Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Высшее образование в средневековье и Возрождении





Люди средневековья в школах, как правило, не обучались. К жизни их готовили в семье. Образование называлось "Шегав", образованные люди — "Шегап". Это слово указывало на связь понятия с книгой, текстом, писанием, в первую очередь Священ­ным Писанием. Книги учили самой главной науке — спасению души. Но только вла­дея латынью, человек мог читать Писание, мог достичь подлинных знаний.

Фактически европейские и российские современные университеты, гимназии, школы уходят своими корнями в средневековье. Они — прямые потомки тех заведе­ний, что были созданы для подготовки священников и монахов. Школьным делом ве­дала церковь, и она стремилась сохранить эту власть до конца средневековья.

Итак, образование и школа были неразрывно связаны с верой и церковью. Это исключительно средневековая черта: в античную эпоху и в новое время все было ина­че.

Культурный подъем XII в. также называют возрождением. Быть может, более обоснованно, чем предыдущие "возрождения". Ведь теперь судьбы образованности определялись не удачей и амбициями императоров, а динамикой развития всего об­щества. Европа высокого средневековья переживала неслыханный подъем.

Для взаимопомощи студенты и магистры создавали союзы. Корпорация ма­гистров и студентов судила своих членов, решала вопросы преподавания, следила за правильностью выдачи лицензий. Такие корпорации назывались "университе-


тами". Собственно университетами первоначально назывались также союзы го­рожан, союзы ремесленников и прочие, но термин этот сохранился впоследствии лишь за объединением магистров и студентов. Грозным оружием в руках универ­ситетов была сецессия: в случае конфликта с местными властями студенты и ма­гистры покидали этот город и переселялись в более благоприятные места. Потеря университета ощутимо подрывала престиж властей и наносила значительный экономический ущерб. К концу средних веков вся Европа была охвачена сетью университетов (их было уже около восьмидесяти). Сформировалась единая обра­зовательная система разных уровней. Она оставалась еще связанной с церковью, но приобретала все более светский характер. Новые формы образованности и но­вые знания хоть и медленно, но все же проникали в университеты (особенно в Италии и Германии). Университеты становились во главе движений за нацио­нальную культуру, но при этом сохраняли единое университетское образователь­ное пространство Европы.

Эпоха Возрождения охватывает период с конца XV в. по первые десятиле­тия XVII в. С XIX применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился фран­цузский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскую речь.

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры связана с переменами в жизни общества, с усложнениями и противоре­чиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему новому вре­мени. Традиционная система феодальных отношений переживает кризис и транс­формируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в был отмечен широкомасштабны­ми общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы.

Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием нового типа государственности - абсолютной монархии, а также в результате межконфессиональной борьбы, вызванной Реформацией и по­следовавшей за ней Контрреформацией. Мощным фактором воздействия не толь­ко на экономику и общественное развитие европейских стран, но и на мировоз­зрение людей этой эпохи стали Великие географические открытия. Они обогатили европейцев знаниями об иных цивилизациях, о многообразии обычаев и традиций народов Америки, Азии, Африки.

Сделав своим девизом обращение к первоисточникам знания, Возрождение в еще небывалых масштабах восстановило во многом утраченные в средние века связи с культурными традициями античности - как христианскими, так и языче­скими, не с одной лишь латинской, но и с древнегреческой культурой.

Главное отличие от предшествующей культурной эпохи заключалось в гу­манистическом взгляде на человека и окружающий мир, в складывании научных основ гуманитарных знаний, в зарождении опытного естествознания, в особенно­стях художественного содержания и языка нового искусства, наконец, в утвер­ждении прав светской культуры на самостоятельное развитие.

В центре внимания гуманистов стояло «земное царство человека», образ творца собственной судьбы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессан-


ской культуры. Она утверждала величие человека, силу его разума, воли, высокое предназначение в мире.

Сложился новый комплекс гуманитарных дисциплин (зшсНа Ьшпапкайз). Он включал помимо грамматики и риторики, традиционные для средневековой сис­темы образования, филологию, поэтику, историю, этику и педагогику. Данный комплекс гуманитарных дисциплин, по мнению гуманистов, направлен на изуче­ние проблем человека, в противовес наукам о божественном, составляющим ос­нову средневековой схоластической системы знаний.

Законспектируйте:

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Уч. для вузов / Под ред. Л.М.Брагиной. - М.: Высшая школа, 1999 (с.29-32, 90-93, 117-119,214-216).

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в ли­цах и текстах: Уч.пос. / Сост. и отв.ред. В.Г.Безрогов. - М.: РОУ, 1996 (раздел 2).

Date: 2015-09-22; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию