Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Коммерческое право России





Коммерческое право России

Пугинский Борис Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова

В учебнике в систематизированном виде изложены основные проблемы российского коммерческого права: особенности право­вой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, раз­витие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внима­ние уделено рассмотрению системы торговых договоров и приме­нению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.

С учетом отраслевого общедозволительного метода регулиро­вания, присущего коммерческому праву, вместо комментирования норм и институтов предпочтение уделено показу ценного практи­ческого опыта правовой деятельности в торговой сфере.

Учебник написан в соответствии с современными требования­ми, предъявляемыми к учебной литературе, и Государственным стандартом высшего юридического образования.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподава­телей юридических вузов. Может быть рекомендован руководите­лям и специалистам коммерческих организаций, сотрудникам го­сударственных и муниципальных органов.

Содержание

Введение. 6

Принятые сокращения. 9

Программа учебной дисциплины «Коммерческое право». 10

1. Организационно-методологический раздел. 11

2. Содержание дисциплины.. 12

Раздел I. Общие положения. 12

Тема 1. Коммерческое право как учебная дисциплина. 12

Тема 2. Коммерческое право — отрасль частного права. 12

Тема 3. Торговое законодательство. 13

Тема 4. Задачи и содержание науки коммерческого права. 14

Раздел II. Общие положения коммерческого права. 14

Тема 5. Участники коммерческой деятельности. 14

Тема 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации. 15

Тема 7. Регулирование обращения отдельных видов товаров. 15

Тема 8. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка 16

Тема 9. Конкуренция в товарном обращении. 16

Раздел III. Договоры в товарном обращении. 17

Тема 10. Система договоров коммерческого права. 17

Тема 11. Заключение торговых договоров. 18

Тема 12. Изменение условий и расторжение договоров. 19

Тема 13. Видовые различия договоров на реализацию товаров. 19

Тема 14. Структура договорных связей. 20

Тема 15. Применение договора для улучшения ассортимента и качества товаров 21

Тема 16. Место и сроки исполнения договора на реализацию товара. 22

Тема 17. Регулирование доставки товаров. 23

Тема 18. Определение цены товара и порядка расчетов. 23

Тема 19. Посреднические договоры в торговле. 24

Тема 20. Договоры, содействующие торговле. 25

Тема 21. Организационные договоры в торговом обороте. 26

Тема 22. Ответственность за нарушение торговых договоров. 27

Раздел IV. Послеторговые отношения. 27

Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества 27

Тема 24. Возврат и повторное использование тары.. 28

Тема 25. Претензии и рекламации. 28

Тема 26. Государственный контроль за соблюдением правил торговой деятельности 29

3. Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ. 30

Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.. 33

1.1. Понятие коммерции и коммерческого права. 33

1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина. 34

1.3. Предмет регулирования коммерческого права. 37

1.4. Содержание курса коммерческого права. 39

1.5. Соотношение со смежными юридическими и иными дисциплинами. 40

Литература. 42

Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43

2.1. История развития торгового права. 43

2.2. Современные тенденции развития торгового права. 44

2.3. Проблема дуализма частного права. 49

2.4. Становление торгового права России. 50

2.5. Характеристика современного торгового законодательства России. 52

2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства. 54

Литература. 58

Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 59

3.1. Понятие участников торговой деятельности. 59

3.2. Виды субъектов коммерческого права. 60

3.3. Организаторы товарного рынка. 63

3.4. Оптовые торговые и посреднические организации. 66

3.5. Основания выбора видов организаций. 69

Литература. 73

Глава 4. ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА.. 74

4.1. Понятие объектов торгового права. 74

4.2. Виды объектов торгового права. 75

4.3. Классификация товаров. 80

4.4. Правовой режим товаров. 81

4.5. Способы обособления товаров. 84

Литература. 86

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА.. 87

5.1. Понятие товарного рынка и его структуры.. 87

5.2. Пути развития структуры рынка. 88

5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка. 93

5.4. Формирование инфраструктуры рынка. 97

Литература. 99

Глава 6. КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 100

6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции. 100

6.2. Способы создания конкурентной среды.. 101

6.3. Защита конкуренции. 105

Литература. 108

Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ. 109

7.1. Сущность договора. 109

7.2. Отличительные черты коммерческих договоров. 111

7.3. Классификация коммерческих договоров. 113

7.4. Составные обязательства. 115

Литература. 117

Глава 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 118

8.1. Правовое регулирование заключения договоров. 118

8.2. Способы заключения торговых договоров. 122

8.3. Заключение договоров в сети Интернет. 129

8.4. Изменение и расторжение договоров. 132

Литература. 137

Глава 9. ДОГОВОРЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ.. 138

9.1. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей. 138

9.2. Договор оптовой купли-продажи. 141

9.3. Купля-продажа и поставка. 144

9.4. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции. 148

9.5. Поставка для государственных нужд. 150

Литература. 152

Глава 10. СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ.. 152

10.1. Сущность и виды договорных связей. 152

10.2. Выбор структуры реализационных связей. 154

10.3. Особенности отдельных видов связей. 157

Литература. 160

Глава 11. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ.. 161

11.1. Порядок определения условий договоров. 161

11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки. 163

11.3. Определение качества товаров. 172

11.4. Условия о цене и способе расчетов. 180

Литература. 189

Глава 12. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ. 189

12.1. Торговое посредничество и представительство. 189

12.2. Правовое регулирование посредничества и представительства. 191

12.3. Договор коммерческой комиссии. 193

12.4. Коммерческое поручение и агентирование. 199

12.5. Другие виды посреднических договоров. 205

Литература. 207

Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ. 208

13.1. Виды договоров, содействующих торговле. 208

13.2. Договоры на проведение маркетинговых исследований. 208

13.3. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации 212

13.4. Договоры хранения товаров. Договоры страхования. 220

13.5. Договор коммерческой франшизы.. 225

13.6. Договор транспортной экспедиции. 229

Литература. 231

Глава 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ.. 232

14.1. Определение условий перевозки. 232

14.2. Согласование объемов и организации перевозок. 234

14.3. Договор перевозки грузов. 237

14.4. Ответственность транспортных организаций. 243

Литература. 244

Глава 15. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 245

15.1. Сущность организационных договоров. 245

15.2. Основные виды организационных договоров. 247

15.3. Особенности отдельных организационных договоров. 249

Литература. 252

Глава 16. ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 252

16.1. Сущность ответственности. 252

16.2. Виды ответственности. 256

16.3. Условия применения ответственности. 260

16.4. Основания освобождения от ответственности. 262

Литература. 265

Глава 17. ПРИЕМКА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗА ИХ КАЧЕСТВА.. 266

17.1. Правовое регулирование приемки товаров. 266

17.2. Порядок приемки во внутреннем обороте. 268

17.3. Приемка импортных товаров. 274

17.4. Экспертиза качества товаров. 276

Литература. 277

 

Введение

Коммерческой право — одна из новых дисциплин для совре­менного российского правоведения. Его преподавание было во­зобновлено в России после длительного перерыва в 1992 г. на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

Одной из первых работ в этом направлении стал учеб­ник «Коммерческое право России», опубликованный в 1999 г. Настоящая книга представляет собой новое издание этого учебника, дополненное и существенно переработанное с учетом изменений законодательства, наработок активно развивающейся теории коммерческого права и накопленно­го опыта преподавания.

В России обучение коммерческому праву велось уже со второй половины XIX в. В соответствии с императорским Уставом университетов 1884 г. в каждом университете были образованы кафедры торгового права. Эта мера резко уси­лила внимание правовой науки и образования к вопросам правового регулирования торгового оборота, способствова­ла расширению подготовки юридических кадров для этой сферы экономики.

После революции 1917 г. преподавание торгового права было прекращено, а само понятие торгового права изъято из употребления. Сделано это было по идейным соображе­ниям, поскольку марксистская доктрина провозглашала от­каз от частной собственности, отвергала использование товарно-денежных отношений. Данная теория оказалась очередной утопией, которыми наполнена история полити­ческих учений.

В связи с изменением экономического строя возникла необходимость построения в России нормальных рыноч­ных отношений. Этот важный процесс потребовал своего научного и кадрового обеспечения. Согласно утвержденно­му Министерством образования РФ стандарту изучение коммерческого права в настоящее время предусмотрено во всех юридических вузах и на юридических факультетах.

Стали издаваться различные учебники по коммерческо­му праву. Не все они равноценны по качеству и полноте изложения материала, однако уже можно говорить об обес­печенности студентов учебной литературой. Все чаще появ­ляются научные труды по коммерческому праву. Чтение этой литературы полезно для освоения проблематики ком­мерческого права.

В странах Запада более трех столетий наряду с граждан­ским преподается коммерческое право. Существует мощное научное обеспечение торговой деятельности, в огромных количествах издается учебная и методическая литература. В последнее десятилетие на русский язык переведено не­сколько интересных книг, написанных зарубежными коммерциалистами.

Однако надо учитывать, что западное торговое законо­дательство и правовая наука отражают особенности торго­вой деятельности в условиях развитого товарного рынка. В России же товарный рынок только формируется. Поэто­му переводная литература может использоваться нашими юристами с соответствующими коррективами.

Представленный курс по основным идеям, направленнос­ти и содержанию носит самостоятельный характер, является авторским. Это связано со следующими обстоятельствами. Нашим юристам приходится действовать в совершенно осо­бой обстановке: во-первых, разрушен единый народнохозяй­ственный комплекс, звенья которого были жестко связаны административно-плановыми регуляторами, и, во-вторых, пока малоуспешны попытки создать рыночный уклад эконо­мики. Это уникальная, не имеющая аналогов ситуация, при­чем, по-видимому, долгосрочная.

В силу названных обстоятельств коммерческое право в России — это не возобновление или реконструкция прежне­го торгового права после 80-летнего перерыва. Это новая дисциплина, формирующаяся на новых принципах, с но­вым содержанием и даже с изменившимся названием. При­чем имеется необходимость с учетом объективного процесса развития торговли и экономики в целом периодически вно­сить соответствующие изменения в содержание излагаемо­го материала.

Высока значимость коммерческого права для решения стратегической задачи построения рыночных отношений в стране, определения целей и методов деятельности различ­ных хозяйственных и управленческих структур в этом направлении. На обломках обнаружившей свою неэффектив­ность социалистической системы хозяйства предстоит со­здать современный рыночный уклад, что невозможно без конкретных мер, которые должны осуществлять законода­тель, органы управления и — главное — руководители и юридические службы фирм, чтобы производить необходи­мые товары и успешно сбывать их, эффективно налаживать договорно-хозяйственные связи. В настоящем курсе под­робно разбираются эти вопросы.

Имеется также необходимость в систематизированном виде изложить правовое регулирование торгового оборота. Само по себе это не простое дело. Трудности здесь не только в традиционной для России множественности норматив­ных актов и низком их качестве. Основная беда — бессис­темность, отсутствие единых подходов и целостной после­довательно проводимой концепции. В курсе дается по мере возможности обобщенное представление об отечественном торговом праве.

Обращая внимание на просчеты в законодательстве, регулирующем торгово-предпринимательскую деятель­ность, а главное — на серьезнейшие их отрицательные по­следствия для страны, автор обосновывает необходимость системного решения соответствующих вопросов в кодифи­цированном акте типа Торгового кодекса России. Десяти­летний период применения ГК, на который возлагались большие надежды, наглядно выявил существенную непол­ноту и дефектность решения в нем многих первостепенных задач, начиная от способов заключения договоров и закан­чивая мерами ответственности. На данном этапе пред­ставляется важным привлечь внимание общества к этим проблемам, инициировать их активную теоретическую раз­работку для достижения позитивных изменений в россий­ской экономике, улучшения жизни населения.

Излагаемый курс призван решить ещё одну немаловаж­ную задачу. В настоящее время основное требование к юри­сту предъявляется на конкретное знание, на умение право­выми средствами решать практические проблемы. Поэтому в курсе наряду с изложением теории каждого вопроса, зна­ние которой необходимо для квалифицированного подхода и принятия решений, предлагаются также практические рекомендации, освещается положительный опыт.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к со­временной учебной литературе, в состав книги включена подготовленная автором программа курса «Коммерческое право», с учетом которой написан и сам учебник.

Для проведения практический (семинарских) занятий и иных видов учебной и методической работы по изучению коммерческого права целесообразно использовать также подготовленный авторским коллективом кафедры коммер­ческого права юридического факультета МГУ «Практикум по коммерческому праву» под ред. проф. Б.И. Пугинского (М., 2005) и пособие «Коммерческое право. Нормативные акты» (состав. канд. юрид. наук Г.Б. Леонова. М., 2002). В них наряду с материалами, необходимыми для проведения аудиторной и внеаудиторной работы по коммерческому праву, включена примерная тематика курсовых и диплом­ных работ по данной дисциплине.

Date: 2015-09-23; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию