Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 12 международные (коллективные) органы
Мировое сообщество прибегло в широком масштабе к созданию международных коллективных органов тогда, когда в них появилась реальная необходимость, — в XX в. До того представлялось возможным решать наиболее важные проблемы международных отношений путем сговора так называемых цивилизованных стран (страны Европы, США). И сговор этот имел место в самых высших эшелонах власти, а народ оставался в стороне. Но мировые проблемы настолько усложнились, что сговора верхов оказалось явно недостаточно. Особенно наглядно это проявилось в Первой мировой войне: война возникла в результате сговора, а расплачиваться миллионными жертвами пришлось народам. Тогда же, в конце войны, зародилась идея создания единой всемирной организации, которая могла бы быть коллективным разумом, способным предотвратить войны в будущем, организовать эффективное международное сотрудничество. Ни того, ни другого пока что так и не получилось, хотя целесообразность «коллективного разума» никто не отрицает. В чем же суть такого «разума» с точки зрения международного права? Коллективный орган (конференция и организация) создается государствами добровольно для решения конкретной задачи (задач) путем делегирования этому органу части своего государственного суверенитета: государство заранее заявляет о своей готовности подчиняться решениям создаваемого органа. Между органом и государствами, его создавшими, возникают правоотношения, в силу которых орган наделяется качествами субъекта международного права. Конференция — это временный международный орган, призванный подготовить и выразить согласованную волю государств-участников, результатом которой явится установление новых правоотношений между этими государствами по предмету конференции. Необходимое при этом единство волеизъявления понимается, конечно, в юридическом (а не социальном или политическом) смысле. Нелишне напомнить в связи с фактом волеизъявления, что юрист всегда рассматривает факт с точки зрения того или иного правопорядка. В отличие от конференции организация — это постоянный коллективный орган. В нем также выражается согласованная воля государств-участников, но правоотношения между этими государствами включают и организацию, которая с момента своего создания начинает жить собственной жизнью. Образование коллективных органов происходит при соблюдении следующих основных условий: а) назначение должностных лиц в такой орган совершается госу б) назначения должностных лиц можно производить по соглаше в) назначения, производимые самим коллективным органом; г) смешанный способ назначения также может иметь место; д) назначения возможны со стороны одного государства, если ему В основе деятельности коллективных органов лежат уставные нормы. В них сформулированы цели органа, принципы, которыми должны руководствоваться члены, и их обязательства. Особо отметим обязательства о финансах, о предоставлении специальных привилегий и иммунитетов. Вменение и последствия действий коллективных органов. Действия их полностью относятся к международному правопорядку. Из него они вытекают и соответствуют тем же условиям, которые предписаны международным правом. Действия эти должны находиться в рамках уставной компетенции и соответствовать заявленным целям, которые обозначены в Уставе. ООН, например, может неоднократно заявлять о необходимости ликвидировать голод на земле, создаст несколько организаций по борьбе с ним. Все будет формально в рамках компетенции, но... масштабы голодания в мире лишь усилятся, поскольку в действительности имелась в виду не заявленная цель. Голод — это результат определенных общественных отношений. Да, имеют место капризы природы, ведущие к неурожаям. Но человечество в состоянии с этим справиться, если на координацию деятельности мирового сообщества будет нацелена работа ООН. Пока же ООН и ее специализированное учреждение ФАО (Организация по продовольствию и сельскому хозяйству) вместе с Международным фондом сельскохозяйственного развития этого не делают. 4 Другими словами, ООН имитирует работу в рамках своей компетенции, тратит на эти цели большую часть бюджетных денег, но поставленной цели — ликвидации голода — так и не достигает. Такой же «бег на месте» демонстрирует ООН и в вопросах обеспечения всемирной безопасности. Определенный дефект международного правопорядка состоит в том, что компетенция коллективного органа, однажды созданного, более не нуждается в признании со стороны внутреннего правопорядка. Орган живет собственной жизнью, но его деятельность вменяется государствам-участникам, всем им; они, вроде бы, действуют совместно, в случае с ООН — как мировое сообщество. Хорошо действует ООН или плохо — последствия будут все равно вменены «мировому сообществу». Но правомерно ли такое вменение? С формальной точки зрения — да, лишь потому, что компетенция коллективного органа существует независимо от внутренних правопорядков государств. Но ведь «мировое сообщество» живет в рамках национальных правопорядков! Получается правовой абсурд: или коллективный орган, следуя своей компетенции, представляет на мировой арене самого себя, или необходимы новые связи этой компетенции с внутренними государственными правопорядками. Касательно ООН это могли бы быть ежегодные доклады ООН, посылаемые не в МИД государств, а в национальные парламенты, и не для сведения, а для одобрения на своих сессиях после соответствующих дискуссий. Другая проблема связана с известным правовым постулатом: лишь те действия, которые согласуются с правовыми нормами, влекут последствия. Каким правовым нормам должны соответствовать действия коллективных органов? Международному праву, тем его нормам, которые общепризнанны и изложены в международно-правовых документах. Нельзя, скажем, выдвигать каким-то образом теорию «ограниченного национального суверенитета» и на ее основе вмешиваться в дела суверенных государств и, тем более, вводить туда войска. Это было так же противоправно при вводе войск Варшавского договора в ЧССР в 1968 г., как и при нанесении удара по Ираку под эгидой ООН в 1991 г. или при агрессии западных стран против Сомали в 1993— 1994 гг., Сербии — в 1999 г. и Афганистана в конце 2001 — начале 2002 гг. Другими словами, коллективный орган, действия которого автоматически вменяются его членам, не должен следовать международному праву лишь тогда, когда это ему выгодно. Такой подход не только ло- мает международный правопорядок, но и ведет в конце концов к краху коллективного органа. Так, почили в бозе многие органы (Лига Наций, Багдадский пакт, Варшавский договор, СЭВ), тем же может кончить в не столь далеком будущем и ООН. Беда, правда, в том, что такого рода конец органа и нарушение сложившегося правопорядка ведут к масштабному нарушению общественного порядка, к бедствию для народов. Действия органа как материальный факт могут иметь или не иметь юридических последствий. Но если есть на это желание, необходимо, чтобы эти действия получили идентичную трактовку в разных государствах. То есть опять мы выходим на взаимосвязь внешнего и внутреннего правопорядка. Классификация коллективных органов совпадает с той, что имеет место во внутреннем правопорядке. Они следующие: 1. Законодательные, т.е. те, где принимаются решения, обязатель 2. Исполнительные. 3. Судебные. Поскольку субъекты международного права являются в то же время создателями норм, определяющих суть органа, то различие в классификации носит преходящий и неопределенный характер. Иными словами, приведенная классификация условна, впрочем, таковой она часто бывает и во внутреннем правопорядке. Что могут делать коллективные органы? 1. Они активно вырабатывают международные правовые нормы, 2. Они создают органы, необходимые для расследования и регули а) следственные и согласительные комиссии. Сама их деятель б) международные судебные и арбитражные органы. Их юриди Исполнительные органы могут быть коллегиальными, состоящими из представителей государств: ГА ООН, СБ ООН, специализи- рованные учреждения, специальные комиссии (речные, сельскохозяйственные и т.п.); и служебными, созданными из наемного персонала, изъятого из-под действия национальной юрисдикции: секретариаты и бюро международных организаций. Изъятие из-под национальной юрисдикции (временное) необходимо для того, чтобы служащий был лоялен по отношению к своему работодателю (коллективному органу). Правда, никто не сомневается, что по окончании временного изъятия придется вновь вернуться под национальную юрисдикцию. Чтобы это не влияло отрицательно на лояльность служащих, ввели институт постоянных контрактов, когда работа в организации (органе) предоставляется до пенсии. А это, в общем-то, профанация идеи: контракт чиновника может возобновляться до пенсии, но... он не может иметь индульгенцию, не связанную с качеством его труда. Наиболее характерным примером международного коллективного органа является в настоящее время Организация Объединенных Наций. Ее деятельность накладывает серьезный отпечаток на ход мировых процессов и поэтому знакомство с ней представляется для любого юриста существенно необходимым, ибо «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит она всем в доме»1. Свечу в лице ООН зажгли в 1945 г: Как же она светит сейчас? ООН: создание, цели и принципы, структура, деятельность. Название «Организация Объединенных Наций» — производное от английского словосочетания «Объединенные Нации», в котором подразумевается (и этого достаточно) слово «Организация». Термин «Объединенные Нации» был предложен в ходе Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом и впервые прозвучал в «Декларации Объединенных Наций» 1 января 1942 г. В ней представители 26 государств заявили о намерении продолжать совместную борьбу против стран фашистского блока. Проект Устава ООН был разработан в августе — октябре 1944 г. в местечке Думбартон-Окс под Вашингтоном, окончательно согласован и принят (подписан) представителями 50 государств на конференции в Сан-Франциско (25—26 апреля 1945 г.). Белорусская ССР и УССР вошли в ООН как страны, внесшие очень большой вклад в победу над фашизмом. Официальной датой создания ООН является 24 октября 1945 г., когда Устав был ратифицирован Китаем, Советским Союзом, Соеди- ненным Королевством, Соединенными Штатами Америки, Францией и большинством других ранее подписавших его государств. В преамбуле Устава народы Объединенных Наций выразили решимость «избавить грядущие поколения от бедствий войны...», «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...», «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Во имя заявленных целей создатели ООН обещали: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», «объединить... силы для поддержания мира и безопасности», «обеспечить... чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах», «использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов». ООН действует в соответствии со следующими принципами: — она основана на принципе суверенного равенства всех ее членов — все ее члены должны добросовестно выполнять принятые на — они, члены, должны разрешать свои международные споры — все члены ООН должны воздерживаться в своих международ — все члены должны оказывать ООН всемерную помощь во всех — ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Можно констатировать, что все указанные уставные принципы ООН нарушались постоянно как небольшими государствами (Израиль в отношении арабских стран) и средними (Аргентина против Англии на Фолклендских (Мальвинских) островах, Иран против Ирака, Ирак против Кувейта и т.п.), так и великими (США против многих стран и особенно вопиюще — против Вьетнама, СССР — против Афганистана, Франция — против Алжира, Китай — против Вьетнама и т.д.), а также самой ООН, которая совершенно откровенно вмешивается во внутренние дела многих стран по своему разумению (СНГ, Ирак, Югославия, Сомали и пр.). Можно сделать соответствующий вывод: если ООН постоянно терпима к нарушению своих основных принципов, то ни порядка в ней, ни эффективности ее ожидать не приходится. По аналогии можно сослаться на то, что такое же происходит и в стране, если правители игнорируют положения собственной конституции. Позиция юриста в этом вопросе однозначна: уставные или конституционные принципы могут быть в чем-то неудовлетворительны, но до их пересмотра они должны неукоснительно соблюдаться. Любопытно, что при постоянном несоблюдении уставных принципов ООН никто и никогда не предлагал радикально пересмотреть их. Наоборот, в ряде уже упоминавшихся выше документов, принятых на форумах ООН, они находили дальнейшее развитие. Казалось бы, дело мира торжествует, а социальное развитие стран-членов обеспечено. Ничего подобного, дела ООН на практике, похоже, и не имели таких целей. И при всем этом, при вопиющей неэффективности ООН в политической жизни (и в праве), неоднократно звучат призывы наделить ООН функциями мирового правительства. Членами ООН могут быть все миролюбивые государства, которые принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по суждению ООН, могут и желают эти обязательства выполнять. Нами подчеркнуты наиболее существенные моменты. Уяснив их, зададимся вопросом, являлись ли Азербайджан и Армения, ведущие между собой войну, миролюбивыми на момент своего вступления в ООН в 1992 г.? Нельзя вести войну и быть в это же время миролюбивым. И совсем не важно, что вопреки требованиям международного права война между ними не была объявлена. А каково было суждение ООН? Они миролюбивы, как миролюбива и Грузия, ведущая войну в Абхазии, или Молдова, пытавшаяся военным путем удержать в своих пределах Приднестровье, или Латвия с Эстонией, грубо попирающие права русскоязычного населения. А вот и другой одиозный пример. В феврале 1976 г. была провозглашена Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). На конец 1995 г. ее признали более 100 государств, но... ее так и не допускают в ряды ООН. Против этой республики Марокко все эти годы ведет необъявленную войну... и ничего! ООН так и не собиралась призывать Марокко стать миролюбивым государством, прекратить вооруженную агрессию против небольшой страны, затерянной в песках Западной Африки. Причина: странам Запада, и прежде всего США, не нравится политическая ориентация САДР и ее президента Абдель Азиза. Порок ООН в том, что ее члены склонны принимать желаемое за действительное. По их мнению, вхождение государства в ООН или его нахождение там определяет его поведение. Но практика, к сожалению, этого мнения не подтверждает. Членство Израиля в ООН отнюдь не сделало эту страну менее агрессивной в отношении соседних арабских стран. И если Израиль все-таки иногда смягчал позицию, то это не заслуга ООН. Новые члены принимаются Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Устав предусматривает приостановление осуществления прав или привилегий государства-члена либо его исключение за нарушение принципов Устава, но такие действия не предпринимались с момента создания ООН до 1993 г., когда, по настоянию США, было приостановлено членство в ООН Югославии в связи с происходящей там гражданской войной. Решение более чем странное: скольким государствам сходила с рук прямая агрессия, так, кстати, и обозначенная в документах ООН, против соседних государств и народов (Израиль против арабских государств и народа Палестины), а здесь — и война гражданская, и компетенция, вроде бы, внутренняя. Поправки к Уставу принимаются 2/3 голосов членов Генеральной Ассамблеи и вступают в силу по ратификации, в соответствии с их конституционной процедурой, 2/3 членов ООН, включая всех постоянных членов Совета Безопасности (ст. 109-2). Поправки вносились в четыре статьи Устава, в том числе в 1965 г. по увеличению числа членов СБ ООН с 11 до 15 (ст. 23) и числа членов Экономического и Социального Совета (в начале в 1965 г. с 18 до 27, а в 1973 г. — с 27 до 54 членов, ст. 61). Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский. Арабский принят в этом качестве для Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета. Рабочим языком ООН является английский. Это значит, что контакты между делегатами, работа в группах, подготовка проектов документов и т.п. идет на английском языке. Предполагается (вполне справедливо), что все члены делегаций стран-участниц, съезжающихся по линии ООН, хорошо знают английский язык. Поскольку, однако, какая-то их небольшая часть английского языка не знает или знает его плохо, приходится пускать в ход гигантскую переводческую машину, которая пожирает ежегодно многие десятки миллионов долларов. Структура ООН. Согласно Уставу имеется шесть главных органов ООН: 1) Генеральная Ассамблея — главный совещательный орган, состоящий из всех представителей стран — членов ООН, каждый из которых имеет один голос. Рекомендации в отношении подержания мира и безопасности, прием новых членов и бюджетные вопросы требуют большинства в 2/3 голосов, по другим вопросам — простое большинство. ГА ООН имеет право обсуждать все вопросы, за исключением тех, которые находятся на рассмотрении в СБ ООН. Если СБ ООН в силу разногласий не в состоянии принять решение, вопрос передается в ГА ООН, где выносится необходимая рекомендация, в том числе по использованию вооруженных сил с целью поддержания или восстановления мира. Сессии ГА ООН (очередные) открываются ежегодно в третий вторник сентября и продолжаются, как правило, до середины декабря. По требованию СБ ООН или большинства членов ООН могут проводиться внеочередные сессии ГА. Возможны и чрезвычайные сессии, созываемые в течение 24 часов с момента поступления требования об этом члена СБ ООН, поддержанного голосами любых девяти членов СБ ООН или большинства членов ООН. Такая оперативность возможна, поскольку все члены ООН имеют аккредитованных при штаб-квартире ООН в Нью-Йорке своих постоянных представителей. В начале каждой очередной сессии ГА имеет место общая дискуссия, в ходе которой представители государств-членов излагают свое видение основных мировых проблем. Поскольку видение разных государств «весит» не одинаково, выступления некоторых представителей происходят перед почти пустым залом. Сообщество государств не обременяет себя необходимостью хотя бы внешне показать, что все государства уважаемы в равной степени. Число вопросов, включенных в повестку дня сессии, обычно велико (154 пункта повестки на сессии 1988 г.). Соответственно рассмотрение их происходит не на Ассамблее в целом, а по постоянным комитетам: — первый комитет (разоружение и другие связанные с ним вопро — второй комитет (экономические и финансовые вопросы); — третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы — четвертый комитет (специальные политические вопросы, во — пятый комитет (административные и бюджетные вопросы); — шестой комитет (правовые вопросы). По рассмотрении вопросов в комитетах они передаются для принятия их на пленарных заседаниях ГА ООН. Принятые резолюции не имеют обязательной юридической силы, но они весомы политически, поскольку отражают мнение правящих кругов мировой общественности. 2) Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является ведущим органом ООН. Он состоит из 15 членов: 5 постоянных — Россия, Китай, Соединенное Королевство, США и Франция и 10 членов, избираемых Генассамблеей на двухлетний срок. Каждый член СБ ООН имеет один голос. По вопросам процедуры решения принимаются, если за них подано не менее 9 голосов, а по вопросам существа — те же 9 голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов СБ ООН. Если постоянный член голосует против, то, принято говорить, он накладывает вето. Если же постоянный член не поддерживает решение, но не хочет блокировать его, он может воздержаться при голосовании. Неприсутствие постоянного члена при голосовании приравнивается к воздержанию. К такому, не предусмотренному Уставом выводу пришли в ранний период деятельности ООН. На одном из заседаний СБ в 1950 г., когда решался вопрос о посылке войск ООН в Корею, советский представитель не был в зале заседаний СБ1. Это было истолковано как воздержание Советского Союза, войска ООН были созданы (из контингентов 14 государств) и посланы в Корею. В соответствии с Уставом все члены ООН соглашаются подчиняться решениям СБ ООН. Другими словами, нормы, издаваемые СБ ООН, императивны, обязательны к исполнению. Компетенция СБ ООН охватывает все сферы международной жизни при общей обязанности соблюдать принципы Устава ООН. Он должен не вмешиваться во внутренние дела государств и в максимальной мере избегать применения силы. Совет Безопасности функционирует постоянно. Он, как правило, проводит заседания в Нью-Йорке, но может выезжать и в другие места, поближе к горячим точкам. В 1972 г. было проведено заседание в Аддис-Абебе, в 1973 г. — в Панаме. При рассмотрении ситуаций, касающихся угрозы миру, Совет Безопасности может сам провести расследование и предложить мирные средства урегулирования. Может он также привлечь к этому Генерального секретаря ООН. Если ситуация переросла в спор, а затем в военный конфликт, Совет Безопасности стремится положить этому скорейший конец. Он издает указание о прекращении огня и, при невозможности иного, может применить к виновной стороне санкции и даже направить войска для разъединения враждующих сторон, ибо только при отсутствии вооруженных столкновений возможен поиск путей мирного урегулирования конфликта. Государства — участники спора могут принять участие в соответствующем заседании СБ ООН. Права голоса они, однако, не имеют, если не являются членами СБ ООН. Впрочем, если член СБ ООН является стороной в споре, то он также лишается права голоса при принятии решения по этому спору. 3) Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) — главный орган по координации экономической и социальной деятельности ООН и специализированных учреждений и институтов, известных в своей совокупности под названием «система Организации Объединенных Наций». Совет состоит из 54 членов, избираемых на три года. Решения принимаются простым большинством голосов. Ежегодно проводятся две сессии Совета продолжительностью в один месяц (одна в Нью-Йорке, другая в Женеве). В межсессионный период работа проводится во вспомогательных органах — комиссиях и комитетах, целью которых являются сбор и анализ информации, составление докладов. Имеется шесть функциональных комиссий (статистическая, по народонаселению, по социальному развитию, по правам человека, по положению женщин и по наркотическим средствам). Пять комиссий принимают решения регионального характера: Экономическая комиссия для Африки; Эономическая комиссия для Азии и Тихого океана; Европейская экономическая комиссия; Экономическая и Социальная Комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна; Экономическая комиссия для Западной Азии. Имеются шесть постоянных комитетов: по программе и координации, по природным ресурсам, по неправительственным организациям, по переговорам с межправительственными учреждениями, комиссия по транснациональным корпорациям, комиссия по населенным пунктам. Кроме того, есть постоянные экспертные органы по таким вопросам, как предупреждение преступности и борьба с ней, планирование развития, международное сотрудничество по вопросам налогов и перевозки опасных грузов. Кроме правительственных, свыше 600 неправительственных организаций имеют консультативный статус при ЭКОСОС. Это значит, что они могут направлять наблюдателей на открытые заседания Совета и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы ЭКОСОС. Они могут также консультироваться с Секретариатом ООН по вопросам, представляющим взаимный интерес. Работает ЭКОСОС в тесном контакте с II и III комитетами Генас-самблеи ООН. На заседаниях Совета и комитетов идет напряженная работа, но ее КПД, по-видимому, на уровне паровоза, поскольку не видно практической отдачи, а положение отсталых стран как в экономике, так и в социальном развитии продолжает ухудшаться, разрыв в уровне жизни между развитым Севером и развивающимся Югом все больше увеличивается. Показательны решения, принятые в системе ООН в 1990 г. по социальным вопросам. Генассамблея приняла резолюцию 45/165 (160 голосами при 4 воздержавшихся) об объявлении 1993 г. Международным годом защиты прав коренного населения стран мира. Ее цель — укрепить международное сотрудничество «в решении проблем, стоящих перед общинами коренного населения в таких областях, как права человека, окружающая среда, развитие, образование, здравоохранение и др>). Но 1993 г. завершился и что же изменилось в мире? И знает ли кто, кроме узкой группы чиновников, об этом документе? Нет. И так обстоит дело с сотнями других документов. ООН живет своей жизнью, а человечество — своей. Но, может быть, 1993 г. просто не повезло? Возьмем другое решение ГА ООН того же 1990 г. Она обратилась с просьбой в комиссию по положению женщин, штаб-квартира которой находится в Вене, подготовить проведение в 1995 г. всемирной конференции по положению женщин. Напомним, что подобные конференции проводились в Мехико (1965 г.), Копенгагене (1980 г.) и Найроби (1985 г.). Логичный вопрос: улучшилось ли положение женщин где бы то ни было после этих форумов? Ответ ясен. Но уместен еще один вопрос: а нужны ли форумы, от которых нет никакого проку? Много внимания было уделено и борьбе с наркотиками. Итог? Положение усугубляется. Ассамблея приняла пакет из 17 резолюций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (док. 45/107—45/123), включая ряд типовых договоров и юридических документов, одобренных ранее восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который состоялся в Гаване в августе — сентябре 1990 г. Другие документы касались насилия в семье, образования в области уголовного правосудия, организованной преступности, использования детей как орудия в преступной деятельности, компьютеризации уголовного правосудия и т.д. Судя даже по названию, все документы не только интересные, но и нужные. Однако же они как бы существуют сами по себе, не востребованы, слишком общи. Это настолько результат компромиссов, что вряд ли их можно применить на практике. Возьмем другую проблему — старение людей. Генассамблея одобрила план действий по этой проблеме на 1992 г. и последующие годы (док. А/45/420). Приветствовалось предложение об учреждении в 1991 г. Фонда Баньяна, целью которого станет «обеспечение пожилым людям во всех регионах мира возможности сохранять максимальную независимость и способность вносить вклад в жизнь общества». В результате: план действий есть — не хватает самих действий. По правам детей и молодежи Генассамблея обратилась к государствам с призывом реализовать Конвенцию о правах ребенка, которая вступила в силу 2 сентября 1990 г. Она обещала учитывать в своей деятельности Декларацию и план действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г. В отношении инвалидов Генассамблея обещала, что ООН переключит основное внимание «с осознания проблемы на действия», суть которых, конечно же, осталась загадкой. Она поставила задачу создать «к 2010 г. такое общество для всех, которое бы наилучшим образом откликалось на многочисленные просьбы о помощи и консультативных услугах». С равным успехом можно было бы обещать манну небесную, ибо к 2010 г. никого из тех, кто дал обещание, в орбите активной международной жизни не останется. Примеры подобного рода можно множить от сессии ГА ООН к сессии. И комментарии к ним были бы примерно аналогичны вышеприведенным. Возникает вопрос: а какой смысл во всей этой суете, в направлении (социально-экономическом), которое может и должно быть очень конкретным? Нет сомнений, что делается это с целью создать видимость активности, оправдать существование самой ООН. С другой стороны, таким образом маскируется основная причина бедности и неустроенности десятков стран и сотен народов — хищническая деятельность на их территориях транснациональных корпораций (ТНК). Под напором развивающихся стран ООН была вынуждена обратить внимание на деятельность ТНК, на долю которых (их примерно 50) приходится половина прямых иностранных капиталовложений, более 40% общего товарооборота (в 1970-е годы было 30%), а около трети мировой торговли имеет место внутри корпораций. В 1974 г. ЭКОСОС создал комиссию по ТНК и центр ООН по ТНК в качестве координирующих органов в Секретариате ООН. Центр действует как секретариат комиссии, состоящей из 48 членов. Иными словами, создали еще одну бюрократическую структуру, которая исследует и без того предельно ясную проблему. В отдельных исследованиях ООН, правда, называется истинная роль ТНК, но поскольку за этим стоит основной порок капиталистической системы, то эта роль не акцентируется. На это указывают и представители развивающихся стран как в рамках ООН, так и в диалоге Север — Юг. Дело, однако, к лучшему не меняется. Можно, правда, сослаться на то, что в отдельных странах осуществляются проекты ООН по содействию в социальном и экономическом развитии. Но, во-первых, это идет за счет взносов отдельных стран, т.е. за счет налогоплательщиков; во-вторых, расходы эти исчисляются десятками миллионов, а грабеж развивающихся стран (и СНГ) достигает ежегодно сотен миллиардов. Другими словами, ООН, как и правительства западных государств, обслуживает прежде всего интересы ТНК, и этот вывод чиновники ООН пытаются спрятать за декларативной суетой. К тому же в каждом деле есть заинтересованная сторона. Кому выгодна растущая нищета и без того бедных народов? В ответ вам представят тома «научных» рассуждений вместо прямого ответа: наличие бедных — результат деятельности богатых. В связи с вышеизложенным представляет интерес документ ООН (А/45/199), принятый ГА ООН консенсусом (единогласно) 21 декабря 1990 г. Он называется «Стратегия развития на 1990-е годы: обратить вспять неблагоприятные тенденции в экономической и социальной областях». Разработана международная стратегия развития на период 1991—2000 гг. Цель — обратить вспять такие хронические тенденции, как снижение темпов экономического роста, бедность и снижение уровня жизни, характерные для развивающихся стран в 1980-е годы. Вина за эти тенденции возлагается на «неблагоприятные и непредвиденные изменения в мировой экономике, которые свели на нет предпосылки для предполагавшегося роста». Предупреждается, что если не произойдет серьезных изменений в международной и национальной политике, то предстоящее десятилетие будет по-прежнему характеризоваться «сокращением притока ресурсов, снижением цен на сырье, повышением процентных ставок и ростом барьеров, закрывающих доступ к рынкам». В документе признается, что давление на экономическую и социальную структуру стран может привести к «экономической напряженности и политической и социальной нестабильности». Ключевые элементы новой стратегии — улучшение условий жизни людей в развивающихся странах, сокращение разрыва между богатыми и бедными странами и недопущение деградации окружающей среды. Подчеркивается важность развития морских ресурсов, предпринимательства и новаторства, «активного внедрения» достижений науки и техники. В стратегии ставятся задачи достигнуть к 2000 г. следующих целей: ускорить темпы экономического развития развивающихся стран; обеспечить такое социальное развитие, которое вело бы к сокращению бедности, способствовало развитию и использованию морских ресурсов; совершенствовать международную валютно-финансовую и торговую системы; обеспечить большую стабильность мировой экономики. Предлагаются «решительные меры» в таких областях, как определение основ экономической политики, внешняя задолженность, финансы, международная торговля, сырьевые товары, наука и техника, промышленность и сельское хозяйство. Новая стратегия является третьей по счету. Две предыдущие сопутствовали второму (1970-е гг.) и третьему (1980-е гг.) десятилетиям развития. Цели этих десятилетий достигнуты не были, то же произошло и со стратегией 1990-х гг., то же будет и дальше. 4) Совет по опеке (с 1 ноября 1994 г. прекратил свою деятельность). 5) Международный Суд (см. раздел о мирных средствах разрешения международных споров). 6) Секретариат обслуживает другие органы ООН, выполняет про В Секретариате работает международный персонал, насчитывающий свыше 25 (!) тысяч мужчин и женщин из более 160 стран. Они выполняют работу как в штаб-квартире в Нью-Йорке, так и в отделениях и центрах во всем мире. По существующим правилам, этот персонал принимает присягу верности ООН и выходит из-под действия национальной юрисдикции. Привилегии и иммунитеты ООН по специальному соглашению между ООН и США 1947 г. приравнены к дипломатическим: помещения ООН неприкосновенны, как и неприкосновенны документы, архивы, собственность. ООН обладает свободой сношений с государствами-членами, другими международными организациями, физическими и юридическими лицами, включая шифропереписку и использование радио. При этом можно использовать и курьеров. ООН освобождена от налогов и пошлин. Она может пользоваться своей эмблемой и флагом. В пределах ее собственности может создаваться служба безопасности. Однако же преступления, совершенные в этих пределах, подлежат юрисдикции судов США. Сотрудники ООН обладают определенным иммунитетом, Генеральный секретарь и его заместители — полным дипломатическим. Такой же иммунитет у руководителей региональных отделений (экономические комиссии ООН для Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, представители ООН в Индии и Пакистане, представитель Генсекретаря ООН на Кипре). Остальные сотрудники ООН в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. обладают функциональным иммунитетом, т.е. не подлежат местной юрисдикции в отношении действий в служебном качестве. Они пользуются налоговыми, таможенными и иными льготами. Регулярный бюджет ООН утверждается раз в два года. Его проект, представленный Генеральным секретарем, вначале рассматривается комитетом экспертов в составе 16 членов. Вместе с чрезвычайными программами бюджет ООН превышает 2 млрд долл. Основной источник — взносы государств-членов в соответствии с установленной шкалой. Главный критерий — реальная платежеспособность. Максимальный предел взноса 25% (США), минимальный — 0,01%. До своего распада СССР вносил 9,99% бюджетной суммы, Белоруссия — 0,33%, Украина — 1,25%. Итого: 11,37%. Это примерно равно взносу Японии — 11,38%. Взносы, к примеру, других стран: Германия — 9,36%, Великобритания — 4,86%, Франция — 6,25%, Бразилия — 1,45%, Саудовская Аравия — 1,02%, Ливия — 0,28%, Израиль — 0,21%, Китай - 0,79%, Турция - 0,32%, Италия - 3,39%, Польша -0,56%, Румыния — 0,19%, Южная Африка — 0,45%, Финляндия — 0,51%, Индия - 0,37%. Следует иметь в виду, что США являются единственной страной, которая платит взнос в национальной валюте. К тому же на их территории (в Нью-Йорке) находится штаб-квартира ООН, а значит, большая часть бюджета ООН оседает в США. В мире существует множество различных межправительственных и общественных организаций, членом которых является Россия. Назовем хотя бы основные, так называемые специализированные учреждения ООН. Имеется в виду, что это — межправительственные учреждения, связанные с ООН специальными соглашениями. Они являются самостоятельными организациями, которые взаимодействуют с ООН и друг с другом посредством аппарата Экономического и Социального Совета, которому и представляют ежегодно доклады. Всего их шестнадцать.
1. Международная организация труда (МОТ). 2. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН 3. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, 4. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). 5. Всемирный банк / Международный банк реконструкции и раз 6. Международная ассоциация развития (MAP). 7. Международная финансовая корпорация (МФК). 8. Международный валютный фонд (МВФ). 9. Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
10. Всемирный почтовый союз (ВПС). 11. Международный союз электросвязи (МСЭ). 12. Всемирная метеорологическая организация (ВМО). 13. Международная морская организация (ИМО). 14. Всемирная организация интеллектуальной собственности 15. Международный фонд сельскохозяйственного развития 16. Организация Объединенных Наций по промышленному раз Несколько особняком, но в целом продолжая приведенный список, стоит Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 г. «под эгидой ООН». Оно ежегодно представляет доклады Генеральной Ассамблее и при необходимости СБ и ЭКОСОС. Еще более особняком, но также в связи с ООН находятся Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в рамках которого устанавливаются правила международной торговли. С 1995 г. функции эти перешли к Всемирной торговой организации — ВТО. Степень полезности специализированных учреждений ООН различна. Вряд ли можно отрицать их объективную необходимость в целом, но им присущи те два основных порока, которые вообще характерны для системы ООН, — сильная бюрократизация (во многом они обслуживают самих себя) и общая прозападная ориентация. Поинтересуйтесь, откуда прозападная ориентация? Взносы западных стран (по шкале ООН) в бюджеты этих учреждений превышают 70%. К тому же их штаб-квартиры расположены либо в Америке, либо в Западной Европе. И их руководящий персонал, в силу так называемой более высокой квалификации и установленной квоты, преимущественно западный. Вот и получается: мировые хозяйственные связи развивать надо; самолеты должны упорядоченно летать, пароходы плавать, радио, те- лефоны и телеграфная связь — работать, сельское хозяйство развиваться; наука и культура процветать. Но в выигрыше всегда остаются западные страны и прежде всего ТНК. А развивающимся государствам приходится все труднее. Приведем типичный пример, как это делается. Устанавливается, скажем, такой высокий технический стандарт обеспечения безопасности судов (то ли экологической, то ли безопасности человеческой жизни на море), что развивающимся странам никогда не построить технически пригодных судов; то же относится к самолетам, системам связи, фармацевтической промышленности, качеству продуктов и т.п. В итоге развивающимся странам приходится все больше зависеть от Запада, от тех же ТНК. Многое можно было бы сказать о том, как душится финансовая система развивающихся стран, их торговля и промышленное развитие, как искусственно срывается их региональная кооперация, но это — тема отдельного исследования вне рамок настоящей лекции. Общий вывод из положения дел в мире на сегодня получается неутешительный. В актив ООН можно занести слишком немногое. Войны в мире не утихают; происходит вооружение все новых народов; экономическое развитие стран мира в лучшем случае топчется на месте, чревато внутренними противоречиями; уровень и качество жизни большинства народов падают; голод и нищета не прекращаются; культура, мораль и нравственность деградируют; преступность растет. Но может быть есть хоть какие-то наметки на то, что дело начало улучшаться? Если они и есть, то только в докладах и исследованиях ООН, которые, ка"к показывает почти 50-летняя практика, никогда не были правильными. Дважды в своей истории человечество запустило в работу гигантский международный молох. Первый раз в 1919 г. по инициативе США начал со скрежетом вращаться первый молох — Лига Наций. Она быстро выродилась в пустую говорильню и не смогла, да и не особенно пыталась, предотвратить Вторую мировую войну. В 1945 г., опять-таки по инициативе прежде всего США, создали второй молох — ООН. Стала ли жизнь от этого счастливее, безопаснее и справедливее? ООН не смогла предотвратить агрессивные действия США и их союзников: война в Корее, Индокитае, Вьетнаме, Алжире, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Афганистане, Судане, Никарагуа, Сальвадоре и уж совсем вопиющие — агрессия Израиля против арабских стран и народа Палестины, удары США против Ливана и Ливии, их вторжение в Панаму и многое-многое другое. Так что ж, может, вообще не нужен такой молох, членами которого на 2000 год состояли 189 государств? Такой — нет, но орган для международного сотрудничества, конечно же, необходим. И должно делать гораздо больший упор на сотрудничество в регионах, где проблемы для стран-участниц осязаемы и понятны. Видимо, пришла пора постепенно отказываться от концепции великих держав. В рамках регионов государства, независимо от их физических возможностей, более равны друг другу, чем в мировом масштабе. Да и многое изменилось с течением времени. По шкале ООН Англия и Франция — великие державы. Но чем уступают им Германия и Япония? Так что, ввести и их в СБ ООН? А чем Италия с Испанией хуже? А как быть с Индией и Бразилией? В любом случае не кажется справедливым принцип, при котором только западные страны, включая Россию, должны руководить ООН, принимая всемирные решения. Это должна быть организация, в равной мере справедливая для всех. Необходим коллективный разум. В старой форме — в ООН — его нет, там царит диктат великих держав, который был как-то уместен после насильственных лет Второй мировой войны, но который себя окончательно изжил. Значит, человечеству предстоит решить основную задачу — привести форму выражения коллективного разума в соответствие с современными требованиями. Date: 2015-09-24; view: 474; Нарушение авторских прав |