Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воображение и его развитие в детском возрасте 2 3 page
Не иначе, конечно, обстоит дело и в том случае, когда перед ребенком стоит задача овладеть словом, понятием, знанием, т е явлениями идеальными
Замечу, кстати, что реализация процесса присвоения | составляет ту функцию человеческого обучения, которая качественно отличает его от обучения животных, един |ственная функция которого есть приспособление | Необходимо сделать еще одно замечание в связи с (вопросом о соотношении между задатками и естествен |ными способностями, с одной стороны, и высшими, спе |цифически человеческими способностями — с другой |Выше сказано, что первые являются как бы «безлики |ми» по отношению ко вторым Это значит, что, хотя они |и состав тяют обязательное условие развития высших, специфически человеческих способностей, они положи |тельно не определяют их содержания Например, для (развития речевого слуха необходимо, конечно, наличие |известных задатков, однако сформируется ли у ребенка [необходимая для восприятия речи способность специфи ческого тембрового анализа звуков, определяется не непосредственно этими задатками, а характером языка, которым данный ребенок овладевает, что же касается 53
роли самих задатков, то они обусловливают лишь неко- торые индивидуальные особенности как хода самою процесса формирования данной способности, так и его конечного продукта. При этом выявляются широчайшие возможности так называемой моносистемной компен- сации, так что одна и та же специфическая способность может иметь в качестве своей естественной основы раз- ные ансамбли задатков и соответствующих им естест- венных способностей.
Все эти положения определяют, однако, только са- мый общий подход к проблеме формирования специфи- чески человеческих способностей. Реализация же этого подхода в исследовании наталкивается на довольно серьезные затруднения и ставят ряд вопросов, нуждаю- щихся в конкретной разработке.
Одним из важнейших вопросов, требующих специ- ального исследования, является вопрос о природе кон- кретных механизмов, которые составляют основу спо- собностей, развивающихся у человека в порядке при- жизненно складывающихся новообразований.
Вопрос этот возникает из следующей контроверзы. С одной стороны, как было сказано, специфически чело- веческие способности не передаются в порядке действия биологической наследственности, т. е. в форме задат- ков. С другой стороны, невозможно, конечно, допустить существование таких способностей, которые не имели бы своего материального субстрата, своего органа. Ведь способность есть свойство, готовое к проявлению, к функционированию.
Но тогда спрашивается, что же именно функциони- рует, когда речь идет о специфически человеческих спо- собностях, не имеющих своей специальной и прямой ос- новы во врожденных морфологических органах — за- датках?
Решение этого сложного вопроса было подготовлено успехами развития физиологии высшей нервной дея- тельности, (В первую очередь я имею в виду классиче- ские работы И. П. Павлова и его школы, а также рабо- ты А. А. Ухтомского). Оно было подготовлено и многи- ми психологическими исследованиями, посвященными формированию и строению высших психических функ- ций человека.
Принципиальный ответ на этот вопрос состоит в том, что в процессе формирования у человека деятельности, адекватной предметам и явлениям, воплощающим чело-
веческие способности, у него прижизненно формируют- ся также и способные осуществлять эту деятельность сЬункциоиальные мозговые органы, представляющие со- бой устойчивые рефлекторные объединения или систе- мы, которым свойственны новые специальные отправле- ния.
Хотя возможность прижизненного формирования функциональных мозговых органов мы находим уже у высших животных, однако только у человека они впервые становятся реализующими подлинные новооб- разования, а их формирование становится важнейшим принципом онтогенетического развития.
Чтобы экспериментально проследить формирование механизмов специфически человеческих способностей и изучить их строение, мы последние годы занимались у нас в лаборатории исследованием специфически чело- веческого стуха. Мы рассуждали при этом так. Человек живет в мире звуков, созданных людьми — в мире му- зыки, в мире слышимой речи. У него вырабатывается поэтому особый человеческий слух, т. е. способность анализировать специфические особенности этого — че- ловеческого — мира звуков.
Я не буду останавливаться на деталях и перейду прямо к важнейшим результатам, которые мы получили. Оказалось, во-первых, что интересовавшие нас звуко- высотные различительные пороги у этих испытуемых резко упали. Во-вторых, мы получили явление переноса на звуки другого тембра. Наконец, в-третьих, громкое пропевание сравниваемых звуков стало естественно уступать свое место проиеванию «про себя» с несомнен- ной тенденцией к образованию внутреннего, мысленно- го «представления», по выражению Б. М. Теплова (Теп- лов, 1947), высоты звуков, т. е. той именно способности, которая и является необходимым условием музыкаль- ной деятельности.
Нам, таким образом, удалось увидеть в лаборато- рии, в условиях точных записей и измерений рождение, формирование подлинного новообразования, подлинно новой для данных испытуемых способности, в основе которой лежал новый фундаментальный механизм ана-
•"иза основной высоты сложных разнотембровых зву- ков. f f J
Вместе с тем мы убедились в том, что эту способ- ность в случаях, когда она стихийно, сама собой не формировалась, можно активно строить.
Сказанное выше, разумеется, не исчерпывает проб- лемы способностей. Вместе с тем я думаю, что выдви- нутое мной положение об особой природе и особом про- цессе формирования специфических способностей чело- века как прижизненно складывающихся образований имеет не только общее, отвлеченное значение, но и поз- воляет ориентировать конкретные исследования в этой труднейшей области.
Речь идет о том, чтобы не ограничиваться анализом готовых, уже сложившихся способностей или описани- ем процесса их онтогенетического развития в условиях, когда соответствующая способность уже фактически определилась, а вести исследование дальше, экспери- ментально изучая механизмы их формирования.
Именно исследованиям, идущим по этому пути, по-видимому, и будет принадлежать последнее слово в спорных вопросах проблемы высших человеческих спо- собностей.
С. Л. Рубинштейн
ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ И ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ'
Первое общее положение, которое я хотел бы сфор- мулировать,— вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способно- стях — с вопросом об умственном развитии.
Развитие человека в отличие от накопления «опы- та», овладения знаниями, умениями, навыками,— это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека — это и есть то, что представляет собой раз- витие как таковое в отличие от накопления знаний и умений. (Я не касаюсь здесь других не менее важных сторон развития личности.)
Решающим для учения о способностях является воп- рос о детерминации их развития — основной вопрос теории любых явлений.
' «Вопросы психологии», 1960, № 3.
Связать, как мы это сделали, проблемы способностей с вопросом о развитии — значит признать с одной сто- роны, что способности не могут быть просто насаждены извне, что в индивиде должны существовать предпо- сылки, внутренние условия для их органического роста и, с другой стороны, что они не предопределены, не да- ны в готовом виде до и вне всякого развития.
Взаимосвязь внешних и внутренних условий разви- тия способностей — отправной пункт и теоретическая ос- нова для решения коренных дискуссионных вопросов теории способностей. Не случайно с этим вопросом о детерминации связана вся дискуссия по вопросу о спо- собностях. Теория врожденности способностей переносит их детерминацию целиком вовнутрь индивида и выносит ее вовне его развития. Этой теории противостоят, как известно, теории, которые выносят детерминацию разви- тия целиком вовне индивида. Таковы различные вари- анты теорий, относящих детерминацию способностей и их развития целиком за счет внешних условий — внешней среды и внешних воздействий. Теории второго типа получили значительное распространение и у нас. Это понятно: они, очевидно, носят материалистический характер и имеют прогрессивный смысл, поскольку от- крывают принципиальную возможность изменением внешних условий развивать способности. Однако меха- нический характер этих концепций, разрывающих взаи- мосвязь и взаимообусловленность внешних и внутренних условий, делает и теоретически и практически несостоя- тельными и подрывает значение вышеуказанных их преимуществ.
К числу теорий, односторонне и потому неверно под- черкивающих роль внешних факторов, должна быть, по-моему, отнесена и получившая у нас в последнее вре- мя известное распространение теория, которая объяв- ляет «интериоризацию» внешних действий основным «механизмом» умственного развития. Конкретным и «содержательным» выражением этой теории является утверждение или предположение, что материальное Действие определяет состав умственного действия (П. Я. Гальперин), что умственное действие воспроиз- водит, как-то их видоизменяя, состав тех материальных Действий, из которых оно происходит В этом положе чии, которое придает определенность теории интериори- эации, вместе с тем обнаруживается ее самая слабая борона. Неверно думать как то, что всякое умственное 57
«действие» имеет свой прототип в материальном дейст- вии, так и то, что обязательным условием возникновения умственного действия является обращение к «соответ- ствующему» материальному действию, которое оно в умствен-ном плане «воспроизводит» или из которого оно исходит.
Теория интериоризации несомненно является наибо- лее утонченным вариантом теорий, утверждающих внешнюю детерминацию развития человека. Мы поэтому на ней и сосредоточим нашу критику. Эта теория одно- сторонне подчеркивает детерминацию внутреннего внешним, не выявляя внутренней обусловленности этой внешней детерминации. Не случайно умственная дея- тельность сводится сторонниками этой точки зрения в конечном счете к функционированию операций, вклю- чаемых по заранее заданным признакам. Не случайно, далее, познание сводится при этом к ориентировочной деятельности: для осуществления так понимаемой умст- венной деятельности нет нужды в сколько-нибудь все- стороннем анализе и познании действительности; доста- точно «сориентироваться» по данному сигнальному, признаку'. При такой односторонней детерминации извне умственная деятельность неизбежно лишается своего внутреннего мыслительного содержания.
Согласно этой концепции, «формирование в онтогене- зе... интеллектуальных способностей — математических, логических и других» сводится к «усвоению исторически выработанных операций»; в способности проецируются процессы, строящиеся «извне». Значит, способности к математике, языкам и т. д. возникают только в резуль- тате усвоения операций, в результате обучения; в самих индивидах нет якобы ничего, в силу чего обучение у одних идет лучше, успешнее, чем у других; игнорирует-
' Не подлежит, конечно, никакому сомнению, что познаватель- ная деятельность позволяет ориентироваться в окружающем, но это не значит, что можно заменить термином (или характеристи- кой.) «ориентировочная» понятие познавательной деятельности. Та- кая подстановка означает сперва попытку определять познаватель- ную деятельность только по тому «прагматическому» эффекту, ко- торый она дает, не вскрывая того, что сама собой она представ- ляет; но далее за этим неизбежно стоит и некое представление о природе познавательной деятельности. Характеристика познава- тельной деятельности как ориентировочной фактически заключает в себе обособление ориентировочного компонента познавательной деятельности, связанное с тенденцией оттеснить характеристику познавательной деятельности как деятельности аналитико-синтети- ческой.
ся исходная общая зависимость обучения от обучаемо- сти, от предпосылок, лежащих в субъекте обучения;
похвальное стремление не упустить обратные связи — безусловно действительно существующие и важные— заслоняет у сторонников этой теории способность видеть прямые, исходные зависимости. Все как будто идет только от объекта, извне и лишь интериоризация внешнего заполняет внутреннюю пустоту. В результате обучения, поскольку оно дает и «формальный» эффект (это признается), возникают внутренние предпосылки для дальнейшего обучения, но первоначально — по логи- ке этой концепции—обучение не имеет никаких исход- ных внутренних предпосылок в индивиде; обучение — только условие образования способностей; само оно никак ими не обусловлено; способность — только про- дукт обучения; они не фигурируют вовсе. в числе его исходных предпосылок. На самом деле в процессе обу- чения и усвоения способности развиваются и специфи- цируются, но в неразвитой и общей форме они образу- ют и исходные предпосылки обучения их усвоения. На самом деле надо говорить не только о способностях как продуктах освоения предметов деятельности, но и о са- мих этих предметах, как продуктах исторического раз- вития способностей, т. е. отказавшись от утверждения об односторонней зависимости развития людей и их способностей от внешних продуктов их деятельности, исходить из взаимосвязи и взаимозависимости внутрен- него развития самих людей, их собственной природы, их способностей и внешних объективированных продук- тов их деятельности. Сознание этих последних имеет как своим следствием, так и своим условием изменение при- роды людей, их способностей. Человек и предметный мир должны быть рассмотрены в их взаимодействии, и рассмотрение их взаимодействия не может быть огра- ничено только сферой усвоения, вовсе вне сферы про- изводства.
Способности людей формируются не только в про- цессе усвоения продуктов, созданных человеком в поо- Цессе исторического развития, но также и в процессе их создания; процесс же создания человеком предмет- ного мира—это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы.
Иногда утверждают, что с началом исторического развития роль естественного, природного развития пре- кращается. Но это последнее положение может означать
только то, что в ходе исторического развития органи- ческие, природные, в частности физиологические, усло- вия играют неизменяющуюся, т. с. постоянную роль, а никак не то, что они не играют никакой роли. Или иначе: это значит, что ими самими по себе нельзя объяснить изменения в умственной деятельности чело- века, но это никак не означает, что они выпадают как условие из объяснения самой этой деятельности. К тому же, истинность положения, согласно которому с началом человеческой истории природное развитие че- ловека прекращается, очень ограничена; историческое развитие человечества никак не снимает природного, органического развития каждого человека в процессе его индивидуального развития. Не нужно только, го- воря о внутренних предпосылках и природных основах способностей, создавать ложную альтернативу объектов вовне и морфологии внутри в качестве «депонентов» способностей; внутри существует и деятельность по отношению к внешним объектам. Развитие человека и его способностей бесспорно принципиально отличается от развития животных; это принципиальное различие связано именно с тем, что результаты человеческой дея- тельности откладываются в виде объективированных продуктов, цементирующих преемственность историче- ского развития человечества и опосредствующих инди- видуальное развитие детей.
Из этого не следует, однако, что можно — продол- жая, по-видимому, концепцию натурального и культур- ного развития — самые способности человека расщепить на естественные, природные (биологические) и собствен- но-человеческие — общественные и, признав внутрен- нюю обусловленность и развитие «по спирали» для пер- вых, в отношении вторых выдвигать лишь детермина- цию извне. Вся концепция детерминации способностей извне, извлечение их из объектов, в которых они депо- нированы, имеет своей предпосылкой именно это при- знание—по крайней мере применительно к учению о способностях — двойственной природы человека, якобы распадающейся и складывающейся из двух обособлен- ных чужеродных частей. Без этой предпосылки для еди- ных, нерасколотых на двое способностей представление о том, что способности человека строятся извне, было бы слишком очевидно несостоятельным. Но и сама эта предпосылка не может улучшить дела, так как трудно защищать мысль о наличии у человека человеческих
(«истинно» человеческих) и нечеловеческих способно- стей. В человеке — если он в самом деле человек — все человечно.
Правильное положение о социальной обусловлен- ности человеческого мышления и человеческих способ- ностей перекрывается в теории интериоризации механи- стическим ' пониманием этой социальной детерминации, разрывающим всякую взаимообусловленность внешнего и внутреннего, вытравливающим всякую диалектику внешнего и внутреннего, общественного и природного в человеке2.
Результаты человеческой деятельности, конденси- руясь в ходе исторического развития, откладываются в ее продуктах. Их освоение человеком является необхо- димым и существенным условием развития человече- ских способностей. Эта обусловленность исторически складывающимися продуктами человеческой деятельно- сти является специфической чертой человеческого раз- вития. Развитие способностей людей совершается в про- цессе создания и освоения ими продуктов исторического развития человеческой деятельности, но развитие спо- собностей не есть их усвоение, усвоение готовых про- дуктов; способности не проецируются в человеке из вещей, а реализуются в нем в процессе его взаимодей- ствия с вещами и предметами, продуктами историче- ского развития.
Процесс развития способностей человека есть про- цесс развития человека, а не вещей, которые он порож- дает. Неверно всякое рассуждение, которое не выходит за пределы альтернативы: либо все изнутри, либо вес извне,— всякое рассуждение, которое не соотносит оп- ределенным образом внешнее и внутреннее. Ничто не развивается чисто имманентно только изнутри, безотно-
' В «опровержении» нашей характеристики теории интериори- зации можно как будто возразить, ччо согласно этой теории интс- риорилация внешнего опосредствуется деятельностью субъекта по Усвоению извне данного. Однако это обстоятельство никак не сни- мает механистического характера этой трактовки личности и разви- тия ее способностей, поскольку сама деятельность субъекта мыслит- ся как детерминированная только объектом, только извне.
2 Справедливость требует признать, что А. Н. Леонтьев сам иногда, в частности в своей полемике против Д. Н. Богоявленского и Н. А. Менчипской, подчеркивал роль внутренних закономерностей Развития, но, выдвигая это положение в полемике против других, А- Н Леонтьев не учел его должным образом, защищая теорию интериоризации.
сительно к чему-либо внешнему, но ничто не входит в процесс развития извне без всяких внутренних к тому условий.
Освоение человеком определенных знаний и спосо- бов действия имеет своей предпосылкой, своим внутрен- ним условием известный уровень умственного развития, развития умственных способностей; в свою очередь, оно ведет к созданию внутренних условий для усвоения зна- ний и способов действия более высокого порядка. Раз- витие способности совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазо- ном новых возможностей, которые открывает реализа- ция наличных возможностей. Способности человека — внутренние условия его развития, которые, как и прочие внутренние условия, формируются под воздействием внешних — в процессе взаимодействия человека с внеш- ним миром.
Прежде чем идти дальше, надо еще уточнить само понятие способности. Под способностями обычно пони- мают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какого-либо из видов общественно полезной деятельности, сложивше- гося в ходе общественно-исторического развития. Эти сложные, комплексные свойства по большей части рас- сматриваются вне связи с теми общими всем людям свойствами, которые, пользуясь термином Маркса, мож- но назвать «родовыми» свойствами человека — такими, как, например, чувствительность, скажем, слуховая. музыкальная (звуковысотная) или речевая (по преиму- ществу тембровая). Отрыв способностей от этих исход- ных человеческих свойств и законов их формирования сразу же исключает возможность объяснения развитие способностей и ведет к мистифицированным представ- лениям о них. (Никак не объяснить и не понять, ска жем, развития способностей большого музыканта, не отправляясь от закономерностей слухового восприятия.)
Природа способностей и этих «родовых» свойств — общая. Рефлекторная концепция распространяется как на один, так и на другие. Их общей нейрологической основой является, говоря словами А. А. -Ухтомского, функциональный орган—система рефлекторно-функцио- нирующих связей. В этом объединении способностей 62
обычном их понимании с «родовыми» свойствами чё- човека я солидарен с А. Н Леонтьевым и считаю очень важным проводимое им экспериментальное изучение (Нормирования этих функциональных систем. Я должен, 'днако, сказать: нельзя, имея дело с системой условных V, „цязей, игнорировать вовсе их безусловнорефлекторную || основу как внутреннее условие, опосредствующее спе- || „дфичность эффекта воздействия объекта на эту си- |)стему. (Это, по существу, все тот же вопрос: односто- |4 роннее подчеркивание внешней детерминации без соот- ' несения ее с внутренней.)
Но перед нами как основной стоит вопрос о способ ностях в обычном, собственном смысле.
Самый термин «способности» характеризует то, что он имеет в виду только с точки зрения того, что это нечто дает человеку, но непосредственно еще никак не определяет, не вскрывает, что само это нечто есть. Необходимо как-то определить состав, структуру спо собностей
В составе каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы дейст- вия, посредством которых эта деятельность осуществля- ется. Ни одна способность не является актуальной, ре- альной способностью, пока она органически не вобрала в себя систему соответствующих общественно вырабо- танных операций; но ядро способности—это не усвоен ная, не автоматизированная операция, а те психические процессы, посредством которых эти операции, их функ ииочированне, регулируются, качество этих процессов
Всякая операция (логическая, грамматическая — словообразования и словоизменения) всегда основыва- ется на определенных отношениях, которые она реали ^ет. Поэтому обобщение эшх отношений, а значит и вычленение этих отношений и их анализ—необходимое условие успешного функционирования операций, на них основывающихся. Таков вывод, к которому приводи г уже теоретический анализ. Анализ эмпирических дач- ных недавно опубликованного исследования В. А. Кру- тицкого подтверждает этот вывод. Исследуя школьни- ^в, проявлявших способности к математике, В. А. Кру- ^цкий столкнулся прежде всего с наличием у них боль- ч^й и легкой обобщаемости математического матери- ала В качестве второго показателя одаренности Кру-
Тецкий приводит свернутость рассуждений. Но нашу исследования показали, что мера свернутости мысли- тельных процессов является производным выражением соотношения обобщения и анализа: мыслительный про- цесс тем более «свернут», чем в большей мере он опери- рует уже сложившимися или быстро складывающимися обобщениями, снимающими необходимость анализа в некоторых звеньях, он тем более развернут, чем дли- тельнее человек посредством анализа идет к новым для него обобщениям. Таким образом, по данным наших исследований, второй показатель не выходит за пределы первого. Легко было бы показать, что и третий показа- тель, фигурирующий у Крутецкого,— легкая обрати- мость отношений,— может быть также сведен к первому, если только, говоря об обобщении, подчеркнуть обоб- щение отношений.
Итак, есть некоторые основания—теоретические и эмпирические — принять в качестве предварительной гипотезы.для дальнейших исследований, что ядром или общим компонентом различных умственных способно- стей, каждая из которых имеет и свои специальные особенности, является свойственное данному человеку качество процессов анализа (а значит, и синтеза) и генерализации отношений. Генерализация отношений предметного содержания выступает затем и осознается как генерализация операций, производимых над обоб- щенным предметным содержанием; генерализация и за- крепление в индивиде этих генерализованных операций ведут к формированию у индивида соответствующих способностей.
В связи с тем, что степень дифференцированное™, да и дифференцируемость, у одного и того же человека в отношении разных областей может быть и обычно фактически бывает различной, различной у одних и тех же людей оказывается и доступная им генерализи- руемость отношений в разных областях. Хотя, скажем, и для языковых, и для математических способностей существенна генерализация соответствующего матери- ала, но в одних случаях речь идет о генерализации фо- нетических и грамматических отношений (определяю- щих правила, по которым совершается словообразова- ние и словоизменение), в других—количественных или порядковых отношений. Поэтому, несмотря на то, что качество генерализации является общим компонентом всех умственных способностей, один и тот же человек
может обладать разными способностями к разным об- ластям.
Если наша гипотеза о роли качества процессов ана- лиза и генерализации верна, то ясно, что исследование динамики этих процессов и закономерностей их взаимо- зависимости, на которых главным образом сосредота- чивается наше исследование мышления, является вместе с тем и преддверием пути, который мы исподволь про- кладываем себе к, изучению умственных способностей людей и, значит, в будущем — к их формированию.
Итак, анализ состава (и структуры) способностей привел нас к выделению в актуальной способности двух компонентов: более или менее слаженной и отработан- ной совокупности операций — способов, которыми осу- ществляется соответствующая деятельность, и качества процессов, которыми регулируется функционирование этих операций.
Это строение способностей объясняет трудности, с которыми обычно и в жизни, и в исследовании сталки- ваются суждения о способностях людей. О способностях человека обычно судят по его продуктивности. Эта же последняя непосредственно зависит от наличия у чело- века хорошо слаженной и исправно, гладко функциони- рующей системы соответствующих операций или умений, способов действий в данной области. Но, наблюдая лю- дей в жизни, нельзя отделаться от впечатления, что лю- ди, по-видимому, вообще даровитые, иногда оказыва- ются не очень продуктивными, дают не столько, сколько обещали, и, наоборот, люди, как будто менее даровитые, оказываются более продуктивными, чем можно было предполагать. Эти несоответствия объясняются разными соотношениями между совершенством, с которым осуще- ствляются у человека процессы анализа и генерализа- ции, и отработанностью, слаженностью надстраивающих- ся на этой основе операций, освоенных индивидом. В некоторых случаях бывает, что на базе генерализаци- онных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо отработанная и неслаженная си- стема операций и из-за несовершенства этого компонен- та способностей, а также условий характерологического и эмоционально-волевого порядка продуктивность ока- зывается относительно незначительной; в других же слу- чаях, наоборот, на базе генерализационных, аналитико- синтетических процессов менее высокого уровня дости- гается большая продуктивность благодаря большей от-
Date: 2015-09-22; view: 334; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|