Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы формирования личности в онтогенезе 1





Во всех до сих пор опубликованных нами работах
мы исходили из положения, что психологически зрелой
личностью является человек, достигший определенного,
достаточно высокого уровня психического развития.
В качестве основной черты этого развития мы отмечали
v человека способности вести себя независимо от непо-
средственно воздействующих на него обстоятельств (и
даже вопреки им), руководствуясь при этом собствен-
ными, сознательно поставленными целями. Возникнове-
ние такой способности обусловливает активный, а не
реактивный характер поведения человека и делает его
не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними, и над
самим собой.

Согласно такому пониманию мы искали закономер-
ности возникновения указанной способности (а следова-
тельно, как мы думали, и психологической природы лич-
ности) в развитии той функциональной системы, кото-
рую в психологии принято называть волей. Для этого
мы исследовали становление мотивирующих, т. е. аф-
фективно насыщенных целей и, главное, становление
«внутреннего плана действий», позволяющего человеку
так организовывать свою мотивационную сферу, чтобы
обеспечить победу сознательно, поставленным целям
над мотивами, хотя и нежелательными человеку в дан"'
ной ситуации, но непосредственно более сильными. Ина-
че говоря, мы изучали действие той функциональной
системы, которая обеспечивает сознательное управле-
ние человеком своим поведением (Божович и др., 1974).

Эту линию развития мы считали центральной для
психологической характеристики личности.

Однако уже в указанных исследованиях выяснилось,
что осуществление сознательно поставленных целей во-
все не всегда происходит описанным выше способом,
т. е. через обращение человека к внутреннему плану
Действий с целью сознательной реконструкции мотива-
Ционной сферы. При еще недостаточно изученных усло-

1 «Вопросы психологии», 1978, № 4; 1979, №№ 2, 4.


виях цели сами по себе могут приобретать такую непо-
средственно мотивирующую силу, которая способна по-
буждать человека к соответствующему поведению, ми-
нуя переживание внутреннего конфликта, борьбу моти-
вов, размышление, выбор, образование намерения, сло-
вом, минуя волевой акт в собственном смысле этого сло-
ва. Такое поведение лишь фенотипически сходно с тем,
которое обычно называется волевым, но подчиняется
оно воздействию уже «вторичной» мотивации, ставшей
непосредственной в процессе социального развития ре-
бенка. Анализ показывает, что такая (как бы «постпро-
извольная») мотивация обеспечивается связью постав-
ленных человеком целей с его высшими чувствами, ко-
торые и сообщают целям непосредственную побудитель-
ную силу. Отсутствие же соответствующих чувств (или
их слабость) заставляет человека прибегать к самопри-
нуждению путем волевого акта.

Исследования показывают, что каждое системное
новообразование, возникающее в процессе жизни чело-
века и являющееся необходимым условием его сущест-
вования как социального индивида, включает в себя оп-
ределенные аффективные компоненты и тем самым об-
ладает непосредственной побудительной силой. Челове-
ка непосредственно побуждают и его убеждения, и нрав-
ственные чувства, и присущие ему качества личности.
Но так как на любой поступок одновременно воздейст-
вуют многие потребности и мотивы, между ними проис-
ходит борьба, которая в случае непримиримости равно-
сильных, но разнонаправленных мотивов отражается в
переживании человека в виде конфликта с самим собой.
Если в этом конфликте побеждают непосредственно бо-
лее сильные, но рационально отвергаемые мотивы, у че-
ловека возникают тяжелые переживания. Если же не-
посредственные желания побеждают нравственные
стремления, то эти переживания выражаются в чувст-
ве стыда, раскаяния и пр., которые человек стремится
смягчить при помощи разного рода защитных механиз-
мов вытеснения или при помощи «приемов нейтрализа-
ции совести», на которые указывают некоторые амери-
канские криминологи (Бочкарева, 1972). Отсюда ясно,
что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними
конфликтами, будет отличаться нерешительностью, не-
устойчивостью поведения, неспособностью добиваться
сознательно поставленных целей, т. е. у него будут от-
сутствовать как раз те черты, которые как основопола-

гающие входят в характеристику психологически зрелой
личности.

Итак, есть основание считать, что формирование лич-
ности не может характеризоваться независимым разви-
тием какой-либо одной ее стороны—рациональной, во-
иевой или эмоциональной. Личность — это действитель-
но высшая интегративная система, некоторая нерастор-
жимая целостность. И можно считать, что существуют
какие-то последовательно возникающие новообразова-
ния, характеризующие этапы центральной линии ее он-
тогенетического развития.

К сожалению, систематического исследования этой
проблемы пока не было, но почти все психологи, зани-
мающиеся изучением личности, признают возникновение
у нее «ядра», которое обозначается ими то термином
«Я—система», то «система—Я», то просто «Я». Эти
понятия употребляются нами в качестве объяснитель-
ных при рассмотрении психической жизни человека и
его поведения. Однако психологическое содержание и
строение этого «ядра» не раскрываются и тем более не
устанавливаются закономерности его развития в онто-
генезе. По-видимому, при этом имеется в виду, что каж-
дый человек так или иначе понимает, о чем идет речь,
основываясь на эмпирически схваченном переживании
своего собственного «Я».

Уже с первых дней рождения ребенок является не
просто «реагирующим аппаратом», как утверждали
рефлексологически настроенные психологи, но сущест-
вом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же
своей индивидуальной психической жизнью. У него
имеются первичные потребности (в еде, тепле, движе-
нии), потребности, связанные с фундаментальным раз-
витием мозга (например, потребность в новых впечатле-
ниях), и, наконец, социальные потребности, появляю-
щиеся и развивающиеся в течение первого года жизни:

потребность в другом человеке, в общении с ним, в его
внимании и поддержке. (Лисина, 1974). (Эти потреб-
ности в дальнейшем становятся важнейшими для нрав-
ственного формирования ребенка.) Признание указан-
ных потребностей требует признания у младенца и со-
ответствующих аффективных переживаний. Неудовлет-
ворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрица-
тельные переживания, выражающиеся в беспокойстве,
крике, а их удовлетворение—радость, повышение обще-
го жизненного тонуса, усиление познавательной и дви-


гательной активности (например, так называемый комп-
лекс оживления) и т. д.

Следовательно, содержание психической жизни де-
тей первого года жизни характеризуются сначала аф-
фективно окрашенными ощущениями, а затем глобаль-
но аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе
говоря, в сознании младенца в первую очередь пред-
ставлены эмоциональные компоненты, связанные с не-
посредственно воспринимаемыми им воздействиями'.
Однако на протяжении года сознание младенца разви-
вается: в нем выделяются отдельные психические функ-
ции, появляются первые чувственные обобщения, он на-
чинает употреблять элементы слов для обозначения
предметов. В связи с этим потребности младенца все
больше и больше начинают воплощаться («кристалл-и-
зироваться») в предметах окружающей действительно-
сти. В результате этого сами предметы приобретают
побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприя-
тия ребенка, они актуализируют его потребности, нахо-
дившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем
самым побуждают активность ребенка в направлении,
соответствующем данной ситуации. Это и определяет
ситуативность детей первого года жизни, поведение ко-
торых полностью управляется попадающими в поле их
восприятия раздражителями2. Таким образом, и это
надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни
нет равнодушного отношения к окружающим предметам.
Они воспринимают лишь те, которые имеют для них
смысл, отвечают их потребностям.

Беспомощность младенца и отсутствие у него внеси-
туативных (внутренних, но не органических) побужде-
ний определяют и поведение взрослых по отношению к

1 Тот факт, что самыми элементарными формами психической
жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как
для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетво-
рения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого,
биологически более важными являются ориентация в состоянии
своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевре-
менная сигнализация об этом. Переживание представляет собой
средство такой ориентации.

2 Ситуативность свойственна не только детям первого года
жизни. Она присуща в несколько ином виде детям раннего, до-
школьного и даже школьного возраста. Ситуативность преодоле-
вается лишь постепенно и ее преодоление в значительной степени
является свидетельством формирования личности ребенка. Послед-
нее мы попытаемся показать в дальнейшем изложении.

детям этого возраста. Они навязывают им свою волю,
выполняя положенный режим сна, питания,' прогулок.
У годовалых детей, как правило, не спрашивают, хотят
ли они гулять, спать, есть.

Но в начале второго года жизни наступает момент;

когда ребенок перестает покорно подчиняться взросло-
му, а взрослый уже не может управлять его поведени-
ем при помощи организации внешних воздействий. На-
блюдения обнаруживают, что одновременно с этим дети
становятся способными действовать не только под влия-
нием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но
и под влиянием всплывающих в их памяти образов и
представлений.

По-видимому, это закономерно, так как в этот пери-
од память начинает играть в психическом развитии ре-
бенка все большую роль, занимает доминирующее по-
ложение и тем самым перестраивает структуру детско-
го сознания и его поведение.
/ Таким образом, центральным, т. е. личностным но-
вообразованием первого года жизни является возник-
новение аффективно-заряженных представлений, кото-
рые и побуждают поведение ребенка вопреки воздей-
ствиям внешней среды. Мы будем называть их «моти-
вирующими представлениями»

Появление мотивирующих представлений принципи-
ально изменяет поведение ребенка и все его взаимоот-
ношения с окружающей действительностью. Их нали-
чие освобождает ребенка от скованности данной кон-
кретной ситуацией, от диктата внешних воздействий (в
том числе идущих и от взрослого человека), короче го-
поря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок
пока еще этого и не осознает. Однако взрослые уже не
могут с этим не считаться. Напряженность новых по-
требностей настолько велика, что не учет их, а тем бо-
лее прямое подавление являются причиной фрустрации
ребенка, часто определяющей его дальнейшие взаимо-
отношения со взрослыми, а следовательно, и дальней-
шее формирование личности.

В указанный период происходит переход ребенка от
существа, уже ставшего субъектом (т. е. сделавшего
первый шаг н.а пути формирования личности), к сущест-
^У, осознающему себя как субъекта, иначе говоря, к
^зникновению того системного новообразования, кото-
рое принято связывать с появлением слова «Я».

Весь этот переход осуществляется в условиях, во


многом отличных от тех, которые определяли жизнь и
деятельность младенца. Прежде всего, дети раннего
возраста благодаря успехам предшествующего развития
в младенческом возрасте начинают занимать совсем
иное место в окружающем их мире людей и предметов.
Это уже не беспомощные, не безответные существа, они
сами продвигаются в пространстве, могут сами действо-
вать, удовлетворять многие свои потребности, становят-
ся способными к первичным формам речевого общения,
иначе говоря, могут уже осуществлять деятельность, не
опосредствованную взрослыми людьми.

В этот период познавательная деятельность ребенка
обращается уже не только на внешний мир, но и на
самого себя.

Процесс самопознания, по-видимому, начинается с
познания себя как субъекта действия. Можно часто на-
блюдать, как ребенок этого возраста любит по многу
раз повторять одно и то же движение, внимательно про-
слеживая и контролируя те изменения, которые оно
(точнее, он с его помощью) производит ('например, от-
крывает и закрывает дверь, передвигает предметы, тол-
кает их, чтобы они упали и пр.). Именно это помогает
ребенку почувствовать себя чем-то иным, в отличие от
окружающих предметов, и таким образом выделить се-
бя в качестве особого предмета (субъекта действия).

Однако самопознание на втором и даже на третьем
году жизни продолжает оставаться для самого ребенка
(субъективно) познанием как бы внешнего ему самому
«предмета».

Трудно без специальных исследований понять пси-
хологический «механизм» перехода от собственного име-
ни к местоимению Я, т. е. механизм перехода от са-
мопознания к самосознанию. Но нам представляется не-
сомненным, что в так называемую «систему—Я» вхо-
дят и рациональные, и аффективные компоненты, и
прежде всего отношение к самому себе.
-:' После возникновения «системы — Я» в психике ре-
бенка возникают и другие новообразования. Самыми
значительными из них являются самооценка и связан-
ное с ней стремление соответствовать требованиям
взрослых, быть «хорошими».

По-видимому, в первичной самооценке почти пол-
ностью отсутствует рациональный компонент, она воз-
никает на почве желания ребенка получить одобрение

взрослого и таким образом сохранить эмоциональное
благополучие.

Наличие одновременно существующих сильных, но
противоположно направленных аффективных тенденций
(делать согласно собственному желанию и соответство-
вать требованиям взрослых) создает у ребенка неиз-
бежный внутренний конфликт и тем самым усложняет
его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе
развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит
ребенка перед необходимостью выбора, вызывает про-
тивоположные эмоциональные переживания, создает ам-
бивалентное отношение к взрослым и определяет про-
тиворечивость его поведения (Сорокина, 1977).

Однако в ранние периоды (до- 6—7 лет) дети еще
не отдают себе отчета в том, какое место они занимают
в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление
его изменить. Если у них возникают новые возможности,
не находящие реализации в рамках того образа жизни,
которые они ведут, тогда они переживают неудовлетво-
ренность, вызывающую у них бессознательный протест
и сопротивление, что и находит свое выражение в кри-
зисах 1 года и 3 лет.

В отличие от этого у детей 6—7-летнего возраста в
Связи с продвижением их в общем психическом разви-
тии (о чем мы подробно будем говорить ниже) появля-
ется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять
новое, более «взрослое» положение в жизни и выпол-
нять новую,-важную не только для них самих, но и для
окружающих людей деятельность. В условиях всеобще-
го школьного обучения это, как правило, реализуется в
стремлении к социальному положению школьника и к
учению как новой социально значимой деятельности.
Конечно, иногда это стремление имеет и другое кон-
кретное выражение: например, стремление выполнять
те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-
то их обязанности, стать помощниками в семье и т. д.
Но психологическая сущность этих стремлений остает-
ся той же самой—старшие дошкольники начинают
стремиться к новому положению в системе доступных
им общественных отношений и к новой общественно
значимой деятельности (Божович, 1951, 1968).

Появление такого стремления подготавливается всем
ходом психического развития ребенка и возникает на
том уровне, когда ему становится доступным сознание
себя не только как субъекта действия (что была харак-


терным для предшествующего этапа развития), но и как
субъекта в системе человеческих отношений. Иначе го-
воря, у ребенка появляется осознание своего социаль-
ного Я.

Новый уровень самосознания, возникающий на по-
роге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно вы-
ражается в его «внутренней позиции», образующейся в
результате того, что внешние воздействия, преломляясь
через структуру ранее сложившихся у ребенка психо-
логических особенностей, как-то им обобщаются и скла-
дываются в особое центральное личностное новообра-
зование, характеризующее личность ребенка в целом.
Возникновение такого новообразования становится пе-
реломным пунктом на протяжении всего онтогенетиче-
ского развития ребенка.

В дальнейшем, при переходе от одного возрастного
этапа к другому, психологическое содержание указан-
ного новообразования будет различным, так как иными
являются те внутренние психические процессы, на ос-
нове которых возникает переживание ребенком своего
объективного положения. Но во всех случаях оно будет
отражать степень удовлетворенности ребенка занимае-
мым им положением, наличие или отсутствие у него пе-
реживания эмоционального благополучия, а также по-
рождать у него соответствующие потребности и стрем-
ления.

Наличие внутренней позиции характеризует не толь-
ко процесс формирования личности в онтогенезе. Раз
возникнув, эта позиция становится присущей человеку
на всех этапах его жизненного пути и также определя-
ет его отношение и к себе, и к занимаемому им поло-
жению в жизни.

Какие же процессы психического развития в до-
школьном возрасте приводят к указанному новообразо
ванию? Как оно подготавливается и какими специфиче-
ски возрастными чертами характеризуется?

В условиях повседневного поведения и общения-со
взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребен-
ка-дошкольника формируется некоторое обобщенное
знание многих социальных норм, но это знание еще до
конца не осознаваемо самим ребенком и непосредствен-
но спаяно с его положительными или отрицательными
эмоциональными переживаниями. Иначе говоря, первые
этические инстанции представляют собой пока еще от-
носительно простые системные образования, являющие-

^Я тем не менее зародышами тех нравственных чувств,
на основе которых в дальнейшем формируются уже
вполне зрелые нравственные чувства и нравственные
убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольни-
ков нравственные мотивы поведения, которые, согласно
экспериментальным данным (Эльконин, 1960), могут
быть по своему воздействию более сильными, чем мно-
гие другие непосредственные, в том числе и элементар-
ные потребности.

У детей дошкольного возраста возникает не просто
соподчинение мотивов, а относительно устойчивое, вне-
ситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе
возникшей иерархии становятся специфически человече-
ские, т. е. опосредствованные по своей структуре, моти-
вы.

Дошкольники в ряде случаев уже могут преодоле-
вать другие свои желания и действовать по нравствен-
ному мотиву «надо». Но это возможно не потому, что в
этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять
своим поведением, а потому, что их нравственные чув-
ства обладают большей побудительной силой, чем дру-
гие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкуриру-
ющие с ними мотивы в стихийной, не управляемой са-
мим ребенком схватке. Иначе говоря, детей старшего
дошкольного возраста характеризует своеобразная «не-
произвольная произвольность», которая обеспечивает
устойчивость их поведения и создает единство их лич-
ности.

Когда мы говорим, что ребенок сначала осознает
себя как субъекта действия, а затем как социального
субъекта (субъекта взаимоотношений), то в этом слу-
чае следует иметь в виду, что это «осознание» носит у
Детей не столько рациональный, сколько чувственный
(интуитивный) характер. Поэтому и «мировоззрение»
Дошкольника точнее надо было бы назвать не столько
«мировоззрением», сколько, пользуясь выражением
И. М. Сеченова, «целостным мироощущением».

Несостоятельными являются и все теории подрост-
кового возраста, которые пытаются объяснить психоло-
•'ию подростка, исходя из каких-либо внешних по отно-
шению к психическому развитию факторов. Ведь факто-
ры и биологического, и социального порядка не опреде-
ляют развитие прямо; они включаются в сам процесс


развития, становясь внутренними компонентами возни
кающих при этом психологических новообразований.

На основании имеющихся в литературе данных и
собственных исследований, мы полагаем, что кризис
подросткового возраста связан с возникновением в
этот период нового уровня самосознания, характерной
чертой которого является появление у подростка спо-
собности и потребности познать самого себя как лич-
ность, обладающую именно ей, в отличие от всех дру-
гих людей, присущими качествами. Это порождает ^
подростка стремление к самоутверждению, самовыра
жению (т. е. стремление проявлять себя в тех качест-
вах личности, которые он считает ценными) и самовос-
питанию. Депривация указанных выше потребностей и
составляет основу кризиса подросткового возраста.

Попробуем проследить те изменения в психике детей
младшего школьного возраста, которые подводят к воз-
никновению в переходный период указанного выше си-
стемного новообразования.

Учебная деятельность и, главное, сам процесс усво
ения знаний, предъявляющий новые требования к мыш-
лению дошкольника, словом, учебная деятельность в
целом становится в младшем школьном возрасте веду-
щей, т. е. той, в которой формируются основные психо-
логические новообразования этого периода: теоретиче-
ские формы мышления, познавательные интересы, спо-
собность управлять своим поведением, чувство ответст-
венности и многие другие качества ума и характера
школьника, отличающие его от детей дошкольного воз-
раста. При этом главную роль играет развитие мышле-
ния, происходящее в ходе усвоения научных знаний.

Конечно, не только развитие мышления определяет
возникновение специфической для подростков формы
самосознания. Этому способствуют и те новые обстоя-
тельства, которые отличают образ жизни подростка от
образа жизни детей младшего школьного возраста.
Прежде всего это повышенные требования к подростку
со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение
которых определяется уже не столько успехами школь-
ника в учении, сколько многими другими чертами его
личности, взглядами, способностями, характером, уме-
нием соблюдать «кодекс нравственности», принятый
среди подростков. Все это порождает мотивы, побужда-
ющие подростка обратиться к анализу самого себя и к
сравнению себя с другими. Так у него постепенно фор-

тируются ценностные ориентации, складываются отно-
сительно устойчивые образцы поведения, которые в от-
личие от образцов детей младшего школьного возраста
представлены уже не столько в виде образа конкретно-
го человека, сколько в определенных требованиях, ко-
торые подростки предъявляют к людям и к самому се-
бе.

- Материалы исследования показали, что общими для
всех подростков независимо от различий в их социали-
зации являются те психологические особенности, в ос-
нове которых лежит развитие рефлексии, порождающие
потребность понять самого себя и быть на уровне соб-
ственных к себе требований, т. е. достигнуть избранно-
го образца. А неумение удовлетворить эти потребности
определяет целый «букет» психологических особенно-
стей, специфичных для подросткового кризиса.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жиз-
ненного опыта и, следовательно, продвижением в об-
щем психическом развитии у школьников к началу пе-
реходного возраста формируются новые, более широ-
кие интересы, возникают различные увлечения и появ-
ляется стремление занять иную, более самостоятель-
ную, более «взрослую» позицию, которая связана с та-
ким поведением и такими качествами личности, кото-
рые, как им кажется, не могут найти своей реализации
в «обыденной», школьной жизни.

Кризис переходного периода протекает значительно
легче, если уже в этом возрасте у школьника возника-
ют относительно постоянные личностные интересы или
какие-либо другие устойчивые мотивы поведения.

Личностные интересы в отличие от эпизодических
(ситуативных) характеризуются своей «ненасыщае-
мостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более
устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми
являются, например, познавательные интересы, эсте-
тические потребности и пр. Удовлетворение таких инте-
ресов связано с активным поиском (или созиданием)
предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к
постановке все новых и новых целей, часто выходящих
за пределы наличной ситуации и даже за пределы се-
годняшнего дня.

Таким образом, наличие у подростка устойчивых
личностных интересов делает его целеустремленным, а
следовательно, внутренне более собранным и органи-
зованным. Он как бы обретает волю.

6—123 97


Переходный критический период завершается воз-
никновением особого личностного новообразования, ко-
торое можно обозначить термином «самоопределение».
С точки зрения самосознания субъекта оно... конкрети^
зируется в новой, общественно значимой позиции.

Самоопределение формируется во второй фазе под-
росткового возраста (16—17 лет), в условиях скорого
окончания школы, связанного с необходимостью так
или иначе решить проблему своего будущего.

От мечтаний подростка, связанных с будущим, само-
определение отличается тем, что оно основывается на
уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях
субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возмож-
ностей и внешних обстоятельств; опирается на форми-
рующееся мировоззрение подростка и связано с выбо-
ром профессии.

С. Л. Рубинштейн
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ'

Человек не изолированное, в себе замкнутое веще-
ство, которое жило бы и развивалось из самого себя
Он связан с окружающим его миром и нуждается в
нем. Самое существование его как организма предпо-
лагает обмен веществ между ним и природой. Для под-
держания своего существования человек нуждается в
находящихся вне его веществах и продуктах; для его
продолжения в других, себе подобных, человек нужда-
ется в другом человеке. В процессе исторического раз-
вития круг того, в чем человек нуждается, все расши-
ряется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике
человека, испытывается им как потребность. Потреб-
ность — это, таким образом, испытываемая человеком
нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется
связь человека с окружающим миром... Помимо пред-
метов..., без которых его существование или вообще.
или на данном уровне невозможно, существуют еще
другие, наличие которых, не будучи объективно в стро

'Рубинштейн С. Л Основы общей психологии 2-е изд
М, 1946.

гом смысле необходимым и не испытываясь субъектив-
но как потребность, представляет для человека интерес.
Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависи-
мость его от того, в чем он нуждается или в чем он за-
интересован, что является для него потребностью, ин-
тересом, порождает направленность на соответствую-
щий предмет. В отсутствие того, в чем у человека име-
ется потребность или заинтересованность, человек ис-
пытывает более или менее мучительное напряжение,
тяготящее его беспокойство, от которого он, естествен-
но, стремится освободиться. Отсюда зарождается сна-
чала более или менее неопределенная, динамическая
тенденция, которая выступает как стремление, когда
уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точ-
ка, на которую она направлена. По мере того как тен-
денции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на
который они направляются, они осознаются и стано-
вятся все более сознательными мотивами деятельности,
более или менее адекватно отражающими объективные
движущие силы деятельности человека. Поскольку тен-
денция обычно вызывает деятельность, направленную
на удовлетворение вызвавшей ее потребности или ин-
тереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но
заторможенные двигательные моменты, которые усили-
вают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности — это прежде всего во-
прос о динамических тенденциях, которые в качестве
мотивов определяют человеческую деятельность, са-
ми, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.
Направленность включает два тесно между собой свя-
занных момента: а) предметного содержания, посколь-
ку направленность — это всегда направленность на
что-то, на какой-то более или менее определенный пред-
мет, и б) напряжения, которое при этом возникает....

Динамические тенденции в конкретной форме вы-
ступили в современной психологии впервые у Фрейда—
в виде влечений. В бессознательном влечении не осо-
знан объект, на который оно направлено. Поэтому объ-
ект представляется несущественным во влечении, а са-
мая направленность, выражающаяся во влечении, вы-
ступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде са-
мом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его
глубин. Так изображается природа динамических тен-
6* 99


денций в учении о влечениях у Фрейда, и эта их трац.
товка сказалась на учении о динамических тенденциду
в современном учении о мотивации. Между тем, удр
направленность, выражающаяся во влечениях, факти.
чески порождается потребностью в чем-то, находящем.
ся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, вы
ражая направленность человека, всегда заключает в
себе более или менее осознанную связь индивида с
чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внут-
реннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет
место во влечениях, связанных с закрепленным в орга-
низме раздражителем, на передний план выступает все
же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему;

в других случаях, наоборот, эта двусторонняя в конеч-
ном счете зависимость или соотношение устанавлива-
ется, направляясь сначала извне во внутрь. Так это
происходит, когда общественно значимые цели и зада-
чи, которые ставятся обществом перед индивидом и им
принимаются, становятся личностно значимыми для не-
го. Общественно значимое, должное, закрепляясь в ре-
гулирующих общественную жизнь нормах права и нрав-
ственности, становясь и личностно значимым.и для чело-
века, порождает в нем динамические тенденции иногда
большой действенной силы, тенденции долженствоса-
ния,
отличные от первоначальных тенденций влечения
по своему источнику и содержанию, но аналогичные с
ними по их динамическому эффекту. Должное в извест-
ном смысле противостоит тому, что непосредственно
влечет, поскольку в качестве должного нечто при-
емлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне
этого непосредственно хочется. Но это не означает, что
между ними непременно образуется антагонизм, что
должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, иду-
щей извне силе, принуждающей меня поступать вопре
ки моим влечениям,и желаниям. Все дело в том, что
должное не потому становится значимой для меня
целью, что мне это непосредственно хочется, а я пото-
му этого хочу — иногда всем своим существом, до са-
мых сокровенных глубин его,— что я осознал общест-
венную значимость этой цели и ее осуществление ста-
ло моим кровным, личным делом, к которому меня вле-
чет иногда с силой, превосходящей силу элементарных,
только личностных влечений. В возможности такой об-
ратимости этой -зависимости между значимостью цели
и влечением, стремлением, волей заключается самая

100,._.._.

специфическая и своеобразная черта направленности
„еловека и тенденций, которые ее образуют....

В отличие от интеллектуалистической психологии,
„се выводившей из идей, из представлений, мы выдви-
гаем, отводя ей определенное... место, проблему тенден-
ций, установок, потребностей и интересов, как много-
образных проявлений направленности личности. Одна-
ко мы при этом расходимся в ее разрешении с течения-
ми современной зарубежной психологии, которые ищут
источник мотивации лишь в недоступных сознанию тем-
ных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше,
ч,ем с интеллектуалистической психологией, которая эту
проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отра-
жением более или менее адекватно преломленных в со-
знании объективных движущих сил человеческого пове-
дения. Сами потребности и интересы личности возника-
ют и развиваются из изменяющихся и развивающихся
взаимоотношений человека с окружающим его миром.
Потребности и интересы человека поэтому историчны;

они развиваются, изменяются, перестраиваются; разви-
тие и перестройка уже имеющихся потребностей и ин-
тересов сочетаются с проявлением, зарождением и раз-
витием новых. Таким образом, направленность лично-
сти выражается в многообразных, все расширяющихся
и обогащающихся тенденциях, которые служат источ-
ником многообразной и разносторонней деятельности.
В процессе этой деятельности мотивы, из которых она
исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются
все новым содержанием.

И. С. Кон

ПОСТОЯНСТВО ЛИЧНОСТИ:

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ'

Идея личного тождества, постоянства основных черт
и структуры личности — центральный постулат, аксио-
ма теории личности. Но подтверждается л'и эта аксио-
ма эмпирически? В конце 60-х годов американский пси-

Кон И. С. В поисках себя. М„ 1984.

Д01


холог У. Мишел, проанализировав данные эксперимен-
тальной психологии, пришел к выводу, что нет.

Так называемые «черты личности», устойчивость ко-
торых измеряли психологи, не особые онтологические
сущности, а условные конструкты, за которыми нередко
стоят весьма расплывчатые поведенческие или мотива-
ционные синдромы, причем различение постоянных,
устойчивых «черт» и изменчивых, текучих психологиче-
ских «состояний» (застенчивость — устойчивая черта
личности, а смущение или спокойствие —.временные со-
стоя'ния) в значительной мере условно. Если принять
во внимание также условность психологических изме-
рений, изменчивость ситуаций, фактор времени и дру-
гие моменты, то постоянство большинства «личностных
черт», за исключением разве что интеллекта, выглядит
весьма сомнительным. Возьмем ли мы отношение лю-
дей к авторитетным старшим и к сверстникам, мораль-
ное поведение, зависимость, внушаемость, терпимость
к противоречиям или самоконтроль —-всюду изменчи-
вость превалирует над постоянством,

Поведение одного и того же человека в различных
ситуациях может быть совершенно разным, поэтому на
основании того, как поступил тот или иной индивид.в
определенной ситуации, нельзя достаточно точно про-
гнозировать вариации его поведения в иной ситуации.
У. Мишел полагает так же, что нет оснований считать,
будто настоящее и будущее поведение личности пол-
ностью обусловлено ее прошлым. Традиционная психо-
динамическая концепция видит в личности беспомощ-
ную жертву детского опыта, закрепленного в виде же-
стких, неизменных свойств. Признавая на словах слож-
ность и уникальность человеческой жизни, эта концеп-
ция фактически не оставляет места для самостоятель-
ных творческих решений, которые человек принимает с
учетом особенных обстоятельств своей жизни в каж-
дый данный момент. Однако психология не может не
учитывать необычайную адаптивность человека, его
способность переосмысливать и изменять себя.

Эта критика «индивидуалистической», асоциальной
психологии во многом справедлива. Но если индивиды
не имеют относительно устойчивого поведения, отлича-
ющего их от других людей, то само понятие личности
становится бессмысленным.

Оппоненты Мишела указывали, что «психические
черты» — не «кирпичики», из которых якобы «состоит»
102

личность и (или) ее поведение, а обобщенные диспози-
ции (состояния), предрасположенность думать, чувство-
вать и вести себя определенным образом. Не предопре-
деляя единичных поступков, зависящих скорее от спе-
цифических ситуативных факторов, такие «черты лич-
ности» оказывают влияние на общий стиль поведения
индивида в долгосрочной перспективе, внутренне взаи-
модействуя и друг с другом, и с ситуацией. Например,
тревожность — это склонность испытывать страх или
беспокойство в ситуации, где присутствует какая-то уг-
роза, общительность — склонность к дружественному
поведению в ситуациях, включающих общение и т. д.

«Черты личности» не являются статичными или про-
сто реактивными, они включают динамические мотива-
ционные тенденции, склонность искать или создавать
ситуации, благоприятствующие их проявлению. Инди-
вид, обладающий чертой интеллектуальной открытости,
старается читать книги, посещает лекции, обсуждает
новые идеи, тогда как человек, интеллектуально закры-
тый, этого обычно не делает. Внутренняя диспозицион-
ная последовательность, проявляющаяся в разных по-
веденческих формах, имеет и возрастную специфику.
Одна и та же тревожность может у подростка прояв-
ляться преимущественно в напряженных отношениях со
сверстниками, у взрослого — в чувстве профессиональ-
ной неуверенности, у старика — в гипертрофированном
страхе болезни и смерти.

Зная психологические свойства индивида, нельзя с
уверенностью предсказать, как он поступит в какой-то
конкретной ситуации (это зависит от множества при-
чин, лежащих вне его индивидуальности), но такое зна-
ние эффективно для объяснения и предсказания спе-
цифического поведения людей данного типа или пове-
дения данного индивида в более или менее длительной
перспективе.

Возьмем, например, такую черту, как честность.
Можно ли считать, что человек, проявивший честность
в одной ситуации, окажется честным и в другой? Види-
мо, нельзя. В исследовании Г. Хартшорна и М. Мэя
фиксировалось поведение одних и тех же детей (испы-
туемыми были свыше 8 тысяч детей) в разных ситуаци-
ях: пользование шпаргалкой в классе, обман при вы-
полнении домашнего задания, жульничество в игре, хи-
щение денег, ложь, фальсификация результатов спор-
тивных соревнований и т. д. Взаимные корреляции 23

1'03


подобных тестов оказались очень низкими, приводя к
мысли, что проявление честности в одной ситуации име-
ет низкую предсказательную ценность для другой еди-
ничной ситуации. Но стоило ученым соединить несколь-
ко тестов в единую шкалу, как она сразу же обрела
высокую прогностическую ценность, позволяя предска-
зать поведение данного ребенка почти в половине экс-
периментальных ситуаций. Так же рассуждаем мы и в
обыденной жизни: судить о человеке по одному поступ-
ку наивно, но несколько однотипных поступков — это
уже нечто...

Экспериментальная психология судит о постоянстве
или изменчивости личности по определенным тестовым
показателям. Однако дименсиональное постоянство мо-
жет объясняться не только неизменностью измеряемых
черт, но и другими причинами, например тем, что че-
ловек разгадал замысел психологов 'или помнит свои
прошлые ответы. Не легче зафиксировать и преемст-
венность поведения. Пытаясь предсказать или объяс-
нить поведение индивида особенностями его прошлого
(ретродикция), нужно учитывать, что «одно и то же»
по внешним признакам поведение может иметь в раз-
ном возрасте совершенно.разный психологический
смысл. Если, например, ребенок мучает кошку, это еще
не значит, 'что он обязательно вырастет жестоким. Кро-
ме того, существует так называемый «дремлющий» или
«отсроченный» эффект, когда какое-то качество долгое
время существует в виде скрытого предрасположения и
проявляется лишь на определенном этапе развития че-
ловека, причем в разных возрастах по-разному; Напри-
мер, свойства поведения подростка, по которым можно
предсказать уровень его психического здоровья в 30 лет,
иные, нежели те, по которым прогнозируется психиче-
ское здоровье 40-летних.

Любая теория развития личности постулирует нали-
чие в этом процессе определенных последовательных
фаз или стадий. Но существуют по крайней мере пять
разных теоретических моделей индивидуального разви-
тия. Одна модель предполагает, что, хотя темпы разви-
тия разных индивидов неодинаковы и поэтому они до-
стигают зрелости в разном возрасте (принцип гетеро-
хронности), конечный результат и критерии зрелости
для всех одинаковы. Другая модель исходит из того,
что период развития и роста жестко ограничен хроно-
логическим возрастом: то, что было упущено в детстве,

позже наверстать невозможно, и индивидуальные осо-
бенности взрослого человека можно предсказать уже в
детстве. Третья модель, отталкиваясь от того, что про-
должительность периода роста и развития у разных лю-
дей неодинакова, полагает невозможным предсказать
свойства взрослого человека по его раннему детству;

индивид, отставший на одной стадии развития, может
вырваться вперед на другой. Четвертая модель акцен-
тирует внимание на том, что развитие гетерохронно не
только в межнациональном, но и в интраиндивиду-
альном смысле: разные подсистемы организма и лично-
сти достигают пика развития разновременно,, поэтому
взрослый стоит в одних отношениях выше, а в дру-
гих — ниже ребенка. Пятая модель подчеркивает
прежде всего специфические для каждой фазы развития
индивида внутренние противоречия, способ разреше-
ния которых предопределяет возможности следующего
этапа (такова теория Э. Эриксона).

Но ведь, кроме теорий, есть эмпирические данные.
Пока психология развития ограничивалась сравнитель-
но-возрастными исследованиями, проблема постоянства
личности не могла обсуждаться предметно. Но в пос-
ледние десятилетия широкое распространение получили
лонгитюдные исследования, прослеживающие развитие
одних и тех же людей на протяжении длительного вре-
мени.

Общий вывод всех лонгитюдов — устойчивость, по-
стоянство и преемственность индивидуально-личностных
черт на всех стадиях развития выражены сильнее, чем
изменчивость.
Однако преемственность личности и ее
свойств не исключает их развития и изменения, причем
соотношения того и другого зависят от целого ряда ус-
ловий.

Прежде всего степень постоянства или изменчиво-
сти индивидуальных свойств связана с их собственной
природой и предполагаемой детерминацией.

Биологически стабильные черты, обусловленные ге-
нетически или возникшие в начальных стадиях онтоге-
неза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жиз-
ни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Куль-
турно-обусловленные черты
значительно более измен-
чивы, причем сдвиги, которые в сравнительно-возраст-
ных исследованиях кажутся зависящими от возраста,
на самом деле часто выражают социально-историче-
ские различия. Биокультурные черты, подчиненные


двойной детерминации, варьируют в зависимости кд,,
от биологических, так и от социально-культурных усло-
вий.

По данным многих исследований, наибольшей ста-
бильностью обладают когнитивные свойства, в частно-
сти, так называемые первичные умственные способно-
сти и свойства, связанные с типом высшей нервной
деятельности (темперамент, экстраверсия или интровер-
сия, эмоциональная реактивность и невротизм).

Многолетнее постоянство многих поведенческих и
мотивационных синдромов также не вызывает сомне-
ний. Например, описание тремя разными воспитатель-
ницами поведения одних и тех же детей в 3, 4 и 7 лет
оказалось очень сходным. Оценка несколькими одно-
классниками степени агрессивности (склонность зате-
вать драки и т. д.) 200 мальчиков-шестиклассников ма-
ло изменилась три года спустя. «Многие формы поведе-
ния 6—10-летнего ребенка и отдельные формы его пове-
дения между 3 и 6 годами уже позволяют достаточно
определенно предсказать теоретически связанные с ними
формы поведения молодого взрослого. Пассивный уход
из стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыль-
чивость, любовь к умственной деятельности, коммуни-
кативная тревожность, полоролевая идентификация и
сексуальное поведение взрослого связаны с его анало-
гичными, в разумных пределах, поведенческими диспо-
зициями в первые школьные годы» (Каган И., Мосс
X.).

Высокое психическое постоянство наблюдается и у
взрослых. У 53 женщин, тестированных в 30-летнем и
вторично в 70-летнем возрасте, устойчивыми оказались
10 из 16 измерений. По данным П. Коста и Р. Мак-Крэ,
мужчины от 17 до 85 лет, трижды тестированные с ин-
тервалом в 6—12 лет, не обнаружили почти никаких
сдвигов в темпераменте и многих других показателях.
Лонпитюдными исследованиями установлено также, что
такие черты, как активность, переменчивость настрое-
ний, самоконтроль и уверенность в себе, зависят как от
«личностных синдромов», так и от социальных факто-
ров (образование, профессия, социальное положение и
т. п.) гораздо больше, чем от возраста; но одни и те же
черты у одних людей сравнительно постоянны, а у дру-
гих изменчивы. К числу устойчивых личностных черт
относятся, как свидетельствуют данные разных иссле-

дований, потребность в достижении и творческий стиль
мышления.

У мужчин самыми устойчивыми оказались такие
черты, как пораженчество, готовность примириться с
неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуаль-
ные интересы, изменчивость настроений, а у женщин —
эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчи-
вость, желание дойти до пределов возможного.
' Однако разной степенью изменчивости отличаются
не только личностные черты, но и индивиды. Поэтому
правильнее ставить не вопрос «Остаются ли люди не-
изменными?», а «Какие люди изменяются, какие — нет
и почему?» Сравнивая взрослых людей с тем, какими
они были в 13—14 лет, Д. Блок статистически выделил
пять мужских и шесть женских типов развития лично-
сти.

Некоторые из этих типов отличаются большим по-
стоянством психических черт. Так, мужчины, облада-
ющие упругим, эластичным «Я», в 13—14 лет отлича-
лись от сверстников надежностью, продуктивностью,
честолюбием и хорошими способностями, широтой ин-
тересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, фи-
лософскими интересами и сравнительной удовлетворен-
ностью собой. Эти свойства они сохранили и в 45 лет,
утратив лишь часть былого эмоционального тепла и от-
зывчивости. Такие люди высоко центят независимость
и объективность и имеют высокие показатели по таким
шкалам, как домина нтность, принятие себя, чувство
благополучия, интеллектуальная эффективность и пси-
хологическая настроенность ума.

Весьма устойчивы и черты неуравновешенных муж-
чин со слабым самоконтролем, для которых характер-
ны импульсивность и непостоянство. Подростками они
отличались бунтарством, болтливостью, любовью к рис-
кованным поступкам и отступлениями от принятого об-
раза мышления, раздражительностью, негативизмом,
агрессивностью, слабой контролируемостью. Понижен-
ный самоконтроль, склонность драматизировать свои
жизненные ситуации, непредсказуемость и экспрессив-
ность характеризуют их и во взрослом возрасте. Они
чаще, чем остальные мужчины, меняли свою работу.

Принадлежащие к третьему мужскому типу — с ги-
пертрофированным контролем — в подростковом возра-
сте отличались повышенной эмоциональной чувстви-
тельностью, самоуглубленностью, склонностью к реф-


лексии. Эти мальчики плохо чувствовали себя в неоп-
ределенных ситуациях, не умели быстро менять роли,
легко отчаивались в успехе, были зависимы и недо-
верчивы. Перевалив за сорок, они остались столь же
ранимыми, склонными уходить от потенциальных фру-
страций, испытывать жалость к себе, напряженными и
зависимыми и т. п. Среди них самый высокий процент
холостяков....

Некоторые другие люди, напротив, сильно меняются
от юности к зрелости. Таковы, например, мужчины, у
которых бурная, напряженная юность сменяется спо-
койной, размеренной жизнью в зрелые годы, и женщп-
ны-«интеллектуалки», которые в юности поглощены ум-
ственными поисками и кажутся эмоционально суше,
холоднее своих ровесниц, а затем преодолевают комму-
никативные трудности, становятся мягче, теплее и т. д.

Об устойчивости личностных синдромов, связанных
с самоконтролем и «силой Я», свидетельствуют и позд-
нейшие исследования. Лонгитюдное исследование 116
детей (59 мальчиков и 57 девочек), тестированных в 3,
4, 5, 7 и 11 лет, показало, что 4-летние мальчики, проя-
вившие в краткосрочном лабораторном эксперименте
сильный самоконтроль (способность отсрочить удовлет-
ворение своих непосредственных желаний, противосто-
ять соблазну и т. п.), в более старших возрастах, семь
лет спустя, описываются экспертами как способные
контролировать свои эмоциональные импульсы, внима-
тельные, умеющие сосредоточиться, рефлексивные,
склонные к размышлению, надежные и т. п. Напротив,
мальчики, у которых эта способность была наименее
развита, и в старших возрастах отличаются слабым са-
моконтролем: беспокойны, суетливы, эмоционально эк-
спрессивны, агрессивны, раздражительны и неустойчи-
вы, а в стрессовых ситуациях проявляют незрелость.
Взаимосвязь между самоконтролем и способностью от-
срочить получение удовольствия существует и у дево-
чек, но у них она выглядит сложнее.

Хотя стабильность многих индивидуально-личност-
ных черт можно считать доказанной, нельзя не огово-
риться, что речь идет преимущественно о психодинами-
ческих
свойствах, так или иначе связанных с особенно-
стями нервной системы. А как обстоит дело с содержа-
нием
личности, с ее ценностными ориентациями, убеж-
дениями, мировоззренческой направленностью, т. е. та-
кими чертами, в которых индивид не просто реализует

Ю8

заложенные в нем потенции, но осуществляет свой са-
мостоятельный выбор? Влияние разнообразных факто-
ров среды, от всемирно-исторических событий до, ка-
залось бы, случайных, но тем не менее судьбоносных
встреч, в этом случае колоссально. Обычно люди высо-
ко ценят постоянство жизненных планов и установок.
Человек-монолит априорно вызывает больше уважения,
нежели человек-флюгер. Но всякий априоризм — вещь
коварная. Твердость убеждений, как точно заметил
В. О. Ключевский, может отражать не только последо-
вательность мышления, но и инерцию мысли.

От чего же зависит сохранение, изменение и разви-
тие личности не в онтогенетическом, а в более широком
и емком биографическом ключе? Традиционная психо-
логия знает три подхода к проблеме. Биогенетическая
ориентация полагает, что, поскольку развитие челове-
ка, как и всякого другого организма, есть онтогенез с
заложенной в нем филогенетической программой, его
основные закономерности, стадии и свойства одинако-
вы, хотя социокультурные и ситуативные факторы и на-
кладывают свой отпечаток на форму их протекания
Социогенетическая ориентация ставит во главу угла
процессы социализации, научения в широком смысле
слова, утверждая, что возрастные изменения зависят
прежде всего от сдвигов в общественном положении,
системе социальных ролей, прав и обязанностей, коро-
че — структуре социальной деятельности индивида
Персонологическая ориентация выдвигает на первый
план сознание и самосознание субъекта, полагая, что
основу развития личности, в отличие от развития орга-
низма, составляет творческий процесс формирования и
реализации ее собственных жизненных целей и ценно-
стей. Поскольку каждая из этих моделей (реализация
биологически заданной программы, социализация и со-
знательное самоосуществление) отражает реальные
стороны развития личности, спор по принципу «или-
или» не имеет смысла. «Развести» эти модели по раз-
ным «носителям» (организм, социальный индивид, лич-
ность) также невозможно, ибо это означало бы жесто-
кое, однозначное разграничение органических, соци-
альных и психических свойств индивида, против кото
Рого выступает вся современная наука.

Теоретическое решение проблемы заключается, по-
видимому, в том, что личность, как и культура, есть си-
стема, которая на всем протяжении своего развития
109


приспосабливается к своей внешней и внутренней среде
и одновременно более или менее целенаправленно и ак-
тивно изменяет ее, адаптируя к своим осознанным по-
требностям...

Но соотношение генетически заданного, социально
воспитанного и самостоятельно достигнутого принципи-
ально неодинаково у разных индивидов, в различных
видах деятельности и социально-исторических ситуаци-
ях. А если свойства и поведение личности не могут
быть выведены ни из какой отдельной системы детер-
минант, то рушится и идея единообразного протекания
возрастных процессов. Так альтернативная постановка
вопроса — возраст определяет свойства личности или,
напротив, тип личности обусловливает возрастные свой-
ства — сменяется идеей диалектического взаимодейст-
вия
того и другого, причем опять-таки не вообще, а в
пределах конкретной сферы деятельности, в определен-
ных социальных условиях.

Соответственно усложняется и система возрастных
категорий,
которые имеют не одну, как считали раньше,
а три системы отсчета — индивидуальное равзитие,
возрастная стратификация общества и возрастная сим-
волика культуры. Понятие «время жизни», «жизненный
цикл» и «жизненный путь» часто употребляются как
синонимы. Но содержание их существенно различно.

Время жизни, ее протяженность, обозначает просто
временной интервал между рождением и смертью. Про-
должительность жизни имеет важные социальные и
психологические последствия. От нее во многом зави-
сит, например, длительность сосуществования поколе-
ний, продолжительность первичной социализации детей
и т. д. Тем не менее «время жизни» — понятие фор-
мальное, обозначающее лишь хронологические рамки
индивидуального существования, безотносительно к его
содержанию.

Понятие «жизненный цикл» предполагает, что те-
чение жизни подчинено известной закономерности, а
его этапы, подобно временам года, образуют постепен-
ный круговорот. Идея цикличности человеческой жиз-
ни, подобно природным процессам,— один из древней-
ших образов нашего сознания. Многие биологические и
социальные возрастные процессы действительно явля-
ются циклическими. Организм человека проходит пос-
ледовательность рождения, роста, созревания, старения
и смерти. Личность усваивает, выполняет и затем по-

степенно оставляет определенный набор социальных
ролей (трудовых, семейных, родительских), а потом тот
же цикл повторяют ее потомки. Цикличность характе-
ризует и смену поколений в обществе. Не лишены эври-
стической ценности и аналогии между восходящей и
нисходящей фазами развития. Однако понятие жизнен-
ного цикла предполагает некоторую замкнутость, за-
вершенность процесса, центр которого находится в нем
самом. Между тем, развитие личности осуществляется в
широком взаимодействии с другими людьми и социаль-
ными институтами, что не укладывается в циклическую
схему. Даже если каждый отдельный аспект ее или
компонент представляет собой некоторый цикл (биоло-
гический жизненный цикл, семейный цикл, професссио-
нально-трудовой цикл), индивидуальное развитие — не
сумма вариаций на заданную тему, а конкретная исто-
рия, где многое делается заново, методом проб и оши-
бок.

Понятие «жизненный путь» как раз и подразумевает
единство многих автономных линий развития, которые
сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут
быть поняты отдельно друг от друга и от конкретных
социально-исторических условий. Его изучение обяза-
тельно должно быть междисциплинарным — психолого-
социолого-историческим...


Date: 2015-09-22; view: 448; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию