Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями





 

Общие положения. Основным нормативным актом, регламентирующим особенности правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в настоящее время является Закон об иностранных инвестициях, в соответствии с которым на территории Российской Федерации могут создаваться и действовать: коммерческие организации с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия); коммерческие организации, полностью принадлежащие иностранным инвесторам; филиалы иностранных юридических лиц*(600).

Возникает вопрос о том, пользуются ли коммерческие организации с иностранными инвестициями какими-либо льготами по сравнению с российскими коммерческими организациями, созданными без участия иностранного капитала. Этот вопрос имеет свою историю. В период, когда народное хозяйство СССР базировалось на административно-плановой системе, совместные предприятия, которые начали появляться в конце 80-х гг., оказывались островками рынка в океане плановой экономики и испытывали объективную потребность в специфическом правовом регулировании с учетом особенностей их статуса. Соответственно законодательством того периода предусматривался целый ряд льгот для совместных предприятий (главным образом, в сфере налогообложения).

Однако в последующем по мере перевода экономики нашей страны на рыночные рельсы правовая система России была существенным образом реформирована и в настоящее время имеет четко выраженную рыночную направленность. При таких обстоятельствах вполне справедливо поставить всех предпринимателей (как отечественных, так и иностранных), работающих на российском рынке, в равные условия, обеспечив им тем самым одинаковые стартовые возможности. Именно под знаком отмеченной тенденции развивается российское законодательство об иностранных инвестициях с начала 90-х гг.

В этом отношении весьма показательно, что Закон об иностранных инвестициях, закрепляя систему гарантий охраны интересов иностранных инвесторов*(601), в принципе исходит из того, что "правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами" (п. 1 ст. 4)*(602).

Закон поощряет иностранные деловые круги вкладывать инвестиции в российскую экономику в возможно более крупных размерах и в этих целях вводит понятие "приоритетного инвестиционного проекта" (ч. 6 ст. 2). Речь идет о проекте, который должен удовлетворять одновременно двум условиям, одно из которых носит финансовый, а другое - административный характер.

Финансовое условие касается размеров вкладываемых в реализацию проекта иностранных инвестиций и, в свою очередь, представлено в альтернативном варианте. Один вариант состоит в том, что общий объем иностранных инвестиций в проект должен составлять не менее 1 млрд рублей (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте). При этом не имеет значения, создается ли для реализации проекта коммерческая организация с иностранными инвестициями и каков размер иностранной доли в ее уставном капитале.

Представим себе, например, что иностранный инвестор решил построить в Российской Федерации крупный развлекательный центр (типа Диснейленда) и вложить в этот проект сумму в иностранной валюте, эквивалентную 1 млрд рублей, причем для реализации этого проекта создано совместное предприятие в форме открытого акционерного общества с минимальным уставным капиталом (1000 МРОТ), иностранная доля в котором составляет 50%. Поскольку общая сумма иностранных вложений в инвестиционный проект достигла 1 млрд рублей, финансовое условие признания проекта приоритетным выполнено, а сравнительно небольшая сумма иностранной доли в уставном капитале совместного предприятия в данном случае юридически безразлична.

При другом варианте для осуществления инвестиционного проекта создается коммерческая организация с иностранными инвестициями в крупных размерах. Если иностранная доля в уставном капитале такой организации составляет не менее 100 млн рублей (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте), с финансовой точки зрения проект может быть признан приоритетным, даже если общий объем иностранных инвестиций в проект в целом не достигнет 1 млрд рублей.

Крупный размер иностранных вложений в реализацию инвестиционного проекта в целом или в уставный капитал создаваемой для этой цели коммерческой организации с иностранными инвестициями представляет собой необходимую, но не единственную предпосылку отнесения инвестиционного проекта к числу приоритетных. Нужно еще, чтобы проект был включен в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ. Именно в этом и состоит упомянутое выше административное условие.


Для того чтобы стимулировать иностранных инвесторов к участию в реализации приоритетных инвестиционных проектов, закон предусматривает специфическую льготу, иногда именуемую "дедушкиной оговоркой". В соответствии с ней если вступление в силу новых или изменение ранее действовавших федеральных законов или иных нормативных правовых актов федерального уровня приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки*(603) на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают ограничения в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, которые действовали на день начала финансирования приоритетного иностранного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие нововведения не применяются в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций*(604) (п. 1 и 2 ст. 9)*(605).

Изложенная норма Закона проводится в жизнь юрисдикционной практикой. В ходе рассмотрения одного из дел арбитражный суд установил, что при определении финансового режима деятельности совместного предприятия в технико-экономическое обоснование были заложены ставки ренты за пользование недрами (10%) и налога на прибыль (32%). Иностранный участник совместного предприятия вложил в проект 40 млн долл.

После первого года деятельности совместного предприятия были внесены изменения в налоговое и земельное законодательство и увеличены ставки налогов и сборов с совместного предприятия, а также введены новые экспортные пошлины. Иностранный участник совместного предприятия обратился к правительству субъекта РФ с просьбой об уменьшении фискального бремени в соответствии с параметрами технико-экономического обоснования. Своим распоряжением правительство субъекта РФ освободило совместное предприятие на три года от уплаты экспортных пошлин и снизило отчисление роялти до 5%.

Прокурор в защиту государственных и общественных интересов предъявил иск к правительству субъекта РФ о признании недействительным упомянутого распоряжения, поскольку предоставление таких льгот противоречило интересам региона. "В судебном заседании ответчик мотивировал свое решение необходимостью соблюдения сложившегося в мировой практике принципа защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны ("дедушкина оговорка"), закрепленного в статье 14 Закона от 26.06.1991 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в пункте 9 Указа Президента РФ от 27 сентября 1993 г. "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" и в статье 9 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".


Признав доводы ответчика обоснованными, арбитражный суд отказал прокурору в удовлетворении иска*(606).

Говоря о льготах для иностранных инвесторов, следует упомянуть и о том, что в настоящее время товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций, освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины при условии, что товары: 1) не являются подакцизными; 2) относятся к основным производственным фондам; 3) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала*(607).

Ранее эти товары освобождались также от НДС. Однако НК РФ расширил сферу применения данной льготы: в соответствии с п. 7 ст. 150 НДС не взимается с технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Оговорки о том, что имеются в виду вклады именно (и только) иностранных инвесторов, приведенная норма не содержит. Следовательно, она распространяется не только на иностранных, но и на российских инвесторов, представляя собой еще одно наглядное свидетельство сближения правового режима отечественных и зарубежных инвестиций.

При этом, как уже отмечалось, действующее законодательство стимулирует нерезидентов к приобретению значительных по размеру долей в уставном капитале коммерческих организаций с иностранными инвестициями (таких, в частности, как совместные предприятия).

Возникает вопрос: установлены ли российским законодательством какие-либо ограничения размера доли иностранного инвестора в уставном капитале совместного предприятия? Данный вопрос также имеет свою историю, поскольку первоначально в конце 80-х гг. доля советской стороны в уставном фонде совместного предприятия должна была составлять не менее 51%. Затем такое ограничение было снято. Иначе говоря, в настоящее время доля иностранного участника в уставном капитале совместного предприятия может быть любой и определяется соглашением между российскими и иностранными партнерами. Однако до недавнего времени из этого общего правила были установлены два исключения. Одно из них (сейчас уже утратившее силу) касалось страхования, а другое (продолжающее существовать) - авиационной деятельности.

В целях защиты российского страхового рынка было установлено, что иностранные страховщики могут работать на российском рынке лишь в составе совместных предприятий, при этом совокупная иностранная доля в уставном капитале такого предприятия не должна была превышать 49% (см. п. 5 постановления Верховного Совета РСФСР от 27 ноября 1992 г. N 4016-1 "О введении в действие Закона "О страховании"). Впоследствии Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 204-ФЗ это ограничение было отменено, так что теперь на российской территории могут создаваться и действовать как страховые совместные предприятия с иностранной долей в уставном капитале, превышающей 49%, так и коммерческие организации, полностью принадлежащие иностранным страховщикам*(608).


Одновременно этот Закон ввел некоторые дополнительные условия для деятельности страховых организаций с иностранными инвестициями. В частности, лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера такой организации, должны быть российскими гражданами. В последующем это требование было изменено Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 12-ФЗ, в соответствии с которым упомянутые лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Кроме того, страховые организации, полностью принадлежащие иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Что касается авиационной деятельности, то, как предусмотрено Воздушным кодексом РФ, создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия, т.е. юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющего основными целями своей деятельности "осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ" (п. 1. ст. 61), допускается при условии, если доля участия иностранного капитала не превышает 49% уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает 1/3 состава руководящего органа (п. 2 ст. 61).

Кроме того, согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. "О государственном регулировании гражданской авиации" (ст. 12) создание на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники, допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала составляет менее чем 25% уставного капитала авиационной организации и ее руководитель и входящие в органы управления такой организации лица являются гражданами Российской Федерации.

В силу Закона об иностранных инвестициях коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются в порядке и соответственно в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены в соответствии с п. 2 ст. 4 данного Закона (см. выше).

Специфика создания, деятельности и прекращения коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Следует отметить, что развитие законодательства по этим вопросам также проходит под знаком тенденции к сближению правового режима коммерческих организаций с иностранными инвестициями с юридическим статусом российских коммерческих организаций без иностранного участия. В этом убеждает сопоставление Законов об иностранных инвестициях 1991 и 1999 гг.

Закон 1991 г. (ст. 15) предъявлял к содержанию учредительных документов таких коммерческих организаций ряд требований, отличных от соответствующих норм общегражданского законодательства. Так, упомянутые документы должны были определять "предмет и цели деятельности предприятия". Между тем согласно ГК РФ коммерческие организации (за некоторыми исключениями) "могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом" (ст. 49 ГК РФ), иными словами, наделены общей правоспособностью*(609). Поэтому применительно к таким коммерческим организациям ГК РФ не требует указывать в их учредительных документах предметы и цели их деятельности. Не содержат аналогичного предписания и Федеральные законы об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью.

Однако в 1991 г., когда был принят и введен в действие Закон об иностранных инвестициях 1991 г., все юридические лица, в том числе и предприятия, могли иметь только специальную правоспособность (ч. 1 ст. 26 ГК РСФСР 1964 г., п. 2 ст. 21 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г.). Из этой же идеи исходил и Закон от 4 июля 1991 г. Поскольку, как неоднократно отмечалось, его правила превалировали над общими нормами гражданского законодательства (включая ГК РФ), для коммерческой правоспособности продолжал действовать и после вступления в силу ГК РФ. Этим и объяснялась необходимость обозначения в учредительных документах предприятий предмета и целей их деятельности.

Действующий Закон об иностранных инвестициях не содержит норм относительно учредительных документов коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Это означает, что упомянутые документы таких организаций должны удовлетворять условиям, предусмотренным ГК РФ и федеральными законами о соответствующих разновидностях коммерческих организаций (в частности, об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью).

Иными словами, описание предмета и целей деятельности в учредительных документах коммерческих организаций с иностранными инвестициями теперь не обязательно. Тем самым подобным организациям предоставлена возможность иметь общую правоспособность в сфере гражданского материального права.

Согласно Закону 1991 г. учредительные документы всех предприятий с иностранными инвестициями должны также были указывать состав участников и размеры их долей в уставном капитале. Гражданский кодекс РФ предъявляет аналогичное требование к учредительным документам обществ с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 89 ГК РФ; ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Применительно к уставам акционерных обществ такого требования нет ни в ГК РФ, ни в Законе об акционерных обществах. Отсюда явствовало, что устав акционерного общества, созданного российскими лицами без иностранного участия, может не перечислять акционеров, в то время как для предприятия с иностранными инвестициями в форме акционерного общества такой перечень был обязателен.

В действующем Законе об иностранных инвестициях норма о необходимости указывать в учредительных документах коммерческих организаций состав участников и размеры их долей в уставном капитале отсутствует. Следовательно, и в этом отношении учредительные документы упомянутых организаций полностью подпадают под действие общих норм ГК РФ и соответствующих федеральных законов. Таким образом, в настоящее время устав акционерного общества с иностранными инвестициями может не содержать перечня акционеров.

Закон 1999 г. (как и Закон 1991 г.) не регламентирует минимальный размер уставного капитала коммерческой организации с иностранными инвестициями, который поэтому должен определяться на основании соответствующих норм общего гражданского законодательства. Например, для акционерных обществ (в том числе и с иностранным участием) минимальный уставный капитал составляет 100- или 1000-кратную сумму МРОТ на дату государственной регистрации общества в зависимости от того, является ли оно закрытым или открытым (ст. 26 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Сумма уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (как чисто российского, так и с иностранными инвестициями) должна быть не менее 100-кратной величины МРОТ на упомянутую дату (п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Вместе с тем Закон 1991 г. содержал некоторые специфические правила относительно порядка формирования уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями. Так, согласно ГК РФ "уставный капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества" (п. 3 ст. 90 ГК РФ; ст. 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Аналогичное правило до недавнего времени содержалось в Федеральном законе "Об акционерных обществах" (п. 1 ст. 34).

В отличие от этого Закон 1991 г. не требовал 50%-ной предоплаты уставного капитала, как не лимитировал и предельного срока его формирования для предприятий с иностранным участием. В силу ст. 19 Закона "при отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о его ликвидации".

Следовательно, для предприятия с иностранными инвестициями годичный период после государственной регистрации являлся максимальным сроком формирования половины уставного капитала.

Срок внесения второй его половины определялся соглашением участников и, если они условливались об этом, мог выходить за пределы одного года.

Действующий Закон об иностранных инвестициях аналогичной нормы не содержит, тем самым уставный капитал коммерческих организаций с иностранными инвестициями должен быть сформирован на условиях и в пределах сроков, предусмотренных нормами ГК РФ и федеральных законов о коммерческих организациях отдельных видов. Следовательно, после введения этого Закона в действие для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, образуемых в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, стали обязательны как предоплата половины уставного капитала, так и завершение его формирования в течение одного года со дня государственной регистрации общества.

Следует учесть, что согласно ст. 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, "должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества". Тем самым применительно к акционерным обществам (в том числе с иностранными инвестициями) предоплата половины уставного капитала перестала быть обязательной.

Реорганизация и ликвидация предприятий с иностранными инвестициями, в принципе, осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, и прежде всего ГК РФ (ст. 57-64). На эти предприятия распространяются и нормы Закона о регистрации юридических лиц.

Действующее законодательство привносит определенные новшества в процедуру образования филиалов иностранных коммерческих организаций на территории России. Если по Закону 1991 г. филиалы иностранных фирм создавались в том же нормативно-явочном порядке, что и предприятия с иностранными инвестициями, получавшие статус российских юридических лиц, то Закон 1999 г. вводит аккредитацию филиалов, осуществляемую в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 2 ст. 21). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1419 аккредитация филиалов иностранных юридических лиц поручена Минэкономики России*(610).

В Законе подчеркнуто, что "филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня его аккредитации" (п. 4 ст. 22).

Отказ в аккредитации филиала возможен в тех же случаях, в которых коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации (см. ч. 4 ст. 21).

В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом, а также другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации (п. 2 ст. 22).

 







Date: 2015-09-24; view: 2275; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию