Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 6 международное право и международные конфликты
При неудаче государств разрешить свой спор мирными средствами приходится выносить его на «суд Божий» — делать ставку на военные методы выяснения своей правоты. Так было от сотворения мира, так есть сейчас и так, несомненно, будет и в предсказуемом будущем. Попытки очень многих выдающихся юристов в последние десятилетия продвинуть идею о том, что право войны уже себя изжило, что на смену ему пришло право мира, оказались несостоятельными. К сожалению, конечно, эти попытки, сколь благородными они ни были, дали скорее негативный результат. Почти прекратились изучение и пропаганда права войны, его перестали изучать даже в военных училищах. И возможно в силу этого вооруженные конфликты на планете становились все ожесточеннее, они полыхали вне правил, и страдали от этого не только мирные жители, но и военнослужащие. Настало время отрешиться от миролюбивой патетики и вновь на полном серьезе обратиться к праву войны. Война — это такое взаимоотношение государств, при котором между ними ведутся военные действия и полностью прекращаются все правоотношения мирного времени. Войны могут быть справедливыми, если они начаты в порядке самообороны от агрессии; в порядке реализации решения СБ ООН о вооруженных санкциях против агрессора; при вооруженной борьбе народа против колонизаторов в осуществление своего права на самоопределение. Неправомерные войны — агрессия и колониальное насилие вооруженным путем. Яркий пример: жестокое разрушение Югославии самолетами НАТО в марте—июне 1999 г. и Афганистане в конце 2001 — начале 2002 гг. Агрессия, кстати, по действующему международному праву может быть таковой и без применения вооруженной силы. Начало войны влечет за собой разрыв дипломатических, консульских, торговых, экономических, культурных и других отношений между сторонами, прекращают свое действие любые договоры, кроме тех, которые регулируют ведение боевых действий или заключены для достижения целей войны. Представительство интересов воюющих сторон и защиту их граждан, находящихся на территории противника, осуществляет третье — нейтральное — государство, избранное для этой цели воюющими и согласившееся с этим избранием. Объявление войны. Объявление войны было обычной нормой до 1907 г., когда в Гааге была принята Конвенция об открытии военных действий, и соответствующая норма стала договорной. По ст. 1 Конвенции она изложена так: «Договаривающиеся Державы признают, что военные действия... не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму мотивированного объявления войны или форму ультиматума с условным объявлением войны». Объявлять войну может высший государственный орган. В США — это Конгресс (ст. 1 Конституции, раздел 8), во Франции — Парламент (ст. 35 Конституции), В СССР такое право имел Верховный Совет, но заметим, не право объявлять, а фиксировать «состояние войны» (п. 2 ст. 49) в случае военного нападения на СССР или при необходимости «выполнения международных обязательств по взаимной обороне от агрессии». Отметим, что при следовании указанным конституционным положениям войну правящим кругам объявить было бы сложно: парламенты все-таки вынуждены считаться с мнением народа. Поэтому эти положения на практике обходятся. Франция вела колониальные войны (без их объявления) с Вьетнамом в 1940—1950-х годах и Алжиром в 1950-1960-х; США - с тем же Вьетнамом в 1960-1970-х годах; Англия — с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов; СССР — с Афганистаном в 1980-х годах. Практически все войны после Второй мировой войны велись незаконно, без объявления войны, но, в общем-то, при попустительстве парламентов, а если ставить вопрос шире, — народов. Объявлять войну стало немодным, гораздо удобнее политически слыть пацифистом, но вести очевидно несправедливую войну. В настоящее время тенденция состоит в другом — войны прикрываются решениями СБ ООН. Это позволяет вообще обойти необходимость объявлять войну, а значит — резко падает в этом деле значение парламентов. Естественно, что законность войны от этого не повышается, хотя, конечно же, и объявление войны делает ее лишь формально-юридически законной. Из сферы вооруженных конфликтов в соответствии с международным правом изъяты космос и небесные светила. Вооруженные силы воюющих сторон делятся на комбатаптов и некомбатантов. Комбатанты входят в состав регулярных вооруженных сил, участвуют в военных действиях с оружием в руках. Они имеют право применять оружие и, естественно, могут сами подвергаться уничтожению. В случае пленения на них распространяется режим военного плена. Статус их определяется Женевскими конвенциями 1949 г. и Гаагской конвенцией 1907 г. Некомбатанты также принадлежат к вооруженным силам, но в боевых действиях они не участвуют. Они вооружены, но могут применять оружие только для самозащиты. В эту категорию входят медики, интенданты, юристы, переводчики, корреспонденты, лица духовного сана. В случае их участия в боевых действиях к ним применяется режим комбатантов. Партизаны — лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных отрядов на территории, оккупированной противником. Они приравнены к комбатантам, если соответствуют следующим условиям: «Имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны» (Приложение к IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны). Бойцы национально-освободительных сил (в Палестине, Северной Ирландии, Абхазии и Южной Осетии) должны рассматриваться в качестве комбатантов, поскольку они участвуют в боевых действиях на своей территории против оккупационных вооруженных сил. Военные разведчики — это лица, которые проникли в расположение противника для сбора сведений. Если они действуют в своей военной форме, они сохраняют статус комбатанта. Лазутчики (шпионы) — это лица, которые действуют «тайно» или под «ложным предлогом». Они подлежат наказанию, но обязательно по суду. Если, однако, лазутчик вернулся к своим, а затем попал в плен, то ему предоставляется режим военного плена. Парламентер — это лицо, которое уполномочено воинским командиром на переговоры с противной стороной. Его статус регулирует IV Гаагская конвенция 1907 г. Сам парламентер и сопровождающие его лица — трубач, барабанщик, переводчик или лицо, несущее флаг, обладают неприкосновенностью. На то, что лицо является парламентером, указывает белый флаг. Противная сторона не обязана принимать парламентера, но она должна обеспечить его безопасность. Хотя споров и возражений против статуса парламентера не возникает, его положение в действительности весьма рискованное, поскольку зависит не столько от нормы права, сколько от неуравновешенное- ти и капризов противной стороны. Посылка парламентеров часто кончается трагически. Средства и способы ведения войны бывают двух видов — дозволенные и недозволенные. Соответственно воюющие не вправе применять вторые. А вообще признаются такие основные принципы ведения боевых действий: 1) воюющие ограничены в выборе средств; 2) они не должны причинять излишние страдания. решениях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в резолюции ГА 2444 (XXIII) от 19 декабря 1968 г. отмечается: «...право сторон, участвующих в конфликте, прибегать к средствам поражения противника, не является неограниченным». Еще 22 ноября 1868 г. была принята Декларация, которая запрещала «взрывчатые и зажигательные» пули. Она были признана основными европейскими государствами, но соблюдалась недолго, и, видимо, не потому, что декларация как форма международно-правового акта не имеет обязательной юридической силы. Декларация от 17 июля 1899 г. запретила использование «легко-разворачивающихся» или «сплющивающихся» пуль. Судьба этой Декларации была аналогична предшествующей. В двух мировых войнах и в агрессии США против Вьетнама стороны не ограничивали себя в употреблении тех или иных пуль. Это происходит и сейчас. Нельзя сказать, что с таким положением не пытались бороться. В рамках ООН были приняты резолюции Генеральной Ассамблеи — 2674 (XXV) от 9 декабря 1970 г. и 3255 (XXIX) от 9 декабря 1974 г. и другие, — в которых подтверждались запреты, содержавшиеся в упомянутых декларациях. Однако на практике от этого мало что изменилось: в ход по-прежнему идут все пули. Одна из главных причин этого — нет механизма реализации резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, даже принятых единогласно. Правда, формально-юридически сила таких резолюций не обязательна, но нельзя не видеть их очень большой морально-политический потенциал. По здравой логике, в основе такого механизма лежит работа Секретариата ООН, но, как показывает жизнь, он, со всеми приданными ему звеньями в виде комитетов, комиссий и подкомиссий, самоустранился от контроля за реализацией положений принятых резолюций. В результате этого резолюции множатся, как грибы после теплого дождя, но заметного толка от них нет. Недозволенным считается химическое оружие. Морально-психологически оно оказалось «в запрещении» еще в ранние времена республиканского Рима, когда было провозглашено правило: «Война ведется оружием, а не ядом». Правда, за истекшие более двух тысяч лет положение ухудшилось. Яды, и в весьма больших количествах, использовались в XX в. — в Первой мировой войне и американцами во Вьетнаме. Назовем основные документы, которые лежат в основе запрещения химического оружия: на Гаагской конференции 1899 г. была принята Декларация, которая налагала запрет на использование химических снарядов; ст. XXIII Гаагской конвенции 1907 г. запрещала применение яда и отравленного оружия; Женевский протокол 1925 г. запретил использование удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств1. В 1972 г. была принята Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении. В январе 1993 г. была завершена работа над Конвенцией о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении. Ее сразу подписали более 120 государств. В 1980 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении или ограничении применения некоторых видов обычного оружия, которые могут считаться чрезмерно жестокими. СССР ратифицировал ее 2 июня 1982 г. К сожалению, до сих пор не удались попытки запретить и исключить из жизни общества ядерное оружие. В пользу такого запрета постоянно выступали Советский Союз и Китай. Против были ведущие ядерные державы Запада — США, Англия, Франция. Другие западные^ государства оказывали им поддержку в принципе. Россия в настоящий момент объективно перешла на прозападные позиции. В силу этого, пожалуй, работа над запрещением ядерного оружия (как и других сверхмощных видов оружия) фактически приостановилась. В новом Уголовном кодексе РФ в ч. 2 ст. 356 предусматривается: «Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет». Следует отметить, что еще в Гаагские конвенции 1907 г. по инициативе России было включено положение, по которому запрещалось создание «новъ(х видов оружия». Уже тогда ученым было ясно, что перед человечеством открывается весьма трагическая перспектива уничтожать себя во все больших масштабах. Выход мог быть только в безусловном запрещении любых новых видов вооружений. Но «цивилизованные» страны Запада отвергли такую возможность. Империализм — этот генератор войн — направил развитие общества на другой путь, который привел к двум мировым войнам, к сотням других средних и малых войн и вооруженных конфликтов, к созданию фантастических видов оружия. К уже хорошо известным нам химическим и термоядерным вооружениям добавились более «интеллектуальные», но не менее разрушительные, такие как нейтронное оружие, генетическое, инфразвуковое, лазерное, электронное и т.п. Время идет, а новые виды оружия множатся. И все это сопровождается риторикой заботы о сохранении мира. Кто виновники? Правящие круги тех стран, где технически и технологически возможно создание такого оружия. А это значит, опять-таки, лидер империализма — США, которые, как показывают события на Балканах, охотно используют такое оружие, стимулируя тем самым другие страны к подобным действиям. Международное право запрещает вероломные способы ведения войны. К ним относятся: — предательские убийства и ранения; — убийство или ранение сдавшихся в плен; — объявление, что никому не будет дано пощады; — незаконное пользование парламентерским или национальным Запрещается атаковать незащищенные города, села или строения. Должны защищаться храмы, здания науки, культурные и исторические памятники, госпитали и т.п.; запрещается отдавать города (местности) на разграбление. Некоторые поправки в указанные правила войны вносит жизнь, развитие средств военной техники. Ранее считалось, что ежели мирный объект защищен вооружениями, то его разрушение вполне возможно. Смысл состоял в том, что при действии средств ПВО нельзя, скажем, требовать от летчика противной стороны точности в поражении цели, а значит — допустимы жертвы мирного населения. Сейчас наличие сверхточного оружия меняет эту установку: возможно и необходимо поражение только военных целей, Развитие электронных средств ведения войны делает это тем более возможным. Правовое регулирование морской войны. Правила ее ведения регулируются такими правовыми актами: Декларация 1856 г. о морской войне, Лондонская декларация 1909 г.. Лондонский протокол от 6 ноября 1936 г., Женевская конвенция 1949 г. и др. В указанных актах предусмотрен основной принцип: война на море не должна ограничивать свободу судоходства невоюющих стран. Комбатантами на море являются: — военные корабли всех классов; — самолеты военной авиации; — вспомогательные суда ВМФ; — торговые суда, плавающие под государственным военным фла Подлодки являются бесспорным законным средством ведения морской войны, но они должны следовать правилам, предназначенным для надводных судов. По Нионскому соглашению 1937 г. нападение подлодок на суда невоюющих стран в открытом море квалифицируется как пиратство1. Мины также являются дозволенным средством. Их можно ставить в прибрежных водах воюющих стран и в открытом море в районах, которые объявлены зоной боевых действий. Минные поля должны находиться по контролем соответствующих государств; они не должны создавать опасность для мирного мореплавания. По окончании военных действий минные поля снимаются и об этом сообщается другим государствам. IX Гаагская конвенция 1907 г. запрещает обстрел незащищенных портов и других военных объектов. Необходимо по возможности щадить исторические памятники, храмы, госпитали, мирное население. Военно-морская блокада — это особая форма ведения военных действий, при которой нарушаются внешние связи объекта, подвергнутого блокаде. Правила блокады были разработаны и закреплены в Лондонской декларации 1909 г. о праве морской войны. Она допустима при следующих условиях: блокатор должен сделать заявление о начале блокады, ее географических границах, сроке; он должен дать возможность и время судам нейтральных стран покинуть порт блокады. Блокада должна быть одинакова по отношению к судам всех невоюющих наций. В блокируемый порт обеспечивается доступ нейтральных судов с лекарствами и продовольственными товарами для детей в возрасте до 15 лет, беременных женщин и рожениц. Блокада — и это отмечается во всех пособиях по международному праву — является частью войны, а не средством давления. Так, однако, обстояло дело только до тех пор, пока блокада не стала осуществляться в качестве санкций СБ ООН. На примере Ирака и Югославии мы видели отход от прежней практики. Блокада стала тотальной без каких бы то ни было послаблений. А с 1962 г. — во время военно-морской блокады Кубы — она стала применяться как средство военно-политического давления в мирное время. Можно ли ужесточение условий блокады считать тенденцией развития международного права? В качестве временной тенденции так считать можно. Это будет иметь место до тех пор, пока в ООН не прекратится диктат известной группы так называемых великих держав. Они обеспечивают свои корыстные интересы за счет ужесточения санкций ООН. Подобная дегуманизация международных отношений, на наш взгляд, не имеет долгосрочной перспективы. Приз — это государственное или частное судно неприятеля, захваченное на море, а также суда и собственность нейтральных стран, если они доставляют военную контрабанду или оказывают услуги противнику, или нарушают правила нейтралитета. Захваченные в качестве приза суда и имущество являются собственностью захватившего государства. Команды таких судов становятся военнопленными. Законность захвата судна определяется призовым судом, который создается воюющим государством по своему усмотрению. Призовые суды находятся в портах, но имеется также высший призовой суд. Государства пытались создать Международный призовой суд, но неудачно. Не захватываются в качестве приза госпитальные суда и суда, осуществляющие филантропическую или научную деятельность. Освобождается от захвата почтовая корреспонденция, даже если она адресуется неприятелю. Правовое регулирование воздушной войны основано преимущественно не на позитивном праве, а на международном обычае. Из юридических актов следует отметить IV Гаагскую конвенцию 1907 г. (ст. 25 Приложения) и Гаагские правила 1923 г. В них запрещается воздушная бомбардировка с целью «терроризирования гражданского населения и нанесения вреда некомбатантам». В случае нарушения этого правила экипажи самолетов должны привлекаться к уголовной ответственности. Привлекаются к той же ответственности лица, отдавшие преступный приказ. На практике эта правовая норма так и осталась без применения. В прошедших войнах гражданские объекты уничтожались тысячами. Бомбардировкой с воздуха стирались с лица земли целые города. В августе 1945 г. по приказу президента США Трумэна в результате сброса ядерных бомб варварски уничтожены японские города Хиросима и Нагасаки. И никаких юридических последствий! Выше мы указывали, что западные юристы представляют дело так, что отсутствие в законе правовой нормы, якобы, освобождает преступника от ответственности. Подобная позиция абсолютно несостоятельна. Она прикрывает корыстные интересы отдельных правящих группировок, мешающих осуществлению правосудия. Так, например, в нашем случае вполне применимо положение о запрещении бомбардировок с целью «терроризирования гражданского населения». Нетрудно видеть, что оно применимо и к ракетным обстрелам мирных объектов. Можно говорить о недостаточности нормы, но ведь она есть! Нет, однако, механизма ее применения. Запрещено бомбардировать санитарные формирования, применять запрещенные средства войны, нарушать воздушное пространство нейтральных государств. И эти нормы постоянно не соблюдались. Несложно сделать вывод о том, что правовое регулирование воздушной войны, от которой в массовом масштабе страдают мирные жители, является одной из наименее разработанных сфер международного права. В ней, кстати, совсем нет правовых норм, относящихся к ракетной, а тем более возможной ядерной войне. Театр воздушной войны охватывает воздушное пространство над территорией воюющих стран и над районами открытого моря. Комбатантами в воздушной войне являются все воздушные суда вооруженных сил воюющих стран с опознавательными знаками. Правовой режим раненых и больных. К этой категории относятся военнослужащие и гражданские лица, которые воздерживаются от враждебных действий и нуждаются в медицинском уходе. Она включает раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, беременных женщин, кормящих матерей и новорожденных младенцев. Правовой статус указанных лиц регулируется Женевскими конвенциями 1949 г. «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море». К ним имеются также дополнительные Протоколы I и II. Положения указанных актов действуют и в том случае, если война не объявлена, а имеет место вооруженный конфликт или состоялась оккупация территории без вооруженного сопротивления. Покровительство осуществляется одинаково для всех лиц без какой-либо дискриминации. Запрещаются посягательство на жизнь и человеческое достоинство, пытки, захват заложников, наказание без суда, унижения и пр. К военнослужащим применяется режим военного плена с оказанием необходимой медицинской помощи. Запрещается использование раненых для любых экспериментов.. Они должны быть ограждены от ограблений и дурного обращения. Умершие после тщательного обследования и учета предаются земле. Могилы должны оборудоваться в соответствии с принятыми стандартами и содержать сведения о покойниках. Санитарные формирования пользуются покровительством воюющих сторон. К ним приравниваются духовенство и личный состав добровольной общественной помощи, в том числе Красный Крест. Режим военного плена определяется IV Гаагской конвенцией 1907 г., Женевскими конвенциями 1929 и 1949 г. об обращении с военнопленными. К последней имеются дополнительные протоколы 1977 г. К военнопленным относят как комбатантов, так и некомбатантов. Они находятся во власти неприятельского государства, а не частей (лиц), которые их захватили. С ними необходимо недискриминационное гуманное обращение. Их нельзя калечить или использовать для экспериментов. Условия размещения военнопленных должны быть не хуже, чем в армии противника в той же местности. Солдат можно привлекать к физической работе, офицеров — нет. Нельзя использовать военнопленных на военных работах или на работах, опасных для их жизни. Они имеют право получать письма и посылки с питанием и одеждой; могут передавать просьбы и требования властям или жалобы стране-покровительнице и Красному Кресту. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам государства, в плену у которого они находятся. Если они совершают проступки, то судить их должен военный суд. Запрещены коллективные наказания за индивидуальные проступки. Если они совершают попытку к побегу, то подлежат дисциплинарному наказанию. Таким же образом наказываются и их сообщники. Если побег удался, но в последующем лицо вновь попало в плен, на него накладывается дисциплинарное взыскание. Возможно, однако, установление более строгого режима охраны. По окончании военных действий следует незамедлительная репатриация военнопленных. Задерживаются только те, против кого возбуждено уголовное дело либо они уже отбывают наказание. Предусматриваются организация справочного бюро о судьбе лиц, попавших в плен, и общественная (в том числе церковная) помощь военнопленным. Советский Союз не был участником Женевской конвенции 1929 г., равно как и Гаагской конвенции 1907 г., но соблюдал их положения на практике. По ст. 356 УК РФ предусматривается лишение свободы до 10 лет для лиц, которые плохо обращаются с военнопленными. Положение мирного населения в вооруженном конфликте. Можно констатировать, что оно, к сожалению, ухудшается. Если в Первой мировой войне потери гражданских лиц от числа общих потерь составили 5%, то во Второй мировой войне они вышли на уровень 48%, а в ходе агрессии США против народов Индокитая — 90%. Санкции ООН против Ирака в 1991 г. подтвердили эту печальную тенденцию. А агрессия НАТО против Югославии в 1999 г. вывела потери мирного населения на уровень 96%. Общий принцип — военные действия ведутся не против гражданского населения. Его статус регулируется Женевской конвенцией 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны». Предусматривается, что защита предоставляется всему мирному населению на недискриминационной основе. Необходимо принятие мер по смягчению его страданий, порожденных войной (ст. 13). Воюющие должны уважать честь, семейные права и жизнь отдельных лиц; частную собственность; религиозные обряды и убеждения. Конвенция 1949 г. предусматривала ответственность за нарушение статуса мирного населения как непосредственных исполнителей, так и лиц, отдающих соответствующие приказы (ст. 146). 9 декабря 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2675 (XXV) «Основные принципы защиты мирного населения в период вооруженных конфликтов»; но хотя после этого под эгидой ООН состоялась международная конференция по гуманитарному праву, на которой был принят обширный документ, на практике положение мирного населения в ходе военных действий не улучшилось. ООН вновь подтвердила свою неспособность доводить принятые решения хотя бы до минимальных результатов. Статья 356 УК РФ предусматривает, что «...жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества и оккупированной территории... — наказываются лишением свободы на срок до 20 лет». Режим военной оккупации регламентируется IV Гаагской конвенцией 1907 г., Женевской конвенцией 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны» и Гаагской конвенцией 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Военная оккупация — это временное занятие в ходе войны территории противника войсками воюющего государства и принятие им на себя управления этой территорией. Это — временная замена одной власти другой. На оккупированной территории должны быть обеспечены общественный порядок и нормальная жизнь. Оккупация в агрессивной войне столь же преступна, как и сама агрессия. В Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН», принятой в 1970 г., заявляется, что «территория государства не должна быть объектом оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава» и что «никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом применения силы, не должны признаваться законными». При восстановлении и обеспечении общественного порядка оккупант должен уважать существующие законы. Уголовное право оккупированной страны остается в силе. Оккупант издает временные административные акты. Они вступают в силу только после их публикации на местном языке. Действие их не должно иметь обратной силы. Основные положения уголовного процесса оккупированной территории не подлежат отмене. Оккупант не должен запугивать или унижать местное население, он не может принуждать его к действиям, направленным против своего государства. Можно привлекать местных жителей к работам, но нельзя, их депортировать за пределы местожительства. Женевская конвенция устанавливает также, что «оккупирующая Держава не может депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию». Как видим, именно эту недвусмысленную норму нарушал Израиль, перемещая своих граждан на оккупированные арабские территории. Указанные выше Конвенции квалифицируют захват заложников в качестве уголовного преступления. Статья XVI Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. устанавливает, что «частная собственность не подлежит конфискации». Статья 53 Женевской конвенции 1949 г. постановляет: «Всякое уничтожение оккупирующей Державой движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц или государства, общин либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспрещается». Собственность может быть использована на временной основе, после чего она возвращается владельцу. Налоги, вводимые оккупантом, не должны превышать те, которые население платило до оккупации. Продукты могут изыматься у населения с соблюдением двух условий: — они должны быть использованы только на нужды армии, рас — за них положена компенсация деньгами по справедливым К культурным ценностям, которые подлежат защите в ходе вооруженного конфликта, относятся: . 1) ценности (движимые и недвижимые), которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские археологические месторасположения, архитектурные ансамбли; 2) здания, главным действительным назначением которых являет 3) центры, в которых имеется значительное количество культур ценностей». Государство само предпринимает меры по защите своих культурных ценностей, но и другие государства обязаны их уважать. Естественно, что можно уважать только то, что знаешь, а культурно-воспитательная работа в армиях и военных училищах всех стран мира очень далека от совершенства. Упор делается на обучение эффективно разрушать. И это, по-видимому, та проблема, которой мировой общественности следует заняться всерьез. Должен пользоваться покровительством воюющих персонал, который занимается охраной культурных ценностей. Нейтралитет — это неучастие государства в войне и неоказание помощи воюющим сторонам. Нейтралитет может быть постоянным и временным, относящимся к определенной войне. Об этом делается соответствующее заявление. Нейтралитет регулируется положениями V Гаагской конвенции 1907 г., а нейтралитет в военных действиях на море — XIII Гаагской конвенцией 1907 г. Интересно то, что в течение предшествующих 127 лет нейтралитет на море опирался на положения Декларации от 27 февраля 1780 г., которую Екатерина II была вынуждена объявить в связи с тем, что воюющие между собой Великобритания и ее американские колонии в своих действиях на море встали в отношении нейтральных судов на путь пиратства. В подкрепление своей позиции Россия послала в Атлантику большую эскадру, к действиям которой по обеспечению нейтралитета на море присоединились позже суда ведущих европейских держав -Дании, Швеции, Португалии, Голландии, Пруссии, Австрии, Королевства обеих Сицилии. Ее признали воюющие Франция и Испания, а также Соединенные Штаты. Англия сообщила, что она всегда оказывала уважение русскому флагу. Территория нейтрального государства неприкосновенна для воюющих сторон; она ими не используется ни для каких целей. Если на ней оказались военные формирования воюющих стран, они интернируются (разоружаются и размещаются по усмотрению нейтрального государства). Нейтральное государство вправе использовать силу для отражения покушений на его нейтралитет. Оно может, однако, разрешать перевозку по своей территории раненых и больных. В территориальных водах нейтрального государства запрещается захватывать суда воюющих сторон, создавать там базы, устанавливать радиостанции. Нейтралитет в воздушной войне нормами права не оговорен. На него распространяются общие правила нейтралитета. Окончание войны. Военные действия прекращаются перемирием или капитуляцией. Перемирие может быть общим или местным, на каком-то участке фронта по договоренности командующих противных сторон. Общее перемирие заключают компетентные органы государства. Согласовываются время и условия перемирия. В современных условиях это может происходить по инициативе и под контролем СБ ООН. При капитуляции побежденный утрачивает даже формальное (в том числе юридическое) равенство с победителем. Победитель диктует условия перемирия. Ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Она прекращается при наличии таких условий: 1) односторонней декларации. Советский Союз прекратил состоя 2) двусторонней декларации. Например, советско-японская декла 3) мирного договора, который окончательно подводит черту под Война — это своего рода коллективное помешательство общества, и, конечно же, нужно сделать все, чтобы исключить ее из жизни людей. Но это не делается путем принятия однозначной юридической нормы. Дело в самом человеке. «Быть может, — писал известный немецкий писатель Э.М. Ремарк, — только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой», или, как призывает Библия, один никак не может возлюбить другого. Но если человек столь жестокосердный, что не может избавить себя от войн, то он должен, по крайней мере, подчинить их какому-то разумному порядку, который появился не вдруг, не сам по себе, а есть выстраданный опыт предшествующих поколений. Было бы большим грехом не взять на вооружение весь этот опыт.
Date: 2015-09-24; view: 431; Нарушение авторских прав |