Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Высшее педагогическое образование первой половины XX века за рубежом





Материал по данной теме раскрыть на примере одной из стран. Если рассмат­ривать высшее образование на примере Германии, то следует обратить внимание, что школьная система, сформировавшаяся еще в XIX в. просуществовала с незначи­тельными изменениями до 1933 г. С созданием Германской империи (1871) органи­зация народного образования осталась в ведении отдельных земель, но над школами всех типов установлен общий надзор. Его вело Министерство культов, образования и здравоохранения. В 1872 изданы «Общие положения о народных школах и подготов­ке учителей», которыми предусматривалось открытие многоклассных школ, в т.ч. и в сельской местности. Её главной особенностью был дуализм образования: народная школа, начальные и средние профессиональные учебные заведения для детей трудя­щихся и гимназии и университеты преимущественно для детей из привилегирован­ных слоев общества.

В 1922 вместо учительских семинарий учреждены педагогические академии. В 1931 в Пруссии насчитывалось 15 таких академий, в т.ч. 2 католические. В крупных городах открывались педагогические институты, связанные с местным университетом или техническим вузом. Педагогические академии и институты относились к вузам.

С установлением фашистской диктатуры (1933) управление образованием было централизовано и подчинено имперскому Министерству народного просвещения и пропаганды (с 1934 Министерство науки, воспитания и народного просвещения), на­саждавшему фашистскую идеологию.

- В начальной школе сохранялся 8-летний срок обучения, но были введены отдельные классы для успевающих и неуспевающих.

- В средней школе срок обучения сокращён до 8 лет.

- Фашистское правительство усиленно развивало тип так называемой герман­ской старшей школы (возникла в 1925), программа которой отличалась преподавани­ем «в национальном духе».

- Число гимназий, высших реальных училищ значительно сократилось.

- Частные учебные заведения были запрещены.

В 1934 вместо педагогических академий учреждены высшие учительские шко­лы. В 1940 все педагогические вузы упразднены и созданы учебные заведения типа прежних учительских семинарий. Для формирования особой учительской элиты в 1933 открыты «школы Адольфа Гитлера» и «учреждения национально-политического образования» - интернаты со строгим режимом, находившиеся в ведении фашистской партии. Значительно сократился преподавательский состав вузов (на 1/3 к 1938), сни­зилось число студентов (в 1933-39 почти в 2 раза). В 1944 все вузы закрыты. Пропа­ганду фашистских идей вели национал-социалистский союз учителей (основан в 1927), имперская организация преподавателей высшей школы (1936). Для немецких детей с 1936 стало обязательным членство в фашистской организации - гитлерюгенде (основана в 1926).

На востоке Германии в мае 1946 немецкие органы самоуправления земель при­няли «Закон о демократизации немецкой школы», ставивший задачу воспитания под­растающего поколения в духе демократии и гуманности. Провозглашались светский и государственный характер школы, требование научности содержания образования.


Главным звеном народного образования стала основная (8-летняя) школа (возраст де­тей 6-14 лет), обучение в которой было бесплатным. Полная средняя школа (бесплат­ная для детей трудящихся), открывавшая путь в университет, была рассчитана на 12 лет обучения.

С провозглашением ГДР (октябрь 1949) начался переход к общеобразователь­ной системе нового типа, ориентировавшейся на опыт советской школы. «Закон о со­циалистическом развитии народного образования в ГДР» (1959) утвердил политехни­ческое обучение как основу и составную часть образования и воспитания на всех сту­пенях. Была введена 10-летняя (неполная средняя) школа с двумя ступенями: низшей - с 1-го по 4-й класс и промежуточной - с 5-го по 10-й класс (возраст с 6 до 16 лет). Предполагалось, что эта школа должна стать для учащихся соответствующего возрас­та всеохватывающей к 1964 (в действительности это стало возможным только в нача­ле 80-х гг.). С 1951 в вузах введено обязательное преподавание общественных дисци­плин, излагавшихся с позиций марксизма.

В феврале 1965 принят «Закон о единой социалистической системе образова­ния». Система включала: учреждения дошкольного воспитания; обязательную 10-летнюю общеобразовательную школу; профессиональные учебные заведения на базе 10-летнего общего образования; учебные заведения, дающие полное среднее образо­вание: расширенную школу (12 лет обучения), а также профшколы и техникумы; уни­верситеты и отраслевые вузы. В систему входили учреждения по образованию взрос­лых.

Управление образованием было рассредоточено по различным министерствам, однако учебно-воспитательный процесс регламентировался политическими и идеоло­гическими установками Социалистической единой партии Германии (СЕПТ).

Подготовку педагогических кадров до объединения германских государств ве­ли: на базе 10-летней школы - педагогические училища (3 года обучения), педагоги­ческие институты (4 года); на базе расширенной школы - университеты и педагогиче­ские вузы (4 года).

Подготовьте сообщения по высшему педагогическому образованию на примере конкретной страны на выбор. Используйте литературу:

1. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1988.

2. Педагогика народов мира: История и современность / Салимова К.И., ДоддеН.-М., 2001.

3. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. - М., 1993-99.

4. Состояние и тенденции развития педагогического образования в освобо­дившихся странах. -М., 1984.

Тема 8. Советская система высшего педагогического образования во второй половине XX в. Тема 9. Развитие высшего педагогического образова­ния в России в конце XX - начале XXI вв.

Социально-философская подготовка будущих учителей включала в себя изучение истории КПСС, основ диалектического и исторического материализма, политэкономии, основ научного коммунизма (с начала 60-х гг.); факультативно изучались основы марксистско-ленинской этики и эстетики.

Педагогическая и методическая подготовка студентов включала психоло­гию, историю педагогики, педагогику; методику преподавания соответствующего


предмета, школьную гигиену, факультативно изучались спецкурсы по дидактике, теории воспитания, программированному обучению, сравнительной педагогике и др. В соответствии с профилем факультета по каждой специальности устанавли­вался комплекс дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной и педагоги­ческой практикой обеспечивало приобретение студентами знаний и овладение методами научной и практической работы. Изменения в учебных планах педаго­гических вузов по основным специальностям, по существу, были связаны с насы­щением их так называемыми нормативными дисциплинами. Возможности для са­мостоятельной организации учебного процесса, творческого экспериментирова­ния оставались ограниченными.

Радикальные изменения в целях, структуре, содержании и технологии педа­гогического образования стали возможны лишь после Всесоюзного съезда работ­ников народного образования (декабрь 1988). Реформа педагогического образова­ния развернулась с 1990 на фоне деполитизации образования, децентрализации и регионализации управления им, демократизации жизни школы, закреплённых За­коном об образовании (1992; новая редакция 1995). Предстояло решение ряда стратегических задач, отражавших достижения современной педагогической нау­ки, чаяния учительской общественности и насущные социальные потребности страны: разработка новых подходов к педагогическому образованию, обновление содержания и создание обеспечивающей его нормативно-правовой базы, дивер­сификация педагогического образования и развитие соответствующей сети учре­ждений.

Будущий педагог во время обучения проходит стадии «обучаемого», «уча­щегося» и «учащего». Деятельность преподавателя также меняется: от «трансля­тора» знаний и педагогических технологий через работу «мастера», организую­щего совместную деятельность с целью формирования у студентов педагогиче­ских способностей, к позиции «консультанта», проектирующего их собственно педагогическую деятельность. Важная составная часть педагогического образова­ния — создание модели педагога развивающей школы, построенной через опре­деления его деятельностных, когнитивных и личностных характеристик (как тре­бований к специалисту).

Изменение целей подготовки педагогов от ориентации на знание предмета к созданию условий для развития личности ученика повлекло за собой обновление содержания педагогического образования.

В структуре высшего педагогического образования начали реализовываться 3 системы в подготовке педагогов.

Моноуровневая система, традиционная для российского высшего образова­ния, складывалась на протяжении десятилетий. Она ориентирована на подготовку специалиста для одного определённого вида профессиональной деятельности. Образовательная функция системы играет вспомогательную роль по отношению к профессиональной подготовке. Срок обучения, в зависимости от специальности, от 4 до 6 лет.

В многоступенчатой системе несколько расширены возможности для полу­чения высшего образования на основе базового профессионального. Многие педа­гогические вузы составили совместные учебные планы с однопрофильными учи-


лищами, что позволяет их выпускникам продолжать обучение в вузе, начиная со 2-го или 3-го курса. Срок обучения при последовательном прохождении всех сту­пеней — от 7 до 11 лет.

Многоуровневая система, соответствующая условиям непрерывного обра­зования, в педагогических вузах России начала распространяться с 1990. Она по­зволяет реализовать принцип гуманизации образования не только формированием содержания учебных курсов, но и ориентацией на потребности студентов, предос­тавляя им возможности для достижения индивидуальных профессиональных це­лей. При многоуровневой системе в содержании педагогического образования выделяется 2 блока: 1) общекультурный и общенаучный; 2) профессионально-образовательный. Студент имеет возможность выбора: вначале — направления, по завершении начального этапа педагогического образования — профиля и ши­роты профессиональной подготовки, а в последний период обучения — специализации.

Проработайте основные документы, законспектируйте их: «О ходе пере­стройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению», «Об образовании» (Закон РФ), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

Date: 2015-09-22; view: 425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию