Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 4 международная ответственность государств
Ответственность государства (правовая) в международных отношениях наступает тогда, когда оно в силу определенных обстоятельств нарушило сложившийся международный правопорядок или своими действиями нанесло ущерб другому государству. Естественно, что, говоря о государстве, мы подразумеваем субъект международного права, поскольку ущерб или нарушение правопорядка может последовать и со стороны международной организации, также обладающей правосубъектностью, или со стороны нации (народа), борющейся за реализацию своего права на самоопределение. Как и вообще в жизни, международное правонарушение может быть умышленным или неумышленным. В первом случае речь идет о международном деликте. И нетрудно видеть, что из деликта вытекает бесспорная обязанность субъекта возместить причиненный ущерб. В то же время при отсутствии явного умысла или намерения в действиях (бездействии) виновного ответственность может и не возникнуть. Особенно опасны международные деликты, которые по своим характеристикам могут быть приравнены к международным преступлениям. Сюда относятся агрессия (во всех ее формах, а не только вооруженная), политика расизма, апартеид, геноцид и пр. Международный деликт имеет место, если: 1) правонарушение может быть вменено конкретному государству; 2) образ действий государства находится в противоречии с нормой Обычно государства не берут на себя международно-правовых обязательств, если они не соответствуют их внутреннему правопорядку и если нет намерения этот правопорядок изменить. Но бывают случаи, когда такое происходит. Например, государство в силу внутренних причин приняло такой закон о правовом положении иностранцев, который в чем-то не следует ранее принятым им на себя международным обязательствам. Имеет место деликт, который может вызвать протест иностранных государств. Деятельность государства происходит не сама по себе, а посредством индивидов. Именно их деятельность вменяется в вину государст- ву. Вменяется, поскольку государство само уполномочило этих индивидов на ведение той или иной деятельности, которая должна соответствовать обязательствам, принятым на себя государством. Другими словами, государство несет ответственность только за те действия индивида, которые оно ему поручило (вменило). Если же должностное лицо нарушило международные обязательства своего государства по собственной инициативе, то оно само в индивидуальном порядке пожинает плоды этого. Однако эти нюансы (поручило государство или имеет место личная инициатива) не могут быть широко известны. Соответственно международное право рассматривает все действия, совершенные индивидами, которые действовали в качестве государственных должностных лиц, независимо от того, были ли эти действия в рамках установленных полномочий. Вот весьма простые примеры. 1) Капитан в иностранном порту велел своим матросам изловить 2) Полицейские в погоне за какой-то личностью (или по иному Если будет доказано, что должностное лицо (капитан, полицейские) действовало в данном качестве вне полученных полномочий, — имеет место не деликт, а правонарушение, за которым следует персональная ответственность. Отметим, что для других государств значение имеют не нормы права государства-нарушителя, а его действия. Международное право не может предписать государствам издание определенных законов, но оно может и предопределяет определенные действия (поведение), оставляя за государством выбор мер, способных обеспечить выполнение его обязательств по международным соглашениям. Отсюда вытекает, что отсутствие необходимого внутреннего закона не является неправомерным. Только действия (или бездействие) государства могут быть деликтны. Государство также не обязано отчитываться перед кем-либо о положении дел во внутреннем законодательстве. К примеру, мы приняли основные международные нормы относительно прав человека, но сами определяем необходимый механизм их реализации. Другие государства могут поднимать этот вопрос лишь в том случае, если в ре- зультате нашего небрежения страдают их граждане или вообще прямо затрагиваются их интересы. Деликт может выразиться в деятельности или бездеятельности, которая, с точки зрения внутреннего правопорядка государства, относится к его административной функции. Оценка его действий дается на основе норм международного права. Внутренняя квалификация действий административных должностных лиц в данном случае не имеет значения. Нельзя, скажем, оправдывать положениями федеральной конституции уклонение членов федерации от международных обязательств государства в целом. Приведем примеры из истории. В 1891 г. в Новом Орлеане (штат Луизиана) толпа линчевала нескольких итальянцев, которых освободили из-под стражи и оправдали в деле об убийстве префекта полиции. Правительство США пыталось уклониться от ответственности, ссылаясь на законодательство штата. Италия, однако, настаивала на выполнении правительством США федеральных обязательств перед Италией. В результате семьям жертв была выплачена компенсация. Правительство США приняло всю вину на себя. В 1906 г. власти Калифорнии отказали японским детям в приеме в американские школы. Япония протестовала. Протест был принят. Федеральное правительство отменило решение властей штата. Верховный суд США поддержал федеральную позицию. Пример из современности. Федерация горских народов Кавказа направила добровольцев для участия на стороне Абхазии в ее вооруженном конфликте с Грузией. Можно вполне понять политические мотивы подобных действий, но, с точки зрения международного права, ответственность за них должна нести Россия, не принявшая должных мер противодействия. Обратим внимание на то, что Федерация горских народов — субъект российского правопорядка — нарушила действующие законы. Но положение получается иным, если добровольцы отправляются на войну по собственной инициативе. Речь идет именно о добровольцах, а не наемниках. Деликт может выражаться в действии или бездействии, которые с точки зрения внутреннего права относятся к судебной компетенции. Судебное решение может противоречить международному праву, хотя бы и не умышленно, поскольку судья не застрахован от ошибки: он может неверно понять либо норму внутреннего права, либо международную. Например, может случиться ошибка в отношении того, кто пользуется дипломатическими привилегиями. По международному праву этими привилегиями пользуются только дипломаты. И судья из этого будет исходить. Но на практике по взаимной договоренности такие привилегии могут быть распространены на технический персонал. Этого судья может не знать. Судебное решение, с точки зрения международного права, является не чем иным, как осуществлением деятельности государства, к которой применимы международно-правовые оценки. Не решения как таковые, а деятельность государства составляет международный деликт. Что касается независимости судей, то она относится только к внутреннему правопорядку. По отношению к другим субъектам международного права государство выступает как единое целое, а не только как исполнительная или судебная власть. Деликты могут совершаться индивидами: покушение на иностранных лиц; нападение на дипломатические представительства; оскорбление флага или герба иностранного государства; оскорбительные публикации и т.п. Эти деликты могут быть индивидуальными или коллективными. С точки зрения формы здесь нет государственной'деятельности. Но есть, на наш взгляд, государственная ответственность. Такой подход, однако, не универсален. Имеют место две концепции: 1. Германская — за деликт отвечают все лица и государственные 2. Романская — в формулировке «без вины нет ответственности». Употребляя слово «ответственность» в узком смысле, вряд ли можно настаивать на том, что государство отвечает за действия индивида. Оно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из норм международного права. Обязательства могут быть непрямыми. В них, например, нет речи о том, какие меры необходимо принять по охране иностранного посольства — это внутренняя компетенция государства, — но имеется общая норма об охране чести и достоинства дипломатического представительства. Международный деликт будет иметь место не только в связи с враждебным актом против посольства, но и в случае, если государство попытается уклониться от ответственности за него. В уголовных кодексах ряда государств предусмотрены меры ответственности индивидов за международные преступления: терроризм, работорговлю, пиратство и пр. Действия индивидов в данном случае порождают два юридических факта — во внутреннем и международном праве. Из этого следуют два вида ответственности и устанавливается связь между ними по принципу «йет наказания, если нет закона». Несмотря на то, что указанный принцип — постоянно действующий, даже вопреки требованию о неотвратимости наказания за совершенное преступление, в случае необходимости приходилось разрабатывать специальные нормы международного права. Так, в 1943 г. была принята Московская декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства. В 1945 г. союзники по антигитлеровской коалиции приняли Лондонское соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси и Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге, а в 1946 г. был принят Устав Международного военного трибунала в Токио. Указанные документы создали базу для суда над руководителями германо-японской коалиции. А другая сторона, естественно, за совершенные преступления (например, полное уничтожение с воздуха англо-американцами города Дрезден или использование США атомных бомб против мирных городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 г.) наказания не понесла. Их рассматривали как неизбежные издержки войны. С 1978 г. ООН работает над Кодексом преступлений против мира и безопасности человечества. Проект его был подготовлен Комиссией международного права еще в 1956 г., но... воз и ныне там: против кодекса выступают США. В отсутствие кодекса СБ ООН, видимо, заполняя пробел, решил сотворить собственное судилище: 22 февраля 1993 г. он принял резолюцию о создании международного трибунала для судебного преследования лиц, подозреваемых в серьезных нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, начиная с 1991 г. СБ ООН, как видим, попытался повторить то, что державы-победители (ставшие затем постоянными членами Совета Безопасности) сделали для наказания фашистских военных преступников. Но в отличие от своих предков члены СБ ООН в 1993 г. никого не победили, а кроме того, не имели прямых полномочий от государств — членов ООН на создание международных органов. Никем не признанный в своем правовом качестве Гаагский трибунал превратился в политический фарс. Самой идее международной уголовной ответственности индивидов за международные преступления был нанесен большой удар. Неправомерные действия. Если действие нанесло ущерб, но не было следствием нарушения обязательств по соглашению, оно не может считаться неправомерным. Когда речь идет об отношениях между государствами, то более существенным является момент политический, а не материальный. Ни в одной области человеческих отношений не звучит столь справедливо поговорка: «Если человек сам унижается, он заслуживает того, чтобы другие унижали его». Оценка действий государства дается только в соответствии с действующей правовой нормой. Действия государства должны противоречить не международному праву вообще, а конкретной норме. Материальная компенсация со стороны государства в пользу физических или юридических лиц мс\жет иметь место только в том случае, если материальный ущерб действительно имел место. Государство не компенсирует моральный ущерб. Вина государства — это условие его международной ответственности. Но взгляды авторитетов права по этому вопросу расходятся. Все-таки государство выступает на мировой арене через своих должностных лиц. Это они совершают те или иные действия, а значит — они и виновны. Может ли общество (государство) отвечать за действия своих руководителей? По мнению одних — да. Другие говорят — нет. Скажем, ответил немецкий народ за злодеяния фашистского режима? По большому счету — несомненно. Но формально-юридически ответили руководители государства. Впрочем, ответственность их возникла только в силу того, что они проиграли войну. Как и президент Панамы Норьега, угодивший в тюрьму только потому, что ошибся в выборе действий и проиграл американцам. А как быть с государственной ответственностью Ирака за оккупацию Кувейта? Опять-таки народ (государство) пострадал физически, но, как и в случае с Германией, никто не возложил на него вину. Даже при всем том, что государству вменяются действия индивида (органа), его нельзя рассматривать виновным, поскольку вина его, пожалуй, состоит только в создании условий, при которых должностное лицо вызвало международный деликт. До сих пор государство помимо его воли не судили, а значит, виновным не признавали. Международное право признает случаи, исключающие международно-правовую ответственность государства. Это происходит тогда, когда действия: 1) совершены в порядке необходимой самообороны; 2) вызваны состоянием крайней необходимости; 3) вызваны необходимостью оказать самопомощь. Все эти действия, как мы видим, относятся к вопросу сохранения государства. А международный правопорядок дает возможность сво- им субъектам гарантировать собственное выживание, но предоставляет им в этом случае свободу действий. Так, например, если в особо трудный период своего существования государство временно отказывается платить свои международные долги, оно не подлежит осуждению. Единственное требование: указанные действия должны быть минимальны. Они должны ограничиваться именно крайней необходимостью. А вот при трактовке «крайней необходимости» мнение государства-нарушителя стоит не больше, чем мнение других. Налицо спор, который разрешается с помощью средств, предусмотренных международным правом. Если же речь идет о военных действиях, то они в той мере неправомерны, в какой нарушают право войны. Здесь имеет место некоторый нюанс. Ответственность возникает за нарушение конкретной нормы права войны. Так, применение американцами ядерного оружия в войне с Японией в августе 1945 г. не могло формально повлечь международной ответственности США, поскольку не было нормы, запрещающей оружие подобного рода. Здесь мы видим существенную слабость международного (как и внутреннего) права. За очевидные преступления, даже не обозначенные в соответствующем кодексе, ответственность должна возникать неизбежно. Впрочем, США, разрушив Хиросиму и Нагасаки, уничтожив 150 тысяч мирных жителей, все равно должны были быть ответственны, поскольку применили оружие, причиняющее особо тяжкие страдания. И применено оно было против мирного населения. В этом смысле были нарушены все нормы международного гуманитарного права (см. лекцию 6). С другой стороны, американцы широко применяли химическое оружие во Вьетнаме, но... они не были участниками Женевского протокола 1925 г., запретившего использование химического оружия в военных действиях. В последние годы, разработав гораздо более мощные вооружения, США под давлением общественности стали участником упомянутого протокола. Стали, когда уже были достигнуты международные соглашения не только о запрещении применения, но и о ликвидации химического оружия. Неправомерное действие влечет за собой обязанность нарушителя возместить (удовлетворить) ущерб и право потерпевшего требовать возмещения. Первый не может отказаться от своей обязанности, а второй может отказаться от своего права. Из неправомерного действия (деликта) вытекают: 1. Удовлетворение — когда речь идет о нематериальном ущербе, хотя возмещение может быть и материальным. 2. Возмещение — реституция (восстановление прежнего положения) и возмещение убытков. Возмещение прямых убытков не создает проблем. Сложнее решается вопрос об убытках косвенных (упущенная выгода). На практике может также иметь место сочетание одного и другого. Так, по окончании войны виновное государство (обычно проигравшее) обязано в определенной мере возместить ущерб, причиненный войной (включая и косвенные убытки). В этом случае речь идет о репарациях. Таковые Германия и ее союзники выплачивали после Первой и Второй мировых войн. Разновидностью репараций может быть контрибуция — платежи, налагаемые на побежденное государство, в пользу государства-победителя. Сейчас, правда, международное право контрибуцию как форму ответственности не признает.
Date: 2015-09-24; view: 2001; Нарушение авторских прав |