Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика правового регулирования внешнеторговой деятельности





 

Внешнеторговая и внешнеэкономическая деятельность. Под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность, связанная с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности. Такая деятельность может носить коммерческий характер (когда она направлена на систематическое получение прибыли) или некоммерческий характер (выражаясь, например, в актах благотворительности или оказания гуманитарной помощи).

В законе внешнеэкономическая деятельность определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них" (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"*(552)).

Совершенно очевидно, что внешнеэкономический оборот осуществляется главным образом на коммерческих началах. Эта преобладающая по объему разновидность внешнеэкономической деятельности именуется внешней торговлей. Именно на ней и будет сосредоточено основное внимание в дальнейшем.

Внешнеторговая деятельность определяется в законе как "деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью" (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"*(553)). Закон далее уточняет понятие внешней торговли применительно к отдельным ее разновидностям.

Так, "внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров" (п. 7 ст. 2 Закона). При этом "импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе" (п. 10 ст. 2), а "экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе" (п. 28 ст. 2).

"Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)" (п. 8 ст. 2 Закона) и осуществляемое, в частности, следующими способами:

"1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

2) с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

3) на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг" (п. 1 ст. 33 Закона).

"Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу" (п. 5 ст. 2 Закона).

Что касается внешней торговли информацией, то она может сочетаться с внешней торговлей товарами, интеллектуальной собственностью и услугами (см. п. 6 ст. 2 Закона).

Приведенные формулировки позволяют выявить два основных признака внешнеторговой деятельности. Во-первых, ввиду коммерческого характера она представляет собой вид предпринимательской деятельности в смысле ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Во-вторых, она осуществляется в отношениях между лицами, имеющими различную государственную принадлежность.

Российским лицом Закон о внешнеторговой деятельности признает "юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации" (п. 23 ст. 2).

Иностранным лицом считается "физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация*(554), которые не являются российскими лицами" (п. 11 ст. 2).

В отношении внешней торговли товарами Закон указывает еще один, третий признак внешнеторговой деятельности: ввоз товара на таможенную территорию России (при импорте) и соответственно вывоз товара за пределы этой территории (при экспорте).

Что касается других разновидностей внешнеторговой деятельности, то в связи с ними данный признак в качестве обязательного не упоминается, и не случайно. Дело в том, что услуги могут быть оказаны на территории России иностранному заказчику и на территории иностранного государства российскому заказчику, следовательно, исполнителю услуги нет необходимости пересекать границу для того, чтобы услуга считалась внешнеторговой.

Аналогичным образом передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, как и передача иной информации, вполне осуществима и в случаях, когда все участники соответствующей внешнеторговой сделки присутствуют на территории одного государства.

Впрочем, экспорт и импорт товаров также не всегда сопровождаются их вывозом или ввозом. Представим себе, что российская организация направила за границу для экспонирования на международной выставке образцы выпускаемых ею товаров, которые были затем проданы иностранному покупателю. Экспортный характер такой сделки не подлежит сомнению, а между тем к моменту ее заключения товары уже находились за пределами таможенной территории России, будучи доставлены в соответствующее иностранное государство в рамках другой сделки (оформляющей участие в выставке) и в таможенном режиме временного вывоза. В такой ситуации остается лишь изменить таможенный режим товаров.

Согласно прямому указанию, содержащемуся в п. 3 ст. 256 ТК РФ, "в случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары лицо, поместившее товары под таможенный режим временного вывоза, обязано изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта".

Нужно вообще проводить различие между внешнеторговым обязательством (в частности, куплей-продажей товара на экспорт) и таможенным оформлением товара. Эти понятия при всей их взаимосвязанности отнюдь не тождественны.

Возможно, в частности, и такое положение, когда вывоз имущества из России без обязательства об обратном ввозе не является экспортом. Представим себе, что российская коммерческая организация создает в надлежащем порядке филиал в иностранном государстве и направляет туда оборудование, которое будет эксплуатироваться филиалом. В этой ситуации имущество вывозится с таможенной территории России за границу без обязательства об обратном ввозе (т.е. в таможенном режиме экспорта), но экспорта как разновидности внешней торговли здесь нет, поскольку при изложенных обстоятельствах отсутствует не только международная, но и вообще какая бы то ни было торговля ввиду того, что получателем оборудования является структурное подразделение организации-отправителя.

Итак, если предпринимательский (коммерческий) характер и различная государственная принадлежность участников характерны для всех без исключения внешнеторговых сделок, то факт пересечения товаром российской границы в ряде случаев может и отсутствовать.

Соответственно к внешнеторговым следует относить сделки, совершаемые в коммерческих целях лицами различной государственной принадлежности и влекущие возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, связанных с созданием, использованием или реализацией материальных благ или иных результатов человеческой деятельности.

Источники правового регулирования внешней торговли. Поскольку внешнеторговая сделка влечет, как уже отмечалось, гражданско-правовые последствия, взаимоотношения участников внешнеторговой деятельности между собой регулируются нормами гражданского законодательства. В то же время ввиду различной государственной принадлежности участников внешнеторговые сделки осложнены иностранным элементом. Этим обусловлено наличие специального законодательства, предназначенного для регулирования внешнеторговой деятельности. К нему относятся, помимо упомянутого выше Закона о внешнеторговой деятельности, также Федеральные законы от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"*(555), от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(556), от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"*(557), от 21 мая 1993 г. N 5003-ФЗ "О таможенном тарифе"*(558), КТМ РФ5, ТК РФ*(559) и др.

Возникает вопрос о соотношении таких специальных законов (в части содержащихся в них гражданско-правовых норм) с ГК РФ. Ответ на этот вопрос содержится в самом Кодексе, согласно которому "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом" (ч. 4 п. 1 ст. 2). Данное положение означает, что если та или иная гражданско-правовая проблема, затрагивающая отношения с иностранным элементом, не получила разрешения в соответствующем специальном законодательстве, она подлежит разрешению по нормам, содержащимся в ГК РФ. Если, однако, специальный закон регулирует упомянутую проблему применительно к отношениям с иностранным элементом отличным от ГК РФ образом, то применяться должны правила специального закона, а не общие нормы Кодекса.

Необходимо, далее, учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

При этом следует иметь в виду, что в силу ст. 12 Соглашения о создании Союза Независимых Государств Российская Федерация является правопреемником СССР по обязательствам, возникшим из заключенных им международных соглашений. К их числу относится, в частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980), нормы которой будут затронуты в дальнейшем.

Гражданским кодексом РФ также предусмотрено использование при регулировании коммерческих отношений обычаев делового оборота, т.е. сложившихся и широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности правил поведения, не предусмотренных законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5). В сфере международной торговли к таким правилам относятся, в частности, Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС), которые в настоящее время действуют в редакции 2000 г. Российская арбитражная практика исходит из того, что если во внешнеторговом контракте содержится отсылка к тому или иному варианту базисных условий, предусмотренных ИНКОТЕРМС, то соответствующие положения ИНКОТЕРМС становятся обязательными для сторон*(560).

 

Date: 2015-09-24; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию