Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы формирования личности в онтогенезе 1
Во всех до сих пор опубликованных нами работах мы исходили из положения, что психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. В качестве основной черты этого развития мы отмечали v человека способности вести себя независимо от непо- средственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собствен- ными, сознательно поставленными целями. Возникнове- ние такой способности обусловливает активный, а не реактивный характер поведения человека и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними, и над самим собой.
Согласно такому пониманию мы искали закономер- ности возникновения указанной способности (а следова- тельно, как мы думали, и психологической природы лич- ности) в развитии той функциональной системы, кото- рую в психологии принято называть волей. Для этого мы исследовали становление мотивирующих, т. е. аф- фективно насыщенных целей и, главное, становление «внутреннего плана действий», позволяющего человеку так организовывать свою мотивационную сферу, чтобы обеспечить победу сознательно, поставленным целям над мотивами, хотя и нежелательными человеку в дан"' ной ситуации, но непосредственно более сильными. Ина- че говоря, мы изучали действие той функциональной системы, которая обеспечивает сознательное управле- ние человеком своим поведением (Божович и др., 1974).
Эту линию развития мы считали центральной для психологической характеристики личности.
Однако уже в указанных исследованиях выяснилось, что осуществление сознательно поставленных целей во- все не всегда происходит описанным выше способом, т. е. через обращение человека к внутреннему плану Действий с целью сознательной реконструкции мотива- Ционной сферы. При еще недостаточно изученных усло-
1 «Вопросы психологии», 1978, № 4; 1979, №№ 2, 4.
виях цели сами по себе могут приобретать такую непо- средственно мотивирующую силу, которая способна по- буждать человека к соответствующему поведению, ми- нуя переживание внутреннего конфликта, борьбу моти- вов, размышление, выбор, образование намерения, сло- вом, минуя волевой акт в собственном смысле этого сло- ва. Такое поведение лишь фенотипически сходно с тем, которое обычно называется волевым, но подчиняется оно воздействию уже «вторичной» мотивации, ставшей непосредственной в процессе социального развития ре- бенка. Анализ показывает, что такая (как бы «постпро- извольная») мотивация обеспечивается связью постав- ленных человеком целей с его высшими чувствами, ко- торые и сообщают целям непосредственную побудитель- ную силу. Отсутствие же соответствующих чувств (или их слабость) заставляет человека прибегать к самопри- нуждению путем волевого акта.
Исследования показывают, что каждое системное новообразование, возникающее в процессе жизни чело- века и являющееся необходимым условием его сущест- вования как социального индивида, включает в себя оп- ределенные аффективные компоненты и тем самым об- ладает непосредственной побудительной силой. Челове- ка непосредственно побуждают и его убеждения, и нрав- ственные чувства, и присущие ему качества личности. Но так как на любой поступок одновременно воздейст- вуют многие потребности и мотивы, между ними проис- ходит борьба, которая в случае непримиримости равно- сильных, но разнонаправленных мотивов отражается в переживании человека в виде конфликта с самим собой. Если в этом конфликте побеждают непосредственно бо- лее сильные, но рационально отвергаемые мотивы, у че- ловека возникают тяжелые переживания. Если же не- посредственные желания побеждают нравственные стремления, то эти переживания выражаются в чувст- ве стыда, раскаяния и пр., которые человек стремится смягчить при помощи разного рода защитных механиз- мов вытеснения или при помощи «приемов нейтрализа- ции совести», на которые указывают некоторые амери- канские криминологи (Бочкарева, 1972). Отсюда ясно, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличаться нерешительностью, не- устойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будут от- сутствовать как раз те черты, которые как основопола-
гающие входят в характеристику психологически зрелой личности.
Итак, есть основание считать, что формирование лич- ности не может характеризоваться независимым разви- тием какой-либо одной ее стороны—рациональной, во- иевой или эмоциональной. Личность — это действитель- но высшая интегративная система, некоторая нерастор- жимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразова- ния, характеризующие этапы центральной линии ее он- тогенетического развития.
К сожалению, систематического исследования этой проблемы пока не было, но почти все психологи, зани- мающиеся изучением личности, признают возникновение у нее «ядра», которое обозначается ими то термином «Я—система», то «система—Я», то просто «Я». Эти понятия употребляются нами в качестве объяснитель- ных при рассмотрении психической жизни человека и его поведения. Однако психологическое содержание и строение этого «ядра» не раскрываются и тем более не устанавливаются закономерности его развития в онто- генезе. По-видимому, при этом имеется в виду, что каж- дый человек так или иначе понимает, о чем идет речь, основываясь на эмпирически схваченном переживании своего собственного «Я».
Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но сущест- вом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движе- нии), потребности, связанные с фундаментальным раз- витием мозга (например, потребность в новых впечатле- ниях), и, наконец, социальные потребности, появляю- щиеся и развивающиеся в течение первого года жизни:
потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. (Лисина, 1974). (Эти потреб- ности в дальнейшем становятся важнейшими для нрав- ственного формирования ребенка.) Признание указан- ных потребностей требует признания у младенца и со- ответствующих аффективных переживаний. Неудовлет- ворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрица- тельные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение—радость, повышение обще- го жизненного тонуса, усиление познавательной и дви-
гательной активности (например, так называемый комп- лекс оживления) и т. д.
Следовательно, содержание психической жизни де- тей первого года жизни характеризуются сначала аф- фективно окрашенными ощущениями, а затем глобаль- но аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь пред- ставлены эмоциональные компоненты, связанные с не- посредственно воспринимаемыми им воздействиями'. Однако на протяжении года сознание младенца разви- вается: в нем выделяются отдельные психические функ- ции, появляются первые чувственные обобщения, он на- чинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристалл-и- зироваться») в предметах окружающей действительно- сти. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприя- тия ребенка, они актуализируют его потребности, нахо- дившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение ко- торых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями2. Таким образом, и это надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.
Беспомощность младенца и отсутствие у него внеси- туативных (внутренних, но не органических) побужде- ний определяют и поведение взрослых по отношению к
1 Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетво- рения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевре- менная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации.
2 Ситуативность свойственна не только детям первого года жизни. Она присуща в несколько ином виде детям раннего, до- школьного и даже школьного возраста. Ситуативность преодоле- вается лишь постепенно и ее преодоление в значительной степени является свидетельством формирования личности ребенка. Послед- нее мы попытаемся показать в дальнейшем изложении.
детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания,' прогулок. У годовалых детей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.
Но в начале второго года жизни наступает момент;
когда ребенок перестает покорно подчиняться взросло- му, а взрослый уже не может управлять его поведени- ем при помощи организации внешних воздействий. На- блюдения обнаруживают, что одновременно с этим дети становятся способными действовать не только под влия- нием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений.
По-видимому, это закономерно, так как в этот пери- од память начинает играть в психическом развитии ре- бенка все большую роль, занимает доминирующее по- ложение и тем самым перестраивает структуру детско- го сознания и его поведение. / Таким образом, центральным, т. е. личностным но- вообразованием первого года жизни является возник- новение аффективно-заряженных представлений, кото- рые и побуждают поведение ребенка вопреки воздей- ствиям внешней среды. Мы будем называть их «моти- вирующими представлениями»
Появление мотивирующих представлений принципи- ально изменяет поведение ребенка и все его взаимоот- ношения с окружающей действительностью. Их нали- чие освобождает ребенка от скованности данной кон- кретной ситуацией, от диктата внешних воздействий (в том числе идущих и от взрослого человека), короче го- поря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого и не осознает. Однако взрослые уже не могут с этим не считаться. Напряженность новых по- требностей настолько велика, что не учет их, а тем бо- лее прямое подавление являются причиной фрустрации ребенка, часто определяющей его дальнейшие взаимо- отношения со взрослыми, а следовательно, и дальней- шее формирование личности.
В указанный период происходит переход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (т. е. сделавшего первый шаг н.а пути формирования личности), к сущест- ^У, осознающему себя как субъекта, иначе говоря, к ^зникновению того системного новообразования, кото- рое принято связывать с появлением слова «Я».
Весь этот переход осуществляется в условиях, во
многом отличных от тех, которые определяли жизнь и деятельность младенца. Прежде всего, дети раннего возраста благодаря успехам предшествующего развития в младенческом возрасте начинают занимать совсем иное место в окружающем их мире людей и предметов. Это уже не беспомощные, не безответные существа, они сами продвигаются в пространстве, могут сами действо- вать, удовлетворять многие свои потребности, становят- ся способными к первичным формам речевого общения, иначе говоря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредствованную взрослыми людьми.
В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.
Процесс самопознания, по-видимому, начинается с познания себя как субъекта действия. Можно часто на- блюдать, как ребенок этого возраста любит по многу раз повторять одно и то же движение, внимательно про- слеживая и контролируя те изменения, которые оно (точнее, он с его помощью) производит ('например, от- крывает и закрывает дверь, передвигает предметы, тол- кает их, чтобы они упали и пр.). Именно это помогает ребенку почувствовать себя чем-то иным, в отличие от окружающих предметов, и таким образом выделить се- бя в качестве особого предмета (субъекта действия).
Однако самопознание на втором и даже на третьем году жизни продолжает оставаться для самого ребенка (субъективно) познанием как бы внешнего ему самому «предмета».
Трудно без специальных исследований понять пси- хологический «механизм» перехода от собственного име- ни к местоимению Я, т. е. механизм перехода от са- мопознания к самосознанию. Но нам представляется не- сомненным, что в так называемую «систему—Я» вхо- дят и рациональные, и аффективные компоненты, и прежде всего отношение к самому себе. -:' После возникновения «системы — Я» в психике ре- бенка возникают и другие новообразования. Самыми значительными из них являются самооценка и связан- ное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошими».
По-видимому, в первичной самооценке почти пол- ностью отсутствует рациональный компонент, она воз- никает на почве желания ребенка получить одобрение
взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие.
Наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответство- вать требованиям взрослых) создает у ребенка неиз- бежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает про- тивоположные эмоциональные переживания, создает ам- бивалентное отношение к взрослым и определяет про- тиворечивость его поведения (Сорокина, 1977).
Однако в ранние периоды (до- 6—7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. Если у них возникают новые возможности, не находящие реализации в рамках того образа жизни, которые они ведут, тогда они переживают неудовлетво- ренность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление, что и находит свое выражение в кри- зисах 1 года и 3 лет.
В отличие от этого у детей 6—7-летнего возраста в Связи с продвижением их в общем психическом разви- тии (о чем мы подробно будем говорить ниже) появля- ется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выпол- нять новую,-важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобще- го школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Конечно, иногда это стремление имеет и другое кон- кретное выражение: например, стремление выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие- то их обязанности, стать помощниками в семье и т. д. Но психологическая сущность этих стремлений остает- ся той же самой—старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности (Божович, 1951, 1968).
Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным сознание себя не только как субъекта действия (что была харак-
терным для предшествующего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Иначе го- воря, у ребенка появляется осознание своего социаль- ного Я.
Новый уровень самосознания, возникающий на по- роге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно вы- ражается в его «внутренней позиции», образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психо- логических особенностей, как-то им обобщаются и скла- дываются в особое центральное личностное новообра- зование, характеризующее личность ребенка в целом. Возникновение такого новообразования становится пе- реломным пунктом на протяжении всего онтогенетиче- ского развития ребенка.
В дальнейшем, при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указан- ного новообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на ос- нове которых возникает переживание ребенком своего объективного положения. Но во всех случаях оно будет отражать степень удовлетворенности ребенка занимае- мым им положением, наличие или отсутствие у него пе- реживания эмоционального благополучия, а также по- рождать у него соответствующие потребности и стрем- ления.
Наличие внутренней позиции характеризует не толь- ко процесс формирования личности в онтогенезе. Раз возникнув, эта позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути и также определя- ет его отношение и к себе, и к занимаемому им поло- жению в жизни.
Какие же процессы психического развития в до- школьном возрасте приводят к указанному новообразо ванию? Как оно подготавливается и какими специфиче- ски возрастными чертами характеризуется?
В условиях повседневного поведения и общения-со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребен- ка-дошкольника формируется некоторое обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо самим ребенком и непосредствен- но спаяно с его положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями. Иначе говоря, первые этические инстанции представляют собой пока еще от- носительно простые системные образования, являющие-
^Я тем не менее зародышами тех нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и нравственные убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольни- ков нравственные мотивы поведения, которые, согласно экспериментальным данным (Эльконин, 1960), могут быть по своему воздействию более сильными, чем мно- гие другие непосредственные, в том числе и элементар- ные потребности.
У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое, вне- ситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человече- ские, т. е. опосредствованные по своей структуре, моти- вы.
Дошкольники в ряде случаев уже могут преодоле- вать другие свои желания и действовать по нравствен- ному мотиву «надо». Но это возможно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чув- ства обладают большей побудительной силой, чем дру- гие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкуриру- ющие с ними мотивы в стихийной, не управляемой са- мим ребенком схватке. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «не- произвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их лич- ности.
Когда мы говорим, что ребенок сначала осознает себя как субъекта действия, а затем как социального субъекта (субъекта взаимоотношений), то в этом слу- чае следует иметь в виду, что это «осознание» носит у Детей не столько рациональный, сколько чувственный (интуитивный) характер. Поэтому и «мировоззрение» Дошкольника точнее надо было бы назвать не столько «мировоззрением», сколько, пользуясь выражением И. М. Сеченова, «целостным мироощущением».
Несостоятельными являются и все теории подрост- кового возраста, которые пытаются объяснить психоло- •'ию подростка, исходя из каких-либо внешних по отно- шению к психическому развитию факторов. Ведь факто- ры и биологического, и социального порядка не опреде- ляют развитие прямо; они включаются в сам процесс
развития, становясь внутренними компонентами возни кающих при этом психологических новообразований.
На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований, мы полагаем, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка спо- собности и потребности познать самого себя как лич- ность, обладающую именно ей, в отличие от всех дру- гих людей, присущими качествами. Это порождает ^ подростка стремление к самоутверждению, самовыра жению (т. е. стремление проявлять себя в тех качест- вах личности, которые он считает ценными) и самовос- питанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.
Попробуем проследить те изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к воз- никновению в переходный период указанного выше си- стемного новообразования.
Учебная деятельность и, главное, сам процесс усво ения знаний, предъявляющий новые требования к мыш- лению дошкольника, словом, учебная деятельность в целом становится в младшем школьном возрасте веду- щей, т. е. той, в которой формируются основные психо- логические новообразования этого периода: теоретиче- ские формы мышления, познавательные интересы, спо- собность управлять своим поведением, чувство ответст- венности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного воз- раста. При этом главную роль играет развитие мышле- ния, происходящее в ходе усвоения научных знаний.
Конечно, не только развитие мышления определяет возникновение специфической для подростков формы самосознания. Этому способствуют и те новые обстоя- тельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не столько успехами школь- ника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, уме- нием соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побужда- ющие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так у него постепенно фор-
тируются ценностные ориентации, складываются отно- сительно устойчивые образцы поведения, которые в от- личие от образцов детей младшего школьного возраста представлены уже не столько в виде образа конкретно- го человека, сколько в определенных требованиях, ко- торые подростки предъявляют к людям и к самому се- бе.
- Материалы исследования показали, что общими для всех подростков независимо от различий в их социали- зации являются те психологические особенности, в ос- нове которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне соб- ственных к себе требований, т. е. достигнуть избранно- го образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенно- стей, специфичных для подросткового кризиса.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жиз- ненного опыта и, следовательно, продвижением в об- щем психическом развитии у школьников к началу пе- реходного возраста формируются новые, более широ- кие интересы, возникают различные увлечения и появ- ляется стремление занять иную, более самостоятель- ную, более «взрослую» позицию, которая связана с та- ким поведением и такими качествами личности, кото- рые, как им кажется, не могут найти своей реализации в «обыденной», школьной жизни.
Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возника- ют относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения.
Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщае- мостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эсте- тические потребности и пр. Удовлетворение таких инте- ресов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы се- годняшнего дня.
Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и органи- зованным. Он как бы обретает волю.
6—123 97
Переходный критический период завершается воз- никновением особого личностного новообразования, ко- торое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно... конкрети^ зируется в новой, общественно значимой позиции.
Самоопределение формируется во второй фазе под- росткового возраста (16—17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего.
От мечтаний подростка, связанных с будущим, само- определение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возмож- ностей и внешних обстоятельств; опирается на форми- рующееся мировоззрение подростка и связано с выбо- ром профессии.
С. Л. Рубинштейн НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ'
Человек не изолированное, в себе замкнутое веще- ство, которое жило бы и развивалось из самого себя Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Самое существование его как организма предпо- лагает обмен веществ между ним и природой. Для под- держания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для его продолжения в других, себе подобных, человек нужда- ется в другом человеке. В процессе исторического раз- вития круг того, в чем человек нуждается, все расши- ряется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потреб- ность — это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром... Помимо пред- метов..., без которых его существование или вообще. или на данном уровне невозможно, существуют еще другие, наличие которых, не будучи объективно в стро
'Рубинштейн С. Л Основы общей психологии 2-е изд М, 1946.
гом смысле необходимым и не испытываясь субъектив- но как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.
Испытываемая или осознаваемая человеком зависи- мость его от того, в чем он нуждается или в чем он за- интересован, что является для него потребностью, ин- тересом, порождает направленность на соответствую- щий предмет. В отсутствие того, в чем у человека име- ется потребность или заинтересованность, человек ис- пытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естествен- но, стремится освободиться. Отсюда зарождается сна- чала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точ- ка, на которую она направлена. По мере того как тен- денции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и стано- вятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тен- денция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или ин- тереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усили- вают динамический, направленный характер тенденций.
Проблема направленности — это прежде всего во- прос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, са- ми, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой свя- занных момента: а) предметного содержания, посколь- ку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный пред- мет, и б) напряжения, которое при этом возникает....
Динамические тенденции в конкретной форме вы- ступили в современной психологии впервые у Фрейда— в виде влечений. В бессознательном влечении не осо- знан объект, на который оно направлено. Поэтому объ- ект представляется несущественным во влечении, а са- мая направленность, выражающаяся во влечении, вы- ступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде са- мом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Так изображается природа динамических тен- 6* 99
денций в учении о влечениях у Фрейда, и эта их трац. товка сказалась на учении о динамических тенденциду в современном учении о мотивации. Между тем, удр направленность, выражающаяся во влечениях, факти. чески порождается потребностью в чем-то, находящем. ся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, вы ражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внут- реннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в орга- низме раздражителем, на передний план выступает все же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему;
в других случаях, наоборот, эта двусторонняя в конеч- ном счете зависимость или соотношение устанавлива- ется, направляясь сначала извне во внутрь. Так это происходит, когда общественно значимые цели и зада- чи, которые ставятся обществом перед индивидом и им принимаются, становятся личностно значимыми для не- го. Общественно значимое, должное, закрепляясь в ре- гулирующих общественную жизнь нормах права и нрав- ственности, становясь и личностно значимым.и для чело- века, порождает в нем динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствоса- ния, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в извест- ном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто при- емлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне этого непосредственно хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, иду- щей извне силе, принуждающей меня поступать вопре ки моим влечениям,и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне это непосредственно хочется, а я пото- му этого хочу — иногда всем своим существом, до са- мых сокровенных глубин его,— что я осознал общест- венную значимость этой цели и ее осуществление ста- ло моим кровным, личным делом, к которому меня вле- чет иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений. В возможности такой об- ратимости этой -зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая
100,._.._.
специфическая и своеобразная черта направленности „еловека и тенденций, которые ее образуют....
В отличие от интеллектуалистической психологии, „се выводившей из идей, из представлений, мы выдви- гаем, отводя ей определенное... место, проблему тенден- ций, установок, потребностей и интересов, как много- образных проявлений направленности личности. Одна- ко мы при этом расходимся в ее разрешении с течения- ми современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию тем- ных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше, ч,ем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.
Мотивы человеческой деятельности являются отра- жением более или менее адекватно преломленных в со- знании объективных движущих сил человеческого пове- дения. Сами потребности и интересы личности возника- ют и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны;
они развиваются, изменяются, перестраиваются; разви- тие и перестройка уже имеющихся потребностей и ин- тересов сочетаются с проявлением, зарождением и раз- витием новых. Таким образом, направленность лично- сти выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источ- ником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.
И. С. Кон
ПОСТОЯНСТВО ЛИЧНОСТИ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ'
Идея личного тождества, постоянства основных черт и структуры личности — центральный постулат, аксио- ма теории личности. Но подтверждается л'и эта аксио- ма эмпирически? В конце 60-х годов американский пси-
Кон И. С. В поисках себя. М„ 1984.
Д01
холог У. Мишел, проанализировав данные эксперимен- тальной психологии, пришел к выводу, что нет.
Так называемые «черты личности», устойчивость ко- торых измеряли психологи, не особые онтологические сущности, а условные конструкты, за которыми нередко стоят весьма расплывчатые поведенческие или мотива- ционные синдромы, причем различение постоянных, устойчивых «черт» и изменчивых, текучих психологиче- ских «состояний» (застенчивость — устойчивая черта личности, а смущение или спокойствие —.временные со- стоя'ния) в значительной мере условно. Если принять во внимание также условность психологических изме- рений, изменчивость ситуаций, фактор времени и дру- гие моменты, то постоянство большинства «личностных черт», за исключением разве что интеллекта, выглядит весьма сомнительным. Возьмем ли мы отношение лю- дей к авторитетным старшим и к сверстникам, мораль- ное поведение, зависимость, внушаемость, терпимость к противоречиям или самоконтроль —-всюду изменчи- вость превалирует над постоянством,
Поведение одного и того же человека в различных ситуациях может быть совершенно разным, поэтому на основании того, как поступил тот или иной индивид.в определенной ситуации, нельзя достаточно точно про- гнозировать вариации его поведения в иной ситуации. У. Мишел полагает так же, что нет оснований считать, будто настоящее и будущее поведение личности пол- ностью обусловлено ее прошлым. Традиционная психо- динамическая концепция видит в личности беспомощ- ную жертву детского опыта, закрепленного в виде же- стких, неизменных свойств. Признавая на словах слож- ность и уникальность человеческой жизни, эта концеп- ция фактически не оставляет места для самостоятель- ных творческих решений, которые человек принимает с учетом особенных обстоятельств своей жизни в каж- дый данный момент. Однако психология не может не учитывать необычайную адаптивность человека, его способность переосмысливать и изменять себя.
Эта критика «индивидуалистической», асоциальной психологии во многом справедлива. Но если индивиды не имеют относительно устойчивого поведения, отлича- ющего их от других людей, то само понятие личности становится бессмысленным.
Оппоненты Мишела указывали, что «психические черты» — не «кирпичики», из которых якобы «состоит» 102
личность и (или) ее поведение, а обобщенные диспози- ции (состояния), предрасположенность думать, чувство- вать и вести себя определенным образом. Не предопре- деляя единичных поступков, зависящих скорее от спе- цифических ситуативных факторов, такие «черты лич- ности» оказывают влияние на общий стиль поведения индивида в долгосрочной перспективе, внутренне взаи- модействуя и друг с другом, и с ситуацией. Например, тревожность — это склонность испытывать страх или беспокойство в ситуации, где присутствует какая-то уг- роза, общительность — склонность к дружественному поведению в ситуациях, включающих общение и т. д.
«Черты личности» не являются статичными или про- сто реактивными, они включают динамические мотива- ционные тенденции, склонность искать или создавать ситуации, благоприятствующие их проявлению. Инди- вид, обладающий чертой интеллектуальной открытости, старается читать книги, посещает лекции, обсуждает новые идеи, тогда как человек, интеллектуально закры- тый, этого обычно не делает. Внутренняя диспозицион- ная последовательность, проявляющаяся в разных по- веденческих формах, имеет и возрастную специфику. Одна и та же тревожность может у подростка прояв- ляться преимущественно в напряженных отношениях со сверстниками, у взрослого — в чувстве профессиональ- ной неуверенности, у старика — в гипертрофированном страхе болезни и смерти.
Зная психологические свойства индивида, нельзя с уверенностью предсказать, как он поступит в какой-то конкретной ситуации (это зависит от множества при- чин, лежащих вне его индивидуальности), но такое зна- ние эффективно для объяснения и предсказания спе- цифического поведения людей данного типа или пове- дения данного индивида в более или менее длительной перспективе.
Возьмем, например, такую черту, как честность. Можно ли считать, что человек, проявивший честность в одной ситуации, окажется честным и в другой? Види- мо, нельзя. В исследовании Г. Хартшорна и М. Мэя фиксировалось поведение одних и тех же детей (испы- туемыми были свыше 8 тысяч детей) в разных ситуаци- ях: пользование шпаргалкой в классе, обман при вы- полнении домашнего задания, жульничество в игре, хи- щение денег, ложь, фальсификация результатов спор- тивных соревнований и т. д. Взаимные корреляции 23
1'03
подобных тестов оказались очень низкими, приводя к мысли, что проявление честности в одной ситуации име- ет низкую предсказательную ценность для другой еди- ничной ситуации. Но стоило ученым соединить несколь- ко тестов в единую шкалу, как она сразу же обрела высокую прогностическую ценность, позволяя предска- зать поведение данного ребенка почти в половине экс- периментальных ситуаций. Так же рассуждаем мы и в обыденной жизни: судить о человеке по одному поступ- ку наивно, но несколько однотипных поступков — это уже нечто...
Экспериментальная психология судит о постоянстве или изменчивости личности по определенным тестовым показателям. Однако дименсиональное постоянство мо- жет объясняться не только неизменностью измеряемых черт, но и другими причинами, например тем, что че- ловек разгадал замысел психологов 'или помнит свои прошлые ответы. Не легче зафиксировать и преемст- венность поведения. Пытаясь предсказать или объяс- нить поведение индивида особенностями его прошлого (ретродикция), нужно учитывать, что «одно и то же» по внешним признакам поведение может иметь в раз- ном возрасте совершенно.разный психологический смысл. Если, например, ребенок мучает кошку, это еще не значит, 'что он обязательно вырастет жестоким. Кро- ме того, существует так называемый «дремлющий» или «отсроченный» эффект, когда какое-то качество долгое время существует в виде скрытого предрасположения и проявляется лишь на определенном этапе развития че- ловека, причем в разных возрастах по-разному; Напри- мер, свойства поведения подростка, по которым можно предсказать уровень его психического здоровья в 30 лет, иные, нежели те, по которым прогнозируется психиче- ское здоровье 40-летних.
Любая теория развития личности постулирует нали- чие в этом процессе определенных последовательных фаз или стадий. Но существуют по крайней мере пять разных теоретических моделей индивидуального разви- тия. Одна модель предполагает, что, хотя темпы разви- тия разных индивидов неодинаковы и поэтому они до- стигают зрелости в разном возрасте (принцип гетеро- хронности), конечный результат и критерии зрелости для всех одинаковы. Другая модель исходит из того, что период развития и роста жестко ограничен хроно- логическим возрастом: то, что было упущено в детстве,
позже наверстать невозможно, и индивидуальные осо- бенности взрослого человека можно предсказать уже в детстве. Третья модель, отталкиваясь от того, что про- должительность периода роста и развития у разных лю- дей неодинакова, полагает невозможным предсказать свойства взрослого человека по его раннему детству;
индивид, отставший на одной стадии развития, может вырваться вперед на другой. Четвертая модель акцен- тирует внимание на том, что развитие гетерохронно не только в межнациональном, но и в интраиндивиду- альном смысле: разные подсистемы организма и лично- сти достигают пика развития разновременно,, поэтому взрослый стоит в одних отношениях выше, а в дру- гих — ниже ребенка. Пятая модель подчеркивает прежде всего специфические для каждой фазы развития индивида внутренние противоречия, способ разреше- ния которых предопределяет возможности следующего этапа (такова теория Э. Эриксона).
Но ведь, кроме теорий, есть эмпирические данные. Пока психология развития ограничивалась сравнитель- но-возрастными исследованиями, проблема постоянства личности не могла обсуждаться предметно. Но в пос- ледние десятилетия широкое распространение получили лонгитюдные исследования, прослеживающие развитие одних и тех же людей на протяжении длительного вре- мени.
Общий вывод всех лонгитюдов — устойчивость, по- стоянство и преемственность индивидуально-личностных черт на всех стадиях развития выражены сильнее, чем изменчивость. Однако преемственность личности и ее свойств не исключает их развития и изменения, причем соотношения того и другого зависят от целого ряда ус- ловий.
Прежде всего степень постоянства или изменчиво- сти индивидуальных свойств связана с их собственной природой и предполагаемой детерминацией.
Биологически стабильные черты, обусловленные ге- нетически или возникшие в начальных стадиях онтоге- неза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жиз- ни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Куль- турно-обусловленные черты значительно более измен- чивы, причем сдвиги, которые в сравнительно-возраст- ных исследованиях кажутся зависящими от возраста, на самом деле часто выражают социально-историче- ские различия. Биокультурные черты, подчиненные
двойной детерминации, варьируют в зависимости кд,, от биологических, так и от социально-культурных усло- вий.
По данным многих исследований, наибольшей ста- бильностью обладают когнитивные свойства, в частно- сти, так называемые первичные умственные способно- сти и свойства, связанные с типом высшей нервной деятельности (темперамент, экстраверсия или интровер- сия, эмоциональная реактивность и невротизм).
Многолетнее постоянство многих поведенческих и мотивационных синдромов также не вызывает сомне- ний. Например, описание тремя разными воспитатель- ницами поведения одних и тех же детей в 3, 4 и 7 лет оказалось очень сходным. Оценка несколькими одно- классниками степени агрессивности (склонность зате- вать драки и т. д.) 200 мальчиков-шестиклассников ма- ло изменилась три года спустя. «Многие формы поведе- ния 6—10-летнего ребенка и отдельные формы его пове- дения между 3 и 6 годами уже позволяют достаточно определенно предсказать теоретически связанные с ними формы поведения молодого взрослого. Пассивный уход из стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыль- чивость, любовь к умственной деятельности, коммуни- кативная тревожность, полоролевая идентификация и сексуальное поведение взрослого связаны с его анало- гичными, в разумных пределах, поведенческими диспо- зициями в первые школьные годы» (Каган И., Мосс X.).
Высокое психическое постоянство наблюдается и у взрослых. У 53 женщин, тестированных в 30-летнем и вторично в 70-летнем возрасте, устойчивыми оказались 10 из 16 измерений. По данным П. Коста и Р. Мак-Крэ, мужчины от 17 до 85 лет, трижды тестированные с ин- тервалом в 6—12 лет, не обнаружили почти никаких сдвигов в темпераменте и многих других показателях. Лонпитюдными исследованиями установлено также, что такие черты, как активность, переменчивость настрое- ний, самоконтроль и уверенность в себе, зависят как от «личностных синдромов», так и от социальных факто- ров (образование, профессия, социальное положение и т. п.) гораздо больше, чем от возраста; но одни и те же черты у одних людей сравнительно постоянны, а у дру- гих изменчивы. К числу устойчивых личностных черт относятся, как свидетельствуют данные разных иссле-
дований, потребность в достижении и творческий стиль мышления.
У мужчин самыми устойчивыми оказались такие черты, как пораженчество, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуаль- ные интересы, изменчивость настроений, а у женщин — эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчи- вость, желание дойти до пределов возможного. ' Однако разной степенью изменчивости отличаются не только личностные черты, но и индивиды. Поэтому правильнее ставить не вопрос «Остаются ли люди не- изменными?», а «Какие люди изменяются, какие — нет и почему?» Сравнивая взрослых людей с тем, какими они были в 13—14 лет, Д. Блок статистически выделил пять мужских и шесть женских типов развития лично- сти.
Некоторые из этих типов отличаются большим по- стоянством психических черт. Так, мужчины, облада- ющие упругим, эластичным «Я», в 13—14 лет отлича- лись от сверстников надежностью, продуктивностью, честолюбием и хорошими способностями, широтой ин- тересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, фи- лософскими интересами и сравнительной удовлетворен- ностью собой. Эти свойства они сохранили и в 45 лет, утратив лишь часть былого эмоционального тепла и от- зывчивости. Такие люди высоко центят независимость и объективность и имеют высокие показатели по таким шкалам, как домина нтность, принятие себя, чувство благополучия, интеллектуальная эффективность и пси- хологическая настроенность ума.
Весьма устойчивы и черты неуравновешенных муж- чин со слабым самоконтролем, для которых характер- ны импульсивность и непостоянство. Подростками они отличались бунтарством, болтливостью, любовью к рис- кованным поступкам и отступлениями от принятого об- раза мышления, раздражительностью, негативизмом, агрессивностью, слабой контролируемостью. Понижен- ный самоконтроль, склонность драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемость и экспрессив- ность характеризуют их и во взрослом возрасте. Они чаще, чем остальные мужчины, меняли свою работу.
Принадлежащие к третьему мужскому типу — с ги- пертрофированным контролем — в подростковом возра- сте отличались повышенной эмоциональной чувстви- тельностью, самоуглубленностью, склонностью к реф-
лексии. Эти мальчики плохо чувствовали себя в неоп- ределенных ситуациях, не умели быстро менять роли, легко отчаивались в успехе, были зависимы и недо- верчивы. Перевалив за сорок, они остались столь же ранимыми, склонными уходить от потенциальных фру- страций, испытывать жалость к себе, напряженными и зависимыми и т. п. Среди них самый высокий процент холостяков....
Некоторые другие люди, напротив, сильно меняются от юности к зрелости. Таковы, например, мужчины, у которых бурная, напряженная юность сменяется спо- койной, размеренной жизнью в зрелые годы, и женщп- ны-«интеллектуалки», которые в юности поглощены ум- ственными поисками и кажутся эмоционально суше, холоднее своих ровесниц, а затем преодолевают комму- никативные трудности, становятся мягче, теплее и т. д.
Об устойчивости личностных синдромов, связанных с самоконтролем и «силой Я», свидетельствуют и позд- нейшие исследования. Лонгитюдное исследование 116 детей (59 мальчиков и 57 девочек), тестированных в 3, 4, 5, 7 и 11 лет, показало, что 4-летние мальчики, проя- вившие в краткосрочном лабораторном эксперименте сильный самоконтроль (способность отсрочить удовлет- ворение своих непосредственных желаний, противосто- ять соблазну и т. п.), в более старших возрастах, семь лет спустя, описываются экспертами как способные контролировать свои эмоциональные импульсы, внима- тельные, умеющие сосредоточиться, рефлексивные, склонные к размышлению, надежные и т. п. Напротив, мальчики, у которых эта способность была наименее развита, и в старших возрастах отличаются слабым са- моконтролем: беспокойны, суетливы, эмоционально эк- спрессивны, агрессивны, раздражительны и неустойчи- вы, а в стрессовых ситуациях проявляют незрелость. Взаимосвязь между самоконтролем и способностью от- срочить получение удовольствия существует и у дево- чек, но у них она выглядит сложнее.
Хотя стабильность многих индивидуально-личност- ных черт можно считать доказанной, нельзя не огово- риться, что речь идет преимущественно о психодинами- ческих свойствах, так или иначе связанных с особенно- стями нервной системы. А как обстоит дело с содержа- нием личности, с ее ценностными ориентациями, убеж- дениями, мировоззренческой направленностью, т. е. та- кими чертами, в которых индивид не просто реализует
Ю8
заложенные в нем потенции, но осуществляет свой са- мостоятельный выбор? Влияние разнообразных факто- ров среды, от всемирно-исторических событий до, ка- залось бы, случайных, но тем не менее судьбоносных встреч, в этом случае колоссально. Обычно люди высо- ко ценят постоянство жизненных планов и установок. Человек-монолит априорно вызывает больше уважения, нежели человек-флюгер. Но всякий априоризм — вещь коварная. Твердость убеждений, как точно заметил В. О. Ключевский, может отражать не только последо- вательность мышления, но и инерцию мысли.
От чего же зависит сохранение, изменение и разви- тие личности не в онтогенетическом, а в более широком и емком биографическом ключе? Традиционная психо- логия знает три подхода к проблеме. Биогенетическая ориентация полагает, что, поскольку развитие челове- ка, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его основные закономерности, стадии и свойства одинако- вы, хотя социокультурные и ситуативные факторы и на- кладывают свой отпечаток на форму их протекания Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации, научения в широком смысле слова, утверждая, что возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системе социальных ролей, прав и обязанностей, коро- че — структуре социальной деятельности индивида Персонологическая ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, полагая, что основу развития личности, в отличие от развития орга- низма, составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценно- стей. Поскольку каждая из этих моделей (реализация биологически заданной программы, социализация и со- знательное самоосуществление) отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу «или- или» не имеет смысла. «Развести» эти модели по раз- ным «носителям» (организм, социальный индивид, лич- ность) также невозможно, ибо это означало бы жесто- кое, однозначное разграничение органических, соци- альных и психических свойств индивида, против кото Рого выступает вся современная наука.
Теоретическое решение проблемы заключается, по- видимому, в том, что личность, как и культура, есть си- стема, которая на всем протяжении своего развития 109
приспосабливается к своей внешней и внутренней среде и одновременно более или менее целенаправленно и ак- тивно изменяет ее, адаптируя к своим осознанным по- требностям...
Но соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого принципи- ально неодинаково у разных индивидов, в различных видах деятельности и социально-исторических ситуаци- ях. А если свойства и поведение личности не могут быть выведены ни из какой отдельной системы детер- минант, то рушится и идея единообразного протекания возрастных процессов. Так альтернативная постановка вопроса — возраст определяет свойства личности или, напротив, тип личности обусловливает возрастные свой- ства — сменяется идеей диалектического взаимодейст- вия того и другого, причем опять-таки не вообще, а в пределах конкретной сферы деятельности, в определен- ных социальных условиях.
Соответственно усложняется и система возрастных категорий, которые имеют не одну, как считали раньше, а три системы отсчета — индивидуальное равзитие, возрастная стратификация общества и возрастная сим- волика культуры. Понятие «время жизни», «жизненный цикл» и «жизненный путь» часто употребляются как синонимы. Но содержание их существенно различно.
Время жизни, ее протяженность, обозначает просто временной интервал между рождением и смертью. Про- должительность жизни имеет важные социальные и психологические последствия. От нее во многом зави- сит, например, длительность сосуществования поколе- ний, продолжительность первичной социализации детей и т. д. Тем не менее «время жизни» — понятие фор- мальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования, безотносительно к его содержанию.
Понятие «жизненный цикл» предполагает, что те- чение жизни подчинено известной закономерности, а его этапы, подобно временам года, образуют постепен- ный круговорот. Идея цикличности человеческой жиз- ни, подобно природным процессам,— один из древней- ших образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно явля- ются циклическими. Организм человека проходит пос- ледовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность усваивает, выполняет и затем по-
степенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), а потом тот же цикл повторяют ее потомки. Цикличность характе- ризует и смену поколений в обществе. Не лишены эври- стической ценности и аналогии между восходящей и нисходящей фазами развития. Однако понятие жизнен- ного цикла предполагает некоторую замкнутость, за- вершенность процесса, центр которого находится в нем самом. Между тем, развитие личности осуществляется в широком взаимодействии с другими людьми и социаль- ными институтами, что не укладывается в циклическую схему. Даже если каждый отдельный аспект ее или компонент представляет собой некоторый цикл (биоло- гический жизненный цикл, семейный цикл, професссио- нально-трудовой цикл), индивидуальное развитие — не сумма вариаций на заданную тему, а конкретная исто- рия, где многое делается заново, методом проб и оши- бок.
Понятие «жизненный путь» как раз и подразумевает единство многих автономных линий развития, которые сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут быть поняты отдельно друг от друга и от конкретных социально-исторических условий. Его изучение обяза- тельно должно быть междисциплинарным — психолого- социолого-историческим...
Date: 2015-09-22; view: 510; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|