Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ранняя родовая община охотников, рыболовов и собирателей⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Родовая община - связана с возникновением экзогамии. Одно не отделимо от другого. Отношения родства в то время могли прослеживаться только по линии матери. Первой формой существования родового строя был материнский род. Признаки материнского рода: · Счет родства по линии матери · Обычай экзогамии - запрет брачных отношений внутри одного человеческого коллектива Происхождение экзогамии: · Макленнон считал (XIX в.) в свое работе "Первобытный брак" открыл явление экзогамии. Он считал, что в ПО существовал обычай убийства новорожденных девочек, и поэтому женщин для брака брали "на стороне". · Дарвин тоже пытался разобраться в этом. Он считал, что экзогамия связана с отсутствием полового влечения к родственникам. · Морган объяснял экзогамию боязнью кровосмешения. Эта версия почти не поддерживается, т.к. при большом размере популяции вред близкородственных контактов проявляется далеко не сразу. · Борис Поршнев считает, что экзогамия утвердилась в охотничьем хозяйстве, т.к. во время длительных походов охотников те встречались с иными племенами · Версия многих советских авторов в том, что целостность коллектива нарушалась на почве межполовых отношений. И лучшим выходом для сохранения рода как хозяйственной единицы был вынос половых отношений за пределы рода, обычно на уровень двух родов - дуальная экзогамия. Затем такие связанные роды образовывали эндогамные племена. Окончательно проблема возникновения экзогамии так до конца не решена. Ученые работают над этим. Период РРО продолжался приблизительно 25-30 тыс. лет. За это время были значительные климатические изменения. Наши предки были охотниками, рыболовами и собирателями - это три основные формы присваивающей экономики. Основным объектом охоты европейской приледниковой зоны был мамонт. Загонная (облавная) охота. В пещерах Сьера-Гвадарама были обнаружены следы охоты на пещерного слона. Загонная охота демонстрировала силу коллективизма - коллективы охотников есть первые производственные коллективы в истории человечества. В конце палеолита вся Европа охотилась на северного оленя. Охота приводила и к негативным результатам. Она сыграла свою роль в исчезновении некоторых видов животных. В палеолитическую эпоху на Земле проживало около 5 млн. человек. На стоянке Бердыж были найдены кости суслика, песца, водной крысы. Лук и стрелы появились еще в финальном палеолите (хотя ранее считали, что в мезолите). Появление сего орудия, которое предполагало накапливаемый опыт и умение, позволило охотится на птиц, охотится в одиночку. В мезолите наступает голоцен, отступает ледник. В это время появляются компьеметалки, духовые метательные трубки. Приручение собаки. Кабан - основной объект охоты в лесной зоне. Рыбная ловля возникла еще в верхнем палеолите. Изначально имела вспомогательную роль, но в неолите выдвинулась вперед. Собирательство - древнейшее занятие человека. Человек собирал все, что можно употреблять в пищу. Сюда и собирание меда диких пчел. Среди мезолитических общин были оседлые, сезонно-оседлые и бродячие. Имелись общины с комплексом собирательства и охоты. Азель, Тарденуа и Лингби - мезолитические культуры ЗЕ. Свидерская - ВЕ. Кебара - БВ. Капси - Африка. Социально-общественные отношения: · Коллективная собственность на средства производства и жилища · В личном пользовании были только отдельные орудия труда: бытовые вещи, украшения · На этом этапе личная собственность как бы растворялась в коллективной собственности всего рода · Потребление было коллективным · В условиях присваивающей экономики, когда коллектив получал только жизнеобеспечивающий продукт, распределение было централизованным и равнообеспечивающим (не уравнительным!) · В тяжелых условиях практиковались инфантоцид и геронтоцид · В случае появления избыточного продукта распределение становится трудовым · Присутствует примитивный обмен (начиная с верхнего палеолита) · Выделялись группы детей, половозрелых мужчин, женщин и стариков. Переход из одной категории происходил через обряд инициации · Матриархата не было!!! Формы управления и власти. Род управлялся на основе родовой демократии. При отсутствии писаных законов, правил, существовала четкая регламентация интересов рода. В редких случаях использовались меры общественного порицания, принуждения. В самых крайних случаях - изгнание из рода. Род имел главаря из числа умудренных жизненным опытом мужчин или женщин. Если община состояла из нескольких родов, то и руководителей могло быть несколько. Власть основывалась на личном авторитете, не имела под собой экономического базиса. Власть не была отделена от народа, принимая участие во всех трудовых процессах. Брак и семья. Вопрос один из наиболее запутанных. Брак был дуально-экзогамный. Есть гипотезы. Первая считает, что первой формой брака был групповой брак. По другой, изначально был индивидуальный брак. Першиц предлагает считать брак изначально парно-групповым. Постепенно возникали запреты, которые были направлены на сужение круга лиц, которые могли вступать в брачные отношения. Постепенно групповой брак сузился до брака между лицами, которые принадлежали к одному поколению двух взаимобрачных родов (перекрестно-двоюродный (кросскузенный) брак), по сравнению с изначальной возможностью брака на любом члене рода. Браки распадались легко, так как не имели экономической основы. Матрилокальное и патрилокальное брачное поселение. Существовали механизмы запрещения общения между людьми, которые не входили в один брачный класс - т.н. "обычай избегания".
Духовная культура - три аспекта: · Развитие науки · Религия · Искусство
Создано в Microsoft OneNote 2010
Date: 2015-09-23; view: 779; Нарушение авторских прав |