Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 1 сущность современного международного праваСтр 1 из 17Следующая ⇒
В силу объективной взаимозависимости государства вступают на мировой арене в отношения, именуемые международными. По мере их углубления и развития-и для придания стабильности на определенном этапе эти отношения принимают правовую форму. Происходит это тогда, когда под них подводится правовая норма, признанная в этом качестве заинтересованными сторонами. Таким образом, международно-правовой характер приобретает лишь часть самых разнообразных отношений, которые практически складываются между государствами. И именно эта часть является объектом нашего исследования. Если историк, скажем, исследует во временном пространстве все многообразие межгосударственных отношений и обстоятельства, в которых они имеют место, а экономист из этого выделит решающие экономические факторы, как связанные, так и не связанные с правовыми нормами, то юрист-международник имеет дело только с теми межгосударственными отношениями, в основе которых либо уже лежит конкретная правовая норма, либо ведется работа по созданию таковой. Причем наиболее сложным является для юриста не толкование уже готовой нормы, а процесс становления новой. Изо дня в день государства в отношениях друг с другом производят сотни и тысячи норм. Те из них, которые многократно повторяются и признаются всеми, со временем складываются в принципы. Например, принцип неприменения силы в международных отношениях. Много веков такого принципа не было. Скорее можно даже говорить, что был принцип применения силы. В подтверждение этого стоит сослаться хотя бы на известную работу одного из основоположников международного права голландского юриста Гуго Гроция «О праве войны и мира» (1625 г.). В ней речь идет, что видно и из названия, о праве войны. Со временем, когда средства разрушения стали сверхмощными, с конца XIX — начала XX века, юристы стали выдвигать идеи и претворять их в нормы, направленные на то, чтобы исключить войну из жизни общества. Две мировые войны и их жесточайшие последствия превратили эти нормы в принцип. Однако же принципы действуют не в вакууме, а в обществе, в котором идет постоянная борьба между различными политическими силами. А за этими силами стоят экономические интересы, в том числе и криминальные, которым правопорядок, и международный тоже, ни к чему. Под их нажимом определенные политические силы предпринимают попытки с использованием самых разных предлогов ослабить правопорядок, подстроить его под интересы ведущей группы сообщников. Касательно международного правопорядка речь сейчас, в начале XXI века, следует вести о попытках ревизии, отмены ряда основных принципов и норм, что позволило бы наиболее мощной западной группе государств блока НАТО вывести мировое сообщество из сферы действия «старого» международного права и поставить его под свой непосредственный контроль. Запад, в особенности США, пытается внедрить идею о неравенстве государств и закрепить каким-то образом в международном праве. При этом происходит подлог, игра на бытовых представлениях людей: государства действительно самым разительным образом не равны друг другу. Фактически — да, не равны, а юридически — равны безоговорочно. Так же как и во внутреннем праве все граждане, независимо от их материального и прочего положения, юридически равны друг другу. Если отбросить этот ведущий принцип, то мировое сообщество само себя отбросит лет на 400—500 назад, когда и формально и фактически признавалось и утверждалось неравенство людей и государств. Нет этого принципа — нет права. Он, этот принцип, пока еще есть. И все государства в мире суверенно равны. Скажем, та же Панама. Будь она трижды зависима от США экономически, с точки зрения международного права во всем им равна. А само международное право — это совокупность должным образом признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и действия иных субъектов международного права на мировой арене. Обратим внимание на то, что речь идет о «должным образом признанных» принципах и нормах. Это значит, что соблюдение определенных процедур необходимо для того, чтобы положение какого-то документа приобрело характер правовой нормы. Эти процедуры излагаются в разделе международного права, который называется «Право договоров». Но для большей ясности укажем, что, к пример}', навязанные силой нормы взаимоотношений одного государства с другим не являются правовыми. Так, характер отношений США с той же Панамой, навязанный силой путем вторжения американских войск, не является правовым, хотя Панама сейчас формально и не протестует против этого. Точно так же Запад навязал в 1999 г. «мирное урегулирование» сербам в Югославии. Но в конце концов законность такого «урегулирования» будет находиться все время под вопросом, а в настоящее время, в начале 2002 г., Запад силой устанавливает угодный ему политический режим в Афганистане. Можно ли сказать, что делается это должным образом? Нет, конечно, ибо нарушены все основные принципы и нормы Устава ООН. Другой пример — решения Совета Безопасности ООН по обеспечению мира. По смыслу Устава ООН решения СБ ООН претворяются в жизнь не странами, принимавшими такие решения. Так, если постоянные члены СБ ООН согласятся послать войска ООН в любой регион мира, то они не должны использовать для этого свои войска. Это должны быть войска третьих стран, как правило, развивающихся или нейтральных. И так было всегда. Великие державы в СБ ООН (СССР, КНР, США, Англия и Франция) могли принять решение о посылке войск ООН, скажем, на Кипр, в Конго, Ливан и т.п., но формировались такие войска из контингентов стран, не входящих в западный или советский блок. Войска посылались из Финляндии, Швеции, Ганы, Индии, Нигерии и пр. Какой в этом был смысл? Великие державы могли принять неверное решение в СБ ООН, но могло бы не найтись исполнителей. В любом случае действия СБ ООН охватывали представителей всех трех групп государств — социалистических, западных и развивающихся. Такой практике ООН следовала более 45 лет. С развалом СССР Россия как бы перешла в лагерь Запада. И это существенно изменило положение в ООН: решения о посылке войск ООН стали приниматься великими державами, и они же направляют в эти войска свои контингенты. Это — ревизия смысла Устава ООН и сложившейся практики. Развивающийся мир оказался отодвинутым в сторону. Другое, на что следует обратить внимание в определении понятия «международное право», — это упоминание об иных субъектах этого права. Прежде всего речь идет о нациях (народах), которые обретают свою государственность. Наиболее простой случай — бывшие союзные республики СССР. Несколько сложнее — становление государственности народов Абхазии и Приднестровья. Имеют ли они право на это? Несомненно, поскольку это естественное право каждого народа (как право человека на гражданство при рождении). Это право в силу различных причин может быть не востребовано. И не обязательно на нем настаивать, если это противоречит здравому смыслу; но коли уж народ требует реализации этого права - нет оснований ему отказывать. Порой ссылаются па принцип территориальной целостности, что ни у кого, якобы, нет права эту целостность нарушать. Конечно, одно государство не имеет права нарушать целостность другого, но народы, входящие в состав государства, могут из него выйти, и это право должно быть закреплено в конституции, как это имело место во всех конституциях СССР. Кстати, Грузия и Молдавия сами вышли из СССР, разрушив его целостность, и они не могут отказывать в том же народам, пока что входящим в состав их государств. Иными субъектами международного права являются международные организации. Они созданы государствами для выполнения определенных, конкретно очерченных задач и действуют в рамках того правопорядка, который заложен в их уставных документах. Каким образом проявляет себя международный правопорядок? Известный итальянский юрист Анцилотти писал, что право «выполняет свои функции охраны и интеграции путем разграничения сфер свободы его субъектов и координации их деятельности, поскольку они направляют ее на достижение общих целей». Соглашаясь в целом с этой формулой, отметим, что в качестве основной Анцилотти видит функцию охраны и интеграции. Охраны чего? Безопасности государств. Именно для обеспечения своей безопасности государства прежде всего плодят многочисленные нормы международного права. Они это делают через своих уполномоченных так же, как внутри каждого государства общество через своих законодателей устанавливает определенную систему права. И совершенно очевидно, что чем полнее в ходе международных переговоров будет учтен национальный интерес участников, тем эффективнее и прочнее будет мировой правопорядок. С другой стороны, если возобладают интересы какого-то одного государства или группы государств, тем более хрупким станет этот правопорядок, а международная безопасность будет поставлена под угрозу. А о какой интеграции идет речь у Анцилотти? О сотрудничестве государств, которое, опять-таки, возможно лишь в том случае, если наиболее полно учтены интересы сторон. Каким образом это достигается? Путем, как указывает Анцилотти, «разграничения сфер свободы» субъектов международного права и «координации их деятельности», но... «поскольку направляют ее на достижение общих целей». Здесь также просматривается аналогия с внутренним правом, которое ограничивает свободу граждан во имя достижения общих целей — безопасности и благополучия этих граждан. Особо отметим, что в определении Анцилотти подчеркивается важность достижения общих целей мирового сообщества, а не корыстных целей узкой группы государств. От международного правопорядка должны выиграть все государства вне зависимости от их физических и прочих различий. И когда на практике или в теории говорится о необходимости развивать и совершенствовать международное право, то всегда нужно помнить о том, что развитие желательно и возможно лишь тогда, когда сохраняются основные постулаты международного права, которые вырабатывались и закреплялись в течение тысячелетий. А постулаты эти (или принципы) хорошо известны: суверенное равенство государств; неприменение силы; общая взаимная выгода; мирное разрешение международных споров; невмешательство в дела друг друга; взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности и т.д. Если же вдруг что-либо из изложенного выше или иного объявляется устаревшим, отжившим, то, опять-таки, это должно быть мнение всего мирового сообщества, а не его «цивилизованной» части. В качестве первоначального и самого основного условия нормального функционирования международного права необходимо безусловное признание со стороны его субъектов принципа pacta sunt ser-vanda (договоры должны выполняться). Этот принцип абсолютен, это — высшая норма. Такую норму мы можем отнести к праву естественному, данному нам свыше. А все остальные нормы — право позитивное (согласованное между субъектами). И действительно, нельзя представить себе мирное и выгодное сожительство государств, если какое-то из них станет уклоняться от необходимости выполнять взятые на себя обязательства. Прямым образом даже самые отъявленные возмутители мирового спокойствия не ставили под сомнение принцип pacta sunt servanda. Но они начинали ревизовать сам мировой правопорядок, основанный на этом принципе. Гитлер подверг ревизии правопорядок Лиги Наций, Запад сейчас пытается ревизовать правовую систему ООН. Мировая практика привела к признанию государствами примата (превосходства) права международного над правом внутренним. Вытекает это из того, что право международное само опирается на нормы внутреннего права, в которых выражен общественный интерес государства. Если предположить, что внешние нормы лишь переносят в межгосударственное общение суть внутренних норм, то проблемы примата одних норм над другими не возникает. Если же, однако, внешние нормы (скажем, в вопросах прав человека) пошли дальше внутренних, то первые — зачастую автоматически — начинают действовать во внутреннем правопорядке государства. Подобный автоматизм закреплен в конституциях многих государств (в том числе России), хотя на практике государства обычно вынуждены принимать специальные законы для имплементации (применения) нормы международной во внутренней правовой системе. Например, участие России в Пактах о правах человека привело к принятию соответствующих законов и многих подзаконных актов. Но, отмечая взаимное влияние внешних и внутренних норм, даже своего рода автоматизм их взаимоотношений, будем все-таки помнить, что в принципе каждая норма имеет силу только в правопорядке, частью которого она является. Например, в соответствии с Пактом о политических правах человека СССР (а затем Россия) признал право личности покидать свою страну и возвращаться в нее; а по конституции СССР 1977 г. признавался примат норм тех соглашений, которые СССР должным образом принял; но практическая реализация международных норм о праве на выезд стала возможна только после принятия у нас соответствующего закона, вступившего в силу с 1993 г. Повторим вновь, что в принципе ничто не исключает рецепции (принятия) международных норм внутренним правом. При этом имеется в виду, что рецепция: а) изменяет формальную силу нормы в связи с ее переходом в дру б) изменяет дестинаторов (тех, к кому она обращена) нормы; в) изменяет в той или иной мере содержание самой нормы. В особенности это относится к нормам общего международного обычного права (дипломатическое и консульское право, право войны, морское право и т.п.). Следует иметь в виду, что, однажды приняв на себя международные обязательства, государство не может себя от них освободить, ссылаясь на постановления внутренних законов, равно как и на их отсутствие. Из этого можно сделать вывод, что условия и срок действия норм международного права зависят исключительно от самого международного права. А вот внутренняя норма может зависеть от международного права, особенно если в конституции государства признан примат его. В России это сделано так: п. 4 ст. 15 Конституции 1993 г. сообщает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью правовой системы России; в случае, если положения национального права противоречат положениям международного договора России, следует применять положения международного договора; нормы международного права, касающиеся прав человека, имеют прямое действие на территории Российской Федерации. Закрепив подобные положения в Конституции, наша страна явно пошла «впереди планеты всей», ибо никто столь безоговорочно примат международного права не признает. Благо никто, кажется, не собирается соблюдать эти положения: трудно представить, как мы могли бы оказаться под прямым действием норм Пактов о правах человека. Не стоит, таким образом, переоценивать факт конституционного закрепления преимущества права международного над внутренним. Это совсем не значит, что нормы международного права приобретают таким путем прямое действие во внутреннем правопорядке. Иными словами, вы не можете применить их на практике или сослаться на них в суде. Соотношение норм внутреннего права и права международного не исчерпывается упомянутой отсылкой к положениям Конституции РФ, хотя аналогичные нормы содержат конституции многих стран. То, о чем говорят конституции — конечный результат процесса соот-носимости внутреннего правопорядка и внешнего. Почему государства признали примат международного права? Потому что это не грозит им какими-то серьезными неприятностями. Ведь согласовывая внешнюю норму, вы опираетесь и постоянно оглядываетесь на ваш правопорядок и на ваши национальные интересы. Вы согласитесь лишь на те международные нормы, которые не противоречат вашему внутреннему праву и будут выгодны вам во всех смыслах, если, конечно, не доверите «сапожникам выпекать пирожные». К тому же, даже когда международные нормы «выпечены», их еще должным образом принимают компетентные внутренние органы. Это практически исключает ошибки (принятие невыгодных норм). Впрочем, если со временем вы увидите, что все-таки ошиблись, не огорчайтесь: международное право дает субъектам способ выйти из договора, который обременителен. Просто нужны квалифицированные юристы-международники, которые во всех случаях наиболее полно обеспечат интересы своего государства. В целом же, соотношение внутреннего и внешнего права схематично выглядит так: нормы международного права государства вырабатывают с учетом внутреннего правопорядка; а принятые таким образом международные нормы входят определенным способом в этот правопорядок, в чем-то изменяют его и дополняют; уже этот измененный правопорядок влияет на новые международные нормы и т.п. — все повторяется вновь. Международное право — это особая система юридических норм. Особая потому, что создается субъектами данного правопорядка добровольно и преследует, прежде всего, цель побудить государства к добровольному сотрудничеству друг с другом, опираясь всецело на естественный принцип pacta sunt servanda. Принуждение в международном праве — исключительная мера, применяемая компетентным органом (Совет Безопасности ООН) лишь в целях предотвращения угрозы международному миру и безопасности. Это и позволяет говорить о том, что международное право по своему характеру координационно. Система международного права не тождественна науке международного права. Последняя более субъективна. Она опирается на доктрины, концепции и научные школы, которые, естественно, связаны с национальными интересами, традициями, обычаями, укладом жизни, уровнем развития производительных сил, общественным сознанием и т.п. Нормообразование в данной правовой системе основано на свободно выраженной воле субъектов. Сооветственно в рамках этого правопорядка неверно использовать такие понятия, как «закон», «законность», «законодательство», даже если речь идет об обязательных решениях Совета Безопасности ООН. Нормообразование происходит с помощью тех источников права, речь о которых пойдет в следующей лекции.
Date: 2015-09-24; view: 748; Нарушение авторских прав |