Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7 территория в международном праве





 

Территория — это часть земного шара, на которой государство осу­ществляет свое верховенство, являясь высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах этой терри­тории.

В состав территории входят суша с ее недрами, воды, включая морское дно, и лежащее над сушей и водой воздушное пространство. В воздушное пространство входят тропосфера, стратосфера и какая-то часть вышележащего пространства, доступного для полетов.

Верховенство государства на своей территории — это его воз­можность применять в соответствии с законом все средства власт­ного принуждения к своим гражданам и иностранцам на этой терри­тории, если нет соглашения об ином. Законы государства, как известно, могут распространяться на своих граждан за пределы госу­дарственной границы; властное принуждение — нет.

Государственные границы — сухопутные и водные между государ­ствами — устанавливаются по соглашению, воздушные и границы недр — являются производными от первых двух; границу территори­альных вод, примыкающих к открытым водным пространствам, госу­дарство устанавливает самостоятельно. В качестве средства установ­ления государственной границы используются:

1) делимитация — договорное определение направления и поло­
жения границы с описанием и нанесением ее на карту;

2) демаркация — установление госграницы на местности. Ее осу­
ществляют смешанные комиссии приграничных государств путем со­
оружения пограничных знаков. О проделанной работе комиссия со­
ставляет обстоятельный протокол (обстоятельный — в смысле как
подробностей, так и указания существенных обстоятельств, характер­
ных для тех или иных участков границы).

Режим границы закрепляется в договоре. На реках, как правило, граница устанавливается по фарватеру, если река судоходна, или по­середине, если она таковой не является.

Изменение границы или ее режима возможно только на основе специального соглашения. В приграничных районах государства на своей территории свободны устанавливать необходимый пограничный режим. Такая свобода, однако, ограничивается принципом ненасения ущерба соседней стороне: скажем, нельзя допускать работы, ко­торые могут изменить уровень или русло пограничных рек или при­вести к их загрязнению. Вопросы, относящиеся к плаванию по пограничным рекам (озерам) или иному их народнохозяйственному использованию, решаются по соглашению.

Пограничная полоса обычно устанавливается шириной не более 2—5 км. Проблемы, возникающие в связи с госграницей, решаются особо назначаемыми уполномоченными (комиссарами). Режим госу­дарственной границы России установлен Законом от 1 апреля 1993 г.

Территория государства целостна и неприкосновенна. Впервые этот принцип был провозглашен французской буржуазной револю­цией 1789 г. Наша Октябрьская революция 1917 г. этот принцип под­твердила. Из него исходит в своей политике большинство государств мира.

Устав ООН (1945 г.) запретил применение силы против «террито­риальной неприкосновенности или политической независимости лю­бого государства». Соответствующие разделы имелись в договорах СССР с ФРГ (12 августа 1970 г.); ПНР с ФРГ (7 декабря 1970 г.); в Декларации ООН о принципах международного права и сотрудниче­ства государств в соответствии с Уставом ООН; в Хельсинкском за­ключительном Акте, где говорится: «Государства-участники рассмат­ривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы» (ст. III).

В настоящее время, на фоне того, что творят западные страны с бывшей Югославией, видно, сколь немного значат для них подобные заявления. Даже в Финляндии — месте, где родились Хельсинкские договоренности — слышны голоса тех, кто требует пересмотреть быв­шую госграницу с СССР.

Можно, конечно, ссылаться на то, что принцип самоопределения наций следует считать основным принципом территориальных раз­граничений. Народ сам решает проблемы как внутренней, так и внеш­ней компетенции, но дело в том — в какой форме и каким образом народ выносит свои решения? Референдум, плебисцит? А может быть, за него решает парламент или правительство? Вопросы можно мно­жить, но, к сожалению, четкого ответа в международном праве не найти. Этот раздел — его уязвимое место, поскольку слишком многое отдано во власть политики. На пример Югославии мы уже ссылались. Но есть и другие примеры. Запад последовательно выступал за выход Латвии из состава СССР, ссылаясь на волю латышей, которых там и сейчас едва ли половина от общего числа жителей. Но Запад как бы набрал в рот воды, когда речь зашла о самоопределении Абхазии, где грузин проживает менее половины. Дело дошло до войны между Аб­хазией и Грузией.


Возможна мирная передача части территории одного государства другому в соответствии с должным образом оформленным междуна­родным соглашением между ними. Такая передача называется цес­сией. Она возможна в порядке обмена территориями (то, что СССР предлагал совершить Финляндии в 1939 г.) или за деньги (что фак­тически сейчас предлагается Японией России за Южнокурильские острова), или за льготы.

Пример цессии: в 1867 г. Россия навечно продала США Аляску за смешную сумму — 7,2 млн долл. В 1951 г. Советский Союз согласовал с Польшей территориальные изменения в районе Львовской области.

Территориальный спор, как и любой международный, на практике может иметь место в отношении как факта, так и права. Но чаще всего одно от другого отделить невозможно: за фактом неизбежно тянется право (или бесправие). Расхожие примеры — спор между Великобри­танией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов или той же Великобритании с Испанией из-за Гибралтара. Имеет место спор по факту или по праву? И то, и другое. Или территориаль­ные споры, которые СССР имел с Китаем. Есть фактическое положе­ние, которое признается как самоочевидное, но налицо также и масса правовой аргументации.

Территориальные споры с течением времени все-таки, как прави­ло, приходят к своему разрешению. В этом случае неизбежно заклю­чение международного договора.

От спора следует отличать претензию, когда над какой-то терри­торией признается суверенитет другого государства, но это считается несправедливым. Многие, например, в нашем обществе имеют оши­бочные претензии к Америке в связи с тем, что последняя приобрела у России в 1867 г. Аляску.

Территориальные споры решаются не только по соглашению сто­рон. Возможно и проведение референдума (плебисцита); впрочем, этому событию все равно предшествует договоренность, согласно ко­торой стороны заранее соглашаются на признание результатов рефе­рендума.

Официальная позиция государства по территориальным вопросам излагается в издаваемых им картах. В этом случае другие государства имеют основания для своей официальной реакции.

Демилитаризованные и нейтрализованные зоны устанавливаются по международному соглашению.

Демилитаризация — это разоружение определенной территории.

Нейтрализация — запрещение ведения военных действий или ис­пользования территории в этих целях. На практике оба эти понятия часто взаимосвязываются.

По соглашению от 26 октября 1905 г. Швеция и Норвегия деми­литаризовали и нейтрализовали свои территории вдоль границы на глубину 25 км. У Советского Союза были такие границы с Финлян­дией по договорам 1920 и 1922 гг., а также с Турцией по договору 1921 г. Были такие зоны вокруг Израиля (1949 г.). Нейтрализованы Магелланов пролив, Суэцкий канал (1888 г.) и Панамский канал (1903 г.). Демилитаризованы Аландские острова и архипелаг Шпиц­берген (1920 г.).

Современная практика знает создание безъядерных зон. 14 ноября 1967 г. в Мехико 14 латиноамериканских государств создали зону, свободную от ядерного оружия. Контроль за выполнением заключен­ного договора осуществляется на основе инспекций.


По линии ООН были приняты решения, запрещающие размеще­ние ядерного оружия на дне моря, в его недрах, на Луне, на других небесных светилах и в космосе. Другими словами, дно Мирового океа­на, как и весь космос, — огромная безъядерная зона.

Аренда территории — это предоставление по договору одним го­сударством другому права пользоваться определенным участком тер­ритории в определенных целях на определенный срок и за определен­ную плату.

Примеры — военные базы США по всему миру; советские военные базы в Порккала-Удд (Финляндия) и Порт-Артуре (КНР). Обе упо­мянутые территории Советский Союз вернул досрочно в 1955 г. в связи с решением о ликвидации военных баз за границей СССР.

В 1962 г. мы предоставили финнам в аренду Сайменский канал с сооружениями и береговой полосой по обе стороны от 30 до 200 мет­ров, а также остров Малый Высоцкий. Цель аренды — перевозка гру­зов в Финляндию и обратно в Финский залив. Территориальное верховенство над зоной канала осталось за нами. Правонарушения финских граждан, которые не затрагивают советские (российские) ин­тересы, передаются финской стороне. В целом там действует финское законодательство, хотя в определенных обстоятельствах могут приме­няться нормы российского права.

Аренда не может быть бессрочной, иначе она превращается в цес­сию.

Адьюдикация — это способ приобретения территории посредством решения международных судебных органов (суд, арбитраж). Имеется в виду, что территориальный спор был добровольно передан туда спо­рящими сторонами. При этом предполагается, что у какой-то стороны есть достаточные правовые основания на владение территорией и их необходимо подтвердить. Указанный способ применяется в основном в отношениях между западными странами как результат близости их правовых систем.

Международные реки — это реки, которые протекают по террито­риям или границам ряда стран (Дунай, Рейн, Днепр — в Европе, Нил — в Африке, Евфрат, Меконг — в Азии, Амазонка — в Южной Америке и т.п.). Они могут быть как судоходны, так и несудоходны. От этого зависит их правовой режим. Приречные государства заклю­чают международный договор по использованию реки. Основной принцип при этом состоит в том, что деятельность и использование реки одним государством не должны наносить ущерб другим.

Государства, по территории которых протекает река, как правило, обладают свободой судоходства. Третьи страны могут такого права не иметь. На важных международных магистралях типа Дунай, Рейн в соответствии с международными конвенциями предусмотрена дого­ворная свобода плавания судов стран, не прилегающих к таким рекам. Транзитные налоги с таких судов взимаются обычно на общие нужды, обустройство реки. Предусматривается запрет для прохода (плава­ния) военных судов третьих стран. Таможенный, санитарный и реч­ной надзор осуществляется прибрежными государствами.


Для контроля за соблюдением сторонами положений международ­ных конвенций могут создаваться комиссии. Так, в соответствии с Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., подписанной Россией (по правопреемству от СССР), Украиной, Болгарией, Вен­грией, Румынией, Чехией, Словакией, Югославией и Австрией, учреждена Дунайская комиссия. Она состоит из представителей стран-участниц и занимается, помимо контроля, разработкой и уни­фикацией правил плавания по Дунаю, таможенного, санитарного и иного надзора.

Современная тенденция — усиление внимания и принятие право­вых и прочих мер по проблемам речной экологии.

Международно-правовой режим Антарктики. Антарктика — это материк, расположенный вокруг Южного полюса земли, ограничен­ный с севера 60° южной широты и включающий прилегающие к нему шельфовые ледники и острова.

Антарктика была открыта в ходе экспедиции русских судов под командой М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена в 1818—1821 гг.

Режим этой зоны определяется Вашингтонским договором об Ан­тарктике от 1 декабря 1959 г., который был подписан двенадцатью го­сударствами, включая СССР (Россию). По ст. 1 Антарктида объявле­на демилитаризованной и нейтрализованной территорией. Там нельзя проводить ядерные испытания и осуществлять сброс радиоактивных отходов (ст. 5). Но не запрещается использование ядерной техники.

Установлен принцип свободы научных исследований и сотрудни­чества. Участники договора обмениваются информацией. Территория Антарктиды не принадлежит никому, но ряд стран заявили на нее пре­тензии. Соответственно в ст. 6 отмечается, что «ни одно из положений Договора не должно толковаться как отказ... от ранее заявленных прав или претензий, а также как отказ от любой основы для территориаль­ных претензий, или сокращение этой основы, которую договариваю­щиеся стороны могут иметь в результате своей деятельности или де­ятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам».

Читающий эту формулировку да увидит, в какую сложную форму иногда облекается весьма простая мысль в погоне за возможностью обеспечить узкокорыстные, хотя и гипотетические цели некоторых участников международного договора.

Россия выступает против присвоения территории Антарктики под любым предлогом. Но сыр-бор разгорелся в основном из-за предполо­жений, что недра континента содержат большие минеральные богат­ства. Претензии на районы Антарктики заявлены. И особенно на них настаивают Великобритания, Франция, Аргентина, Австралия, Чили, Норвегия и Новая Зеландия. А это значит, что если указанные пред­положения подтвердятся — начнется борьба, но уже вне юридических форумов и формулировок.

Вопрос о юрисдикции государств в отношении их деятельности в Антарктике полностью не решен. Научный персонал находится под юрисдикцией своего государства, даже если он работает на чужой станции.

Контроль за работами на материке осуществляют специальные на­блюдатели, имеющие доступ в любую точку Антарктики. Координа­ция таких работ происходит на регулярных консультативных совеща­ниях стран — участниц договора 1959 г. Рекомендации таких совещаний вступают в силу после утверждения их всеми участниками договора.

Круг участников договора ограничен. К нему могут присоединить­ся лишь те страны, которые проявляют к Антарктике практический интерес, т.е. могут вести там работы.

Воды Антарктики являются открытым морем.

Правовой режим Арктики действует в районе, который охватыва­ет Северный Ледовитый океан (т.е. морское пространство) и приле­гающие к нему части материков, включая острова и архипелаги. Из этого можно заключить, что в отношении морских пространств Арк­тики действуют нормы международного права и прежде всего Конвенции 1982 г. по морскому праву, а также нормы, принимаемые в рамках Международной морской организации (ИМО), штаб-квартира кото­рой расположена в Лондоне. А что касается суши, то на нее распро­страняется юрисдикция прибрежных государств. Причем, во избежа­ние возможных недоразумений между собой и предотвращения возможных претензий со стороны других прибрежные государства со­гласились поделить район Арктики на секторы, верхней точкой кото­рых является Северный полюс, а точками основания — выходы наци­ональной границы к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Было заявлено, в частности СССР, что юрисдикция Советско­го Союза распространяется на все известные острова в пределах свое­го сектора и на те, которые могут быть открыты в будущем. По поста­новлению ЦИК и СНК СССР от 1926 г. границы советского сектора были обозначены в пределах между побережьем СССР, Северным по­люсом и меридианами 32°04'35" восточной долготы и 168°49'30" за­падной долготы от Гринвича, исключая восточную часть архипелага Шпицберген (который по международному договору 1920 г. принад­лежит Норвегии; но другие государства получили право вести там промышленную и научную деятельность).

Повторим вновь: на водные пространства арктических секторов распространяется международный режим, в частности, положения Конвенции по морскому праву 1982 г. Но нужно также иметь в виду, что в силу особо суровых климатических условий в Арктике прибреж­ные государства в пределах устанавливаемых ими 200-мильных ис­ключительных экономических зон могут принимать более строгие за­коны и правила по предотвращению загрязнения морской среды по сравнению с другими районами земного шара.

 








Date: 2015-09-24; view: 510; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию