Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место Конта в истории социологии





При жизни Конта его философские и общественно-политические идеи были сравнительно маловлиятельны. Однако начиная с 60-х годов XIX в. интерес к позитивизму как философской доктрине возрос. Особенно важное значение имела апелляция позитивизма к строгому положительному знанию в противовес спекулятивным метафизическим построениям, отвечавшая внутренним потребно­стям развития науки. Позитивистами провозглашали себя многие видные естествоиспытатели. Возникла позитивистская историогра­фия (Генри Томас Бокль, Ипполит Тэн), позитивистская теория культуры (Эрнст Ренан), позитивистская криминология (Чезаре Ломброзо), позитивистская логика и психология, теория литературы и искусства, даже позитивистская «метафизика» (Вашеро, Фульс), Роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Почти

 

полностью синтезировав многие основные идеи обществоведения своего времени, он заострил их против спекулятивно-умозритель­ного подхода к общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных инсти­тутов и структуры общества — все это оказало в свое время сильное влияние на развитие обществоведения. Столетие со дня смерти Конта (1957 г.) торжественно отмечалось по решению Всемирного Совета Мира. Историки социологии отмечают творческий ум Конта [11, р. 411, его энциклопедичносгь, некоторые авторы даже проводят параллели между Контом и Гегелем 114, 15]. По словам одного современного французского исследователя, «чтение Конта оставляет впечатление чтения нашего современника... его произведения не перестают быть актуальными» [8, р. 218].

Действительно, многие идеи и понятия, выдвинутые Контом, прочно вошли в оборот западной социологической мысли. К таким идеям принадлежит взгляд на общество, как на органическое целое, развитый в органицистских теориях, а также в социологической концепции наиболее крупного последователя Конта во Франции Э. Дюркгейма и позднее в структурном функционализме Т. Парсонса [13]. Плодотворным было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем. Эта тема стала ведущей во французской социологической школе. Большое влияние на обществоведение оказала контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественнонаучного знания.

Однако многие идеи, ассоциирующиеся с именем Конта, были фактически выдвинуты его предшественниками, в частности Сен-Симоном. Кроме того, социологической концепции Конта, как и всей позитивистской социологии, свойственны два коренных порока: идеализм, выражающийся у Конта в законе трех стадий и в попытках объяснить исторические изменения прежде всего влиянием идей, и метафизичность, антидиалектичность [5, с. 19]. Последняя выразилась, в частности, в умозрительной природе его теории прогресса [3].

Социология Конта полна внутренних противоречий. Требуя реформ, основанных на позитивном знании общества, он в то же время фактически отвергал возможность вмешательства в ход исторического процесса. Его программа социально-политической реорганизации общества вдохновлялась консервативным общественным идеалом. По меткому замечанию Козсра, Конт «разрывался между двуедиными требованиями порядка и прогресса» [11, р. 41].

Стремясь сделать социальную науку «позитивной*, утверждая, что и «в этой области можно прийти к заключениям, столь же достоверным, как выводы геометрии*. [6, с. 53], Конт включал в.: анальную науку и элементы религиозного мышления, требуя -: снимать постулаты и догмы социологии без размышлений и злиза, верить, в них, не допуская сомнений. Это низводило

принципы науки до уровня обыденного сознания. Сам Конт нередко утверждал, что позитивная философия является лишь модифика­цией обычного здравого смысла. Тем самым наука лишалась своего существеннейшего качества — антидогматизма.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии! В 4 т. М., 1971.

Грязное К.С. Учение о науке и ее развитие в философии О. Конта // Позитивизм
и наука: Крит, очерк. М., 1975.

История философии. М., 1957. Т. 2.

Кедров Б.М. Классификации наук. М., 1961. Кн. 1.

Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.

Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.

Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. СПб.,
1912. Вып. 4.

Armand P. Sociologie de Comte. P., 1969.

Comte A. Cours de philosophic positive: Vol. 1-6. 3 ed. P., 1869.

 

Comte A. Systeme de politique positive, ou traile de sociologie, instituanl ta religion
de I'humanite: Vol. 1-4. P., 1851-1854.

Coser L. Masters of sociological thought. N.Y., 1971.

Cresson A. Le courants de la philosophique franchise. P., 1927. Vol. 2.

Kellermann P. Organizistische Vorstellungcn in sociologischen Konzeptionen bei Comtc,
Spenser und Parsons. Munchen, 1966.

Marvin F.S. Comte the founder of sociology. N.Y., 1936.

Negt O. Strukturbeziehungen zwischen der Gesellschaftslehren Comtes und Hegels.
Frankfurt a.M., 1964.

 

 







Date: 2015-09-24; view: 293; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию