Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воображение и его развитие в детском возрасте 2 4 page
4—123 65
работанностй опирающихся на эту базу операций. Про дуктивность деятельности, конечно, сама по себе важна но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека, его способности.
С этим расхождением или не непосредственным, не- однозначным соответствием, совпадением связано, да. лее, то, что нельзя определять умственные способности интеллект человека по одному лишь результату его дея^ тельности, не вскрывая процесса мышления, который к нему приводит. В попытке так подойти к определению интеллекта, т. е. умственных способностей людей, и за- ключается коренной дефект обычных тестовых опреде- лений интеллекта.
То или иное понимание умственных способностей не- разрывно связано с тем или иным пониманием мыш- ления.
Мы вообще разделяем точку зрения В. Н. Мясищева, Г. С. Костюка и многих других психологов, согласно ко- торой утверждается «взаимосвязь мотивационных ка- честв и способностей личности» (Г. С. Костюк) и счита- ется необходимым «преодолеть разрыв способностей и характера, потенции и тенденции, отношений человека и механизмов деятельности мозга» (В. Н. Мясищев). Но здесь мы—в порядке научной абстракции—остановим- ся специально на одной стороне вопроса — на связи спо- собностей с мышлением.
Сейчас противостоят друг другу два подхода к проб- леме мышления, две концепции мышления, коренным образом различающиеся одна от другой как раз в пунк- те, наиболее непосредственно связанном с вопросом о способностях в их развитии.
Согласно одной из этих концепций, выступающих п разных вариантах, смягченном и заостренном, мышле- ние—это по преимуществу оперирование в готовом ви- де полученными обобщениями; умственная деятель- ность—это функционирование операций, автоматически включаемых по заранее заданным признакам. Проблс- •ма мышления сводится к проблеме изучения, прочного усвоения знаний, преподносимых учащимся в готовом виде в результате обработки учебного материала, про- изведенной учителем; мышление, таким образом, дел) только учителя, не ученика!
Подчиняя всю проблему мышления задаче усвоенич знаний, эта концепция неизбежно сосредоточивает пси- хологическое исследование по преимуществу на резуль
„„.ax умственной деятельности; исследование самого т „дцесса мышления отступает на задний план; к тому - основная установка на усвоение знаний искусствен- но подчеркивает рецептивный аспект мышления — спо- собность усваивать данное — и маскирует его активный, творческий аспект—способность открывать новое.
Само собой разумеется, этим мы никак не отвергаем бесспорную правомерность и необходимость психологи- ческого исследования усвоения знаний, а лишь указы- ваем на опасность, которую таит в себе подчинение этой установке всей психологии мышления.
Подчинение психологической теории мышления проб- леме усвоения знаний становится особенно пагубным, когда оно сочетается с представлением—механическим и иллюзорным — будто знания, которые учитель препо- дает ученику, механически проецируются в его сознание и из поля зрения, таким образом, выпадает мыслитель- ная работа ученика, которой опосредствуется усвоение. И здесь остается в силе положение, согласно которому эффект любого внешнего воздействия зависит от внут- ренних условий, через которые эти воздействия прелом- ляются.
Свое заостренное выражение намечающаяся здесь тенденция находит в сведении мышления к функциони- рованию в готовом виде данных операций, включаемых по заранее заданным признакам. Организовать умствен- ную деятельность как совокупность хорошо отработан- ных операций, включаемых по заранее заданным приз- накам,— значит, конечно, чрезвычайно упростить задачу обучения и обеспечить более быстрое и легкое достиже- ние непосредственного, строго организованного учебного результата. Но какой ценой? Ценой вытравления из так называемой умственной деятельности собственно мыш- ления. Идя этим путем, несомненно, можно (ничего мудреного в этом нет!) добиться в каждом отдельном случае определенного эффекта. Но каков будет конеч- ный общий результат? Превращение человека в креату- ру педагога, в человека, умеющего жить лишь по шпар- ^лкам, выполнять лишь то, что учителем в нем «запро- ^аммированно». Он сможет воспроизводить то, что в него вложено, но большего от него не ждите!
Эта концепция мышления, очевидно, означает при- менительно к вопросу об умственных способностях све- Аение способностей к совокупности Операций и выклю- чение того, что составляет собственно способность. Эта 4* 67
концепция знает только мышление-навык, но не мыт ление-способность.
Во второй концепции упор делается на исследование процесса мышления и исследуется оно не только там и тогда, когда оно оперирует уже готовыми обобщениями а также — и даже особенно — когда оно анализом пред' метных отношений и новым синтезом элементов, выде- ленных анализом, идет к новым обобщениям.
Этим вторым путем идут исследования, которые в течение нескольких последних лет проводятся мной ц коллективом моих сотрудников. Общие установки и не- которые результаты этих исследований уже освещены мной в печати, и поэтому нет нужды их здесь излагать. Я выделю совсем кратко лишь одно положение. Основ- ной, по-моему, факт, установленный в наших исследо ваниях, таков: возможность освоения и использования человеком предъявляемых ему извне знаний—понятий- ных обобщений и способов действия или операций — зависит от того, насколько в процессе собственного его мышления созданы внутренние условия для их освоения и использования. Это эмпирическое положение, обобщен но выражая конкретные факты исследования, является вместе с тем и частным, конкретным выражением очень общего теоретического положения, согласно которому эффект внешних воздействий зависит и от внутреннил условий. Знания и способы действия, которые не могут быть использованы на ранних стадиях, включаются в мыслительный процесс и превращаются в средства его дальнейшего движения. Для эффективного использова- ния знаний и готовых способов решения задачи (опера- ций), для такого их освоения и использования, при ко- тором они могли бы стать средствами (методами) даль- нейшего движения мыслей, необходимым условием яв- ляется некоторая собственная предварительная работа мысли. Значит, недостаточно снабжать учащихся гото- выми схемами действия (хотя без этого и нельзя обоп- тись). Надо еще подумать о создании внутренних усло- вий для их продуктивного использования (не говоря уже о возможности самим находить новые обобщения, новые приемы, новые способы действия—операции). Для того чтобы успешно формировать мышление, надо учесть эт\ взаимосвязь внешних и внутренних условий в детерми- нации мышления.
Результаты наших исследований в плане воспита- тельном, педагогическом говорят о том, что неверно ду- G8
будто помощь учителя ученику может заключать- ма только в сообщении ему готовых ответов или реше- ся- q^o всякая педагогическая работа должна сводиться " прямому научению и тренировке, к обучению в узком
смысле слова.
Существует и другой, конечно, более трудный, но и более плодотворный путь—путь руководства самостоя- тельной мыслительной работой учащихся. В отличие от прямого изучения это путь воспитания, путь собственно развития самостоятельного мышления. Это и путь фор- мирования умственных способностей учащихся. Наша школа сделала в предыдущие годы некоторый крен в сторону изучения, максимальной нагрузки учащихся знаниями;- развитию мышления не уделялось достаточ- ного внимания. Этот крен необходимо выправить.
В ходе наших исследований мы нередко сдвигали с мертвой точки и приводили вновь в движение застряв- ший было мыслительный процесс у наших испытуемых, используя «подсказки» особого рода. Эти «подсказки», заключавшиеся лишь в формулированном, интонацион- ном или наглядном выделении — подчеркивании — опре- деленного элемента задачи, определяли лишь направле- ние, в котором должен был пойти анализ, предоставляя его осуществление самому испытуемому. В методике на- ших опытов, пользуясь надлежащим образом дозируе- мыми вспомогательными задачами, мы делали упор на то, чтобы выявить и создать внутренние условия для самостоятельной мыслительной работы наших испыту- емых.
Мы исходили в нашей трактовке мышления как из методологической ее основы из диалектико-материали- стического понимания его детерминации, согласно кото- рому все внешние условия, данные воздействия на мыш- ление определяют результаты мыслительного процесса, лишь преломляясь через внутренние его условия.
Это общее методологическое положение мы постара- лись воплотить в методике нашего исследования, исполь- зуя вспомогательные задачи, вводящие одно за другим отдельные звенья основной задачи, подлежащей реше- нию, и «подсказки» вышеуказанного типа для опреде- ления путем такого «зондирования» сложившихся в ходе Мышления внутренних условий дальнейшего его само- стоятельного движения и руководства этим процессом собственного мышления учащегося.
Думаю, что эта методика исследования мышления
при соответствующей дидактической и методической gn обработке, которая привела бы ее в соответствие с тре. бованиями не только эксперимента, но и урока, могла бы в дальнейшем найти себе некоторое применение ц в методике преподавания.
Ясно во всяком случае одно: двум концепциям мыш- ления, о которых я говорил, соответствуют и два под. хода к задачам умственного воспитания. При этом одна точка зрения направлена только на внешнюю отрабо- танность и слаженность операций, которыми снабжен человек, оставляя вне поля своего зрения культуру тех внутренних процессов, качество которых собственно со- ставляет способность как таковую. Только при втором подходе, выдвигающем задачу собственно развития мышления, а не только научения, можно всерьез гово- рить о развитии умственных способностей людей. Ничто не служит таким очевидным показателем умственной одаренности, как постоянное возникновение у человека новых мыслей.
Date: 2015-09-22; view: 339; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|