Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности
Одним из основополагающих нормативных актов в федеральном законодательстве в области инноваций являются «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий»[5], определяющие систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов РФ: повышение качества жизни населения, достижения экономического роста, развития фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Эти меры являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики РФ. Главная цель государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий - создание необходимых условий для реализации утвержденных Президентом Российской Федерации основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, а также для опережающего развития фундаментальной науки, осуществления важнейших инновационных проектов стратегического значения [2, 3, 5]. Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий. В целях интенсификации достижения цели необходимо: - повысить эффективность использования средств федерального - обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы в - обеспечить воспроизводство и развитие материально-технической базы организаций, которые осуществляют исследования по приоритетным направлениям и технологическое перевооружение наукоемких производств; - реализовать важнейшие инновационные проекты государственного значения. Согласно Основным направлениям государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий, определяющими факторами реализации государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий будут выступать средства федерального бюджета, внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сферы науки и технологий и государственный заказ на научно-техническую продукцию. Эти два фактора обеспечат увязку планов проведения научных исследований с целевыми программами социально-экономического развития регионов. Формирование федеральных целевых программ в сфере науки и технологий осуществляется с учетом следующих принципов: - обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные исследования – поисковые НИР - прикладные НИОКР - технологии - производство - рыночная реализация» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат – серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах; - обеспечение концентрации средств федерального бюджета и - осуществление выбора объектов финансирования на основе их В целях совершенствования государственного регулирования в сфере науки и технологий предполагается обеспечение гармоничного развития системы государственных научных фондов, осуществляющих на конкурсной основе финансирование инициативных научных проектов, отбираемых самим научным сообществом. Исполнительным органом, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности выступает Федеральное агентство по науке и инновациям. В функции Федерального агентства входит: - проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение НИР, ОКР и НИОКР для государственных нужд; - организация разработки прогнозов развития научной, научно- - ведение единого реестра результатов открытых НИР и ОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Предусматривается, что доля инновационной продукции вырастет в России к 2011 г. в разы и достигнет цифры - 15, к 2016 г. - 18%, а в экспорте соответственно - 12 и 15%. Через десять лет число ученых в возрасте до 39 лет составит почти 40%. Эти и другие показатели должны помочь России постепенно обрести статус высокоразвитой страны, встать в один ряд с законодателями мод в сфере высоких технологий. Заканчивая обзор федерального законодательства, необходимо отметить документ «Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов РФ»[6]. Данный документ разработан для использования при формировании и реализации государственной научно-технической политики в субъектах РФ и федеральных округах. Документ подготовлен в целях региональной конкретизации основополагающих федеральных документов. В документе подчёркивается, что государственная научно-техническая политика является составной частью социальной и экономической политики РФ, устанавливает цели, задачи и формы деятельности органов государственной власти РФ в области регулирования научно-технической и инновационной деятельности. Государственная научно-техническая политика субъектов РФ является ее региональной составляющей, отражая одновременно потребности РФ и субъекта федерации. Региональная научно-техническая политика формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Научно-техническая политика субъекта Российской Федерации должна быть нацелена на увеличение научно-технического потенциала и его эффективного использования для обеспечения устойчивого социального и экономического развития. Основными задачами научно-технической политики субъекта Российской Федерации выступают следующие: - разработка инновационных прогнозов для региона с учетом перспектив научно-технической деятельности; - выбор приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в регионе, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; - развитие инновационной деятельности, укрепление связей между научно-технической сферой и сферой производства; - обеспечение воспроизводства кадрового потенциала научно- - формирование инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, развитие сферы инфраструктурных услуг для научно-технической и инновационной деятельности; - обеспечение условий свободной конкуренции для всех субъектов научно-технической деятельности; - формирование правовых, организационных, экономических Четко определена область полномочий органов государственной власти субъектов РФ. К ней относятся: - участие в выработке и реализации государственной научно- - формирование научных и научно-технических программ и - формирование органов управления в сфере научной и научно- - контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; - формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; - осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти РФ. В Нижегородской областиосновным нормативно-правовым документом по инновационной деятельности является закон Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» [7]. Этим законом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением органами государственной власти Нижегородской области мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области. Законом определены цели, задачи и стратегия инновационной политики, нормативно-правовые, экономические и организационные условия инновационной деятельности, формы взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти. В качестве основной цели государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области декларируется повышение качества жизни населения на основе обеспечения устойчивого сбалансированного экономического развития области, базирующегося на росте инновационного потенциала и конкурентоспособности предприятий, вывода инновационной продукции на внешний рынок. Законом определены субъекты государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области. Ими являются: а) субъекты инновационной деятельности; б) субъекты инфраструктуры инновационной деятельности. Физические и юридические лица являются субъектами государственной поддержки инновационной деятельности только на срок действия соглашения о предоставлении государственной поддержки. Законом определены механизмы реализации инновационной политики на территории области и меры государственной поддержки, которые включают в себя: - финансирование инновационной деятельности за счет средств - предоставление инвестиционного налогового кредита и налоговых льгот на осуществление инновационной деятельности; - предоставление государственных гарантий Нижегородской области по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств на осуществление инновационной деятельности; - частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлекаемых для реализации приоритетных инновационных проектов в порядке, установленном правительством Нижегородской области, при условии, если - освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетных инновационных проектов, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. Для субъектов инфраструктуры инновационной деятельности на территории Нижегородской области предусмотрено финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. Указаны источники финансирования субъектов государственной поддержки инновационной деятельности: - бюджетные источники финансирования инновационной деятельности; - средства, привлекаемые субъектами государственной поддержки инновационной деятельности из внебюджетных источников, в том числе средства коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, инновационных (венчурных инновационных) фондов и иные источники; - другие, не запрещенные законодательством источники. Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных и внебюджетных источников может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством РФ и законодательством Нижегородской области. Более детально механизм государственной поддержки прописан в Положении о порядке предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности. В Положении выделяются критерии отбора инновационных проектов и проектов по созданию и развитию инфраструктуры инновационной деятельности. Для оказания государственной поддержки таковыми являются соответствие основным направлениям социально-экономического развития Нижегородской области, приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий и наличие интегрального эффекта, основными составляющими которого являются: - экономическая и бюджетная эффективность (отражает последствия реализации инновационного проекта для федерального, областного и местного бюджетов); - социальная эффективность (увеличение количества рабочих мест, улучшение условий труда, структуры производственного персонала, уровня здоровья населения, улучшение жилищных и бытовых условий, снабжение населения отдельными видами товаров, экономия свободного времени населения и т.п.); - маркетинговая проработанность проекта и наличие платежеспособного рынка для предлагаемого инновационного продукта. Учитываются конечные производственные результаты, прямые финансовые результаты, участие в федеральных целевых программах, кредиты и займы банков и фирм, собственные средства, привлеченные для реализации проекта, создание коопераций и т.п. Date: 2015-09-24; view: 588; Нарушение авторских прав |