Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первичное и вторичное учение
Естественно возникает вопрос, что это за такая «внутренняя деятельность», как она возникает и в чем она заключается. Исследования Ж. Пиаже и А. Н. Ле- онтьева дали основания им утверждать, что эта внутрен- няя деятельность, возникает из внешней путем ее инте- риоризацни. Предметные действия отражаются в пси- хических процессах. Затем эти процессы освобождаются от непосредствениой связи с предметами и превращают- ся, таким образом, в психические операции. Так, напри- мер, предметное действие разделения, разборки, разъ-
единения вещи по мере накопления опыта заменяется его психическим отражением — мысленным разделени- ем, расчленением вещи, ее образа, понятия о ней. Она превращается в психическую операцию анализа- Системы таких психических операций, развертываю щпхся в идеальном плане, это и есть внутренняя, пси- хическая деятельность. Основным орудием интериориза- ции является, как мы видели, слово. Оно позволяет оторвать образ и операцию от вещи и действия, заме- нить их собственными речевыми движениями индивида, т. е. отдать в его власть.
Сказанное позволяет сформулировать важное пред- положение о роли внешней (предметной) и внутреннеи (психической) деятельности в учении. Внешняя гности ческая деятельность, по-видимому, обязательна для уче- ния, когда в психике еще не сформированы соответст вующие образы, понятия и операции. Если же образы и операции, необходимые для усвоения новых знании или умений, уже имеются у ученика, то для изучени, достаточно одной соответствующей внутренней гности- ческой деятельности.
Эту разницу некоторые психологи предлагают за- крепить в соответствующих терминах. Первый случай они называют ранним или первичным учением, вто- рой — поздним или вторичным учением (Хебб). Пер- вичное учение носит условнорефлекторный, двигатель- ный характер. Оно осуществляется с помощью предмет- ной (внешней) деятельности. Это — учение через дела- ние. Вторичное учение носит интеллектуальный «созер- цательный» характер. Оно осуществляется с помощью одной психической (внутренней) деятельности. Это — учение через восприятие.
Значит, решая вопрос о требуемом характере учеб- ной деятельности, надо прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового мате- риала.
Если ученик еще не владеет арсеналом необходимых Для этого психических структур (образов, понятий и °пераций), то начинать надо с предметной, гностичес- ки деятельности. Ученик должен сталкиваться с сами- ми предметами и явлениями. Он должен «своими рука- ми» осуществлять соответствующие действия и опера- ции. Затем, выделяя, закрепляя и отделяя их с по- мощью слов, он постепенно должен переводить их в
идеальный (психический) план. Этот тип учения тща- тельно исследовали... П. Я. Гальперин и его школа.
Если же ученик уже владеет арсеналом необходи- мых исходных понятий и операций, то можно начинато прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ученику можно вместо вещей и действий над ни- ми преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают и чего требуют, т. е. ос\- ществлять традиционное обучение методами обобщения и показа с соответствующими ему «пассивными» спосо- бами научения: слушанием, чтением, наблюдением.
Date: 2015-09-22; view: 512; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|