Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 2 источники международного права
Говоря об источниках права, да и о самом праве, нельзя не раскрыть такое понятие, как юридический факт. Именно юридический факт имеет в виду творец и применитель правовых норм, а не абстрактные действия субъектов международного права. Впрочем, и внутренние правопорядки предполагают наличие юридических фактов, а не обычные (физические) действия индивидов. Итак, юридический факт — это любой факт, который в рамках данного правопорядка порождает определенные последствия в виде конкретных прав и обязанностей для субъектов этого правопорядка. Увязка юридического факта с правопорядком органическая. Сколько правопорядков — столько и юридических фактов. Конечно же, юридический факт происходит из факта материального. Он становится таковым лишь в том случае, если материальное (физическое) действие субъекта правопорядка принимается к производству компетентными органами (лицами) данного правопорядка. Одно и то же физическое действие субъектов в различных правопорядках вызовет к жизни разные юридические факты. Так, кража, совершенная российским гражданином в Польше, будет по-разному оценена в российском и польском правопорядках, произведет два юридических факта. Разными будут и юридические последствия. Значит, последствия одного материального (физического) факта могут иметь не одно юридическое последствие. Все зависит от того, какую юридическую квалификацию в том или ином правопорядке получает этот факт. Но также ясно, что такой материальный факт, как кража, может стать юридическим только в том случае, если он стал известен, принят к производству. Другой пример — брак российской гражданки с иностранцем. С учетом соответствующих документов этот брак будет признан за рубежом в качестве юридического факта, он повлечет за собой там права и обязанности для лиц, вступивших в брак. Но он может не оказаться таковым в России, если при этом был нарушен российский закон. Может случиться так, что международно-правовые нормы признают лишь тот юридический факт, который получил должную квалифи- кацию во внутреннем правопорядке. Так, например, для того, чтобы добиться выдачи преступника, необходимо, чтобы его действия были признаны преступлением в той стране, где эти действия имели место. Самый простой пример — дело с невыдачей Великобританией литератора Рушди, пасквильное произведение которого в адрес Аллаха не было признано преступлением по английскому закону. Равным образом, кстати, внутренние нормы признают в качестве юридического факт, который квалифицируется определенным образом международным правопорядком. Например, объявление состояния войны (нейтралитета) вызывает должную реакцию в правопоряд-ках заинтересованных сторон: они приводят свои действия (позицию) в соответствие с доведенным до них международным юридическим фактом. Понятно, что юрист имеет дело исключительно с юридическим фактом. По своему происхождению факты бывают: 1) природного характера: реки, моря, воздушное пространство 2) вытекающими из жизни индивида, но касающимися государст 3) относящимися к деятельности государств. Речь идет о воле При этом будем иметь в виду, что в отличие от внутреннего международное право не признает института давности как приобретатель-ной и погасительной, так и в форме immemorabile (случаев, существующих с незапамятных времен). Для установления, приобретения или потери прав недостаточно одного истечения срока. Необходимо определенно выраженное волеизъявление государства. Под «определенно выраженным» мы понимаем такую государственную волю, которая приобрела форму правовой нормы. Совсем недостаточно сделать заявление, даже на самом высоком уровне (правительство, президент). Скажем, президент США мог заявить в апреле 1993 г., что его страна готова выделить в «помощь» России 1,6 млрд долл. Но из этого заявления не вытекали конкретные юридические обязательства для США и права для России. Предшественник Клинтона обещал еще больше — 24 млрд долл., но... Россия так ничего и не получила. Для реализации указанных обещаний необходимо было применять известные процедуры, которые имели бы своим результатом конкретную правовую норму. Такая норма, наделяя стороны правами и обязанностями, была бы источником правоотношений. А поскольку на практике между государствами формируются тысячи различных норм, мы можем сделать вывод, что основным количественным источником международного права является договорная норма. А под юридическими источниками вообще понимаются формы, в которые облекаются нормы международного права, выработанные в результате согласованного волеизъявления субъектов международного права. Конечно, в широком смысле источником любого права, в том числе международного, являются материальные условия жизни общества. В эпоху феодальной раздробленности источником права мог быть каприз феодала. По таким капризам начинались войны, восстанавливался мир, в тюрьму заключали дипломатических представителей другого феодального суверена. И лишь с XIX в. можно видеть выход на первый план принципа народовластия. Этим принципом буржуазия прикрыла свое фактическое господство в национальных государствах. Но, кстати, и он же был использован при выходе на мировую арену большинства бывших колониальных народов, формирующих свои государства. Просидев, как за щитом, за принципом народовластия более сотни лет, буржуазия метрополий, хотя и упорно сопротивляясь, вынуждена была признать право бывших колониальных стран и народов на этот «щит». С другой стороны, когда мы говорим о материальных условиях жизни общества как об источнике международного права, мы не можем не видеть, как меняются эти условия. Одно дело, когда нормы права вырабатывались в многополярном мире первой четверти XX в., другое — когда мир стал трехполярным (мир социализма, развитой капитализм и так называемый третий мир), и третье — в современных условиях, когда определилась тенденция к закреплению однополяр-ности: правовые нормы создаются во многом под диктовку США. В этих условиях даже внутренние нормы, принятые в конгрессе США, приобретают черты своеобразного источника норм международного права. Конечно, это явление временное, но нельзя не признать, что, скажем, решение конгресса США по ввозу (вывозу) товаров вызывает международно-правовую реакцию едва ли не во всем мире и появление новых норм международного права. Точно так же внутренняя политическая борьба в России усиливает тенденцию к сговору западных стран в вопросах финансов, инвестиций, торговли с Россией, поощряя правовое оформление этого сговора. В любом случае внутренние государственные акты — это условие, но не источник международного права. В качестве основных источников современное международное право выделяет три группы норм. 1. Норма международного договора. Этот международно-право 2. Норма международного обычая. Этот источник характеризует Хорошим примером силы и качества обычая как источника международного права может служить развитие ситуации в настоящее время на Каспийском море. Мы говорим о «море» весьма условно, поскольку официальная позиция России причисляет Каспий к озеру. Сложность ситуации в том, что Каспийское море богато природными ресурсами. Там и нефть, и газ, и, конечно же, рыба. До распада Советского Союза международные договоры России царской и России советской с Ираном предусматривали совместное владение Каспием. Жизнь, однако, пошла другим путем. Иран не проявил интереса ко всему бассейну, он ограничил свою хозяйственную активность южной частью моря, и, в конце концов, стороны де-факто согласились на линию раздела, которая являла собой продолжение выхода к Каспию азербайджанской границы с Ираном до ее соединения с выходом к морю туркмено-иранской границы. Море поделили, и ограничение любой деятельности сторон своей зоной стало обычаем. Иран это устраивает и по сей день. А четыре республики, бывшие субъектами СССР, вступили в правовой конфликт. Россия стоит за соблюдение положений договоров о совместном использовании Каспия, а Азербайджан, Казахстан и Туркмения ссылаются на сложившийся обычай п предлагают весь Морской (озерный) бассейн разделить на зоны. Не будем уточнять, кто из сторон прав (поживем-увидим), но похоже, что задачи перед российской дипломатией в связи с Каспием почти неразрешимы, если на помощь праву не поспешат экономика и политика. В силу надежности обычая западная доктрина ставит его на первое место в списке источников международного права. 3. Нормы постановлений международных организаций. Этот источник права сугубо функциональный. Государства актом своего волеизъявления создают международную организацию и возлагают на нее определенную функцию в какой-либо сфере межгосударственных отношений. Скажем, на ЮНЕСКО возложили функцию содействия сотрудничеству государств в сфере образования, науки и культуры, на МАГАТЭ — в сфере атомной энергетики, на ФАО — в сфере продовольствия и сельского хозяйства, на ВОЗ — в сфере здравоохранения, на ИКАО — в сфере международных авиаперевозок, на ВТО — в сфере международной торговли и тарифов, на ЕЭС — региональное сотрудничество стран западной Европы, на ООН — всемирное сотрудничество государств. В рамках своей компетенции международные организации принимают постановления, обязательные к выполнению для стран-участниц. Предусмотрены определенные процедуры принятия таких решений и рамки их действий. Все решения международных организаций должны строго соответствовать основным нормам и принципам действующего международного права. Такие принципы и нормы зафиксированы в Уставе ООН, других крупных международных актах. На международных форумах под эгидой ООН они развивались и углублялись при обязательном условии, что с этим процессом были согласны все государства мира, по крайней мере, их подавляющее большинство. Из сказанного вытекает, что постановления международных организаций, являясь узкими по сфере применения, — вторичны по отношению к волеизъявлению государств, их создавших. Это дает основания отдельным юристам-международникам сомневаться в обоснованности утверждений, что постановления международных организаций являются источником международного права. Какой же, говорят они, это самостоятельный источник, если он течет не свободно, а по руслу, проложенному кем-то? Формально-юридически в этом, возможно, есть смысл, но, хотим мы этого или нет, постановления этих организаций играют слишком важную роль в жизни мирового сообщества, чтобы их можно было даже формально считать второстепенными. Сейчас это, пожалуй, тем более так, поскольку рожденные государствами международные организации в значительной мере вышли из-под их контроля. Кто, скажем, контролирует действия СБ ООН? А МВФ? В этих и других организациях дает о себе знать не только воля наиболее значительных государств (в первую очередь США), но и подчиненная им чрезмерная самостоятельность работающих там профессиональных бюрократов, понимающих, что их благополучие зависит от сильных мира сего. 4. Международный прецедент и доктрина международного права. Это вспомогательный источник международного права, скорее, возможно, — средство толкования правовых норм. Так, Международный Суд ООН применяет «судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм» (ст. 38 п. 1 Статута Международного Суда). Следует иметь в виду, что в западной юриспруденции правовой прецедент, особенно судебный, играет исключительно важную роль. Часто по эффекту своего воздействия на судебный процесс прецедент приравнивается к норме закона. С правовой точки зрения, в этом виден значительный смысл, поскольку правовая преемственность укрепляет правовую стабильность, а это, в свою очередь, благотворно сказывается на процессах общественного развития. Право должно быть авторитетным, иначе с ним не считаются. Уважение и признание прецедента создает такой авторитет. Но признать и уважать можно лишь то, что доступно твоему вниманию. Прецедент должен быть для юриста доступен. На Западе так дело и обстоит. А у нас, в России, даже законы — и те едва-едва достаем. В этих условиях, когда не только прецедент решения конкретного частного дела, но и позицию страны в краткой давности по серьезному вопросу отыскать трудно, законодательный акт не достать, отношение российских юристов к прецеденту всегда было и остается более чем сдержанным. Что же касается доктрины, то нельзя отрицать ее весьма большого влияния на развитие международного права. Это своего рода материальное условие или же — источник в широком смысле. Характерный пример — советская доктрина международного права. В основе своей она всегда была антивоенной, социально ориентированной. Известны усилия советской стороны с целью обуздать насилие в мире (от актов агрессии до терроризма), начать процесс разоружения, поставить агрессивные акты вне закона. Настойчивые действия советской стороны по внедрению в Пакты о правах человека прогрессивных социальных норм привели к тому, что ряд стран, и в частности США, так и не смогли эти Пакты ратифицировать. Велик положительный вклад советской доктрины в сферу гуманитарного права, относящегося к вооруженным конфликтам и запрету на использование наиболее жестоких видов оружия. В целом процесс развития и кодификации международного права всегда испытывал на себе благотворное воздействие советской доктрины международного права. Можно обоснованно утверждать, что пока в практике международных отношений применялась и существовала эта доктрина — в них сохранялся относительный правопорядок. Отказ российской дипломатии от советской доктрины международного права (без наличия собственно российской доктрины) привел к размыванию мирового правопорядка, установленного на принципах Устава ООН, т.е. на основных общепризнанных принципах международного права. Оказались под вопросом сами принципы, хотя формально-юридически они все еще остаются в силе. Общие принципы международного права упомянуты в Уставе ООН и Заключительном акте Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Наиболее полно изложены они в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. Вот они вкратце: 1. Суверенное равенство государств и уважение прав, присущих Налицо была попытка отойти от основополагающего принципа международного права. Она тогда не прошла. Сейчас же принцип суверенного равенства государств вновь пытаются ревизовать. Попытки эти чрезвычайно опасны для мирового правопорядка, поскольку минируют саму его основу: этот принцип сродни принципу равенства всех граждан перед законом. Нарушьте такое равенство — общество станет бесправным. 2. Неприменение силы или угрозы силой. Этот принцип является Статья V Пакта Лиги Арабских государств (1945) запрещает «прибегать к силе для урегулирования споров, которые могут возникнуть между двумя государствами — членами Лиги». Договор НАТО (1949), ст. I — «договаривающиеся стороны обязуются... воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Акты агрессии НАТО против Ирака (1991 г.), Югославии (1999 г.) и Афганистана (2001-2002 гг.) показывают, насколько блок выполняет главную статью собственного Устава. Устав ОАГ, ст. 5 (е): «американские государства осуждают агрессивную войну; победа не дает прав». Межамериканский договор о взаимной помощи (1947), ст. I: «Высокие Договоривающиеся Стороны официально осуждают войну и обязуются в своих международных отношениях не прибегать ни к угрозе, ни к применению силы в любой форме, несовместимой с положениями Устава ООН и настоящего Договора». «Выражение «в любой форме» позволяет понимать, что «сила» может быть не в своей единственной форме — вооруженной». 3. Нерушимость государственных границ. 4. Территориальная целостность государств. 5. Мирное урегулирование споров (см. лекцию 5). 6. Невмешательство одних государств во внутренние дела других. Ст. 16: «Никакое государство не может применить или стимулировать принудительные меры экономического или политического характера в целях повлиять на суверенную волю другого государства или извлечь из этого какие-либо выгоды». 7. Уважение прав и основных свобод человека, в том числе и в 8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. права североирландцев в Великобритании и басков в Испании, на положение в Сомали, в Афганистане, то даже этого достаточно для констатации того факта, что подорваны в своей сути все вышеизложенные принципы. 9. Сотрудничество между государствами в соответствии с Уставом ти сотрудничества, хотя понимают это по-разному. Для Запада — это возможность продолжения эксплуатации более слабых стран и регионов, к коим относятся как уже достаточно обобранный развивающийся мир, так и регион, ныне называемый СНГ. Факты свидетельствуют об эксплуатации, но... называется это сотрудничеством. Кстати, в доперестроечный период у нас много писалось о грабеже империалистами стран третьего мира. На этой позиции находились практически все ученые-юристы, как и сотрудники СМИ. Но сейчас модным стало говорить о сотрудничестве. А как на самом деле? 10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву, тот самый вышеизложенный принцип pacta sunt servanda. Имеет ли он место? В целом да, но уместно в этом случае поставить вопрос о действительности договоров, поскольку лишь надлежащим образом заключенные договоры подлежат исполнению. Каким образом можно классифицировать изложенные выше общие принципы международного права? Бесспорно видны три категории: 1. Основные принципы обеспечения мира. 2. Основные принципы мирного сотрудничества. 3. Основные принципы защиты прав человека, наций и народов. Их место в перечислении отражает их международную значимость. Попытка поменять эти принципы местами, как показывает практика, может повлечь за собой негативные последствия. Так, неуемный акцент на защите прав человека, в чужеземном понимании этого права, а тем более применяемый избирательно, вызвал в мире много трагедий, и в первую очередь — вооруженных конфликтов. Следование указанным принципам должно быть гармоничным, исходя из того, что в силу специфических условий в разных странах человечество все еще далеко от их единообразного понимания и толкования.
Date: 2015-09-24; view: 387; Нарушение авторских прав |