Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности





Одним из основополагающих нормативных актов в федеральном законодательстве в области инноваций являются «Основные направ­ления государственной инвестиционной политики Российской Феде­рации в сфере науки и технологий»[5], определяющие систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов РФ: повышение качества жизни населе­ния, достижения экономического роста, развития фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Эти меры являются неотъемлемой частью общей инвестицион­ной политики РФ.

Главная цель государственной инвестиционной политики в сфе­ре науки и технологий - создание необходимых условий для реализации утвержденных Президентом Российской Феде­рации основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, а также для опере­жающего развития фундаментальной науки, осуществления важ­нейших инновационных проектов стратегического значения [2, 3, 5].

Достижение поставленной цели осуществляется на основе инте­грации усилий государства и предпринимательского сектора эконо­мики, внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного россий­ского и иностранного капитала в сферу науки и технологий. В целях интенсификации достижения цели необходимо:

- повысить эффективность использования средств федерального
бюджета, внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов,
направляемых на развитие сферы науки и технологий;

- обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы в
целях привлечения внебюджетных средств и иных инвестиционных
ресурсов в сферу науки и технологий;

- обеспечить воспроизводство и развитие материально-технической базы организаций, которые осу­ществляют исследования по приоритетным направлениям и техно­логическое перевооружение наукоемких производств;

- реализовать важнейшие инновационные проекты государст­венного значения.

Согласно Основным направ­лениям государственной инвестиционной политики Российской Феде­рации в сфере науки и технологий, определяющими факторами реализации госу­дарственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий будут выступать средства фе­дерального бюджета, внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сферы науки и технологий и государственный заказ на научно-техническую продукцию. Эти два фактора обеспечат увязку планов проведения научных исследований с целевыми програм­мами социально-экономического развития регионов.

Формирование феде­ральных целевых программ в сфере науки и технологий осуществля­ется с учетом следующих принципов:

- обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные исследования – поисковые НИР - прикладные НИОКР - технологии - производство - рыночная реализация» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат – серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах;

- обеспечение концентрации средств федерального бюджета и
внебюджетных средств на реализации приоритетных направлений и
адресности мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности;

- осуществление выбора объектов финансирования на основе их
оценки по научно-техническим, экономическим, экологическим и
другим критериям с учетом возможностей федерального бюджета.

В целях совершенствования государственного регулирования в сфере науки и технологий предполагается обеспечение гармоничного развития сис­темы государственных научных фондов, осуществляющих на кон­курсной основе финансирование инициативных научных проектов, отбираемых самим научным сообществом.

Исполнительным органом, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной дея­тельности выступает Феде­ральное агентство по науке и инновациям. В функции Федерального агентства входит:

- проведение конкурсов и заключение государственных кон­трактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение НИР, ОКР и НИОКР для государственных нужд;

- организация разработки прогнозов развития научной, научно-
технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизы и подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

- ведение единого реестра результатов открытых НИР и ОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Предусматривается, что доля инновационной продукции вырастет в России к 2011 г. в разы и достигнет цифры - 15, к 2016 г. - 18%, а в экспорте соответственно - 12 и 15%. Через десять лет число ученых в возрасте до 39 лет составит почти 40%. Эти и другие показатели должны помочь России постепенно обрести статус высокоразвитой страны, встать в один ряд с законодателями мод в сфере высоких технологий.

Заканчивая обзор федерального законодательства, необходимо отметить документ «Рекомендации по разработке государ­ственной научно-технической политики субъектов РФ»[6]. Данный до­кумент разработан для использования при формировании и реализации государственной научно-технической политики в субъектах РФ и федеральных округах. Документ подготовлен в целях региональной конкретизации основополагающих федеральных документов. В документе подчёркивается, что государственная научно-техническая политика является составной частью социальной и эко­номической политики РФ, устанавливает цели, задачи и формы дея­тельности органов государственной власти РФ в области регулирова­ния научно-технической и инновационной деятельности.

Государственная научно-техническая политика субъектов РФ является ее региональной составляющей, отражая одновременно потребности РФ и субъекта федерации. Региональная научно-техническая политика формируется и проводится при взаимодействии органов государст­венной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Научно-техническая политика субъекта Российской Федерации должна быть нацелена на увеличение научно-технического потенциала и его эффектив­ного использования для обеспечения устойчивого социального и эко­номического развития.

Основными задачами научно-технической политики субъекта Российской Федерации выступают следующие:

- разработка инновационных прогнозов для региона с учетом перспектив научно-технической деятельности;

- выбор приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в регионе, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;

- развитие инновационной деятельности, укрепление связей между научно-технической сферой и сферой производства;

- обеспечение воспроизводства кадрового потенциала научно-
технического комплекса, использование возможностей научно-тех­нического комплекса для подготовки административных кадров, привлечение сил научно-технического комплекса для разработки управленческих решений;

- формирование инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, развитие сферы инфраструктурных услуг для научно-технической и инновационной деятельности;

- обеспечение условий свободной конкуренции для всех субъек­тов научно-технической деятельности;

- формирование правовых, организационных, экономических
условий для осуществления научно-технической деятельности, раз­вития научно-технического потенциала.

Четко определена область полномочий органов государственной вла­сти субъектов РФ. К ней относятся:

- участие в выработке и реализации государственной научно-
технической политики и определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ;

- формирование научных и научно-технических программ и
проектов субъектов и финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

- формирование органов управления в сфере научной и научно-
технической деятельности субъектов Российской Федерации и межрегиональных орга­нов власти;

- контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

- формирование межрегиональных и региональных фондов на­учного, научно-технического и технологического развития;

- осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти РФ.

В Нижегородской областиосновным нормативно-правовым документом по инновационной деятельности является закон Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной дея­тельности в Нижегородской области» [7]. Этим законом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением органами государственной власти Нижегородской области мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории Ниже­городской области.

Законом определены цели, задачи и стратегия инновационной политики, нормативно-правовые, экономические и организационные условия инновационной деятельности, формы взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и органами государствен­ной власти.

В качестве основной цели государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области декларируется повышение качества жизни населения на основе обеспечения устой­чивого сбалансированного экономического развития области, бази­рующегося на росте инновационного потенциала и конкурентоспособно­сти предприятий, вывода инновационной продукции на внешний рынок.

Законом определены субъекты государственной поддержки инновацион­ной деятельности на территории Нижегородской области. Ими яв­ляются:

а) субъекты инновационной деятельности;

б) субъекты ин­фраструктуры инновационной деятельности.

Физические и юридические лица являются субъектами государ­ственной поддержки инновационной деятельности только на срок действия соглашения о предоставлении государственной поддержки.

Законом определены механизмы реализации инновационной политики на территории области и меры государственной поддержки, которые включают в себя:

- финансирование инновационной деятельности за счет средств
областного бюджета;

- предоставление инвестиционного налогового кредита и налоговых льгот на осу­ществление инновационной деятельности;

- предоставление государственных гарантий Нижегородской об­ласти по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств на осуществление инновационной деятельности;

- частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлекаемых для реализации приоритетных инновационных проектов в порядке, установленном правительством Нижегородской области, при условии, если
законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусмотрены средства на указанные цели;

- освобождение от арендной платы за земельные участки, ис­пользуемые в целях реализации приоритетных инновационных про­ектов, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Феде­рации и Нижегородской области.

Для субъектов инфраструктуры инновационной деятельности на территории Нижегородской области предусмотрено финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижего­родской области. Указаны источники финансирования субъектов государственной поддержки инновационной деятельности:

- бюджетные источники финансирования инновационной деятельности;

- средства, привлекаемые субъектами государственной поддержки инновационной деятельности из внебюджетных источников, в том числе средства коммерче­ских, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компа­ний и фондов, страховых организаций, инновационных (венчурных инновационных) фондов и иные источники;

- другие, не запрещенные законодательством источники.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджет­ных и внебюджетных источников может осуществляться на возврат­ной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством РФ и законодательством Нижегородской области. Более детально механизм государственной поддержки прописан в Положении о порядке предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности. В Положении выделяются критерии отбора ин­новационных проектов и проектов по созданию и развитию инфраструктуры инновационной деятельности. Для оказания государственной поддержки таковыми являются соответствие основным направле­ниям социально-экономического развития Нижегородской области, приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий и наличие интегрального эффекта, основ­ными составляющими которого являются:

- экономическая и бюджетная эффективность (отражает последствия реализации инновационного проекта для федерального, областного и местного бюджетов);

- социальная эффективность (увеличение количества рабочих мест, улучшение условий труда, структуры производственного персонала, уровня здоровья населения, улучшение жилищных и бытовых условий, снабжение населения отдельными видами товаров, экономия сво­бодного времени населения и т.п.);

- маркетинговая проработанность проекта и наличие платеже­способного рынка для предлагаемого инновационного продукта.

Учитываются конечные производственные результаты, прямые финансовые результаты, участие в федеральных целевых программах, кредиты и займы банков и фирм, собственные средства, привлечен­ные для реализации проекта, создание коопераций и т.п.

Date: 2015-09-24; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию