Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности





 

В СССР внешнеэкономическая деятельность базировалась на принципе государственной монополии внешней торговли, означавшем, что выступать на международном рынке могли лишь те организации, которым такое право было специально предоставлено. В подавляющем большинстве это были государственные организации, прежде всего всесоюзные объединения системы Министерства внешней торговли СССР и ряда других ведомств. Существовали, впрочем, и кооперативные внешнеторговые организации (например, "Союзкоопвнешторг" в системе Центросоюза, возглавлявшего потребительскую кооперацию), а также некоторые общественные организации (в частности, Торгово-промышленная палата СССР). Другие организации, нуждавшиеся в том, чтобы реализовать свою продукцию или приобрести что-либо на внешнем рынке, должны были прибегать к услугам внешнеторговых объединений, заключая с ними договоры комиссии. Внешнеторговые объединения как комиссионеры совершали от своего имени сделки по экспорту и импорту с иностранными контрагентами.

Перевод экономики на рыночные рельсы сопровождался постепенным ослаблением, а затем и отменой принципа государственной монополии внешней торговли. Официальной отменой государственной монополии внешней торговли в нашей стране следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности в РСФСР", разрешивший "всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации" (ч. 1 ст. 1). Теперь, таким образом, для приобретения права выхода не внешний рынок достаточно государственной регистрации в качестве юридического лица. Дополнительного юридического факта в виде регистрации в качестве участника внешнеэкономических связей не требуется*(588).

На законодательном уровне отмена государственной монополии внешней торговли была подтверждена Федеральным законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", в силу которого "правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации" (ч. 1 ст. 10). При этом Закон пошел дальше Указа Президента РФ от 15 ноября 1991 г. N 213 и предоставил право выхода на внешний рынок не только российским юридическим лицам, но и российским физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно действующему Закону о внешнеторговой деятельности правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают "любые российские лица и иностранные лица" (ст. 10). Толкование данной нормы в системной связи с приведенной выше нормой п. 23 ст. 2, определяющей понятие "российское лицо", позволяет сделать вывод о том, что гражданам Российской Федерации это право предоставлено вне зависимости от наличия у них статуса индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем отмена государственной монополии внешней торговли не означает отказа государства от регулирования внешнеэкономической деятельности. Такое государственное регулирование закреплено в ряде федеральных законов, оно основано на определенных принципах и осуществляется в различных формах.

В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются (ст. 4):

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

- равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

- единство таможенной территории Российской Федерации;

- взаимность в отношении другого государства (группы государств);

- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;


- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление такой деятельности;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Компетенция в области регулирования внешнеторговой деятельности распределена между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности, относятся:

- формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики страны;

- защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

- государственное регулирование внешнеторговой деятельности;

- заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

- учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

- участие в деятельности международных экономических организаций и реализации принятых ими решений (ст. 6).

Органы государственной власти субъектов РФ уполномочены, в частности:

- на проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;

- содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей;

- осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеэкономической деятельности (ст. 8).

Разрабатываемые на федеральном уровне проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающие интересы субъектов РФ, подлежат согласованию уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, обязаны информировать упомянутый федеральный орган о действиях субъекта РФ в области внешнеторговой деятельности.

В числе методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности Закон о внешнеторговой деятельности упоминает, в частности:


- таможенно-тарифное регулирование;

- нетарифное регулирование;

- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 12).

Таможенно-тарифное регулирование выражается во введении импортных и экспортных таможенных пошлин (ст. 19). Размеры ставок таможенных пошлин определяются Правительством РФ "в пределах, определяемых федеральным законом" (ч. 2 (3) ст. 13). К федеральным законам, о которых здесь идет речь, относятся в первую очередь ТК РФ и Закон о таможенном тарифе, при этом Закон о таможенном тарифе регламентирует порядок определения размера таможенных пошлин, а ТК РФ - порядок их уплаты.

Закон о таможенном тарифе различает следующие виды ставок пошлин: "адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, исчисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба вида таможенного обложения" (ст. 4). При этом ввозные таможенные пошлины исчисляются по одинарным ставкам в отношении товаров, происходящих из стран, в торговле с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (ч. 2 п. 2 ст. 3).

Если товары происходят из стран, к которым режим наиболее благоприятствуемой нации не применяется, ставки таможенных пошлин увеличиваются вдвое (ч. 3 п. 2 ст. 3).

Возможно, далее, снижение ставок пошлин либо освобождение от оплаты пошлиной в отношении товаров, происходящих:

- из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

- из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации (см. 36).

В соответствии с ТК РФ к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России;

5) таможенные сборы (п. 1 ст. 318).

Таможенные платежи подлежат уплате при ввозе товаров - "не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации", а при вывозе товаров - "не позднее дня подачи таможенной декларации"*(589) (пп. 1 и 2 ст. 329 ТК РФ).

Таможенный кодекс РФ устанавливает также несколько разновидностей таможенных режимов, например: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит, переработка на таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад), реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов (ст. 155).


Что касается нетарифного регулирования, то в принципе "импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений" (п. 1 ст. 21 Закона о внешнеторговой деятельности). Вместе с тем Правительство РФ в соответствии с данным Законом в исключительных случаях может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке России продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка России (п. 2 (1) ст. 21), а также вводить ограничения импорта некоторых товаров, если это необходимо для защиты внутреннего рынка (п. 2 (2) ст. 21).

Количественные ограничения экспорта и импорта выражаются в квотировании и лицензировании, причем "распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке" (ст. 23).

Выдача лицензий в настоящее время возложена на Минэкономразвития России. Законом о внешнеторговой деятельности предусмотрено, что "отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации" (абз. 2 п. 2 ст. 24).

Лицензии выдаются, в частности, в случаях "предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных товаров" (п. 1 ст. 26), при этом перечни таких товаров, а также организации, которые наделяются исключительным правом на совершение внешнеторговых сделок с упомянутыми товарами, определяются федеральными законами (см. п. 2 ст. 26).

В числе предпринимаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, Закон о внешнеторговой деятельности называет обеспечение:

1) кредитования участников внешнеторговой деятельности;

2) функционирования систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

3) организации торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций;

4) проведения кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки (ст. 46).

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности выражается также в регламентации и контроле за осуществлением валютных операций, что и будет рассмотрено в дальнейшем.

 







Date: 2015-09-24; view: 447; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию