Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет регулирования коммерческого права
Каждая учебная дисциплина занимается своим определенным предметом. Для коммерческого права таким предметом является правовое регулирование коммерческой, т.е. торговой, деятельности. Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой совокупность действий людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям. Сразу же возникают вопросы о начальном и конечном пунктах движения товара и об участниках торговой деятельности. Это один из узловых вопросов. Уже здесь коренится принципиальное расхождение позиций, взглядов на коммерческое право. Коммерцию в дореволюционной литературе по торговому праву рассматривали исключительно как посредническую деятельность между производителем и потребителем материальных благ. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, центральная фигура, основной субъект торговли — это торговец-посредник или посредническая торговая фирма. Применять ли к возникающим отношениям нормы гражданского или торгового права — это зависит от участия в отношениях коммерсанта. На подобном понимании предмета в существенной степени основывается и современная теория коммерческого права западных стран. На деле, правда, коммерциалисты постоянно отходят от такого понимания, но на словах господствующей остается торгово-посредническая доктрина. Данная концепция коммерческого права представляется совершенно неприемлемой. Она сформировалась в прошлом и не учитывает современных реалий. В результате людям навязываются устаревшие представления, а юридическая наука и практика серьезно запаздывают в решении возникающих проблем. Бесспорен тот факт, что товары продают и покупают не только посреднические фирмы. Продавать, причем возможно выгоднее, должна каждая организация, изготовившая товар, иначе она не сможет существовать. Торговый оборот начинается не с акта покупки торговцем партии товара для последующих продаж, как утверждалось в прежней теории торгового права. Торговый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа созданного продукта представляет первый и необходимый этап продвижения его к потребителю. Продажа предшествует приобретению товара, а не наоборот. Не будет акта продажи созданных продуктов — не будет рыночных отношений. Возникает вопрос: в чем практическое значение такой позиции? Дело в том, что посредник может и не закупить товар у отдельных изготовителей или закупить лишь часть товара. Между тем для каждого предприятия важно обеспечить сбыт своего товара. Кроме того, товар может быть реализован без участия посредников, а такие операции тоже образуют торговлю, товарное обращение. Данный вид деятельности требует широких исследований. Без выработки рекомендаций и оказания методической помощи изготовителям они сами не в состоянии наладить успешный сбыт своего товара. Именно неразработанность указанных проблем, отсутствие у предпринимателей навыков такой работы ведет к массовым ситуациям, когда производственные организации попросту не знают, какой товар будет пользоваться спросом, кому и в каких количествах он может быть реализован. В результате в стране не используется значительная часть производственных мощностей, не может проводиться конверсия оборонных заводов. Таким образом, изучение товарного обращения должно начинаться с действий организаций-изготовителей, реализующих созданный товар, а не с действий торговых посредников. В состав коммерческой деятельности также следует включать акты приобретения товара покупателями. Крупнейшая группа приобретателей товара — это розничные торговые организации. Наряду с ними потребителями выступают миллионы различных организаций, использующих материалы, оборудование, инвентарь для своих хозяйственных и предпринимательских целей. Потребителями являются не только производственные, но также многочисленные управленческие, учебные, медицинские, военные и иные организации. Регулирование закупок материальных и товарных ресурсов образует огромный клубок проблем. Материальное и товарное снабжение служит условием нормальной деятельности любой организации. Без устойчивого, ритмичного снабжения экономика обречена на неэффективность и упадок. Здесь также требуются научно обоснованные правила и рекомендации. Когда теория коммерческого права под влиянием вековой традиции замыкается на деятельности оптово-посреднических организаций, она автоматически исключает из своей сферы вопросы сбыта продукции, а также материального и товарного снабжения. В результате не получают разработки и внедрения в жизнь правила и приемы деятельности, отвечающие современным запросам, потребностям общества. Сотни тысяч предпринимателей действуют без четких установок и рекомендаций. Итак, в качестве обязательных участков торгового оборота должны приниматься: 1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) деятельность оптовых торговых и иных посреднических звеньев; 3) наконец, действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами. Все эти участки, а не одни лишь действия оптовых торговцев составляют содержание торговой деятельности и предмет регулирования коммерческого права. Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Этот вовсе не свидетельствует о невнимании к гражданам. Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок. Кроме того, граждане не являются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей товаров, купленных для личных нужд. Содержание курса коммерческого права Основное содержание курса коммерческого права составляет правовое регулирование торговых действий, совершаемых по поводу обращения товаров и имеющих целью извлечение прибыли. В тех случаях, когда товары используются непредпринимательскими организациями, их приобретение не создает прибыли. Однако оно служит необходимым условием обеспечения жизнедеятельности таких организаций и потому включается в сферу коммерческого права. К собственно торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение, привлечение агентов и др.), которые также признаются торговыми, поскольку служат увеличению торговой прибыли. Без большинства таких действий осуществление торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение. Изучение правового регулирования такого рода действий составляет важную часть дисциплины коммерческого права. Имеется ещё одна совершенно особая теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое содействие становлению российского товарного рынка. Она свойственна именно российскому коммерческому праву и обусловлена происшедшим в стране изменением экономического строя. Очевидно, что, не создав необходимые звенья рыночной системы, нельзя рассчитывать на успешное развитие рыночных отношений. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынешнего бедственного состояния страны, для нормального развития экономики. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства. Таким образом, теория коммерческого права призвана изучать и подготавливать научно обоснованные предложения о законодательных мерах по совершенствованию организации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка. Этот важный участок товарного обращения не может оставаться вне поля зрения коммерческого права, хотя он стоит достаточно обособленно к основному содержанию данной дисциплины. Сходным образом, хотя процесс розничной торговли традиционно не рассматривается коммерческим правом, западные коммерциалисты в настоящее время активно занимаются законодательством о защите прав потребителей. Объективная необходимость рассмотрения этих вопросов обусловливается их пограничным положением с проблематикой коммерческого права, важностью учета прав потребителей не только на всех стадиях продвижения товара, но даже в процессе его производства. К национальному коммерческому праву примыкает международное коммерческое право (право международной торговли), на объективный процесс формирования которого обращали внимание ещё П.П. Цитович и А.Ф. Федоров в начале XX в. В последние десятилетия в связи со значительным увеличением объемов нормативного материала по праву международной торговли, образованием нового lex mercatoria эта проблема актуализировалась. В настоящей книге по мере необходимости указываются нормативные акты международного коммерческого права. Date: 2015-09-23; view: 542; Нарушение авторских прав |