Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 15 о праве государств на обеспечение своей безопасности
В вопросах обеспечения своей безопасности государства в настоящее время могут полагаться как бы на три оборонительных рубежа, созданных политикой и международным правом в последние пятьдесят лет. Первый рубеж — это система всеобщей (универсальной) безопасности, начало которой было положено принятием Устава ООН в 1945 г., в котором закреплялась концепция: избавить нынешние и грядущие поколения от бедствий и ужасов войны. Соответственно Устав ООН акцентировал такие принципы, как неприменение силы и угрозы силой; мирное разрешение международных споров; всеобщее и максимальное разоружение. При этом должны полностью уважаться и соблюдаться остальные принципы международного права. Устав ООН также предусматривает возможность и обязывает СБ ООН организовать совместные действия государств — членов ООН в случае возникновения угрозы миру и безопасности или при совершении актов агрессии. Позже на различных международных форумах под эгидой ООН принципы, заложенные в Уставе ООН, были детализированы и расширены, было также выработано и в 1975 г. принято определение понятия агрессии. К тому же по инициативе Советского Союза ООН начала длительный процесс по ограничению гонки вооружений и принятию иных мер по смягчению международной напряженности. Была создана Комиссия по разоружению, проводились специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению и были стимулированы двусторонние советско-американские переговоры по ограничению ракетно-ядерных и обычных вооружений. В Женеве, вне рамок ООН, на постоянной основе работает Конференция по разоружению в составе представителей 40 государств, цель которой — подготовка проектов документов в области разоружения. За истекшие годы в стенах ООН и вне их проведена большая работа в плане укрепления международной безопасности, приняты сотни правовых документов, но общий итог с учетом событий, происходящих в мире, нельзя признать удовлетворительным. Причина кроется не в не- достаточной разработанности мер коллективной безопасности. Как раз с этой, скажем так, правовой стороны дело обстоит совсем неплохо. И Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях это признала: 5 декабря 1986 г., а затем 7 декабря 1987 г. были приняты специальные резолюции о создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности; 7 декабря 1988 г. на свет появилась еще одна резолюция по этой теме — «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН». Казалось бы, несмотря на рекомендательный характер резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, с делом обеспечения мира все в порядке. Но потом вспыхнули военные конфликты вокруг Ирака и Кувейта, Сомали и Югославии. Жизнь, таким образом, не подтвердила живучести системы безопасности по линии ООН. Дело, как нам кажется, в том, что сама ООН не соответствует ею же созданной системе безопасности. Она не смогла обуздать агрессивную политику стран НАТО, она не может контролировать деятельность этой агрессивной организации. Таким образом, получается, что первый рубеж к концу XX века если не разрушился, то весьма обветшал. Второй рубеж опирается на систему региональной безопасности, создание которой предусмотрено Уставом ООН (глава VIII). Основные уставные требования к такой системе таковы: 1) участвовать в ней могут только государства одного политико- 2) действия в связи с региональными соглашениями не могут вы 3) эти действия не должны противоречить мерам, предпринимаемым ООН, или целям и принципам Устава ООН. Всем этим требованиям очевидно не соответствует НАТО: в ней участвуют не только государства района Северной Атлантики; действия ее против Ирака, Сомали, Югославии и Афганистана вышли за пределы указанного района; в Боснии и Герцеговине в результате сговора Генерального секретаря ООН и руководства НАТО предпринимаемые действия не соответствовали целям и принципам Устава ООН. Основ}' региональной коллективной безопасности составляют мирные средства разрешения региональных споров. Военные меры могут предприниматься только для отражения прямой агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН о коллективной самообороне, и они могут продолжаться лишь до тех пор, пока СБ ООН не принял соответствующих мер. Было создано несколько систем региональной безопасности. В Европе можно указать на то, что 15 мая 1992 г. в рамках СНГ был подписан Договор о коллективной безопасности. В июле этого же 1992 г. в развитие Хельскинкских договоренностей во время встречи на высшем уровне в Хельсинки был согласован документ «Вызов времени перемен». В нем разработаны механизмы обеспечения европейской безопасности. Там, в частности, отмечалось, что операции СБСЕ в этом плане требуют согласования непосредственно заинтересованных сторон и не будут предусматривать принудительных действий. Большое внимание уделялось предупреждению и мирному урегулированию споров. Даже создавалась Примирительно-арбитражная палата. Были также согласованы меры по организации переговоров об ограничении вооружений, разоружении и укреплении мер доверия. События в Югославии и действия стран НАТО, пожалуй, поставили на этих и иных договоренностях довольно-таки жирный крест. С учетом планов расширения НАТО на восток, когда в эту организацию могут войти все европейские страны, исключая Россию и Белоруссию, можно констатировать крах усилий по созданию европейской системы безопасности. Основы региональной системы безопасности в Африке были заложены при создании в мае 1963 г. на конференции в Аддис-Абебе Организации Африканского Единства (ОАЕ), куда входит более 50 государств. ОАЕ сыграла большую роль в становлении новых государств Африки после начала процесса деколонизации, внесла немалый вклад в борьбу против португальского колониализма, который продержался до 1974 г., способствовала ликвидации режима апартеида в ЮАР. Сейчас, однако, на первый план вышли задачи борьбы с экономическим колониализмом Запада, с голодом, безработицей, со СПИДом. Запад продолжает экономическое ограбление Африки. В этих условиях в июле 2002 г. лидеры 53 африканских стран собрались в г. Дурбан (ЮАР) и приняли решение преобразовать Организацию Африканского Единства в Африканский Союз, в некий аналог Европейского Союза. В рамках Афросоюза планируется создать общеафриканские органы — парламерт, комиссию, суд, центральный банк и сформировать миротворческие силы. Иными словами, африканцы намерены взять основные вопросы политики, экономики и безопасности в свою руки. Страны Латинской Америки и США в 1948 г. в Боготе создали Организацию Американских Государств (ОАГ), из которой в 1962 г. была незаконно исключена Куба. Арабские государства еще в 1945 г. основали Лигу Арабских Государств (ЛАГ) со штаб-квартирой в Тунисе. Азиатские государства на Бандунгской конференции в 1955 г. высказались за создание системы коллективной безопасности в Азии, но мощные противоречия между ними и вмешательство США в дела региона помешали реализации этого намерения. Можно найти положительные и отрицательные моменты в деятельности указанных региональных организаций, но нельзя не признать, что региональной безопасности они так и не обеспечили. Государства — члены этих организаций периодически развязывали междоусобные вооруженные конфликты и даже не смогли обеспечить единой позиции своих членов на мировой арене. Третий рубеж, он же и последний, — индивидуальные меры государств. Право государств на обеспечение своей безопасности является одним из проявлений независимости государств и вытекает из основного принципа международного права — принципа государственного суверенитета. Признанные авторитеты международного права в этой связи писали: «Как следствие своей внутренней независимости и территориального верховенства, государство может принять любую конституцию, которая ему будет угодна, организовать свое управление так, как оно считает нужным, вводить такие законы, какие ему желательны, организовать свои военные силы на суше и на море; строить и сносить крепости, проводить такую торговую политику, какую оно пожелает, и т.д.»1. «Меры, которые государство может принимать в пределах своих границ, для того чтобы защитить себя, рассматриваются всеми как осуществление права на политическую независимость. Государство имеет право создавать вооруженные сухопутные и морские силы, возводить военные укрепления»2. А вот позиция одной из крупнейших международных организаций: «...государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания и, исходя из этого, право организовываться, как сочтет необходимым... Осуществление этих прав не имеет никаких ограничений, кроме уважения прав других государств в соответствии с международным правом» (ст. 9 Устава ОАГ). Таким образом, вопрос о мерах по обеспечению государством своей безопасности, в частности о характере и размерах вооружений и численности вооруженных сил, относится всецело к внутренней компетенции государства. В этой области международное право не предусматривает каких-либо ограничений. Но относительно их использования дело обстоит иначе. Эти силы не должны применяться против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого другого государства (п. 4 ст. 2 Устава ООН). В частности, в ст. 11 Устава ОАГ отмечается, что «право, которым располагает каждое государство для защиты и развития своего существования, не уполномочивает его совершать несправедливые акты против других государств». Согласно международно-правовой практике ограничение численности и характера вооруженных сил государства имеет место только в мирных договорах и обусловливается необходимостью предупредить возможность повторения агрессии со стороны государства, развязавшего войну (см., например, мирные договоры 1947 г.). Тот факт, что определение характера и численности вооруженных сил входит всецело в компетенцию государства, находит свое отражение в международных соглашениях. В частности, в «Военном протоколе, приложенном к Договору о совместной обороне и экономическом сотрудничестве государств — членов Лиги Арабских Государств» (13 апреля 1950 г.) указывается, что Постоянный военный комитет обязан предоставлять предложения «относительно организации вооруженных сил государств, определения минимальной численности этих вооруженных сил для каждого государства в соответствии с его военными потребностями и возможностями», а также предложения относительно «увеличения эффективности вооруженных сил договаривающихся государств, в том, что касается их вооружения, организации и военной подготовки, чтобы они соответствовали наиболее современным методам и военному развитию, а также относительно координирования и унификации всех таких сил» (пп. «о», «с» ст. 1). Правда, последние четверть века мы видим, что имеют место интенсивные переговоры между государствами о согласовании уровней вооруженных сил. Но это было и в 20-е, и в 30-е годы, накануне Второй мировой войны. И даже договоренности были, и сейчас они есть, но это не отменяет главного — все, что касается вооруженных сил государства, подлежит внутренней компетенции этого государства. Государство само определяет степень своей международной безопасности. В этом вопросе никто не полагается на «бумагу», сколь бы авторитетной она ни была. Договор, заключенный сегодня, уже завтра может потерять силу в связи с изменившимися обстоятельствами (rebus sic stantibus). Но и в иных сферах (торговля, мореплавание, связь и т.п.) вы можете эти обстоятельства оспаривать, а в сфере вашей национальной безопасности вы этого делать не будете — вы примете необходимые меры. Международным правом предусматривается возможность предоставления государству гарантий по различным вопросам. Гарантии предоставляются в одностороннем порядке путем соответствующей декларации или могут предусматриваться в двусторонних или многосторонних договорах. Объекты гарантий бывают самыми различными. Так, объектом гарантий может быть постоянный нейтралитет, безопасность, независимость, территориальная неприкосновенность государств и т.п. Для иллюстрации возьмем некоторые примеры из истории. В свое время это были крупнейшие международные акты. 1. 10 октября 1921 г. десятью государствами (Германия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Англия, Италия, Латвия, Польша, Швеция) была заключена Конвенция по демилитаризации и нейтрализации Аландских островов. Статья 7 этой Конвенции предусматривает использование аппарата Лиги Наций для осуществления гарантий. Эта статья гласила: «1. С целью сделать действительной гарантию, предусмотренную во введении к настоящей Конвенции, стороны обратятся либо индивидуально, либо совместно к Совету Лиги Наций, чтобы он принял решение о мерах, необходимых для... сохранения в силе положений настоящей Конвенции, а также для пресечения их нарушения. Стороны обязуются содействовать мерам, которые Совет Лиги Наций признает нужным в этих целях... 2. В случае, если нейтральности зоны угрожала бы опасность от Финляндия должна будет сообщить немедленно об этом Совету». II. Локарнский договор, заключенный 16 октября 1925 г. между Великобританией, Бельгией, Францией, Германией и Италией, также содержит обязательства взаимной гарантии. В этом договоре все участники коллективно и каждый в отдельности гарантируют сохранение территориального статус-кво, вытекающего из границ между Германией и Бельгией и между Германией и Францией, и неприкосновенность этих границ. При этом Германия и Бельгия, а также Германия и Франция взаимно обязались не предпринимать никакого нападения или вторжения и не прибегать к войне друг против друга. Кроме того, Германия и Бельгия, а также Германия и Франция взяли на себя определенные обязательства в отношении мирного разрешения споров, которые могут возникнуть между ними. Этот обоюдный отказ от применения вооруженной силы и обязательство мирного разрешения споров были также гарантированы всеми договаривающимися сторонами, и Совет Лиги Наций был сделан арбитром для решения вопроса о том, имеется ли в данном случае нарушение обязательства не применять вооруженной силы. 7 марта 1936 г. Германия денонсировала этот договор под предлогом, что договор о взаимопомощи, заключенный 2 мая 1935 г. между СССР и Францией, был якобы несовместим с обязательствами Локарнского договора. III. 1 октября 1927 г. СССР и Иран заключили договор о гарантии и нейтралитете. По этому договору каждая из сторон обязуется: 1) воздерживаться от нападения и всяких агрессивных действий против другой стороны или введения своих военных сил в пределы другой страны; 2) если одна из договаривающихся сторон подвергается нападению со стороны одной или нескольких третьих держав, соблюдать нейтралитет в течение всего конфликта; 3) не участвовать ни фактически, ни формально в политических 4) не вмешиваться во внутренние дела другой стороны, не вести 5) регулировать всякого рода разногласия, которые могли бы возникнуть между ними и которые не могли бы быть улажены обыкновенным дипломатическим путем, мирным способом. IV. По договору о союзе между СССР, Великобританией и Ираном от 29 января 1942 г. первые два государства совместно и в отдельности приняли обязательства уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана. Этот договор рассматривается в международно-правовой литературе как имеющий гарантийный характер. V. В меморандуме о результатах переговоров между правительственной делегацией Советского Союза и правительственной делегацией Австрийской Республики от 15 апреля 1955 г. в ст. 4 (раздел I) предусматривалось, что «австрийское федеральное правительство будет приветствовать предоставление четырьмя великими державами В ст. 5 (раздел I) сказано: «Австрийское федеральное правительство будет выступать перед правительствами Франции, Великобритании и Соединенных Штатов Америки за такое заявление о гарантии четырьмя великими державами». В ст. 5 (раздел II) меморандума говорится, что «Советское правительство готово принять участие в предоставлении четырьмя великими державами гарантии целостности и неприкосновенности австрийской государственной территории по образцу Швейцарии». VI. В акте относительно признания и гарантии постоянного ней Далее торжественно признается, что «пользы европейской политики требуют нейтралитета, неприкосновенности Швейцарии и независимости ее от всякого чуждого влияния». VII. Целостность территории Норвегии была гарантирована Вели территории иностранной державе. Норвегия нотой от 8 января 1924 г., адресованной трем из ее гарантов, денонсировала этот договор как несовместимый с ее обязательствами по Уставу Лиги Наций. Международное право не предусматривает какие-либо ограничения в отношении права государств в выборе союзников. В соответствии с этим любое государство вправе вступать в союзы с другими государствами по различным вопросам по своему усмотрению. Это является суверенным правом государства. Никаких ограничений, связанных с географическим расположением, традициями и т.п., международное право также не предусматривает. При этом имеется в виду, что договорные отношения не должны находиться в противоречии с Уставом ООН и общепризнанными принципами современного международного права. Движение неприсоединения. В послевоенных условиях, когда мир раскололся на два враждебных союза — НАТО и ОВД (Организация Варшавского договора), новые государства, сбросившие колониализм, оказались в ситуации, когда надо было находить свое место вне указанных военных союзов. Возникло Движение неприсоединения, в которое вошли страны различного социально-экономического строя, числом значительно более сотни. В 1961 г. неприсоединившиеся страны установили пять критериев неприсоединения: — независимый курс, основанный на принципах мирного сосуществования и неприсоединения; — поддержка освободительной антиколониальной борьбы народов; — неучастие в военных союзах «в контексте конфликтов между — отказ от участия в иных такого рода соглашениях; — недопущение создания на своей территории иностранных военных баз. Указанные критерии не исключают право неприсоединившихся государств создавать свои оборонительные союзы и заключать между собой военные соглашения. Они могут принимать участие в акциях СБ ООН по поддержанию мира. В рамках ООН неприсоединившиеся государства объединились в «Группу 77». Ранее она обладала большим влиянием и значительно помогала в становлении и развитии современного международного права, особенно в части, касающейся обеспечения коллективной безопасности. Институт неприсоединения носит в основном политический характер, но входящие в него государства принимают на себя определенные юридические обязательства. И, наверное, мы немного погрешим против истины, если скажем, что неприсоединение — это развитие института нейтралитета в современных условиях, может быть, переходная ступень к этому институту. В первые 20 лет Движение неприсоединения было весьма активным, сохраняло в целом антиимпериалистическую направленность. В дальнейшем Запад, применяя изместный с времен Древнего Рима принцип «разделяй и властвуй», смог с помощью экономического давления, угроз, а порой и прямым подкупом расколоть Движение. Его сила и влияние в последнее десятилетие заметно пошли на убыль. В любом случае, с точки зрения обеспечения собственной безопасности, государства не делают большой ставки на Движение неприсоединения. А жаль! Date: 2015-09-24; view: 493; Нарушение авторских прав |