Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Высшее педагогическое образование первой половины XX века за рубежомМатериал по данной теме раскрыть на примере одной из стран. Если рассматривать высшее образование на примере Германии, то следует обратить внимание, что школьная система, сформировавшаяся еще в XIX в. просуществовала с незначительными изменениями до 1933 г. С созданием Германской империи (1871) организация народного образования осталась в ведении отдельных земель, но над школами всех типов установлен общий надзор. Его вело Министерство культов, образования и здравоохранения. В 1872 изданы «Общие положения о народных школах и подготовке учителей», которыми предусматривалось открытие многоклассных школ, в т.ч. и в сельской местности. Её главной особенностью был дуализм образования: народная школа, начальные и средние профессиональные учебные заведения для детей трудящихся и гимназии и университеты преимущественно для детей из привилегированных слоев общества. В 1922 вместо учительских семинарий учреждены педагогические академии. В 1931 в Пруссии насчитывалось 15 таких академий, в т.ч. 2 католические. В крупных городах открывались педагогические институты, связанные с местным университетом или техническим вузом. Педагогические академии и институты относились к вузам. С установлением фашистской диктатуры (1933) управление образованием было централизовано и подчинено имперскому Министерству народного просвещения и пропаганды (с 1934 Министерство науки, воспитания и народного просвещения), насаждавшему фашистскую идеологию. - В начальной школе сохранялся 8-летний срок обучения, но были введены отдельные классы для успевающих и неуспевающих. - В средней школе срок обучения сокращён до 8 лет. - Фашистское правительство усиленно развивало тип так называемой германской старшей школы (возникла в 1925), программа которой отличалась преподаванием «в национальном духе». - Число гимназий, высших реальных училищ значительно сократилось. - Частные учебные заведения были запрещены. В 1934 вместо педагогических академий учреждены высшие учительские школы. В 1940 все педагогические вузы упразднены и созданы учебные заведения типа прежних учительских семинарий. Для формирования особой учительской элиты в 1933 открыты «школы Адольфа Гитлера» и «учреждения национально-политического образования» - интернаты со строгим режимом, находившиеся в ведении фашистской партии. Значительно сократился преподавательский состав вузов (на 1/3 к 1938), снизилось число студентов (в 1933-39 почти в 2 раза). В 1944 все вузы закрыты. Пропаганду фашистских идей вели национал-социалистский союз учителей (основан в 1927), имперская организация преподавателей высшей школы (1936). Для немецких детей с 1936 стало обязательным членство в фашистской организации - гитлерюгенде (основана в 1926). На востоке Германии в мае 1946 немецкие органы самоуправления земель приняли «Закон о демократизации немецкой школы», ставивший задачу воспитания подрастающего поколения в духе демократии и гуманности. Провозглашались светский и государственный характер школы, требование научности содержания образования. Главным звеном народного образования стала основная (8-летняя) школа (возраст детей 6-14 лет), обучение в которой было бесплатным. Полная средняя школа (бесплатная для детей трудящихся), открывавшая путь в университет, была рассчитана на 12 лет обучения. С провозглашением ГДР (октябрь 1949) начался переход к общеобразовательной системе нового типа, ориентировавшейся на опыт советской школы. «Закон о социалистическом развитии народного образования в ГДР» (1959) утвердил политехническое обучение как основу и составную часть образования и воспитания на всех ступенях. Была введена 10-летняя (неполная средняя) школа с двумя ступенями: низшей - с 1-го по 4-й класс и промежуточной - с 5-го по 10-й класс (возраст с 6 до 16 лет). Предполагалось, что эта школа должна стать для учащихся соответствующего возраста всеохватывающей к 1964 (в действительности это стало возможным только в начале 80-х гг.). С 1951 в вузах введено обязательное преподавание общественных дисциплин, излагавшихся с позиций марксизма. В феврале 1965 принят «Закон о единой социалистической системе образования». Система включала: учреждения дошкольного воспитания; обязательную 10-летнюю общеобразовательную школу; профессиональные учебные заведения на базе 10-летнего общего образования; учебные заведения, дающие полное среднее образование: расширенную школу (12 лет обучения), а также профшколы и техникумы; университеты и отраслевые вузы. В систему входили учреждения по образованию взрослых. Управление образованием было рассредоточено по различным министерствам, однако учебно-воспитательный процесс регламентировался политическими и идеологическими установками Социалистической единой партии Германии (СЕПТ). Подготовку педагогических кадров до объединения германских государств вели: на базе 10-летней школы - педагогические училища (3 года обучения), педагогические институты (4 года); на базе расширенной школы - университеты и педагогические вузы (4 года). Подготовьте сообщения по высшему педагогическому образованию на примере конкретной страны на выбор. Используйте литературу: 1. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1988. 2. Педагогика народов мира: История и современность / Салимова К.И., ДоддеН.-М., 2001. 3. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. - М., 1993-99. 4. Состояние и тенденции развития педагогического образования в освободившихся странах. -М., 1984. Тема 8. Советская система высшего педагогического образования во второй половине XX в. Тема 9. Развитие высшего педагогического образования в России в конце XX - начале XXI вв. Социально-философская подготовка будущих учителей включала в себя изучение истории КПСС, основ диалектического и исторического материализма, политэкономии, основ научного коммунизма (с начала 60-х гг.); факультативно изучались основы марксистско-ленинской этики и эстетики. Педагогическая и методическая подготовка студентов включала психологию, историю педагогики, педагогику; методику преподавания соответствующего предмета, школьную гигиену, факультативно изучались спецкурсы по дидактике, теории воспитания, программированному обучению, сравнительной педагогике и др. В соответствии с профилем факультета по каждой специальности устанавливался комплекс дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной и педагогической практикой обеспечивало приобретение студентами знаний и овладение методами научной и практической работы. Изменения в учебных планах педагогических вузов по основным специальностям, по существу, были связаны с насыщением их так называемыми нормативными дисциплинами. Возможности для самостоятельной организации учебного процесса, творческого экспериментирования оставались ограниченными. Радикальные изменения в целях, структуре, содержании и технологии педагогического образования стали возможны лишь после Всесоюзного съезда работников народного образования (декабрь 1988). Реформа педагогического образования развернулась с 1990 на фоне деполитизации образования, децентрализации и регионализации управления им, демократизации жизни школы, закреплённых Законом об образовании (1992; новая редакция 1995). Предстояло решение ряда стратегических задач, отражавших достижения современной педагогической науки, чаяния учительской общественности и насущные социальные потребности страны: разработка новых подходов к педагогическому образованию, обновление содержания и создание обеспечивающей его нормативно-правовой базы, диверсификация педагогического образования и развитие соответствующей сети учреждений. Будущий педагог во время обучения проходит стадии «обучаемого», «учащегося» и «учащего». Деятельность преподавателя также меняется: от «транслятора» знаний и педагогических технологий через работу «мастера», организующего совместную деятельность с целью формирования у студентов педагогических способностей, к позиции «консультанта», проектирующего их собственно педагогическую деятельность. Важная составная часть педагогического образования — создание модели педагога развивающей школы, построенной через определения его деятельностных, когнитивных и личностных характеристик (как требований к специалисту). Изменение целей подготовки педагогов от ориентации на знание предмета к созданию условий для развития личности ученика повлекло за собой обновление содержания педагогического образования. В структуре высшего педагогического образования начали реализовываться 3 системы в подготовке педагогов. Моноуровневая система, традиционная для российского высшего образования, складывалась на протяжении десятилетий. Она ориентирована на подготовку специалиста для одного определённого вида профессиональной деятельности. Образовательная функция системы играет вспомогательную роль по отношению к профессиональной подготовке. Срок обучения, в зависимости от специальности, от 4 до 6 лет. В многоступенчатой системе несколько расширены возможности для получения высшего образования на основе базового профессионального. Многие педагогические вузы составили совместные учебные планы с однопрофильными учи- лищами, что позволяет их выпускникам продолжать обучение в вузе, начиная со 2-го или 3-го курса. Срок обучения при последовательном прохождении всех ступеней — от 7 до 11 лет. Многоуровневая система, соответствующая условиям непрерывного образования, в педагогических вузах России начала распространяться с 1990. Она позволяет реализовать принцип гуманизации образования не только формированием содержания учебных курсов, но и ориентацией на потребности студентов, предоставляя им возможности для достижения индивидуальных профессиональных целей. При многоуровневой системе в содержании педагогического образования выделяется 2 блока: 1) общекультурный и общенаучный; 2) профессионально-образовательный. Студент имеет возможность выбора: вначале — направления, по завершении начального этапа педагогического образования — профиля и широты профессиональной подготовки, а в последний период обучения — специализации. Проработайте основные документы, законспектируйте их: «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению», «Об образовании» (Закон РФ), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».
|