Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение как деятельность
Учение имеет место там, где действия человека уп- равляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и виды дея- тельности.
Отсюда видно, что учение является специфически человеческой деятельностью У животных возможно лишь научение. Да и у человека учение возможно г1 той ступени, когда он овчадевает способностью регул-
'Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам пс хологии обучения Вл&димир, 1972
повать свои действия сознаваемой идеальной целью. По-видимому, эта способность достигает достаточного развития лишь к 4—5 годам, формируясь на базе пред- шествующих видов поведения и деятельности — игры, речи, практического поведения и др.
Что же это за деятельность?
Первый возможный ответ очень прост. Любая дея- тельность — это совокупность каких-то физических дей- ствий, практических или речевых. Следовательно, и на- учение совершается путем выполнения человеком раз- личных действий: движении, письма, речи, работы и т. д. Плавать человек научается плавая; мыслить — рассуждая, решая задачи; писать — практикуясь в письме и т. п.
Однако опыт школы свидетельствует, что и без ак- тивной внешней деятельности, просто молча и непод- вижно сидя, глядя, слушая, люди тоже могут научить- ся. Причем порой совсем неплохо. Это подтверждается и специальными опытами.
Итак, внешняя деятельность, точнее двигательная активность, вовсе не связывается обязательным услови- ем научения. В одних случаях она, по-видимому, играет важную роль. Например, для усвоения двигательных на- выков (письмо, речь, плавание, рисование, управление машиной). В других — не имеет особого значения. На- пример, для запоминания слов или текста, решения ма- тематических задач, сочинения текстов, узнавания а различения предметов и их свойств.
Итог неожиданный и тревожный. Если учение — это деятельность, то как же деятельность может осущесг- вляться без деятельности? Это кажущееся противоре- чие возникает в американской психологии учения, пото- му что большинство ее представителей неправильно по- нимают активность. Будучи бихевиористами, они под активностью понимают лишь наблюдаемое поведение, т. е. в конечном счете движения, совершаемые учащим- ся. Нет движений, значит нет активности, нет деятель- ности.
Глубокие исследования отечественных психологов по- казали, что кроме практической деятельности человек (и Многие высшие животные) способен осуществлять еще °собую — гностическую деятельность (от греческого «гнозис» — знание). Цель этой деятельности — позна- вание, т. е. сбор и переработка информации о свойствах °кружающего мира.
1-5
Гностическая деятельность, как и практическая, мо- жет быть внешней (ощупывание, перемещение вокруг предметов, манипулирование ими, разрушение, соеди- нение и т. д.). Но в отличие от практической деятель- ности она может быть и внутренней, или, по крайней мере, ненаблюдаемой.
Так, исследования В. П. Зинченко и других показа- ли, что восприятие и особенно наблюдение осуществля- ются с помощью специальных перцептивных действий («перцепцио» — восприятие). Это — движения глаз по предмету, отбор ориентиров, конструирование образа и др. Исследования А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и других показали, что запоминание реализуется путем специальных мнемических действий («мнемос» — па- мять). К ним относятся, например, упорядочение и ор- ганизация материала, выделение в нем смысловых ори- ентиров и связей, установление его связей с прошлым опытом или знаниями, называние и означивание, схема- тизация и повторение и др. Исследования С. Л. Рубин- штейна, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, П. Я. Гальперина, Н. А. Менчинской и других обнаружили, что мышление заключается в осуществлении ряда умственных дейст- вий, или интеллектуальных операций: анализа и синте- за, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения, ориентировки и селекции, классификации и сериации, кодирования и перекодирования и др.
Итак, пока что во всех достоверно известных психо- логии случаях учение выражается в активной гностиче- ской деятельности и основывается на ней. Правда, во многих случаях эта деятельность может быть внут- ренней.
Date: 2015-09-22; view: 464; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|