Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел І. философия и ее исторические формыСтр 1 из 92Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Под общей редакцией Б. А. Кислова, В. А. Туева, М. Л. Ткачевой
Иркутск Издательство БГУЭП УДК 1(075.8) ББК 87.3я7 Ф 56 Печатается по решению редакционно-издательского совета Байкальского государственного университета экономики и права
Коллектив авторов: д-р филос. наук, проф. Б. А. Кислов (предисловие, разд. I, гл. II, IV; разд. II, гл. IX; разд. III, гл. XV, XXI); д-р филос. наук, проф. В. А. Туев (разд. II,
Рецензенты: д-р филос. наук, проф. Н. С. Коноплев д-р филос. наук, проф. В. С. Ткачев
Ф 56 Философия: учеб. пособие / под общ. ред. Б. А. Кислова, В. А. Туева, ISBN 5-7253-0973-8 Изложены основные темы вузовского курса философии, соответствующего государственным образовательным стандартам. Авторы предлагают оригинальное осмысление философской проблематики и вместе с тем стремятся сделать ее понятной для человека, только начинающего серьезное знакомство с философией. Предназначается студентам, магистрантам и аспирантам, а также преподавателям философии и социально-гуманитарных дисциплин.
ББК 87.3я7
ISBN 5-7253-0973-8 © Коллектив авторов, 2009 © Издательство БГУЭП, 2009
Предисловие.. 7 раздел І. философия и ее исторические формы... 10 Глава I. мировоззрение, его сущность, структура и типология.. 10 1. Понятие мировоззрения. 10 2. Мифологическое мировоззрение. 19 3. Религиозное мировоззрение. 22 4. Философское мировоззрение. 25 5. Мировоззренческая ситуация ХХ века. 29 Глава II. предмет, структура и функции философии.. 32 1. Объект и предмет философии. 32 2. Основные функции философии. 41 Глава III. исторические формы метафизики.. 44 1. Классическая метафизика. 48 2. Неклассическая метафизика. 60 Глава IV. диалектика: история и современность.. 66 1. Основные концепции диалектики. 67 2. Марксистская диалектика. 83 Глава V. рационализм, иррационализм и интуитивизм... 91 1. Исторические формы рационализма. 91 2. Типы рациональности. 99 3. Рационализм и иррационализм. 117 4. Интуитивизм. 120 Глава VI. русская философия конца XIX – начала XX века: особенности, проблемы, идеалы 127 1. Особенности русской религиозной философии. 127 2. Антропологизм русской философии. 132 3. Историософские проблемы русской философии. 136 4. Проблема богочеловечества и всеединства. 138 5. Онтология познания или гносеологический онтологизм. 143 6. Русский космизм. 146 раздел II. онтология и гносеология.. 152 Глава VII. философское понимание мира.. 152 1. Бытие, его сущность и формы. 153 2. Проблема сущности мира. Материя как субстанция. 157 3. Движение — способ существования материи. 161 4. Пространство и время в структуре движения. 164 5. Специфика социального пространства и времени. 170 6. Единство философской, религиозной и научной картин мира. 178 Глава VIII. проблема сознания в философии.. 184 1.Специфика философского и конкретно-научного подхода к сознанию 184 2. Деятельность и сознание. 187 3. Иррациональность сознания информационного общества. 191 4. Сознание и самосознание. 193 5. Проблема идеального. 198 Глава IX. познание как предмет философского анализа.. 201 1. Основные гносеологические концепции. 201 2. Познание — идеальное отражение реальности. 215 Глава X. познание и вера.. 235 1. Познание и вера в философии античности и Нового времени. 235 2. И. Кант о вере. 237 3. Вера и очевидность. Объект и субъект веры. 240 4. Вера, предвидение и интуиция. 245 Глава XI. экономическое познание.. 249 1. Базовые концепции экономического познания. 249 2. Система философской методологии и экономическое познание. 255 Глава XIІ. специфика художественного познания.. 270 1. Проблемы познавательных возможностей искусства в истории. 270 философии. 270 2. Гносеологический образ и искусство. 276 3. Категория истины и искусство. 278 4. Ценностный характер художественного познания. 282 5. Системное качество художественного отражения. 283 Глава XIII. историческое познание.. 288 1. Специфика исторического познания. 288 2. Современные проблемы исторического познания. 296 Постмодернизм в истории. 296 Глава XIV. синергетический подход в научном познании.. 310 1. Синергетика как теория самоорганизации. 311 2. Синергетика как методология. 317 раздел III. социальная философия.. 323 Глава XV. основные парадигмы социальной философии.. 323 1. Натуралистический редукционизм. 324 2. Социальный детерминизм. 329 3. Концепция формальной рациональности. 333 Глава XVI. человеческая деятельность, ее детерминанты... 341 и структуры... 341 1. Специфика потребления и производства. 342 2. Объективные факторы деятельности. 347 3. Субъективная детерминация потребления. 351 4. Идеальное программирование деятельности. 357 5. Деятельность как способ развития человека. 363 Глава XVII. философские проблемы культуры... 370 1. Методологические основания философского изучения культуры. 370 2. Становление проблематики культуры в истории философии. 371 3. Проблемы культуры в философии ХХ века. 378 4. Определение культуры как теоретическая проблема. 380 Глава XVIII. философская антропология.. 383 1. Основные подходы к пониманию человека. 385 2. Философская антропология XX века. 389 Глава XIX. личность как социальное измерение человека.. 404 1. Понятие личности в современной философии. 405 2. Деятельностная концепция личности. 411 3. Духовный мир личности и становление индивидуальности. 417 4. Самореализация и самоактуализация личности. 425 Глава XX. общество в историческом развитии.. 433 1. Единство и многообразие исторического процесса. 434 Формация и цивилизация. 434 2. Основные исторические типы цивилизаций. 440 3. Кризис техногенной цивилизации и проблема исторического синтеза. 446 Глава XXI. циклическая концепция истории (философия жизни.. 452 и историософия о. шпенглера) 452 1. Философия жизни О. Шпенглера. 453 2. Историософия О. Шпенглера. 460 Глава XXII. актуальные проблемы развития российского общества.. 468 1. История России в контексте теории цивилизаций. 468 2. Русская культура как фактор синтеза цивилизаций. 476 3. Россия в глобализирующемся мире. 481 Глава XXIII. общественный прогресс и проблема социального идеала.. 490 1. Концепции общественного прогресса. 490 2. Противоречивость общественного прогресса. 495 3. Проблема критерия общественного прогресса. 499 4. Социальный идеал как фактор общественного прогресса. 506
Предлагаемое учебное пособие написано на основе требований Государственного образовательного стандарта по дисциплине «философия» Как показало время, предыдущее издание (Философия: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004) нашло своего читателя, было востребовано и успешно использовалось студентами и аспирантами университета при изучении философии — при подготовке к семинарским занятиям, сдаче зачетов и экзаменов. Второе издание пособия дополнено рядом новых глав. Основной его замысел состоит в следующем: не претендуя на систематическое изложение всех обязательных для изучения тем, пособие может служить дополнительным источником информации по отношению В первой части пособия дается представление о предмете, структуре, функциях философии как науки и характеризуются ее основные исторические типы и направления. Авторы сознательно отказались от историко-хронологического подхода к философскому процессу, поскольку в пределах относительно небольшого объема пособия это неизбежно вылилось Отбор основных исторических типов, представленный в пособии, В разделе втором дано изложение основных проблем онтологии и гносеологии. Вопросы онтологии излагаются достаточно традиционно, как это принято в большинстве учебников и учебных пособий. Цель авторов пособия — дать доступное (но не упрощенное) изложение этих вопросов, учитывающее современные наработки в науке. Иными соображениями руководствовался авторский коллектив при рассмотрении проблем гносеологии. Учитывая тот факт, что общие проблемы гносеологии достаточно полно и квалифицированно изложены во многих учебниках и учебных пособиях (например, в учебном пособии П. В. Алексеева и А. В. Панина «Теория познания и диалектика»), авторы данной работы ограничились самой общей характеристикой познавательного процесса. Основное внимание было уделено рассмотрению форм (или видов) познания: экономическому, художественному, историческому. Причем и здесь изложение проблем ведется в разной манере. При характеристике художественного Раздел третий посвящен проблемам социальной философии. В ней отбор проблем обусловлен следующими соображениями. Отсутствие в пособии раздела, посвященного историко-философскому обзору концепций общества, в некоторой степени компенсируется рассмотрением основных парадигм социальной философии, каждая из которых представляет собой не только определенный исторический этап в понимании сущности и природы человеческого общества, но и сохраняет в современных условиях значение успешно развивающейся конкурирующей теории. Системообразующими факторами общества в целом, его сфер и разнообразных феноменов являются, как известно, человеческая деятельность и культура, рассмотрению которых посвящены соответствующие главы. Проблема человека представлена одним из ведущих направлений — философской антропологией, а также характеристикой личности как социального измерения человека. Заключительные главы пособия посвящены философии истории (формационной и цивилизационной концепциям общества, специфике современного развития России, факторам синтеза цивилизаций, общественному прогрессу и его критериям). Наконец, отметим следующее: поскольку разные главы написаны различными авторами, это не могло не сказаться на манере подачи материала. Иногда автор строго придерживается традиционного академического стиля изложения, в других главах присутствуют явные элементы публицистики, в третьих — отдается предпочтение проблемному изложению вопроса, способствующему, как мы надеемся, активизации творческого мышления студента. Читатель также может обратить внимание на то, что
раздел І. философия и ее исторические формы Date: 2015-09-22; view: 566; Нарушение авторских прав |