Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет регулирования коммерческого права





Каждая учебная дисциплина занимается своим опреде­ленным предметом. Для коммерческого права таким пред­метом является правовое регулирование коммерческой, т.е. торговой, деятельности.

Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой сово­купность действий людей по продвижению товаров от изго­товителей к потребителям. Сразу же возникают вопросы о начальном и конечном пунктах движения товара и об участ­никах торговой деятельности. Это один из узловых вопро­сов. Уже здесь коренится принципиальное расхождение по­зиций, взглядов на коммерческое право.

Коммерцию в дореволюционной литературе по торгово­му праву рассматривали исключительно как посредничес­кую деятельность между производителем и потребителем материальных благ. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, центральная фигура, основной субъект торговли — это торговец-посредник или посредническая торговая фирма. Применять ли к возникающим отношениям нормы граж­данского или торгового права — это зависит от участия в отношениях коммерсанта.

На подобном понимании предмета в существенной сте­пени основывается и современная теория коммерческого права западных стран. На деле, правда, коммерциалисты постоянно отходят от такого понимания, но на словах гос­подствующей остается торгово-посредническая доктрина.

Данная концепция коммерческого права представляется совершенно неприемлемой. Она сформировалась в про­шлом и не учитывает современных реалий. В результате людям навязываются устаревшие представления, а юриди­ческая наука и практика серьезно запаздывают в решении возникающих проблем.

Бесспорен тот факт, что товары продают и покупают не только посреднические фирмы. Продавать, причем возмож­но выгоднее, должна каждая организация, изготовившая товар, иначе она не сможет существовать.

Торговый оборот начинается не с акта покупки торговцем партии товара для последующих продаж, как утверждалось в прежней теории торгового права. Торговый оборот начинает­ся с продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа созданного продукта представляет первый и необхо­димый этап продвижения его к потребителю. Продажа предше­ствует приобретению товара, а не наоборот. Не будет акта про­дажи созданных продуктов — не будет рыночных отношений.

Возникает вопрос: в чем практическое значение такой позиции? Дело в том, что посредник может и не закупить товар у отдельных изготовителей или закупить лишь часть товара. Между тем для каждого предприятия важно обеспе­чить сбыт своего товара. Кроме того, товар может быть ре­ализован без участия посредников, а такие операции тоже образуют торговлю, товарное обращение.

Данный вид деятельности требует широких исследова­ний. Без выработки рекомендаций и оказания методической помощи изготовителям они сами не в состоянии наладить успешный сбыт своего товара. Именно неразработанность указанных проблем, отсутствие у предпринимателей навы­ков такой работы ведет к массовым ситуациям, когда произ­водственные организации попросту не знают, какой товар будет пользоваться спросом, кому и в каких количествах он может быть реализован. В результате в стране не использу­ется значительная часть производственных мощностей, не может проводиться конверсия оборонных заводов.

Таким образом, изучение товарного обращения должно на­чинаться с действий организаций-изготовителей, реализую­щих созданный товар, а не с действий торговых посредников.

В состав коммерческой деятельности также следует включать акты приобретения товара покупателями. Круп­нейшая группа приобретателей товара — это розничные торговые организации. Наряду с ними потребителями высту­пают миллионы различных организаций, использующих ма­териалы, оборудование, инвентарь для своих хозяйственных и предпринимательских целей. Потребителями являются не только производственные, но также многочисленные управлен­ческие, учебные, медицинские, военные и иные организации.

Регулирование закупок материальных и товарных ре­сурсов образует огромный клубок проблем. Материальное и товарное снабжение служит условием нормальной дея­тельности любой организации. Без устойчивого, ритмично­го снабжения экономика обречена на неэффективность и упадок. Здесь также требуются научно обоснованные пра­вила и рекомендации.

Когда теория коммерческого права под влиянием веко­вой традиции замыкается на деятельности оптово-посред­нических организаций, она автоматически исключает из своей сферы вопросы сбыта продукции, а также материаль­ного и товарного снабжения. В результате не получают раз­работки и внедрения в жизнь правила и приемы деятельно­сти, отвечающие современным запросам, потребностям общества. Сотни тысяч предпринимателей действуют без четких установок и рекомендаций.

Итак, в качестве обязательных участков торгового оборота должны приниматься: 1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) деятельность оптовых торговых и иных посреднических звеньев; 3) наконец, действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами. Все эти участки, а не одни лишь действия опто­вых торговцев составляют содержание торговой деятельно­сти и предмет регулирования коммерческого права.

Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Этот вовсе не свидетельствует о не­внимании к гражданам. Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отлича­ются от розничных сделок. Кроме того, граждане не явля­ются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей това­ров, купленных для личных нужд.

Содержание курса коммерческого права

Основное содержание курса коммерческого права состав­ляет правовое регулирование торговых действий, совершае­мых по поводу обращения товаров и имеющих целью извлече­ние прибыли. В тех случаях, когда товары используются непредпринимательскими организациями, их приобретение не создает прибыли. Однако оно служит необходимым услови­ем обеспечения жизнедеятельности таких организаций и пото­му включается в сферу коммерческого права.

К собственно торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение, привлечение агентов и др.), которые также при­знаются торговыми, поскольку служат увеличению торго­вой прибыли. Без большинства таких действий осуществле­ние торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение. Изу­чение правового регулирования такого рода действий со­ставляет важную часть дисциплины коммерческого права.

Имеется ещё одна совершенно особая теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое со­действие становлению российского товарного рынка. Она свойственна именно российскому коммерческому пра­ву и обусловлена происшедшим в стране изменением эконо­мического строя. Очевидно, что, не создав необходимые зве­нья рыночной системы, нельзя рассчитывать на успешное развитие рыночных отношений.

Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынеш­него бедственного состояния страны, для нормального раз­вития экономики. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.

Таким образом, теория коммерческого права призвана изучать и подготавливать научно обоснованные предложе­ния о законодательных мерах по совершенствованию орга­низации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка. Этот важный участок товарного обращения не может оставаться вне поля зрения коммерческого права, хотя он стоит достаточно обособлен­но к основному содержанию данной дисциплины.

Сходным образом, хотя процесс розничной торговли традиционно не рассматривается коммерческим правом, за­падные коммерциалисты в настоящее время активно зани­маются законодательством о защите прав потребителей. Объективная необходимость рассмотрения этих вопросов обусловливается их пограничным положением с проблема­тикой коммерческого права, важностью учета прав потре­бителей не только на всех стадиях продвижения товара, но даже в процессе его производства.

К национальному коммерческому праву примыкает международное коммерческое право (право международ­ной торговли), на объективный процесс формирования которого обращали внимание ещё П.П. Цитович и А.Ф. Фе­доров в начале XX в. В последние десятилетия в связи со значительным увеличением объемов нормативного мате­риала по праву международной торговли, образованием нового lex mercatoria эта проблема актуализировалась. В настоящей книге по мере необходимости указываются нор­мативные акты международного коммерческого права.

Date: 2015-09-23; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию