рамках этих органов принимаются единогласно.

Ежегодно на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН обсуждается пункт повестки дня «Международное сотрудничество в области мир­ного использования космического пространства».

СССР вносил предложения по всем основным документам, приня­тым в ООН по вопросам использования космоса. Активна Россия по этим вопросам в отношениях с США и ЕС. По настоянию СССР все принятые документы по своему характеру универсальны.

Проблемами космоса занимаются также: неправительственная ор­ганизация «Международный институт космического права»; Межпар­ламентский Союз; Ассоциация международного права; Институт меж­дународного права и др.

Правовой статус космических объектов, т.е. объектов, произве­денных руками человека (ибо есть еще естественные космические объекты — планеты, называемые «небесные тела»). К ним относятся космические спутники, корабли, околоземные обитаемые станции, обитаемые станции на планетах Солнечной системы и ракеты верти­кального зондирования атмосферы. В Договоре 1967 г. речь идет о космических объектах и их «составных частях» — тех, которые отде­ляются от космического объекта либо в силу технической необходи­мости, либо из-за распада самого объекта.

Правовой режим космического объекта национальный, но ответст­венность за него в случае падения вне территории запустившего его государства или при столкновении в космосе с иностранными косми­ческими объектами — международная. Она регулируется Конвенцией

1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Статус космического объекта зависит не от места его нахождения в космосе, а от назначения.

К космическим объектам не относятся космодромы, станции сле­жения и контроля, станции связи и другие наземные объекты, статус которых национальный, но их деятельность подлежит международно­му космическому регулированию.

Спасению и возвращению космических объектов посвящена ст. 5 Договора 1968 г. В ней указывается, что это делается по просьбе за­интересованной стороны с последующей компенсацией.

Регистрация космических объектов бывает национальной и меж­дународной. Национальная регистрация, порядок которой определяет само государство, — обязательна.

Международную регистрацию осуществляет Генеральный секре­тарь ООН. Запись об этом делается в Центральном регистре.

Если имеет место многосторонний запуск космического объекта, то стороны сами договариваются, кто из них осуществит регистрацию. Возможно создание для этих целей международной неправительст­венной организации. Важность регистрации заключается в том, что она определяет правовое положение космического объекта (его на­циональность) и субъекта, ответственного за совершенный запуск.


Регистрация космических объектов отличается от регистрации морских или воздушных судов, поскольку они в полете не проходят через территорию национальной юрисдикции. Соответственно вопрос идентификации космических объектов возникает только в чрезвычай­ных случаях: вынужденная посадка на иностранной территории; при­чиненный ущерб; недозволенная деятельность в космосе и т.п.

Опознание имеет место не в силу регистрации (видимые бортовые номера и названия), а через наземные станции слежения. Внешняя маркировка космических объектов и невозможна, и бессмысленна. К тому же о запусках космических объектов делаются публичные за­явления, а о воздушных и морских судах — нет.

Статус космонавтов и обязанности государств по их спасению детально изложены в ст. 1, 2, 3, 4 Договора 1968 г. о спасении космо­навтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущен­ных в космическое пространство.

Под космонавтом понимается человек, совершающий полет в кос­мическом пространстве. В Договоре 1967 г. о принципах деятельнос­ти государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, космонавт (на Западе используется более узкий термин — астронавт, т.е. летящий к звездам) рассматри-

вается как посланец человечества в космос. Это не мешает ему пол­ностью и в любых ситуациях сохранять национальный статус. Столь же национальна и ответственность космонавта за деятельность в кос­мосе. Другими словами, он изъят из-под действия иностранной или международной юрисдикции.

По нормам международного права космонавтам необходимо ока­зывать всяческую помощь в случае аварии космического объекта или вынужденной посадки на иностранную территорию или в открытом море. В этих случаях они должны быть незамедлительно и в безопас­ности возвращены государству, в регистр которого занесен их косми­ческий объект. Из этого мы можем сделать выводы, что националь­ность космонавта также определяется местом регистрации его корабля. Иными словами, иностранные космонавты, временно поме­щенные в национальный космический объект, приобретают нацио­нальный режим государства, в котором такой объект зарегистрирован. К примеру, если французский (немецкий, японский и пр.) космонавт попадает в российский космический корабль, то он приобретает рос­сийский национальный статус, и если, не дай Бог,, этот корабль терпит бедствие, то при спасении этот космонавт подлежит возвращению в Россию.

О мерах, принимаемых к спасению космонавтов, государства сооб­щают Генеральному секретарю ООН. Если у страны нет средств спа­сения, она допускает тех, у кого они есть. Если приземление произой­дет в океане или Антарктиде, то помогают те, у кого есть для этого возможность.


При работах в космосе или на небесных телах космонавты раз­личных государств должны оказывать друг другу всевозможную по­мощь.

Можно, конечно, предположить, что возможность и эффектив­ность такой помощи будет далека от той, которую моряки оказывают друг другу на море.

Статус Луны и других небесных тел. По упомянутому Договору 1967 г. и Соглашению 1979 г. о деятельности государств на Луне и других небесных телах все государства имеют свободный и равный доступ к исследованию и использованию Луны и других небесных тел без какой-либо дискриминации. Указанные естественные космичес­кие объекты не подлежат национальному присвоению ни путем про­возглашения на них суверенитета, ни путем оккупации, ни любыми другими средствами. Они используются исключительно в мирных целях, т.е. предусмотрена их полная демилитаризация и нейтрализа­ция. Там нельзя создавать военные базы и сооружения, испытывать оружие и проводить маневры. Запрещается их загрязнение.

Сами небесные тела и их ресурсы провозглашены общим наследи­ем человечества, что, естественно, предполагает установление соответ­ствующего международно-правового режима в интересах всех госу­дарств.

На Луне запрещается угроза силой или ее применение. Она ней­трализуется, как и окружающее ее пространство. Некоторые ее райо­ны превращены в научные заповедники.

Имеется обязательство принимать все возможные меры в целях ох­раны жизни и здоровья человека, находящегося на Луне. Допускается создание там обитаемых и необитаемых станций. Признается свобода научных исследований, сбора и вывоза образцов, использования мине­ральных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности экспедиций.

Персонал экспедиций, аппараты, оборудование, станции, сооруже­ния, установки находятся под национальной юрисдикцией.

Спорные вопросы решаются путем консультаций. При выработке основных юридических актов главные споры сторон касались:

— сферы применения (вести ли речь только о Луне или и о других
небесных телах);

— информации (извещать до запуска космического объекта или
после);

— природных ресурсов (это «общее наследие» или лучше об этом
не упоминать вообще?).

США, кроме того, были против установления моратория на ис­пользование природных ресурсов Луны и других небесных тел, если это будет технически возможным, до установления международного режима такой эксплуатации.

Международная ответственность за деятельность в космосе рег­ламентируется соответствующей Конвенцией 1972 г. В основном она состоит в следующем:

— запуск — это источник повышенной опасности. Ответствен­
ность у запускающего государства абсолютная, даже если нет его пря­
мой вины, а имел место непредвиденный случай. Иное возможно
лишь в случае, если в ущербе повинен сам потерпевший.

Если запуск был неправомерным, то ответственность увеличива­ется;

— ответственность имеет место за ущерб не только на поверхности
земли или воздушному судну, но и космическому объекту другого го­
сударства;

— предусматривается ответственность за все виды ущерба, в том
числе ядерный;

— ответственность (международная) не применяется в отношении
граждан запускающего государства или к иностранцам, связанным с запуском либо приглашенным в район запуска или посадки космичес­
кого объекта. Они могут при необходимости добиваться удовлетворе­
ния своих исков только в национальном суде государства, осущест­
вившего запуск;,

—если запуск произведен совместно, то и ответственность со­
вместная. Участники договариваются между собой об обязательствах
по ответственности. Потерпевший может предъявить иск как к госу­
дарству, где зарегистрирован, космический объект, так и ко всем
участникам запуска;

—государство, с территории которого запускается иностранный
космический объект, является соучастником и разделяет ответствен­
ность;

—участники запуска договариваются об удовлетворении претен­
зий по ущербу друг другу;

—если запуск был произведен по линии международной органи­
зации, на ней лежит первичная ответственность; на государствах-со­
участниках — вторичная.

Ответственность ограничивается в двух случаях:

—если ущерб нанесен космическому объекту вне земли запуском
космического объекта другого государства, и не было вины лиц, от­
ветственных за этот запуск. Если ни одна сторона не виновна, то каж­
дая несет тот убыток, который ей причинен;

—когда космический объект одного государства повредил косми­
ческий объект другого государства и этим был нанесен ущерб третьей
стороне. Подобный ущерб возмещают обе стороны, запустившие кос­
мические объекты, соразмерно степени своей вины. Если это устано­
вить не удалось, ответственность делится поровну.

Разрешение споров связано, как правило, с определением размера компенсации и с вопросом применения того или иного законодатель­ства.

Признан общий принцип: компенсация за ущерб должна обеспе­чить восстановление положения, которое «существовало бы, если бы ущерб не был причинен» (ст. XII).

Претензии предъявляются по дипломатическим каналам (ст. IX). Если они не удовлетворены в течение года, создается комиссия по рассмотрению претензии в составе трех членов: представителя госу­дарства-истца, ответчика и председателя, выбираемого обоими госу­дарствами. Если возникли затруднения с выбором председателя, и если он не избран в течение 4 месяцев, возможно обращение к Гене­ральному секретарю ООН. Последний назначает председателя в тече­ние двух месяцев. Решения в комиссии принимаются большинством голосов.

При коллективном иске или коллективной ответственности все равно назначается один член комиссии. Если одна из сторон в течение двух месяцев не назначила своего представителя в комиссию, другая сторона может поручить председателю принять решение по спору единолично.

Возмещение расходов по работе комиссии согласуется сторонами или они делятся поровну.

Конвенция предусматривает возможность того, что стороны най­дут иные способы разрешения спора (ст. XIII) в соответствии с общи­ми положениями международного права.

Помимо прямого физического ущерба в связи с запуском косми­ческих объектов возможен ущерб иного рода, который также влечет международно-правовую ответственность. Имеется в виду загрязне­ние космоса отработанными космическими аппаратами или их частя­ми; или звуковое загрязнение все еще работающими радиопередатчи­ками; или противоправное непосредственное телевизионное вещание (НТВ).

Подобного рода отбросы либо остаточная или противоправная де­ятельность повышают риск столкновения космических объектов, уве­личивают нагрузку на станции слежения или засоряют национальный радио- и телеэфир.

Применение ядерных источников энергии (ЯИЭ) на борту кос­мических объектов разрешено. И это несмотря на то, что 24 января 1978 г. подобный объект — советский спутник «Космос-954» потер­пел аварию и его остатки упали на территорию Канады. Советская сторона в полном объеме компенсировала причиненный ущерб.

В 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН на основе единогласия приняла документ под названием «Принципы, касающиеся использо­вания ядерных источников энергии в космическом пространстве». До­кумент установил технические критерии безопасности: обязал госу­дарства давать заблаговременно информацию о запуске в космос объектов с ЯИЭ; определил порядок уведомления об опасности паде­ния радиоактивных материалов на землю; урегулировал вопросы ока­зания помощи пострадавшей стороне и ответственность виновника.

Как видим, космический раздел международного права характери­зуют конкретность содержания норм и сравнительная прогрессив­ность. Зависело ли это только от профессионализма юристов, зани­мавшихся их разработкой? В значительной мере это так. Но были и другие существенные факторы. Дело в том, что в 1960-е, 1970-е и даже в 1980-е годы реально работать в космосе могли только США и СССР. Для других стран космос был своего рода «котом в мешке». К тому же этого «кота», в отличие, скажем, от материка Антарктиды или морского дна, шельфа, рыбных запасов, нельзя было потрогать. Даже твердь Луны не могла быть серьезным стимулом для споров: попробуй до нее добраться. Поэтому международные форумы по проблемам космоса проходили относительно спокойно в характерной для них научной ат­мосфере.

Если бы, к примеру, форумы по работам на дне открытого океана проводить в 1950-х годах, когда о них мечталось только фантастам, можно было бы без труда и быстро достичь необходимого согласия. Но прошло еще 20 лет, и проблема, перейдя научную фазу, сделалась материальной и стала почти нерешаемой: всех привлекли богатства морского дна и их досягаемость.

Вывод из этого следует сам собой: юрист должен предвидеть раз­витие проблемы и связанных с ней обстоятельств, чтобы приступить к ее решению своевременно. А вот чтобы решить ее правильно, нужны широкая образованность и профессионализм. Помочь в этом и другом призваны международные форумы (конференции) и организации, где действует принцип коллективного решения проблем при непосредст­венном содействии научно-технических специалистов.

 








Date: 2015-09-24; view: 643; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию