Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






V класс





Повторение пройденного материала в I –IV классах (2 часа)

История и культура народов Башкортостана (2 часа)

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом, в широком плане – человечеством. Материальная (орнамент, украшения, декоративно-прикладное искусство, национальная кухня, музыкальные инструменты) и духовная (верования, традиции, обычаи, устное народное творчество, литература, искусство) культура. Многозначность термина «культура». Национальный характер культуры (объяснить на примере отдельных видов культуры, например, народных песен, танцев народов Башкортостана).

Народы, населяющие Республику Башкортостан. Многонациональная культура народов Башкортостана. Понятие о коренном народе: «Коренной народ есть потомки аборигенов, населяющих данную территорию до того как она была завоевана или заселена иноземцами». Культура коренного народа, ее связь с культурой других народов, населяющих Башкортостан. Схожесть языков, обычаев, обрядов, песен башкирского и татарского народов. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов Башкортостана.

Уфа – столица Башкортостана (1 час)

Основание г. Уфы. Географическое положение. Исторические достопримечательности. Культурные центры. Песни и стихи об Уфе.

Башкортостан в древности (4 часа)

Первые люди на Урале. Шульганташ – уникальный памятник природы и древней живописи (20-15 вв. до н.э.). История открытия наскальных изображений пещеры Шульганташ, их первобытный реализм.Роль культа животных и зверей в зарождении древней живописи. Новые открытия пещерной живописи на Урале. Изображения человеческих фигур в Идрисовской пещере по реке Агидель и неопределенных фигур в Бурановской пещере.

Археологические памятники о первых обитателях Урала и Башкортостана. Культура древних обитателей края: посуда, украшения. Золото сарматов.

Стоянки и поселения пробашкир: городище-крепость Аркаим. История открытия, исследователи городища. Историческая топонимика местности (горы Аркаим, Ташлы, река Караган). Городища Таналык, Олаир, Уфа-2.

Древние башкиры. Территория их расселения. Урал как символ опоэтизированной родины башкир. Краткая характеристика родо-племенного состава башкир.

Исторические сведения о башкирах IX –X веков (Ибн-Хордадбек, Салам-Тарджеман, Ахмед Ибн Фадлан, Идриси, Гардизи). Верования древних башкир. Культ животных и птиц. Обожествление и одухотворение природы. Легенды «Озеро водяного», «Кукушка», «Журавлиная песнь» (по выбору).

Башкирский фольклор (8-9 часов)

Понятие о народном творчестве как части культуры. Отличие фольклора от профессиональной литературы (устность бытования, коллективность, вариантность). Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни. Собиратели и исследователи башкирских сказок (А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов). Сказочный мир башкир. Виды народных сказок.

Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. Основные герои этих сказок. Сказки «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе хозяина».

Волшебные сказки, роль вымысла в них, герои и события, сказках, реальное и фантастическое, добро и зло. Оптимизм волшебных сказок. Сказки «Волшебное кольцо», «Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей» (по выбору учителя).

Бытовые сказки, их тематика: мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и корысть, трудолюбие и леность. Сказки: «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и глупый царь» (по выбору учителя).

Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр».

Шуточные сказки, кулямасы. Моральное превосходство умных людей, осуждение социальной несправедливости, зла, тупости. Сказки: «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя» (по выбору).

Отражение находчивости и остроумия в кулямасах. Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ сэсэне, Ходжа Насретдине. Кулямасы: «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как Хужа поделил находку».

Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания.

Чтение (прослушивание), обсуждение, сравнение сказок русского, татарского, марийского, чувашского и других народов.

Классики башкирской литературы детям (8 часов)

М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе. Мораль басен «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка».

Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. Чтение рассказа «Маленький Кутуш» и беседа по его содержанию. («Философия Тимеркая»). Тема борьбы за свободу и социальную справедливость.

Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери». Беседа о Родине, о столице Москве.

М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества. Тема дружбы и экологии в повести «Таганок».

З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».

Ф. Исянгулов. Краткая биография и творчества. Рассказ «Мост Хамита». Беседа на тему «смысл жизни человека».

Музыка (3 часа)

Музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кубыз, домбра. Курай – древнейший инструмент. Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист». Образ курая в литературе и искусстве. Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея Мэргэна «Курай Баймака», пьеса З. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова «Легенда о курае». Памятник кураю. Высказывания русских ученых, исследователей края (В. Даль, М. Авдеев, С. Рыбаков).

Кубыз. Его строение и разновидности. Р. Загретдинов, М. Зайнетдинов как известные кубызисты мира и республики. Домбра. Возрождение башкирской домбры. В. Шугаипов – мастер изготовления инструмента.

Открытие в музыкальных учебных заведениях отделений с классами башкирских народных инструментов. Музыкальные инструменты других народов Башкортостана: русских (гусли, балалайка), татар (чебызга, кубыз, карнай), марийцев (гусле, шиялтыш, тумыр, шувыр), чувашей (кесле, серме купас, сарнай, шахлич), удмуртов (чипчирган, крезь), украинцев (бандура, бубен, цимбалы).

Народные детские игры (2 часа)

Роль (значение) игры в воспитании детей. Виды детских игр башкирского народа: игры в кости, городки, игры с шаром и мячом, со стрельбой из лука; прятки, жмурки; игры наперегонки и догонялки, с переплясом (приплясом) частушками. Зимние игры. Детские игры других народов Башкортостана. Общие элементы в них. Разучивание народных игр.

Народная медицина (2 часа)

Особенности народного врачевания. Использование в народной медицине средств растительного (можжевильник, девясил, душица, зверобой, липовый цветы, березовые почки и др.) и животного (кумыс, бульон, курут, жиры и др.) происхождения. Лечение минералами (квасцы, сера, медный купорос).

Магические способы лечения: обряды осоклау и кот койоу - отливание души. Стихотворные заклинания. Рациональное зерно в этих обрядах.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе:

Обучающиеся 5 класса по истории и культуре Башкортостана должны знать:

- что такое родина,

- коренной народ,

- культура и ее формы,

- называть и показывать на карте природные памятники Башкортостана;

по истории должны знать:

- историю добровольного вхождения Башкортостана в состав России, - названия крупных племен и места их расселения,

- историю и причины строительства первых городов,

- историю заселения Урала различными племенами, - знать и уметь объяснять символику РБ (герб, флаг, гимн);

по народному творчеству должны знать:

- жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, сказки, легенды и предания, песни, загадки, пословицы, особенно связанные с историей, баиты, эпосы) в сочетании с фольклором местного населения;

по литературе должны знать:

- основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, (М. Гафури, М. Карим, З. Биишева, Д. Юлтый, Р. Нигмати, Ф. Исангулов);

- иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы;

по музыкальному искусству должны знать:

- классификацию народных песен по жанровому и тематическому признакам, - видеть в песнях историю народа, - знать и представлять любой башкирский музыкальный инструмент, в том числе: курай, кубыз, домбру - знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (кураистов, кубызистов, певцов);

по народным детским играм должны:

- уметь играть в детские игры и научить других;

по народной медицине должны знать:

- особенности народной медицины.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Контроль предметных результатов освоения предмета «История и культура Башкортостана» обучающимися 5 класса является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, контролирующую, воспитательную и корректирующую функции. Средства контроля (фронтальный опрос, взаимоопрос, тестирование, рассказ, индивидуальные задания, диктанты, сочинения, описания по картине, работа с Интернетом, составление вопросов по теме, составление тестовых вопросов по теме, работа по составлению и заполнению таблиц, синквейн и др.) находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов практической деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения компетенциями, заданными как планируемые результаты обучения.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное

(наводящие вопросы учителя, помощь обучающихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

При подготовке рабочей учебной программы возникла необходимость в переработке, отборе, разработке проверочных контрольно-измерительных материалов. Составлены тестовые задания по итогам 1 и 2 полугодий. При повторении используются вопросы по изученным темам: 1 четверть 1. Многозначность термина «культура». Что такое материальная и духовная культура? 2. Понятие о коренном народе. 3. Расскажите о столице Башкортостана городе Уфе. 4. Что вам известно о пещере Шульган-таш? 5. Чем интересно городище Аркаим?

2 четверть 1.Что такое «фольклор» и каковы основные его жанры? 2. Расскажите о видах башкирских народных сказок. 3. Что значит: «Сказка – ложь, да в ней намек…»? 4. Расскажите содержание одной башкирской сказки.

Date: 2015-09-22; view: 766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию